Международный аэропорт Сочи | ||
Логотип аэропорта "Сочи" |
||
Страна: Регион: |
Российская Федерация Краснодарский край |
|
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
УРСС (URSS) AER |
|
Высота: | +27 м
|
|
Пассажирооборот (год): | ▲ 2,086 млн (2011)[1] | |
Местное время: | UTC +4 | |
Время работы: | круглосуточно | |
Эксплуатант: | ГУП «Аэропорт Сочи» | |
Сайт: | basel.aero | |
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
06/24 | 2890x45 м | цементобетон |
02/20 | 2500x49 м | цементобетон |
Список аэропортов |
Со́чи (А́длер) (IATA: AER, ICAO: URSS) — аэропорт города Сочи, Краснодарский край. Крупнейший узел местных и международных авиалиний в Южном Федеральном округе России (наряду с краснодарским). Обслуживает крупнейший российский курорт, его агломерацию (включая Туапсе), прочие тяготеющие территории и Абхазию с общим постоянным населением более 700 тыс.чел.
Аэропорт занимает в стране 8-е место по пассажирообороту (2,086 млн пассажиров) после трёх московских (Домодедово, Шереметьево и Внуково), санкт-петербургского (Пулково), екатеринбургского (Кольцово), новосибирского (Толмачёво) и краснодарского (Пашковский).
Эксплуатантом аэропорта является ОАО «Междунаро́дный аэропо́рт Со́чи». Входит в авиационный холдинг Базэл Аэро.
Содержание |
Аэропорт образован приказом Главного Управления гражданского воздушного Флота 23 ноября 1945 года (лётное поле построено на месте ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец» 8 июля-1 сентября 1941 для защиты Черноморского побережья во время Великой Отечественной войны). В 1956 году были построены здание аэровокзала (ныне старое здание) и взлётно-посадочная полоса ВПП-1. За 1957 аэропортом было отправлено около 35 тысяч пассажиров и 1 тысяча тонн грузов. С 1960 по 1965 построены пассажирский и багажный павильоны, гостиница на 200 мест, радионавигационные и посадочные системы. Постоянно рос пассажиропоток через аэропорт. В 1965 было отправлено свыше 902 тысяч пассажиров, в 1990 — 2 миллиона 300 тысяч. В августе 1966 аэропорт за высокие показатели в работе был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 2009 году введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала в стиле хай-тек. Всего за весь период работы аэропортом отправлено свыше 60 миллионов пассажиров. В международном секторе аэропорта находится магазин duty-free.
В 1981 начались регулярные рейсы за рубеж: из Сочи в Братиславу, Будапешт, Прагу. Позднее открылось множество рейсов на Ближний Восток и в Западную Европу.
Президент РФ Владимир Путин указом от 3 мая 2006 г N456 исключил аэропорт Сочи из перечня стратегических предприятий, ранее утверждённого указом от 4 августа 2004 г. N1009. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России на заседании 29 августа 2006 г зарегистрировала выпуск и отчет об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Международный аэропорт Сочи» на общую сумму 1 млрд 142 млн 035 тыс. 400 руб. Размещение проходило путём приобретения акций акционерного общества Российской Федерацией при преобразовании в ОАО государственного предприятия в процессе приватизации. Количество ценных бумаг выпуска — 11 млн 420 тыс. 354 шт, номинальная стоимость каждой акции — 100 руб. Выпуску присвоен государственный регистрационный номер 1-01-55219-E. Взлетно-посадочная полоса не является имуществом, подлежащим приватизации, и находится в аренде у аэропорта.
Правительство РФ распоряжением от 16 сентября N1301-р включило 100% акций ОАО «Международный аэропорт Сочи» в программу приватизации федерального имущества на 2006 г.[2] Российский фонд федерального имущества 20 ноября 2006 г. провел аукцион по продаже 100% акций OAO «Международный аэропорт Сочи». Победителем аукциона стало ООО «Стратегия-Юг» — структура, аффилированная с БазЭл («Базовый Элемент», до 2001 года — группа «Сибирский алюминий»), заплатившая 5 миллиардов 503 миллиона 665 тысяч рублей.[3] Аэропорт в Сочи стал четвёртым на юге России для Русско-Азиатской инвестиционной компании (РАИнКО, реальный владелец — Олег Дерипаска). К этому времени компания уже управляла через холдинг «Аэропорты Юга» тремя аэропортами — в городах Краснодаре (аэропорт Пашковский), Анапе и строившимся ещё в то время в Геленджике.[4] В июле 2007 «Базэл» за $10 млн приобрел ЗАО «Сочи-авиа-инвест» — владельца 65% топливо-заправочного комплекса аэропорта Сочи.[5]
1946 | 1957 | 1961 | 1965 | 1990 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0,017 | ▲ | 0,035 | ▲ | 0,469 | ▲ | 1,566 | ▲ | 2,279 | ▼ | 1,223 | ▲ | 1,346 | ▲ | 1,612 | ▼ | 1,579 | ▼ | 1,485 | ▲ | 1,921 | ▲ | 2,086 |
Аэродром Сочи 1 класса, имеет две искусственные взлётно-посадочные полосы, сеть рулёжных дорожек общей протяжённостью 4310 м при ширине 40,5 м, перрон и места стоянок общей площадью 218 тыс.кв.м. Особенностью аэродрома является то, что из-за наличия естественных препятствий (гор) к северу и северо-востоку от аэродрома, взлёт и посадка производятся только с одной стороны — со стороны моря, что осложняет эксплуатацию аэродрома при северных и северо-восточных ветрах (а при сильных ветрах этих направлений эксплуатация аэродрома невозможна).
В 2010 году планировалось удлинить взлетную полосу до 3,5 км, с перекрытием реки Мзымта шириной 300м[7], при этом количество обслуживаемых самолётов должно было увеличиться с 18 до 24 машин в час.
Аэропорт Сочи сертифицирован Авиационным регистром МАК на пригодность к международным полётам, годен к эксплуатации воздушных судов Airbus A310, Airbus A319, Airbus A320, Боинг 727, Боинг 737, Боинг 757, Боинг 767, Bombardier CRJ 200, Fokker 70, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Як-40, Як-42 и других самолётов III и IV классов. С 2007 принимает самолёты всех типов.
Пропускная способность аэровокзального комплекса — 750 пасс./час. Новое здание аэровокзала построено в 1989—2007. Имеет 3 этажа общей площадью 57 000 кв.м и является одним из крупнейших в России. Коридор длиной 440 метров и 10 телетрапов для прохода на посадку. Возможность парковки более 1000 автомобилей. Пропускная способность — 2500 пассажиров в час.[8] На данный момент аэропорт обслуживает и внутренние и международные рейсы.
Кроме такси, маршрутных такси и автобусов, новое здание аэропорта связано с городом линией железной дороги, строительство платформы Аэропорт Сочи и эстакады которой были начаты в 2009. 15 февраля 2012 года на этой линии начали курсировать электропоезда «аэроэкспресс», которые стали возить пассажиров между вокзалом Сочи, через вокзал Адлер и аэропортом Сочи. Пока действует четыре рейса в день в каждом направлении[9]. Тестирование скоростных поездов «Ласточка (Дезиро)» запланировано на декабрь 2011 года.[10]
От (From) | До (To) | ---> | <--- |
Автовокзал | AER | 105, 125 | 105, 125 |
Адлерский рынок | AER | 51 | 51 |
Красная Поляна | AER | 105, 135 | 105, 135 |
Форелеводческое хозяйство | AER | 130 | 130 |
Галицыно | AER | 131 | 131 |
Железнодорожный вокзал «Адлер» — Железнодорожный вокзал «Сочи» | AER | аэроэкспресс; c 2009 велось строительство эстакады и платформы городской электрички, движение открыто 15 февраля 2012 | |
Железнодорожный вокзал «Адлер» — Олимпийский парк (строится) | AER | олимпийский экспресс; в 2009 начато строительство эстакады и платформы городской электрички | |
Железнодорожный вокзал «Адлер» — Альпика-Сервис (строится) | AER | олимпийский экспресс; в 2009 начато строительство эстакады и платформы городской электрички |
Авиакомпании | Назначения |
---|---|
Air Moldova | Кишинёв[11] |
Nordstar Airlines | Минеральные Воды[12], Норильск[13] |
Авиалинии Кубани | Краснодар[14], Москва-Внуково[14][15] |
Авиалинии Мордовии | Саранск[16] |
Ак Барс Аэро[17] | Астрахань[18], Бугульма, Казань[19], Нижнекамск, Нижний Новгород[20], Пенза[21], Уфа[22], Челябинск[23] |
АэроСвит | Киев (с 06.06.2012)[24] |
Белавиа | Сезонные рейсы: Минск[25] |
ВИМ-Авиа[26] | Москва-Домодедово, Душанбе[27], Худжанд[28] |
Донавиа[29] | Волгоград[30], Душанбе, Ереван, Санкт-Петербург[31], Ташкент |
Ижавиа | Ижевск[32] |
ИрАэро | Иркутск[33], Омск[34] |
Нордавиа | Архангельск[35], Мурманск[36], Сыктывкар[37] |
Оренбургские авиалинии[38] | Барнаул, Кемерово[39], Омск, Оренбург[40], Пермь[41], Самара, Томск[42], Уфа[22], Челябинск[23] |
Полёт | Белгород[43], Липецк[44] |
Россия | Санкт-Петербург[31][45] |
Саратовские авиалинии[46] | Саратов |
Северсталь | Череповец[47] |
Таджик Эйр | Душанбе[48] |
Трансаэро[49] | Москва-Домодедово[50] |
Узбекские авиалинии | Ташкент[51] |
Уральские авиалинии | Екатеринбург[52], Москва-Шереметьево[53] |
ЮТэйр[54] | Москва-Внуково[15], Нижневартовск[55], Новый Уренгой, Санкт-Петербург[31], Сургут[56], Сыктывкар[37], Тюмень[57] |
Якутия | Москва-Внуково[15], Якутск[58] |
Ямал | Нижневартовск[55], Тюмень[57], Уфа[22], Ханты-Мансийск[59] |
1 октября 1972 в 16:40 самолёт Ил-18, следовавший рейсом Адлер — Москва, потерпел крушение с 108 пассажирами на борту (выживших нет): самолёт разбился о воду на скорости около 300 км/ч и затонул на глубине 600 метров в расщелине, в устье реки Мзымты (расстояние от места крушения до береговой линии около 2 км). Вероятные причины катастрофы: выход из строя топливной системы, двигателей или сердечный приступ у пилота.
В ноябре 1990 самолёт Ту-154, следоваший рейсом Ереван — Сочи — Рига, осуществил посадку без левой стойки шасси.
3 мая 2006 Аэробус A320 авиакомпании Армавиа, направлявшийся в Сочи из Еревана, выполняя заход на посадку, разбился в нескольких километрах от берега. Все 116 человек, находившиеся на борту, погибли.[60]
Аэропорты Краснодарского края | |
---|---|
Международные |
|
Другие |
|
Сочинский воздушный общественный транспорт | |
---|---|
Аэропорты |
Международный аэропорт «Сочи» • Старый сочинский аэродром (закрыт) • Лазаревское (закрыт) |
Вертодромы |
Сочи • Красная Поляна • Аибга • Макопсе |
Авиакомпании, базировавшиеся в Сочи |
Авиаприма (исчезла) • Черномор Авиа (исчезла) |
Сочи (аэропорт).