Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Курумоч (аэропорт)

Курумоч

Здание аэровокзала
Страна:
Регион:
Россия
Самара
Тип: гражданский
Код ИКАО:
Код ИАТА:
УВВВ (UWWW)
СКЧ (KUF)
Высота:
Координаты:
+145 м
53°30′ с. ш. 50°09′ в. д. / 53.5° с. ш. 50.15° в. д. (G) (O)
Пассажирооборот (год): 1,74 млн ([1]
Местное время: UTC +4
Время работы: круглосуточно
Эксплуатант: ОАО «Международный аэропорт Курумоч»
Сайт: airport.samara.ru


Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
05/23 2548х60 м асфальтобетон
15/33 3001х45 м армобетон
Список аэропортов
Курумоч, снимок НАСА

Куру́моч — международный аэропорт города Самары (бывший Куйбышев). Расположен в 35 км к северу от Самары, 45 км к востоку от Тольятти, в 7 км северо-восточнее села Курумоч, в посёлке городского типа Берёза. Являлся базой авиакомпании «Самара» (позднее обанкротившейся). По состоянию на 2012 год эксплуатантом аэропорта является ОАО „Международный аэропорт «Курумоч»“. По итогам 2011 года входит в десятку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку.

Аэродром Курумоч класса Б, пригоден для большинства типов воздушных судов (самолёты Ан-124, Ил-96, Airbus A330, Ту-204, DC-9, McDonnell Douglas MD-90 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов), располагает 50 стояночными местами для воздушных судов разных размеров.

На аэродроме имеется две взлётно-посадочные полосы, оборудованные современными системами посадки по приборам (ILS) по метеоминимуму I категории ИКАО (видимость на ВПП 800 м, высота нижней границы облаков 60 м) на всех направлениях захода на посадку[1] [2].

К 2014 году планируется закончить реконструкцию взлётно-посадочных полос, что позволит аэродрому принимать любые типы воздушных судов без ограничений по массе.

Пассажирский комплекс аэропорта состоит из трех зданий ( терминал прилета международных рейсов, аэровокзал, терминал прилета внутрироссийских рейсов) общей площадью 12 380 м². Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 750 пасс/час, в том числе на внутренних авиалиниях — 600 пасс/час, на международных — 150 пасс/час. Также имеются бизнес-терминал с пропускной способностью 50 пасс/час и грузовой комплекс с пропускной способностью до 200 тонн в сутки общей площадью 3 785 м².

Аэропорт обеспечивает оперативное техническое обслуживание воздушных судов Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26.

Содержание

История и перспективы

Аэропорт построен в конце 1950-х годов в связи с возникшей потребностью эксплуатации современных высотно-скоростных самолётов, требующих ВПП больших размеров; имевшийся на тот момент в Куйбышеве аэропорт Смышляевка не удовлетворял таким требованиям, а возможности расширения аэропорта не было (с севера аэродром Смышляевка ограничен железной дорогой, с юга — поймой реки Самара, с запада — аэродромом Безымянка, с востока — посёлком Смышляевка).

Официальной датой образования аэропорта считается 19 декабря 1957 года, когда был издан приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса «Курумоч». Первым начальником аэропорта «Курумоч» назначен Н. П. Скринский.

К 1960 году аэропорт был построен и допущен к тренировочным полётам на самолётах Ил-18 и Ан-10. С февраля 1961 года в аэропорту стала базироваться отдельная эскадрилья самолётов Ан-10.

27 февраля 1961 года из аэропорта на самолете Ан-10 впервые выполнен рейс Куйбышев — Москва (Шереметьево) с коммерческим грузом на борту.

Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961 года рейсом в аэропорт «Минеральные Воды» на самолёте Ан-10. Вскоре открыты регулярные пассажирские рейсы в Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск.

4 мая 1962 года в соответствии с приказом ГУ ГВФ от 23 апреля 1962 года Приволжским ТУ ГВФ организован 173-й объединенный отряд в составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолетов Ан-10 и одной авиаэскадрильи поршневых самолётов Ил-14 (ранее базировавшейся в аэропорту Смышляевка).

19 июля 1963 года приказом Приволжского ТУ ГВФ 173-й объединенный авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединенный авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта «Куйбышев». В этом же году начата эксплуатация самолётов Ан-12 и Ту-124.

В 1970 году из аэропорта отправлено более 700 тысяч пассажиров и 27 000 тонн груза и почты.

В 1970-е годы в эксплуатацию поступили самолёты Ту-134, Як-40, Ту-154. В 1974 году самолет Ту-154 совершил первый рейс по маршруту Куйбышев-Ленинград ( Пулково). В 1975 году были открыты рейсы 742/741, 746/745 Куйбышев-Москва ( Домодедово)-Куйбышев, которые также выполнялись самолетами типа Ту-154. Они просуществовали до конца 1990-х годов.

В 1986—1988 годы осуществляется реконструкция аэропорта, а также строительство большого числа новых объектов.

В 1986 году завершено строительство второй ВПП, позволившей принимать самолеты Ил-86. По состоянию на конец 1980-х годов в аэропорту базировались 173-й лётный отряд (самолёты Ту-134) и 368-й лётный отряд (самолёты Ту-154, Ил-76, Ан-12).

В 1990 году пассажиропоток аэропорта достиг рекордного уровня в 3,7 млн человек.

В 1992 году аэропорт получил статус международного. В 1993 году был построен и введен в действие первый международный терминал.

В 2003 году на территории аэропорта открылся современный Бизнес-Терминал.

В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток аэропорта перешагнул полуторамиллионный рубеж.

Под оперативным управлением ОАО «Международный аэропорт „Курумоч“» находится вертодром санатория «Волжский Утёс», реконструированный в 2007 к саммиту «Россия — ЕС». Руководство Курумоча предлагает связать цепочкой вертолетных перевозок местные аэродромы: помимо соб­ственно Курумоча и «Волжского Утеса», это аэродромы Смышляевка и Тольятти. Предполагается использовать также аэродромы государственной авиации: Сызрань (Троекуровка), Бобровка, Кряж, Рождествено, Кинель-­Черкассы, Безенчук. Кроме того, имеется возможность построить вертодромы в других райцентрах области, а также на берегу Волги в черте Самары и в селе Ширяево.[3]

По состоянию на 2010 год в Самарской области имеется около 40 вертолётных площадок, официальным эксплуатантом большинства из них является ОАО «Международный аэропорт „Курумоч“»[4].

Реконструкция аэродрома «Курумоч» за счет федерального бюджета шла с 2007 года и должна была закончиться в 2014 году. В соответствии с областной программой развития пассажирских перевозок предполагалось обеспечить строительство инфраструктуры за счет областного бюджета, а модернизацию аэровокзального комплекса за счет средств инвестора. Предполагалось, что к 2020 году пропускная способность терминалов аэропорта вырастет до 2000 человек в час.[5]

26 августа 2010 г. Указом Президента РФ 50,99 % акций ОАО "Международный аэропорт «Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в собственность Самарской области.[6]
В свою очередь, Правительство Самарской области передало акции подконтрольному ему ОАО «Корпорация развития Самарской области».
Ещё 40,16 % акций «Корпорация развития Самарской области» выкупила у частных инвесторов. В совокупности на конец 2011 года у корпорации было почти 96,2 % акций «Курумоча».[7]
В конце 2011 года ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в ГК «Ренова») выиграло конкурс по реализации инвестиционной программы развития "Международного аэропорта «Курумоч».
17 января 2012 года между «Корпорацией развития Самарской области» и ОАО «Кольцово-Инвест» было подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта «Курумоч», а также его эксплуатации.
С целью реализации данного проекта инвестор создал ЗАО «Курумоч-Инвест», которое 31 мая 2012 г. приобрело 71,1773 % акций ОАО "Международный аэропорт «Курумоч», принадлежащих ОАО «Корпорация развития Самарской области». После исполнения инвестиционных обязательств, как ожидается, инвестор сможет дополнительно приобрести 25,0114 % акций аэропорта[8].
В соответствии с соглашением планируется до конца 2014 г. построить новый пассажирский терминал площадью 35 тыс. кв. м.
Согласно второму этапу инвестиционной программы (период с 2015 до 2018 г.) терминал будет расширен до 60 тыс. кв. м. (пропускная способность терминала составит более 3,5 млн чел. в год), а также будут построены новая гостиница, бизнес центр, многоуровневая парковка и железнодорожный терминал[9].
В развитие аэропорта планируется вложить более 12,3 млрд руб. в ценах 2011 года, из которых от 4 до 5 млрд руб. будут инвестированы до конца 2014 года.

Собственники и руководство

Генеральный директор — Шварц Леонид Семенович. С 29 июня 2012 г. Ульянов Николай Владимирович, который в настоящее время также занимает должность генерального директора ОАО «Кольцово-Инвест».

Основные акционеры ОАО "Международный аэропорт «Курумоч»[10]:

Авиалинии и направления

Регулярные и сезонные рейсы в летнем расписании 2012 года:

Авиакомпании Направления
Air Astana Алма-Ата
Армавиа Ереван (Звартноц)
Аэрофлот Москва (Шереметьево)
Газпром авиа Москва (Внуково)
Europe Airpost Париж (Шарль Де Голль)
FlyDubai Дубай
ИрАэро Иркутск, Новосибирск
Lufthansa (Люфтганза) Франкфурт
Мирнинское АП АК «Алроса» Новосибирск
Оренбургские авиалинии Анапа, Нижневартовск, Сочи
Россия Санкт-Петербург (Пулково)
РусЛайн Екатеринбург, Краснодар, Нижневартовск
Сибирь (S7 Airlines) Москва (Домодедово)
Tajik Air (Таджик Эйр) Душанбе, Худжанд
Таймыр (NordStar Airlines) Ереван (Звартноц), Красноярск, Норильск (Алыкель), Ростов-на-Дону
Трансаэро Барселона, Москва (Домодедово), Пафос (Кипр)
Uzbekistan Airways (Узбекистон хаво йуллари) Ташкент
Ukraine International Airlines (Международные Авиалинии Украины) Киев (Борисполь)
Уральские авиалинии Бургас, Варна, Дубай, Душанбе, Екатеринбург, Ереван (Звартноц), Ларнака, Нижневартовск, Новосибирск, Ош, Сочи, Ташкент, Тиват, Худжанд
Czech Airlines (Чешские аэролинии) Карловы Вары, Прага
ЮТэйр (UTair) Баку, Екатеринбург, Мин. Воды, Москва (Внуково), Н. Новгород, Сургут, Тель-Авив
Ямал Анапа, Сочи

Чартерные рейсы на лето 2012 г:

Авиакомпания Направления
Astra Airlines Салоники
Кубань Анталия, Барселона, Ираклион, Кос
Оренбургские Авиалинии Анталия, Барселона, Даламан, Ираклион, Монастир, Пула, Родос, Хургада, Шарм-эль-Шейх
Татарстан Римини, Хургада
Ukraine International Airlines (Международные Авиалинии Украины) Симферополь
Уральские Авиалинии Анталия, Римини
ЮТэйр (UTair) Хургада

Показатели деятельности

Год Пассажиропоток
2000 805 000
2001 840 000
2002 876 000
2003 914 000
2004 1 001 783
2005 1 040 250
2006 1 218 954
2007 1 393 828
2008 1 457 346
2009 1 306 092
2010 1 570 911
2011 1 740 641
7 мес. 2012 1 038 146

Авиационные происшествия

Серьёзные авиационные происшествия происходили в аэропорту Курумоч в среднем один раз в 21 год, всего погибло 105 человек.

Катастрофа 8 марта 1965

8 марта 1965 в аэропорту Курумоч потерпел катастрофу самолёт Ту-124В, принадлежавший Приволжскому УГА (Аэрофлот), выполнявший рейс № 513 Куйбышев — Ростов-на-Дону (на борту находилось 39 человек). Самолетом управлял КВС-стажёр и проверяющий, а КВС и второй пилот в управлении самолетом участия не принимали и находились в салоне. Вскоре после отрыва самолёта от ВПП при наборе высоты в условиях сильного снегопада пилоты потеряли ориентировку, самолёт начал падать, при ударе о землю ящики из переднего грузового отсека (расположен на палубе прямо у пассажирского люка) вылетели и убили пилотов. Самолет столкнулся с поверхностью земли в заснеженном поле на удалении 2300 м от центра ВПП. Столкновение произошло сначала левой плоскостью, затем носовой частью. Самолет был разрушен, пожара не возникло. Всего погибло 30 человек (9 членов экипажа и 16 пассажиров погибли на месте, 5 пассажиров скончались в больнице).

Самолёт Ту-124В, бортовой номер СССР-45028, в эксплуатации находился с 31 июля 1962 по 8 марта 1965.

Катастрофа 20 октября 1986

20 октября 1986 года в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч при посадке потерпел катастрофу самолет Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный. Самолет произвел посадку с большим тангажом и повышенной скоростью. Шасси сломались от удара о ВПП, машина легла на брюхо, и её около 300 м несло по инерции, после чего она перевернулась через правую консоль крыла и встала вверх шасси. От удара фюзеляж самолета переломился надвое, из разрушенных топливных баков полилось топливо, и возник пожар. Из 93 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека (всего погибло 69 человек, из них на месте катастрофы 58, в больницах скончалось 11 человек). Причиной авиакатастрофы послужили грубые нарушения техники пилотирования командиром воздушного судна: он поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую (по одним только показаниям приборов) и выполнял посадку, закрыв окна кабины шторками.

Катастрофа 17 марта 2007

17 марта 2007 года в 09.40 по московскому времени в аэропорту Курумоч при посадке потерпел катастрофу самолёт Ту-134АК с регистрационным номером RA-65021 компании UTair, следовавший рейсом № 471 из Сургута в Белгород с промежуточной посадкой в Самаре с 7 членами экипажа и 50 пассажирами на борту. Не дотянув 400 м до взлётно-посадочной полосы, самолёт ударился стойками шасси о землю, проехал ещё около 500 м в сторону от полосы, перевернулся через левую консоль крыла и развалился на части. В результате 6 человек погибли, 27 госпитализированы. По выводам комиссии происшествие стало возможным «в результате организационно-технологических и процедурных недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа»[11].

Самолёт Ту-134АК, бортовой номер RA-65021, эксплуатант — UTair (ТюменьАвиаТранс — ТАТ), в эксплуатации был с 20 июня 1976 по 17 марта 2007 (30 лет 9 месяцев), первый полет — 1976, дата выпуска — 30 мая 1976. Статистика по эксплуатации: 95 час. в месяц, средний налёт 14,1 рейсов в неделю, 1,6 час. — средняя продолжительность рейса.

Наземное транспортное сообщение

Из способов проезда из аэропорта в Самару, Тольятти и в обратном направлении доступны следующие автобусные маршруты[12]:

Номер маршрута Стоимость проезда Время в пути
652 (Самара — Аэропорт «Курумоч» — Тольятти) в Самару 58 руб. 1 час 15 минут
в Тольятти 93 руб. 1 час 30 минут
78 («Барбошина Поляна» — пос. Берёза) 12-15 руб. 50-70 минут
392 (Совхоз «Молодая Гвардия» — пос. Берёза) 50 руб. 50-70 минут от Барбошиной Поляны

Маршрут № 137 от ЦАВ Самара в настоящее время отменен.

В аэропорт из Самары можно добраться также на такси за 600—1500 рублей.

18 октября 2008 было открыто регулярное железнодорожное сообщение между вокзалом города Самара и аэропортом Курумоч.[13] Ежедневно выполнялось 6 рейсов электропоездов по расписанию с остановками на станциях «Безымянка» и «Средневолжская». Время в пути составляло 1 час 15 мин, стоимость проезда 100 рублей в одну сторону. Отправление электропоезда осуществлялось с железнодорожной платформы близ аэропорта. От терминала прилёта внутрироссийских рейсов за 15 минут до времени отправления электропоезда отправлялся автобус. Прибывшие в аэропорт пассажиры также доставлялись от платформы до здания аэровокзала на автобусах. В 2009 году курсирование электропоездов в аэропорт было прекращено по причине убыточности (загрузка электропоездов составляла обычно 20-30 пассажиров).

Спорт

В 1970-х годах в аэропорту Курумоч появилась собственная футбольная команда, которая называлась «Лайнер». В 1990-х годах команда была переименована в «Полет», а в 2006 году была официально зарегистрирована как футбольный клуб «Полёт»[14].

См. также

Примечания

  1. Международный аэропорт Курумоч - Об аэропорте. // airport.samara.ru. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012. Проверено 12 мая 2012.
  2. Сборник аэронавигационной информации № 11. ЦАИ ГА, 2012.
  3. Стрекозы над Волгой
  4. Сведения о вертодромах и посадочных площадках на территории Приволжского МТУ ВТ Росавиации (по состоянию на 01.07.2010 г.)
  5. «Курумочу» нужна земля
  6. Указ Президента РФ от 26.0810 г. № 1072
  7. Корпорация развития Самарской области почти вшестеро увеличила чистый убыток
  8. Подписано инвестиционное соглашение по проекту развития международного аэропорта «Курумоч». // razvitie63.ru. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012. Проверено 12 мая 2012.
  9. ГК «Ренова» установила контроль над аэропортом «Курумоч»
  10. Списки афиллированных лиц
  11. Результаты расследования Межгосударственного авиационного комитета аварии Ту 134 от 17.03.2007
  12. Международный аэропорт Курумоч
  13. Из Самары в аэропорт стали ходить электропоезда
  14. История ФК «Полёт». // fc-polet.ru. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 16 августа 2012.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Аэропорт Курумоч в справочнике Aviapages.ru
  • Аэропорт Курумоч на сайте «Общественный транспорт Самарской области»
  • Аэропорт Курумоч — вид из космоса на сайте maps.google.com
  • Аэропорт Курумоч на карте Яндекс. Адреса
  • Схема (кроки) аэродрома Курумоч
  • История аэропорта Курумоч


Курумоч (аэропорт).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24