Аэропорт Ростов-на-Дону | ||
---|---|---|
Код IATA: ROV — Код ICAO: УРРР (URRR) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Ростовская область | |
Тип | гражданский | |
Эксплуатант | ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» | |
Местонахождение | Ростовская область, восточная часть г. Ростов-на-Дону
|
|
Базирующиеся авиакомпании | ||
Высота над уровнем моря | +83,5 м | |
Координаты | ||
Местное время | UTC +4 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
04/22 | 2500х45 | армобетон |
09/27 | 1300х85 | грунт |
Статистика (2011) | ||
Пассажиро- оборот (год) |
▲ 1,716 млн | |
Грузо- оборот (год) |
▲ 5,33 тыс. тонн | |
КВПО (год) | ▲ 21 261 | |
Источники:[1][2] |
Аэропорт Ростов-на-Дону — международный аэропорт города Ростов-на-Дону. Расположен в восточной части города, приблизительно в 8 км от его центра. Единственный международный аэропорт Ростовской области. В 2011 году обслужил 1,716 млн пассажиров[1][2], заняв 9 место по пассажиропотоку среди российских аэропортов в рейтинге Транспортной клиринговой палаты[3] (или 10 место при компиляции данных из официальных пресс-релизов аэропортов).
Аэродром способен принимать самолёты А-310, А-319, А-320, Б-737-400, Б-737-500, Б-737-800, Б-757-200, Б-767-300, CRJ, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
Аэропорт приписки и основная база авиакомпании Донавиа. Также в аэропорту базируется UTair[4].
Содержание |
Аэропорт расположен в административных границах Первомайского района городского округа «Город Ростов-на-Дону» в 9 км к востоку от исторического и делового центра города. Аэродром плотно окружён городской застройкой со всех сторон. В том числе, с севера, юго-запада, юга и востока территория аэродрома ограничена жилыми микрорайонами Ростова-на-Дону Посёлок Пилотов, Фрунзе, Александровка, Кирпичный; с северо-востока на расстоянии 1,2 км от порога ВПП её направление пересекает автодорога III категории и индивидуальная жилая застройка города Аксай.
Ближайший действующий пассажирский аэропорт «Таганрог—Южный» находится в 70 км к западу. Ближайшие негражданские аэродромы:
Аэропорт обслуживает шестой по численности населения (4,3 млн) субъект федерации, Ростовскую область, а также сопредельные территории. Является единственным аэропортом области, имеющим статус международного, и основным (более 99 % пассажирооборота области) из двух пассажирских. Базу пассажиропотока аэропорта формирует густонаселённая агломерация городов Ростов-на-Дону, Таганрог и Шахты, где проживает 2,57 млн человек (60 % населения области), что делает её крупнейшим агломерационным образованием юга России и 4-ым по численности населения в России. Планируется перенос аэропорта из городской черты Ростова-на-Дону ближе к центру Ростовско-Шахтинской агломерации, на свободные земли Грушевского сельского поселения Аксайского района[5] (см. Новый аэропорт).
Аэропорт города Ростов-на-Дону — это обширный комплекс технических средств и сооружений, размещающихся на территории площадью почти в 400 гектаров.
Здание пассажирского терминала построено в 1977 году по нетиповому проекту НИИ «Аэропроект». Со стороны предвокзальной площади терминал напоминает четыре стоящих на отстое самолёта Ту-144, самого современного пассажирского лайнера в СССР на момент проектирования[6].
Пассажирский терминал имеет общую площадь более 17 тыс. м2. Пропускная способность — 600 пассажиров в час в российском секторе и 450 пассажиров в час в международном. В здании аэровокзала есть бизнес-салон и VIP-зал. Также имеются авиа- и железнодорожные кассы, банкоматы, пункт обмена валют, кафе, киоски по продаже сувениров и периодической печати, стойки проката автомобилей и заказа такси.[7]
В терминале находятся представительства авиакомпаний Донавиа, S7 Airlines, UTair, Lufthansa, Austrian Airlines, Turkish Airlines, Россия, SCAT, Глобуc[8].
На привокзальной площади расположены гостиница «Аэропорт» на 60 номеров и автостоянки, оборудованные автоматической пропускной системой и камерами видеонаблюдения.
Обшая площадь грузового терминала — 7,16 тыс. м2, в том числе складских помещений — 4,41 тыс. м2. Терминал оснащён механизированным комплексом обработки грузов и досмотровой техникой. Производственные мощности грузового терминала позволяет обрабатывать до 420 тонн грузов в сутки.
В настоящее время аэродром федерального значения Ростов-на-Дону располагает одной взлётно-посадочной полосой с искусственным покрытием размерами 2500×45 м (ИВПП 04/22), соответствующей классу В по НГЭА и кодовому обозначению 4Д по ИКАО. Классификационное число ВПП — (PCN) 33/R/С/W/T. Максимальная взлётная масса воздушных судов (BC) — 155 т. Взлёт при видимости 200 метров с обоими курсами. На лётном поле имеется магистральная рулёжная дорожка (МРД) и сеть из пяти соединительных рулёжных дорожек (РД-1, 2,… 5), которые соединяют ИВПП с пассажирским перроном и местами стоянки (МС) и техобслуживания ВС.[9]
Перрон и 62 МС общей площадью 317,5 тыс. м2 включают: одно МС для Ил-62 или Ил-76; 5 МС для бортов Ил-76, Ту-154, Ту-204 или Б-767; 19 МС для Ту-154 или Б-757; 7 МС для Ту-134; 5 МС для Ан-24; 6 МС для Як-40; 9 МС для Ан-12 или Ан-26; 5 МС для Ми-8; 5 МС для Ан-2 или Ми-2.
Аэродром способен принимать без ограничений самолёты CRJ, Fokker 70, RJ-85, Як-42, Ан-12, Ан-124, Ил-18, Ил-62, Ту-134 и все ВС 3 и 4 класса, а также вертолёты всех типов. Самолёты А-310, А-319, А-320, Б-737, Б-757, Б-767, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Ил-76ТД эксплуатируются с ограничениями на суточное число рулений и самолёто-вылетов.[9]
Базовым перевозчиком аэропорта является авиакомпания Донавиа. В 2005—2011 годах её доля в общем объёме пассажирских перевозок сократилась с 62 % до 35 %.[2] Кроме того, регулярные полёты из аэропорта выполняют более 20 авиакомпаний. География полетов весьма широка и охватывает Россию, ближнее и дальнее зарубежье. Основные направления, на которых выполняются регулярные рейсы, перечислены далее. РФ: Екатеринбург, Красноярск, Москва Внуково, Москва Домодедово, Москва Шереметьево, Самара, Санкт-Петербург, Сочи. Ближнее зарубежье: Актау, Баку, Гюмри, Ереван, Киев, Ташкент. Дальнее зарубежье: Вена, Дубай, Мюнхен, Прага, Стамбул, Тель-Авив, Франкфурт. В летнем расписании, как правило, добавляются следующие направления: Барселона, Рим, София и др. Среди чартерных рейсов преобладают курортные направления Европы и Азии, например, Бангкок, Брешиа, Верона, Таба, Турин, Хургада, Шарм-эль-Шейх и др.
Красные точки — постоянные прямые направления; синие — сезонные; жёлтые — чартерные.
Ниже перечислены некоторые работающие в аэропорту авиакомпании и обслуживаемые ими направления[8]:
Также полёты в Ростов осуществляют авиакомпании Глобус, Московия, ЮТэйр-Экспресс и другие. Ранее в аэропорту работали авиакомпания ВИМ-Авиа и закрывшиеся Air Volga, Авианова, Sky Express, Континент, Кавминводыавиа.
В 2005—2011 годах пассажиропоток в ростовском аэропорту стабильно возрастал. При этом темп роста в среднем выше, чем у большинства российских аэропортов сопоставимой загруженности. В 2005 году, обслужив 685 тыс. пассажиров, аэропорт занимал 18 место среди российских аэропортов по пассажирообороту[11]. Спустя 6 лет, в 2011 году, аэропорт переместился на 10 место, увеличив пассажиропоток в 2,5 раза до 1,716 млн.[2]
Наиболее загруженным является московское направление. В 2011 году его доля в общем пассажиропотоке составила 51,9 %, а в пассажиропотоке на внутренних воздушных линиях — 87 %. Объём пассажирских перевозок на международных линиях растёт стабильно быстрее, чем на внутренних. В структуре пассажирских перевозок доля международных линий увеличилась с 27 % в 2004 до 40 % в 2011 году.
Страна | Направление | Пассажиропоток |
---|---|---|
Россия | Екатеринбург | 13 548 |
Россия | Москва (DME, SVO, VKO) | 899 800 |
Россия | Санкт-Петербург | 73 760 |
Россия | Прочие ВВЛ | 36 500 |
Австрия | Вена | 31 839 |
Армения | Ереван | 54 117 |
Греция | Ираклион, Родос, Салоники | 26 463 |
Египет | Хургада, Шарм-эш-Шейх | 68 697 |
Испания | Барселона | 20 238 |
Италия | Римини | 22 168 |
Германия | Франкфурт-на-Майне | 26 047 |
Германия | Мюнхен | 11 170 |
Турция | Анталья | 173 726 |
Турция | Стамбул (IST) | 59 340 |
Узбекистан | Ташкент | 33 373 |
Украина | Киев (Борисполь) | 14 314 |
Чехия | Прага | 29 475 |
Зарубежье | Прочие МВЛ | 124 708 |
Перевезено пассажиров (тыс.) | Изменение к предыдущему году | На между- народных линиях (тыс.) |
Изменение к предыдущему году | На внутренних линиях (тыс.) | Изменение к предыдущему году | Доля между- народных перевозок |
Место среди аэропортов РФ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 | 637,4 | 172,6 | 464,8 | 27,0 % | ||||
2005 | 684,6 | ▲ 7,4 % | 203,9 | ▲ 18,1 % | 480,7 | ▲ 3,4 % | 30,0 % | 18[12] |
2006 | 727,9 | ▲ 6,3 % | 216,0 | ▲ 5,9 % | 511,9 | ▲ 6,3 % | 29,7 % | 16[13] |
2007 | 1 034,5 | ▲ 42,1 % | 331,1 | ▲ 53,3 % | 703,4 | ▲ 37,4 % | 32,0 % | |
2008 | 1 257,8 | ▲ 21,6 % | 456,4 | ▲ 37,9 % | 801,3 | ▲ 13,9 % | 36,0 % | 12[14] |
2009 | 1 138,4 | ▼ 9,5 % | 437,0 | ▼ 4,3 % | 701,4 | ▼ 12,5 % | 38,4 % | 12[15] |
2010 | 1 440,5 | ▲ 26,5 % | 559,5 | ▲ 28,0 % | 881,0 | ▲ 25,6 % | 38,8 % | 11[16] |
2011 | 1 716,2 | ▲ 19,1 % | 692,6 | ▲ 23,8 % | 1 023,6 | ▲ 16,2 % | 40,3 % | 10 |
Источник: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»[2] |
Обработано грузов и почты (тонн) | Изменение к предыдущему году | На между- народных линиях (тонн) |
Изменение к предыдущему году | На внутренних линиях (тонн) | Изменение к предыдущему году | |
---|---|---|---|---|---|---|
2004 | 6 868 | 3 434 | 3 434 | |||
2005 | 5 018 | ▼ 25,3 % | 1 580 | ▼ 54,0 % | 3 438 | ▲ 0,1 % |
2006 | 3 428 | ▼ 31,7 % | 524 | ▼ 66,8 % | 2 904 | ▼ 15,5 % |
2007 | 4 088 | ▲ 19,3 % | 914 | ▲ 74,4 % | 3 174 | ▲ 9,3 % |
2008 | 4 895 | ▲ 19,7 % | 1 160 | ▲ 26,9 % | 3 735 | ▲ 18,0 % |
2009 | 4 850 | ▼ 0,9 % | 1 301 | ▼ 12,2 % | 3 549 | ▼ 5,0 % |
2010 | 5 067 | ▲ 4,5 % | 1 118 | ▼ 14,1 % | 3 949 | ▲ 11,3 % |
2011 | 5 330 | ▲ 5,2 % | 1 085 | ▼ 3,0 % | 4 245 | ▲ 7,5 % |
Источник: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»[2] |
Взлётов-посадок | Изменение к предыдущему году | На между- народных линиях |
Изменение к предыдущему году | На внутренних линиях | Изменение к предыдущему году | |
---|---|---|---|---|---|---|
2004 | 12 601 | 3 678 | 8 923 | |||
2005 | 11 839 | ▼ 6,0 % | 3 362 | ▼ 8,6 % | 8 477 | ▼ 5,0 % |
2006 | 12 354 | ▲ 4,4 % | 3 376 | ▲ 0,4 % | 8 978 | ▲ 5,9 % |
2007 | 15 210 | ▲ 23,1 % | 4 437 | ▲ 31,4 % | 10 773 | ▲ 20,0 % |
2008 | 18 146 | ▲ 19,3 % | 5 805 | ▲ 30,8 % | 12 341 | ▲ 14,6 % |
2009 | 16 900 | ▼ 6,9 % | 5 399 | ▼ 7,0 % | 11 501 | ▼ 6,8 % |
2010 | 18 711 | ▲ 10,7 % | 5 968 | ▲ 10,5 % | 12 743 | ▲ 10,8 % |
2011 | 21 261 | ▲ 13,6 % | 7 217 | ▲ 20,9 % | 14 044 | ▲ 10,2 % |
Источник: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»[2] |
Аэродром построен в 1925 году, тогда же, 15 июня 1925 г., были налажены и авиарейсы из Ростова в Москву, проходящие через города Орёл и Харьков. Авиаперелеты стали востребованы, и уже в 1926 году был открыт новый авиарейс Тифлис — Ростов-на-Дону — Москва. В 1932 году началось строительство первого здания аэровокзала (на сегодняшний день не используется для обслуживания пассажирских перевозок).
В послевоенные годы ростовский аэропорт пришлось восстанавливать из руин, реконструировать и перестраивать. Действующая ВПП длиной 2000 м, перрон и РД-5 построены в 1949 году.
В конце 1970-x—начале 1980-x годов проведена масштабная реконструкция аэропорта. С 1977 по 1982 год ВПП была удлинена на 500 м, а её покрытие усилено конструктивным слоем из армобетона. Перрон реконструирован в 1979 году. Соединительные РД-1—РД-4 построены в 1977 году, магистральная РД — в 1980 году. МС хранения построены в 1975 году и реконструированы в 1981—1984 годах.
В 1977 году построено современное здание пассажирского терминала. По проекту аэровокзал должен был быть оснащён телескопическими трапами и автоматической системой сортировки багажа. Однако, от этого отказались на этапе строительства. Также были допущены многие упрощения в интерьере[6].
В 1986 году ростовскому аэропорту был присвоен статус международного, а регулярные рейсы в зарубежные страны начались с 1991 года.
В 1993 году аэропорт был приватизирован.
С 2002 года проводится реконструкция ВПП. В 2009 году завершён первый этап реконструкции, включающий частичную замену покрытия ВПП, РД, МС и перрона. Второй этап предполагает усиление ВПП и удлинение её с 2500 до 2700 м[17]. Параллельно идёт реконструкция и переоснащение пассажирского терминала. В последние годы обновлён международный сектор терминала. В 2004 году введён в эксплуатацию зал «Вылет» на 300 посадочных мест. В 2006—2007 году проведены модернизация и расширение зала «Прилёт» международного сектора, установлены новый транспортёр для выгрузки багажа и новое оборудование для обеспечения паспортно-визового контроля, смонтированы два пассажирских лифта и эскалатор, установлены кресла на 200 посадочных мест. В 2007 обновлён VIP-зал. В декабре 2006 г. в международном и летом 2008 года в российском секторах аэровокзала заработала автоматизированная система регистрации пассажиров и багажа. Установлена система кондиционирования воздуха. С февраля 2009 года в аэровокзальном комплексе функционирует система аудио-визуального оповещения пассажиров о выполняемых рейсах. Усилены меры безопасности — создана централизованная система видеонаблюдения и установлена досмотровая техника на входах в аэровокзал.
В 2007 году пассажиропоток аэропорта превысил 1 млн человек, а в 2011 году аэропорт смог обслужить уже более 1,5 млн пассажиров.
В 2011—2015 годах планируется строительство нового аэропортового комплекса за пределами городской черты Ростова-на-Дону. В 2011 году окончательно определена площадка для нового аэропорта и готовится проект планировки и межевания земель. После окончания строительства действующий аэропорт предполагается закрыть, а его территорию отдать под застройку.
В 2011 году администрацией Ростовской области совместно с Министерством транспорта РФ объявлено о начале работ по подготовке к реализации проекта «Строительство аэропортового комплекса „Южный“». Проект включён в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годах)» (постановление Правительства РФ от 20.05.2008 № 377). Срок реализации проекта по ФЦП — 2011—2015 годы. Областное правительство полагает, что аэропорт будет введён в эксплуатацию позже, в 2016—2017 годах перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года, часть матчей которого будет проходить в Ростове-на-Дону[5][18].
Ориентировочная стоимость проекта (будет уточнена после составления проектно-сметной документации) — 25 млрд рублей, в том числе 1 млрд рублей из бюджета Ростовской области на проектные работы и строительство дорожной инфраструктуры, 10 млрд рублей из федерального бюджета на строительство аэродрома и 14 млрд рублей частных инвестиций на создание аэровокзального комплекса[5]. Частный инвестор не выбран. Интерес к проекту проявляет бизнес-группа «Ренова» и ряд других компаний[19].
В 2011 году была окончательно определена и согласована со всеми ведомствами площадка под размещение «Южного» — земли Грушевского сельского поселения Аксайского района, вблизи Новочеркасска — и начаты работы по планировке и межеванию территории[20]. Для этого сформирована «Дирекция строящегося аэропортового комплекса „Южный“», которая также будет заниматься организацией строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры[21]. В 2013 году планируется начать проектирование объектов федеральной собственности, на что первоначально будет направлено 400 млн рублей из федерального бюджета[18].
Перенос аэропорта из городской черты Ростова-на-Дону предполагался ещё советским генеральным планом развития города на период 1971—2001 годов, но не был осуществлён в связи с отказом МГА СССР, а также последовавшим в 1990-х годах глубоким спадом в экономике страны и авиационной отрасли[22]. Сегодня необходимость строительства нового аэропорта обосновывается тем, что существующий аэродром со всех сторон зажат городской застройкой, в основном жилой (см. Местоположение и территория обслуживания), и исчерпал ресурс развития. Кроме того, растущая с каждым годом интенсивность взлётно-посадочных операций в аэропорту снижает комфортность смежных территорий города Аксай и прилегающих районов Ростова. С другой стороны, «Южный» будет иметь практически неограниченные возможности для перспективного развития, что делает возможным формирование федерального и международного стыковочного узла на базе аэропорта.[5]
Строительство будет осуществляться поэтапно. Пропускная способность первой очереди пока не зафиксирована и варьируется от 3 до 8 млн пассажиров ежегодно. Расчётная пропускная способность всех очередей проекта составит свыше трёх тысяч пассажиров в час, годовой объем перевозок — 12 млн человек и 70 тыс. тонн грузов. Аэродром будет иметь класс А, а аэропорт — первый класс. Планируется строительство двух (одной в первой очереди) параллельных независимых ВПП длиной 4200[23] м способных принимать все типы современных самолётов.[5][19]
Предполагается, что международный аэропорт «Южный» сможет конкурировать с другими аэропортами, в том числе украинскими, за пассажиропоток в радиусе 350—400 км. Благоприятное расположение по отношению к воздушным трассам позволяет использовать аэропорт как стыковочно-транзитный узел на воздушных линиях Европа—Юго-Восточная Азия. Аэропорт сможет эффективно участвовать в интермодальных перевозках благодаря удачному положению вблизи от основных наземных транспортных магистралей и логистических комплексов ростовского транспортного узла.[5]
Имеются благоприятные условия для привлечения персонала из местного населения. По оценкам, на построенном аэропортовом комплексе будет занято около 20 тыс. человек, сопутствующая инфраструктура позволит создать еще около 40 тыс. рабочих мест[20].
Управляющая компания ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» создана в 1993 году на базе Ростовского объединенного авиаотряда. Основными акционерами являются ООО «Праймери Дон» (33,52 % обыкновенных акций и 52,46 % в уставном капитале), контролируемое бывшим депутатом государственной думы от Ростовской области Иваном Саввиди, и Ростовская область в лице министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (50,67 % и 38 % соответственно).[24][25][26][27] До августа 2012 года государственный пакет акций находился в федеральной собственности.[25][26] В дальнейшем этот пакет может быть передан Ростовской областью в капитал ОАО «Ростоваэроинвест».[28] В нём 25 % принадлежит «Ростоватодортрансу» и 75 % — ОАО «Кольцово-Инвест», входящему в группу «Ренова».[28]
Выручка, валовая и чистая прибыль ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» в 2010 году — 859, 150 и 86 млн рублей соответственно; в 2009 году — 706, 112 и 55 млн рублей[2].
До начала 1990-х годов в Ростовской области существовала и активно использовалась разветвлённая сеть аэропортов местных воздушных линий. В настоящее время в ведении ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» находятся, в частности, аэропорты Миллерово, Волгодонск и Вёшенская. Эти аэропорты убыточны (они принимают воздушные суда лишь эпизодически, однако на их содержание тратятся немалые денежные средства). В конце 2008 года был поднят вопрос о передаче аэропортов Волгодонск и Вёшенская в региональную собственность[29].
Это заготовка статьи об аэропорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ростов-на-Дону (аэропорт).