Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Катастрофа ту-204 во внукове видео, ту-204 для fs2004 скачать, ту-204 с схема салона лучшие места, ту-204 64017

Ту-204
Ту-204 авиакомпании Cubana
Тип пассажирский самолёт
Разработчик ОКБ Туполева
Производитель «Авиастар-СП», КАПО имени С. П. Горбунова
Главный конструктор Л. Л. Селяков
Первый полёт 2 января 1989
Начало эксплуатации 23 февраля 1996[1]
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Red Wings
«Владивосток Авиа», «Трансаэро»
Годы производства 1990 — н. в.
Единиц произведено 71
Стоимость единицы 35 млн долларов США (2007)
 Изображения на Викискладе

Ту-204 — российский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Первый полёт совершён 2 января 1989 года, в эксплуатации с 1994 года. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года и на КАПО имени С.П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Всего на январь 2012 года выпущено около 70 самолетов, из которых эксплуатируются 50, остальные находятся на хранении (среди них 4 машины, некогда принадлежавшие обанкротившейся в 2008 году авиакомпании «Дальавиа»).

Поскольку производство самолета началось уже после «холодной войны», натовская кодификация Ту-204 отсутствует.

Зарубежные аналоги — Boeing-757, Boeing-737 и Airbus A321.

К 2015 году планировалось снять самолёты семейства Ту-204 с производства, заменив их самолётами МС-21[2]. Однако имеется вероятность продолжения выпуска этих самолётов и после 2015 года; в частности, Минпромторг в 2010 году заявлял о своих планах на поставку авиакомпании Red Wings до 2016 года 44 самолётов Ту-204СМ.[3]. Завершение сертификации и начало серийного производства Ту-204СМ планируется к лету 2012 года.

Содержание

История создания

Выбор концепции

Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже (1991 год)

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в 1973. В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов Ту-164, Ту-174, Ту-184, Ту-194. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолётов путём создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путём модификации всей необходимой гаммы. Одним из таких базовых самолётов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нём 2 двигателя НК-8-2У. Конструкция предполагала большую преемственность с серийными Ту-134 и Ту-154. Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

К середине 1970-х годов проект Ту-204 трансформировался в «аэробус», близкий по компоновочным решениям к американскому самолёту DC-10. Его отличал фюзеляж длиной 48 м, крыло умеренной стреловидности (28°) с мощной механизацией вдоль всей задней кромки. В качестве силовой установки рассматривались двигатели Д-30А, Д-30КУ, перспективные ТРДД и ТВВД[1]. В семейство должны были войти ближнемагистральные Ту-204-100 и Ту-204-150, среднемагистральные Ту-204-200 и Ту-204-250. Позже, в 19771978 гг., рассматривались 2 основных направления: двухдвигательный Ту-204-200 и трёхдвигательный Ту-204-300.

Разработка

Ту-214 в Жуковском, 1997

В конце 1970-х вышло постановление Совета Министров СССР о создании новых пассажирских магистральных самолётов. ОКБ Туполева на основании постановления поручили разработку среднемагистрального самолёта для замены Ту-154[1]. В 1979 году ведущим конструктором по Ту-204 официально утверждён Леонид Селяков. При проектировании широко применялась вычислительная техника. При выборе силовой установки выбор пал на перспективный двигатель Д-90 ОКБ Соловьёва. В течение двух лет проект был переработан под этот двигатель (первоначально в трёхдвигательном варианте). 11 августа 1981 вышло Постановление Совета Министров о разработке трёхдвигательного среднемагистрального пассажирского самолёта. 20 июля 1982 года МГА и МАП утвердили техническое задание на самолёт. В этом же году заказчику был представлен эскизный проект и макет самолёта.

С появлением самолётов Боинг-757, Боинг-767 и A300 требования к самолёту изменились — он стал двухдвигательным (к этому времени тяга Д-90А была доведена до 16000 кгс). Новое техническое задание было утверждено 15 декабря 1983. В конструкции самолёта были применены новые алюминиевые и титановые сплавы, а также композитные материалы[1]. Для сокращения числа стыков были использованы длинномерные панели. Применена усовершенствованная схема шумоизоляции и новые лакокрасочные материалы. Все системы спроектированы на основе новых принципов и с широким применением цифровой техники. Много сил и внимания уделено эргономике кабины экипажа.

В 1987 году Ульяновский авиазавод приступил к подготовке серийного производства. В 1988 году на опытном производстве АНТК изготовлен первый прототип. 2 января 1989 он впервые поднялся в небо. Основной объём заводских испытаний завершён к декабрю 1993 года. Не дожидаясь окончания испытаний завод «Авиастар» начал серийное производство. 17 августа 1990 года был выпущен первый серийный Ту-204. Эксплуатационные испытания самолёта прошли с марта по декабрь 1993 года в авиакомпании «Внуковские авиалинии». 12 января 1995 года Госавиарегистр РФ выдал на Ту-204 сертификат лётной годности. 23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды.

Перспективы

Самолету Ту-204 во многом не повезло. Он должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Специально под его производство даже был построен с нуля новый завод в Ульяновске. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 сначала проиграл конкуренцию подержанным машинам западного производства, а со временем попросту устарел по многим показателям (в частности, экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме СМ) состоит из трех человек, в то время как на большинстве современных лайнеров — два человека; отсюда дополнительные затраты на пилотов). В настоящее время производится до 10 лайнеров в год, большая часть которых — для СЛО «Россия» и ВВС. Из-за неспособности Казанского и Ульяновского авиазаводов наладить массовое производство (делающее эксплуатацию самолета рентабельной) и качественную систему послепродажного обслуживания, Ту-204 не пользуется особым спросом у авиакомпаний, хотя его последняя модификация СМ вполне может составить реальную конкуренцию зарубежным бестселлерам А320 и Боинг-737. В то же время, некоторые перевозчики (в том числе, весьма крупные Трансаэро и Red Wings) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204. При этом весьма странной представляется позиция ОАК и Минпромторга, которые считают Ту-204 «перевернутой страницей» и предпочитают вкладывать огромные средства в проекты, существующие лишь на бумаге (тот же МС-21, который, по словам Д.Рогозина, выйдет на линии лишь к 2020 году, и, до недавнего времени, Суперджет), вместо поддержки реального производства. 7-го апреля, в интервью агентству ИСНА, Глава Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани заявил, что констатация Дмитрием Медведевым факта, что российские самолёты имеют технические недостатки, стала дополнительным аргументом в пользу отказа от эксплуатации в авиапарке страны самолётов производства КБ «Туполев»[4].

Проекты

  • Ту-204-500 — модификация на базе Ту-204-300, созданная для коротких маршрутов. В настоящее время ни одного самолёта не построено.[5]
  • Ту-204П — противолодочный. Финансирование программы было прекращено. Но в 2008 году программа получила шанс выжить.[6]
  • Ту-206 — вариант Ту-204 с «криогенными» двигателями.
  • Ту-304 — с винтовентиляторными двигателями в хвостовой части.

Лётно-технические характеристики

Схема Ту-204

Ту-204 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Стреловидное крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены вертикальные законцовки. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и предкрылков вдоль всей передней кромки. Шасси — убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А. Кабина экипажа оснащена цветными дисплеями и центральными Y-образными ручками с малыми ходами. Система управления самолётом и двигателями — электродистанционная. По словам председателя Совета директоров ЗАО "Двигатели «Владимир Климов — Мотор Сич» генерал-полковника А. П. Ситнова — единственный самолёт такого класса в мире, который можно посадить без двигателей[7].

Характеристика Ту-204-100 Ту-204С Ту-204-120 Ту-214 Ту-204-300 Ту-204СМ
Первый полёт 2 января 1989 23 марта 2000 октябрь 1998 21 марта 1996 18 августа 2003 29 декабря 2010
Начало эксплуатации 1995 2003 1998 2001 2005 2012
Размах крыла 41,83 м
Длина 46,13 м 40 м
Высота в хвосте 13,88 м
Площадь крыла 184,17 м²
Макс. коммерческая нагрузка 21 000 кг 30 000 кг 21 000 кг 25 200 кг 18 000 кг 23 000 кг
Макс. заправка топливом 32 800 кг 35 700 кг 35 700 кг
Макс. взлётная масса 103 000 кг 103 000 кг 103 000 кг 110 750 кг 107 500 кг 108 000 кг
Макс. посадочная масса 88 000 кг 91 500 кг 88 000 кг 93 000 кг 88 000 кг 89 500 кг
Макс. пассажировместимость 210 - 210 210 164 215
Экипаж 3 2
Крейсерская скорость 830—850 км/ч
Максимальная скорость 850 км/ч
Служебный потолок 12 100 м
Макс. дальность полёта 6 500 км 6 500 км 6 500 км 6 670 км 7 500 км
Дальность полёта
(при макс. коммерч. нагрузке)
4 300 км 4 100 км 4 100 км 4 340 км 5 800 км 4800 км[8]
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3200 кг/час
Требуемая длина ВПП 2 500 м 1800 м

Эксплуатанты

Страны, где используется Ту-204.

С начала серийного производства (1990) было изготовлено 69 самолётов Ту-204 всех модификаций. На 4 ноября 2011 года в эксплуатации находилось 53 самолёта семейства Ту-204[9].

Эксплуатант Модификация В эксплуатации Заказаны Опцион
ОКБ Туполева (1 × 204—300
3 × 204
2 × 204C)
0 (6 на хран.)
Авиастар-СП 204 8 (1 на хран.)
КАПО имени С.П. Горбунова 214 0 (1 на хран.) 0
ВВС России 0 2 (214ОН)
Владивосток Авиа 204-300 6 (по предварительной информации, должны быть выведены из эксплуатации в 2012 году, однако на рейсах летнего расписания 2012 года предусмотрена их активная эксплуатация, причем под кодом «Аэрофлота»[10], что дает основания полагать, что машины могут быть сохранены в парке)
Внуковские авиалинии 204 0 (1 на хран.) 0
Специальный лётный отряд «Россия» 3 × 214
2 × 214СР
5 6 (2 × 214ПУ, 2 × 214СУС, 2 × Ту-204-300)
Дальавиа 214 0 (4 на хран.) 0
Ильюшин Финанс Ко 0 31[11] 30 (204СМ-100)
Кавминводыавиа 204-100 2 0
Трансаэро 214 3 3 (в связи с внезапным прекращением в апреле 2010 года производства коммерческой версии Ту-214 контракт, скорее всего, до конца выполнен не будет, хотя перевозчик неоднократно выражал заинтересованность в покупке этого типа самолетов)
Air China Cargo 204-120CE 2 4
Air Koryo 204-300 (2)
204—100 (1)
2 1
Cairo Aviation 204-120C 4 (1 на хран.) 1
China Eastern Cargo 0 1 (204-120CE)
Cubana 2 × 204-100E
2 × 204СЕ
4[12] 0 2 (204—300)
DHL Air 204C 1 0
Iran Air Tours 0 5 (204SM)
Red Wings 204-100 9 9 (204—100)
Бизнес Аэро 204-300 1 0
Оренбургские авиалинии 204-100 1 0
Красноярские авиалинии 214 0 (1 на хран.) 0
Аэростарз 204-100 1 0
Всего 46 (16 на хран.) 68 32

Производство серийных самолётов по годам[9]:

Год 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Количество 1 2 2 5 2 1 3 1 1 2 4 3 4 3 2 3 4 2 10 6 4 5  ?

Модификации

Ту-204

Базовый вариант со взлётной массой 94,6 т. Первый полёт состоялся 17 августа 1990. Имеет грузовой вариант Ту-204С с максимальной коммерческой нагрузкой в 30 тонн и дальностью полета до 5000 км.

Ту-204-100

Ту-204-100 авиакомпании Red Wings Airlines

Базовый вариант, оснащённый двигателями ПС-90А и российской авионикой. Вмещает до 210 пассажиров. Сертифицирован в январе 1995. Ту-204-200 — модификация Ту-204-100 с дополнительными топливными баками для большей дальности полёта. Был построен только один самолёт с бортовым номером RA-64036 на заводе «Авиастар» в Ульяновске. В настоящее время Ту-204-200 выпускается в Казани под обозначением Ту-214. Ту-204-100С и Ту-204-200С — грузовые версии, оснащённые большим грузовым люком в передней части фюзеляжа. В ближайшее время планируется устанавливать на Ту-204-100 усовершенствованные двигатели ПС-90А-2, у которых по сравнению с двигателями ПС-90А на 40 % снижен расход масла, а также значительно улучшены показатели ресурса и надёжности. Сегодня[уточнить] установка ПС-90А-2 является лишь опцией по выбору заказчика.

Максимальный взлётный вес Ту-204-100 составляет 103 тонны, дальность полёта с 210 пассажирами на борту — 4600 км.

Ту-204-120

Ту-204-120/220 является модификацией Ту-204-100/200, оснащенной западной авионикой и английскими двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 (2×19500 кгс), которая была создана с целью расширения потребительских свойств самолета. Первый полет данного самолёта состоялся 14 августа 1992. Первым заказчиком данного типа, а также его грузового варианта Ту-204-120С стала египетская чартерная авиакомпания Cairo Aviaton. Поставки в Египет начались в 1998, всего было поставлено 4 самолёта. Ту-204-220 и Ту-204-220С являются пассажирским и грузовым вариантами Ту-204-120 соответственно с увеличенным максимальным взлётным весом. Существует также экспортный грузовой вариант для Китая Ту-204-120СЕ. Самолёт Ту-204-120СЕ оборудован кабиной пилотов в англоязычном исполненнии. Данный тип воздушного судна первым из самолётов российского производства прошёл сертификацию по европейским стандартам и получил Европейский сертификат типа, выданный европейским агентством по авиационной безопасности (EASA).

Максимальный взлётный вес Ту-204-120 составляет 103 тонны, дальность полёта с 196 пассажирами на борту — 4600 км. Самолёт соответствует стандартам шума Главы 3 Приложения 16 ИКАО и всем прочим стандартам ИКАО.

Ту-204-300

Ту-204-300 авиакомпании Владивосток Авиа

Ту-204-300 (прежнее обозначение — Ту-234) — вариант с укороченным на 6 метров по сравнению с базовой версией фюзеляжем и значительно увеличенной дальностью. Вмещает до 162 пассажиров, хотя базовая компоновка подразумевает размещение 142 пассажиров (8 в бизнес-классе и 134 в эконом-классе). Разработан в трёх вариантах с дальностью полёта 3400, 7500 и 9250 км. Таким образом, Ту-204-300 является первым отечественным двухмоторным самолётом, способным совершить беспосадочный перелёт из Москвы во Владивосток, а также из Санкт-Петербурга во Владивосток. Максимальная взлётная масса самолёта составляет 107,5 т. Ту-204-300 оснащён отечественным комплексом авионики КСПНО-204 и двигателями ПС-90А (2×16140 кгс).

Первый полет Ту-204-300 совершил 18 августа 2003, тогда же был продемонстрирован на авиакосмическом салоне МАКС-2003. Сертификат типа и лётной годности выдан самолёту 14 мая 2005. Первым заказчиком Ту-204-300 стала авиакомпания Владивосток Авиа. Производится серийно на заводе «Авиастар» в Ульяновске.

Ту-204-300А

Модификация для административных перевозок. Максимальная дальность с расчётным количеством пассажиров на борту увеличена до 9600 км[13][14]. Количество пассажирских мест 26.Заправка топливом 42000 кг.

Ту-206

Самолёт в стадии разработки, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ. Создается на базе самолёта Ту-204-100. Кроме решения специальных вопросов, конструктивную сложность представляет размещение баков с природным газом, которые требуют значительного объёма. Баки для топлива располагаются над пассажирским салоном, образуя в носовой части «горб».[15]

Ту-214

Является модификацией Ту-204 с увеличенной до 110,75 т максимальной взлётной массой (103,0 т у Ту-204). Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 25,2 т (21,0 т у Ту-204). Самолёт имеет грузовую модификацию и сертифицирован по российским нормам АП-25 (гармонизированным с зарубежными FAR-25 и JAR-25). Серийно производится Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова. Первый полёт был осуществлён в 1989. Запущен в коммерческую эксплуатацию в 1997. С апреля 2010 года производится только в спецкомплектации, производство коммерческой версии прекращено «в связи с нерентабельностью», хотя в покупке самолета заинтересован, в частности, такой перевозчик, как Трансаэро[источник не указан 221 день].

Также разработаны специальные модификации Ту-214: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214СУС (самолёт — узел связи) — самолёты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи[16], а также Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт с оборудованием для аэрофотосъёмки, предназначен для выполнения наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу.

Ту-204СМ

Макет самолёта Ту-204-300СМ. МАКС-2009

Ту-204СМ — глубокая модернизация самолёта Ту-204. По сравнению с Ту-204-100 увеличен максимальный взлётный вес, обновлено БРЭО, что позволило сократить экипаж до двух человек (без бортинженера, что соответствует мировой практике для самолётов данного класса)[17].

По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на самолёте Ту-204СМ проведены следующие основные изменения:

  • модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части — до 20000 циклов и для горячей части −10000 циклов);
  • новая ВСУ ТА-18-200 с увеличенной высотностью запуска и работы; внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
  • модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолёта;
  • улучшается интерьер пассажирского салона;
  • разрабатывается и устанавливается система управления общесамолётными агрегатами (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
  • кабина экипажа, обеспечивающая управление самолётом 2-мя летчиками;
  • доработанные системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, новая система кондиционирования воздуха, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.

29 декабря 2010 года заслуженным лётчиком-испытателем Виктором Минашкиным были проведены первые лётные испытания Ту-204СМ. Программа испытаний успешно выполнена.

Испытания нового лайнера прошли с небольшим запозданием: ранее на одной из пресс-конференций генеральный директор авиазавода Сергей Дементьев заявил, что в воздух он должен был подняться 17 декабря. Впрочем, работы по сборке оставшихся самолётов идут по запланированному графику.

На «Авиастаре-СП» до 2016 года изготовят 44 самолёта «Ту-204СМ» для компании Red Wings Airlines. Примерное финансирование программы составит 1,8 миллиарда долларов.[18]

20 января 2012 года в Ульяновске на самолетостроительном заводе «Авиастар-СП» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил о пассажирском самолете Ту-204СМ: «Думаю, что где-то в июне будет закончена сертификация и в середине года начнется серийное производство»[19][20].

Характеристики Ту-204СМ:

  • Состав экипажа 2 человека.
  • Дальность при максимальной нагрузке 3500 км.
  • Класс аэродрома B (сode D ICAO).
  • Длина ВПП(пробег) 1800 м.
  • Категория посадки IIIA.
  • Шум на местности удовлетворяет приложению 16 Главы 4 ИКАО.
  • Проектный ресурс 60 000 час., 30 000 полётов 25 календарных лет.
  • Наработка на отказ — не менее 12 000 час., 6 000 полётов при налёте 300…350 лёт. час. в месяц.

Ту-214-ОН

Ту-214-ОН, созданный в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель — ОАО "Концерн радиостроения «Вега». Предназначен для участия в международной программе «Открытое небо».

Сравнение с основными аналогами

Источник:[21]
Ту-204 Ту-204СМ Аэробус A321 Боинг 757-200 Ту-154М
Пассажировместимость, чел. 210 210 220 216 176
Максимальная взлётная масса, т 103,0 108 89 108,8 102
Максимальная коммерческая нагрузка, т 23 23 21,3 22,6 18
Крейсерская скорость, км/ч 850 830-850 900 850 950
Требуемая длина ВПП, м 2500 2500 2500 2500 2300
Топливная эффективность, г/пасс.км 19,3 19,25 18,5 23,4 27,5
Стоимость, млн дол. США 35 (2007 год) 40-45 (2010) 87-92 (2008 год) 80 (2002 год) 15 (1997 год)

Варианты компоновки самолёта

  • На 210 мест (базовый вариант).
  • На 164—193 мест, по требованию заказчика (варианты компоновки пассажирского салона: «первый класс и туристический», «бизнес-класс и туристический», «первый класс», «бизнес-класс», «туристический класс»)
  • Салоны освещаются отражённым светом. Люминесцентные светильники скрытого типа, расположенные над багажными полками и под ними у борта, создают равномерное и не утомительное для глаза освещение. Багажные полки для ручной клади и одежды пассажиров закрытого типа.
  • В салонах туристического (эконом) класса и бизнес-класса устанавливаются пассажирские кресла по схеме 3 + 3 или 2 + 2. В салоне первого класса устанавливаются кресла по схеме 2 + 2. Ширина прохода между креслами около 810 мм.

Аварии и инциденты

На 20 января 2011 года c начала эксплуатации самолёта с ним не случалось происшествий, повлёкших гибель пассажиров. Потерян один самолёт данного типа[22].

Аварии и катастрофы

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
22.03.2010 RA-64011 1,5 км от Домодедово 0/8 Самолёт Ту-204 авиакомпании «Авиастар-Ту»Ульяновских авиалиний с 8 членами экипажа на борту снизился ниже глиссады и совершил жёсткую посадку в лесу, не долетев 1,5 км до взлётно-посадочной полосы аэропорта Домодедово. Четыре члена экипажа получили ранения различной степени тяжести, самолёт разрушен и не подлежит восстановлению[23][24][25].

Во время полёта в Московской воздушной зоне на высоте 5400 метров произошло непроизвольное отключение автоматического управления от вычислительной системы управления полетом воздушного судна, вызвавшее сбой в пилотажно-навигационном оборудовании. По этой причине командир воздушного судна отключил автопилот и перешёл на управление самолётом в ручном режиме. Не оценив метеорологическую обстановку в аэропорту Домодедово, командир принял заведомо необоснованное решение о снижении и заходе на посадку при видимости и высоты нижней границы ниже метеоминимума самолёта. Достигнув минимальной высоты снижения 60 метров и не установив визуальный контакт с ВПП, командир должен был прекратить снижение самолёта и выполнить уход на запасной аэродром, однако он продолжил заход на посадку, в результате чего самолёт столкнулся с землей и разрушился. Командир воздушного судна Александр Косяков и второй пилот Алексей Михайловский были обвинены в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 263 УК РФ) и 30 марта 2011 года приговорены каждый к году лишения свободы условно с лишением права заниматься профессиональной деятельностью на один год[26].

Днём ранее этот же самолёт совершил вынужденную посадку в «Домодедово» из-за задымления в кабине[27].

Инциденты

1994 год

  • 2 ноября Ту-204, совершавший презентационный полет из Сочи в Москву, экстренно сел в Ростове-на-Дону из-за отказа двигателя, вызванного разрушением турбины[28].

1995 год

  • 25 июня Ту-204 прекратил взлёт в Москве, собираясь в Мурманск. «Опасная температура лопаток»[28].

2000 год

  • 18 декабря Ту-204 компании «Кавминводыавиа» вернулся в аэропорт Красноярска из-за неполадок в двигателе[28].
  • 15 июня[29] 2001[30] года Ту-204 (RA-64011), совершавший рейс в Стамбул, совершил вынужденную посадку из-за сильного помпажа правого двигателя. Пострадавших нет.

2001 год

  • 23 марта Ту-204 компании «Сибирь» совершил вынужденную посадку в аэропорту Внуково. Через несколько минут после взлёта, едва набрав расчётную высоту, лайнер внезапно начал резко снижаться. В результате жёсткой посадки 4 пассажира были госпитализированы с различными травмами. По одной из версий технических служб, авиалайнер не был обработан противообледенительным составом, и по причине этого у пилотов возникли проблемы с управлением закрылками. На борту были 61 пассажир и 4 члена экипажа[31].
  • 10 декабря Ту-204 авиакомпании «КавМинВодыАвиа» совершил вынужденную посадку в аэропорту Красноярска. Выполнялся плановый рейс по маршруту Хабаровск — Красноярск — Минеральные Воды. После взлёта в Красноярске командир воздушного судна обнаружил, что на обеих консолях крыла не убираются закрылки. Он принял решение выработать топливо и совершить вынужденную посадку. Практически два часа машина находилась в воздухе, после чего экипаж сумел благополучно посадить самолёт. На борту находились 73 пассажира и 2 члена экипажа[32].

2002 год

  • В январе в самолёте авиакомпании «Сибирь» Ту-204 при взлёте в Женеве произошла разгерметизация салона. На борту самолёта не оказалось кислородных масок, но самолёт успели посадить. Никто не пострадал[31].
  • 14 января Ту-204-100 (RA-64011) выкатился за пределы ВПП в аэропорту Омска. За 20 км до (запасного) аэропорта закончилось топливо и выключились двигатели. Самолёт в режиме планирования произвёл снижение с высоты 2000 метров и совершил успешную посадку, однако из-за отсутствия реверсной тяги (двигатели не работали) выкатился за пределы ВПП[33].
  • 5 сентября в аэропорту Омска совершил вынужденную посадку Ту-204, выполнявший рейс Новосибирск — Ганновер. Сразу после вылета из аэропорта Новосибирска в одном из двигателей самолёта обнаружилось падение давления масла. На борту находились 155 пассажиров и 10 членов экипажа[32].
  • 4 февраля в международном аэропорту Нижнего Новгорода Ту-204 красноярской авиакомпании «КрасЭйр» со 150 пассажирами на борту выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту лайнера находились участники и гости завершившегося накануне в Кемерово юношеского чемпионата мира по хоккею с мячом: сборные Норвегии, Швеции и Финляндии, а также руководство федерации хоккея с мячом РФ. Все пассажиры эвакуированы, никто не пострадал. Ту-204 выполнял рейс Кемерово — Москва, но на подлёте к столице был вынужден изменить маршрут. Причиной этого стали неблагоприятные метеоусловия, из-за которых столичный аэропорт не смог принять авиалайнер. Посадка была перенесена в Нижний Новгород, являющийся запасным аэродромом для Московской воздушной зоны[32].

2003 год

  • 16 сентября Ту-204 «Сибири», направлявшийся в Дубаи, вернулся в Новосибирск из-за повышенного давления в гидравлической системе[28].

2005 год

  • 2 апреля Ту-204-100 (RA-64016) компании «КавМинВодыАвиа» вскоре после взлёта из Шарм-Эль-Шейха резко потерял более 500 метров высоты. Непристёгнутые пассажиры вылетели из кресел, многие получили травмы; возникла паника. Причина — сбой несертифицированного программного обеспечения[34][35].

2006 год

  • 19 июня Ту-204 «Красэйра» вынужденно сел в красноярском Емельяново. После взлёта начало падать давление в кабине пилотов.[28]

2007 год

  • 11 января в красноярском аэропорту «Емельяново» совершил аварийную посадку Ту-204, на борту которого находились 154 пассажира и 13 членов экипажа, а также 2297 кг груза. Пострадавших нет. Причина вынужденной посадки — отказ сигнализации в системе кондиционирования[32].
  • 15 марта Ту-214 авиакомпании «Дальавиа», следовавший рейсом Москва — Хабаровск, через 15 минут после взлёта совершил вынужденную посадку в аэропорту Домодедово из-за отказа правого двигателя. По заявлению представителя авиакомпании, причиной отказа стала неисправность масляной системы двигателя. Никто из пассажиров не пострадал[36].
  • 20 мая Ту-214 «Домодедовских авиалиний», прибывший из Москвы, выкатился за пределы ВПП Благовещенска на 110 метров. Пострадавших нет[37].
  • 6 августа Ту-214 (RA-64512), следовавший по маршруту Москва — Хабаровск, совершил вынужденную посадку в Благовещенске из-за отказа двигателя[37].
  • 1 октября в аэропорту Внуково при взлёте загорелся левый двигатель Ту-204 авиакомпании «Владивосток Авиа». Был прерван взлет[38].
  • 14 октября Ту-214 авиакомпании «Дальавиа» коснулся хвостовой частью фюзеляжа ВПП аэропорта Хабаровск. Повреждена нижняя часть фюзеляжа, имеются сквозные повреждения в районах расположения шпангоутов 72-75[38].
  • 30 ноября Ту-204-100 (RA-64018) компании «Red Wings» после посадки во Внуково выкатился за пределы ВПП[39].

2008 год

  • 18 января Ту-204-100 (RA-64016), рейс Нижневартовск — Краснодар. После взлёта отказ системы кондиционирования, возврат на аэродром вылета[40].
  • 22 января Ту-204-100 (RA-64017) компании «Авиалинии-400» после посадки во Внуково выкатился за пределы ВПП[41].
  • 23 января Ту-204-100 (RA-64022), рейс Нижневартовск — Норильск. После взлёта «малый перепад давления в кабине пилота», возврат на аэродром вылета[40].
  • 26 марта Ту-204С (RA-64024) турецкой авиакомпании, выполнявший рейс Анапа — Кабул, совершил вынужденную посадку в Сочи. Помпаж двигателя.
  • 28 апреля Ту-204-300 (RA-64038) авиакомпании «Владивосток Авиа», следовавший по маршруту Владивосток — Москва, совершил вынужденную посадку в Екатеринбурге. Отказ двигателя. На борту находились 118 пассажиров. Пострадавших нет.
  • 2 августа Ту-204-100 (RA-64018) авиакомпании Red Wings Airlines, выполнявший полет по маршруту Венеция — Москва, совершил вынужденную посадку в национальном аэропорту «Минск» со 191 пассажиром на борту. Причиной вынужденной посадки стала опасная вибрация первого двигателя. Также выдвигалось предположение, что в двигателе разрушилась одна из деталей, после чего металлическая стружка попала в масло и возникла угроза возгорания. В результате происшествия пострадавших нет[42][43].
  • 3 августа Ту-204-300 (RA-64039) авиакомпании «Владивосток Авиа» при выполнении рейса Санкт-Петербург — Владивосток совершил вынужденную посадку в аэропорту Емельяново. Отказал правый двигатель. На борту находились 148 человек. Пострадавших нет[43][44].

2009 год

  • 25 апреля Ту-204-100B (RA-64050) авиакомпании Red Wings Airlines, выполнявший рейс по маршруту Москва — Шарм-эль-Шейх, совершил вынужденную посадку в аэропорту Сочи. Причиной посадки стал отказ правого двигателя. На борту находилось 108 пассажиров и 9 членов экипажа. Пострадавших нет[45].
  • 24 мая Ту-204 (RA-64046) авиакомпании Red Wings Airlines совершил вынужденную посадку в аэропорту Краснодара. Самолёт следовал по маршруту Пермь — Анталья. На борту находились 206 пассажиров и 11 членов экипажа, никто из них не пострадал. По предварительным данным, причиной инцидента стала неисправность топливной системы авиалайнера[46][47]. По сведениям экспертов ЦС авиаГСМ ГосНИИ ГА, причиной этого инцидента стало наличие в топливных баках запрещённой примеси FAME, которая была заправлена в одном из зарубежных аэропортов[48]
  • 20 июня Ту-204-100 (RA-64018) в Международном Аэропорту Нижнего Новгорода «по техническим причинам» почти на сутки был задержан рейс WZ9811 авиакомпании Red Wings Airlines. Самолёт должен был следовать по маршруту Нижний Новгород — Анталья. По неофициальным данным у самолёта отказал один из двигателей при возвращении из Анталии (рейс WZ9812). Никто из пассажиров не пострадал. После устранения неисправности взлёт разрешили только спустя сутки, после проведения комиссией всех необходимых проверок[47][49].
  • 5 сентября Ту-204-100 (RA-64020) авиакомпании «Red Wings», следовавший чартерным рейсом из Нижнего Новгорода в Анталью, вынужденно сел в московском аэропорту «Внуково». По словам представителей Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в полёте отказал один из двигателей[50].
  • 10 сентября Ту-204 компании «Владивосток Авиа», выполнявший рейс по маршруту Краснодар — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский совершил вынужденную посадку в аэропорту Петропавловска-Камчатского. На борту находились 160 пассажиров и девять членов экипажа. Никто не пострадал[39].
  • 21 сентября Ту-204-300 (RA-64026). Во время полёта по маршруту Владивосток — Южно-Сахалинск, на высоте 10 тысяч метров произошёл отказ авиационного двигателя правой силовой установки. В 20:33 местного времени (через 36 минут после отказа двигателя) самолёт благополучно сел в аэропорту «Южно-Сахалинск». На борту воздушного судна, принадлежащего авиакомпании «Владивосток Авиа», было 95 пассажиров (из них 3 ребёнка) и 9 членов экипажа (все граждане РФ). Пострадавших нет[51].

2010 год

  • 19 января Ту-204 авиакомпании Red Wings с 207 пассажирами на борту в 20.45 мск совершил вынужденную посадку в Омском аэропорту. Ранее после вылета из Омска у самолёта не закрылись створки переднего шасси, поэтому командир принял решение посадить самолёт. Для этого лайнеру пришлось три часа кружить возле аэропорта, чтобы выработать топливо в баках[52].
  • 30 января у Ту-204-100В (RA-64047), следовавшего по маршруту Москва — Минск, перед посадкой возникла сильная вибрация в одном из двигателей. Экипаж выключил его и в 10:46 по минскому времени совершил посадку на одном двигателе. На борту находились хоккеисты, которые должны были принять участие в Матче звёзд КХЛ в Минске[53].
  • 21 марта Ту-204-100 (RA-64011), совершавший рейс Москва — Хургада, совершил вынужденную посадку из-за задымления кабины. Как выяснилось позднее, задымление было вызвано неисправностью электрообогревателя ног экипажа[54]. Через несколько часов этот борт вылетел с пассажирами в Хургаду, а по возвращении в Домодедово совершил вынужденную посадку и разрушился (см. выше «Аварии и катастрофы»).
  • 21 июня борт, следовавший по маршруту Москва — Благовещенск, совершил вынужденную посадку в аэропорту Кольцово из-за вибрации двигателя[55].

2011 год

  • 1 апреля появились сведения о инциденте с самолётом президента России, — Ту-214. У самолёта были выявлены проблемы в стойке шасси, которые исключали возможность эксплуатации воздушного судна, до полной диагностики и выявлению проблемы[56]. После проведения диагностики было выявлено, что проблемы со стойкой шасси возникли из-за нарушения технологии буксировки самолета и несогласованности действий экипажа и персонала наземного буксировщика во время нештатной ситуации.

Примечания

  1. ↑ Ту-204 Уголок неба
  2. Ту-204 лёг на крыло. Коммерсантъ № 16 (4071) (30 января 2009). Архивировано из первоисточника 27 января 2012. Проверено 14 августа 2010.
  3. Государство не будет останавливать выпуск Ту-204. Infox.ru/«Коммерсантъ» (17 ноября 2010). Архивировано из первоисточника 27 января 2012. Проверено 24 ноября 2010.
  4. Иран отказался от самолетов «Туполев» // iran.ru, 07.04.2011
  5. На самолете Ту-204-500 установят «скоростное крыло»
  6. К модернизации самолетов Ил-38 может быть подключен 20-й АРЗ, aviaport.ru
  7. Авиапрома в России уже нет, 17 августа 2010
  8. Второй Ту-204СМ впервые поднялся в воздух
  9. ↑ Реестр самолетов типа Ту-204/214
  10. Столичные рейсы «Владивосток Авиа» (Пресс-служба / Новости компании)
  11. «Ильюшин финанс Ко» подписал контракт с ОАК на поставку 31 самолета Ту-204
  12. Компания «Ильюшин Финанс Ко» передала авиакомпании «Кубана де авиасьон» новый самолет Ту-204СЕ
  13. 26 декабря 2009 г. самолет Ту-204-300А совершил беспосадочный полет на дальность 9600 км.
  14. Ту-204-300А: От Москвы до Майами без дозаправки и шума
  15. Туполев Ту-156
  16. Президент и премьер России получат летающие пункты управления
  17. Мы приняли за главный императив сроки
  18. Путёвка в небо — Народная газета, narodka.com  (Проверено 31 января 2011)
  19. Сертификация пассажирского самолета Ту-204СМ завершится в середине года — Рогозин
  20. Дмитрий Рогозин: Заказ на «Русланы» может составить до 10 машин
  21. Ту-204 на сайте «Ильюшин Финанс Ко.»
  22. ASN Aviation Safety Database. Tupolev 204
  23. Окончательный отчет МАК по авиационному происшествию Ту-204-100
  24. В километре от «Домодедово» совершил жесткую посадку Ту-204. Экипаж выжил. Архивировано из первоисточника 27 января 2012. Проверено 4 сентября 2010.
  25. Ту-204 потерпел крушение около аэропорта «Домодедово»
  26. «По земле ходить тяжко». // gazeta.ru. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 31 марта 2011.
  27. Ту-204 развалился на части. Интерфакс (22 марта 2010). Проверено 14 августа 2010.
  28. ↑ Ъ-Газета — Проблемы Ту-204, kommersant.ru  (Проверено 26 января 2011)
  29. Разбившимся Ту-204 управлял измотанный бессонницей экипаж, dream-air.ucoz.ru  (Проверено 25 января 2011)
  30. RA-64011 — самолет тяжелой судьбы, novayagazeta.ru  (Проверено 25 января 2011)
  31. ↑ Хроника авиапроисшествий «Сибири»
  32. ↑ Хроника вынужденных посадок Ту-204
  33. Свободное падение
  34. Эксперты проверят весь парк самолётов Ту-204
  35. Паника на ТУ-204 — Происшествия — Правда. Ру
  36. Пассажирский Ту-214 благополучно сел на одном двигателе в «Домодедово»
  37. ↑ Пассажиры совершившего вынужденную посадку в Благовещенске Ту-214 доставлены на другом лайнере в Хабаровск // АвиаПорт. Дайджест, aviaport.ru  (Проверено 25 января 2011)
  38. ↑ AVIA.RU: Индикатор безопасности: Индикатор безопасности полетов мировой авиации/Октябрь 2007
  39. ↑ Инциденты, audit-center.biz  (Проверено 25 января 2011)
  40. ↑ Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» / Новости /, ans.aero  (Проверено 25 января 2011)
  41. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия — mak.ru
  42. Аварийная посадка. Сразу два Ту-204 не долетели до пункта назначения, а один Boeing сутки не мог вылететь из Испании
  43. ↑ Директива лётной годности от 6 августа 2008 — mak.ru
  44. В Красноярске совершил вынужденную посадку Ту-204 | Газета.ru
  45. Ту-204-100В авиакомпании Red Wings совершил вынужденную вынужденную посадку в аэропорту Адлер
  46. Самолет Пермь-Анталья вынужденно сел в Краснодаре
  47. ↑ Информация по безопасности полетов МТУ ВТ ЦР № 2 от 22.06.2009, ilisso.ru  (Проверено 25 января 2011)
  48. Aviation EXplorer: Ложечки нашли, но осадочек остался
  49. Форум авиакомпании Ред Вингз (Red Wings)
  50. Самолёт авиакомпании «Ред Вингс» благополучно приземлился во «Внуково», никто не пострадал. Интерфакс (05 сентября 2009). Проверено 14 августа 2010.
  51. Самолет Ту-204 авиакомпании «Владивосток Авиа» приземлился в Южно-Сахалинске с отказавшим двигателем. 22.09.2009. Новости. Южно-Сахалинск. Сахалин. Инфо
  52. Самолет Ту-204 совершил вынужденную посадку в Омске | Газета. Ru: Новости дня
  53. Участники Матча звезд КХЛ чуть не разбились по дороге в Минск. Интерфакс (01 февраля 2010). Проверено 14 августа 2010.
  54. зады, vesti.ru  (Проверено 25 января 2011)
  55. Ту-204 вынужденно приземлился под Екатеринбургом | Газета. Ru: Новости дня
  56. Президентский Ту-214 к эксплуатации не годен, заявили в Кремле

Ссылки

  • Описание Ту-204 на сайте ОАО «Туполев»
  • Фотографии Ту-204 на Airliners.net
  • Ту-204-120СЕ прошел сертификацию в Китае
  • Завод «Авиастар-СП» планирует выпускать модернизированные самолеты Ту-204
  • История создания Авиалайнера Ту-204
  • Список выпущенных Ту-204 с историей и описанием бортов



Катастрофа ту-204 во внукове видео, ту-204 для fs2004 скачать, ту-204 с схема салона лучшие места, ту-204 64017.

Моранте, Эльза, Фахад Аль-Мирдаси, Henschel, Шаблон:New-film, Аварские диалекты.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24