Международный аэропорт Внуково | ||
---|---|---|
Здание аэровокзала | ||
Код IATA: VKO — Код ICAO: UUWW | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Москва | |
Тип | гражданский | |
Эксплуатант | ОАО «Аэропорт Внуково» | |
Местонахождение | 27 км к юго-западу от центра Москвы, в 10 км от МКАД | |
Базирующиеся авиакомпании | ||
Высота над уровнем моря | +209 м | |
Координаты | ||
Местное время | UTC +4 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
01/19 | 3060x45 | асфальтобетон |
06/24 | 3000x60 | армобетон |
Статистика (2011) | ||
Пассажиро- оборот (год) |
8,2 млн[1] | |
Источники:[2][3] |
Аэропорт Вну́ково — один из пяти основных аэропортов Москвы и Московской области, четвёртый по объёму пассажиропотока в РФ. Расположен в черте Москвы в 10 км к юго-западу от МКАД.
Принимает как пассажирские, так и грузовые рейсы, имеет статус международного. Аэропорт имеет наиболее развитую внутрироссийскую маршрутную сеть среди всех аэропортов РФ (в сезоне ЛЕТО-2009 регулярные рейсы выполнялись в 75 российских городов). Является базовым аэропортом для таких перевозчиков как ЮТэйр, Газпромавиа, Red Wings Airlines, I Fly и др. Терминал Внуково-2 используется для обслуживания спецрейсов высших руководителей государства (в том числе Президента и председателя Правительства РФ), а также руководителей зарубежных стран. Терминалы Внуково-3 используются для обслуживания спецрейсов правительства города Москвы, авиации Роскосмоса и бизнес-авиации.
Содержание |
Внуково — один из старейших аэропортов Москвы. Его строительство было начато в 1937 году, причиной послужила перегруженность Центрального аэропорта на Ходынском поле (созданного в 1922 году) и аэропорта Быково (созданного в 1936 году). Первая очередь сооружений аэропорта была введена в эксплуатацию 2 июля 1941 года[4]. В годы Великой Отечественной войны на базе Внуково была создана Московская авиагруппа особого назначения[4].
После окончания войны, в сентябре 1945 года было принято решение о переносе основного московского гражданского аэропорта с аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле во Внуково[4].
Внуково имеет особый статус — более шестидесяти лет аэропорт осуществляет обслуживание рейсов воздушных судов высших должностных лиц страны, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию.
В 1993 году распоряжением Госкомимущества России на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации были созданы акционерное общество открытого типа «Аэропорт Внуково», впоследствии переименованное в ОАО «Аэропорт Внуково», и акционерное общество открытого типа «Внуковские авиалинии»[4]. В 2001 году согласно решению Правительства Москвы было образовано ОАО «Международный аэропорт Внуково». 14 ноября 2003 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О передаче в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества „Аэропорт Внуково“»[4].
В начале XXI века правительство Москвы направило значительные инвестиции в развитие аэропорта, приняв 3 августа 2004 года постановление «О Концепции развития аэропорта Внуково», предусматривающее стратегическую программу развития аэропорта Внуково для обеспечения перевозки 20-22 млн пассажиров в год. В частности, 17 апреля 2004 года был сдан в эксплуатацию новый международный терминал площадью 24 тыс. м², с проектной пропускной мощностью 1200 пассажиров в час, в ноябре 2006 года был введён в строй новый пассажирский терминал центра бизнес-авиации Внуково-3. 6 июля 2010 года первый рейс (Анапа-Москва) принял новый терминал А, построенный по проекту архитектора Л.Борзенкова и рассчитанный на обслуживание 25 млн пассажиров в год (введена в строй первая очередь нового терминала площадью 174 тыс. м2; полный ввод в эксплуатацию терминала общей площадью 270 тыс. м2 намечен на 2012 год)[4]. В конце июня 2011 года была запущена двухуровневая эстакада на привокзальной площади, обеспечивающая бесплатный подъезд автотранспорта в зону высадки вылетающих пассажиров[5].
Существенные средства были вложены и в аэродромное оборудование. В 2008 году начал работу новый командно-диспетчерский пункт, оборудованный современной техникой. В октябре 2009 года была закончена реконструкция ВПП № 2, в 2011 году продолжается реконструкция ВПП № 1[4]. На время ремонта крестовины пересекающихся под углом полос, с 15 апреля по 1 июля 2011 года, приём и отправка воздушных судов из Внуково были серьёзно ограничены, а правительственный авиаотряд перебазировался в Шереметьево[6].
1990 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
14[7] | 7,920 | ▼ | 7,730 | ▲ | 9,460 | ▼ | 8,197 |
Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя пересекающимися взлётно-посадочными полосами (ВПП):
С летнего сезона 2006 года аэропорту Внуково присвоен третий (наивысший) уровень координации по классификации IATA[8]. Пропускная способность двух ВПП — 45 взлёт/посадок в час. Режим работы 24 часа в сутки. Аэропорт допущен к эксплуатации всех типов отечественных воздушных судов (Ил-96, Ил-62 — с ограничениями по максимальной взлетной массе) и основных типов воздушных судов западного производства:
а также большого количества типов региональных самолётов и самолётов бизнес-авиации.
Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 100 воздушных судов различных типов — от самолётов деловой авиации до лайнеров типа B-747 или АН-124 («Руслан»).
Аэродромный комплекс обслуживает рейсы Внуково-1 (терминалы «A», «B» и «D»), правительственного терминала Внуково-2 и Центра бизнес-авиации Внуково-3.
Аэровокзальный комплекс Внуково-1 образуют три пассажирских терминала. Терминал А запущен в июле 2010 года и в настоящее время обслуживает регулярные внутрироссийские и часть международных рейсов, терминал В обслуживает международные рейсы (как регулярные, так и чартерные). Терминал D после открытия терминала А продолжает обслуживать на прилёт внутрироссийские рейсы некоторых авиакомпаний. Терминалы примыкают друг к другу. Терминалы B и D соединены внутренним переходом, отдельного выхода из терминала D нет. Общая пропускная способность АВК Внуково-1 — около 8 млн пассажиров в год.
Международный пассажирский терминал B, оборудованный посадочной галереей с шестью телетрапами, введён в эксплуатацию в апреле 2004 года. Терминал B общей площадью 25 тыс. м² обладает пропускной способностью 2000 пассажиров в час.
Терминал внутренних линий D постройки 1980-х годов реконструирован (с заменой оборудования) в 2004—2005 годах. Общая площадь терминала D — около 30 тыс.кв.м, пропускная способность — 4800 пассажиров в час.
В полутора километрах к югу от здания основного пассажирского терминала располагается спецтерминал Внуково-2, обслуживающий Президента и Правительство РФ, а также руководителей и представителей правительств других стран. Официально аэровокзал был введен в эксплуатацию 28 апреля 1963 года, но первые правительственные вылеты из Внуково стали совершаться ещё в 1956. С самого начала все правительственные перевозки осуществлял «Авиационный отряд особого назначения», в настоящее время переименованный в СЛО "Россия".
Во время вылетов и прилётов во Внуково-2 глав других государств и других высокопоставленных лиц, московское ГИБДД перекрывает Киевское шоссе от поста ДПС расположенного на пересечении шоссе с МКАД до аэровокзального комплекса Внуково-2 и сам МКАД и Кутузовский проспект; также иногда перекрывают Ленинский проспект. Обычно автотрассы закрывают на несколько минут, но случаются и длительные промежутки: так, во время похорон первого президента РФ Б. Н. Ельцина в Москву через аэропорт совершались полёты многих весьма именитых персон, и дороги перекрывались на срок до 40 мин. Обычно такие мероприятия называют «режимом» или «спецпроездом».
В соответствии с указом правительства Москвы от 2004 года аэропорт Внуково должен был быть перестроен — Внуково-2 не стал исключением: так, на территории второго терминала аэропорта летом 2009 в эксплуатацию был запущен новый аэровокзал и служебно-техническое здание со всеми вновь подведенными коммуникациями.
По данным газеты «Ведомости», новое здание терминала начали строить в 2008 году. Со со стороны Киевского шоссе уже успел появиться новый забор. Он выше прежнего на два метра. Предыдущий забор представлял из себя металлическую решетку, через него проезжавшие по шоссе автомобилисты могли разглядеть за деревьями здание терминала. Нынешний забор сделан из листового металла и находится на бетонном ростверке — новое здание со стороны шоссе впредь увидеть невозможно. Президент США Барак Обама стал первым зарубежным гостем, который в июле 2009 года воспользовался услугами нового здания терминала Внуково 2[9] Путь от Внуково 2 до Кремля его кортеж преодолел за 15 минут, при этом средняя скорость движения автомобиля президента составляла около 130 км/час[10]
В западной части лётного поля, в непосредственной близости от Боровского шоссе располагаются несколько VIP-терминалов, объединённых под общим названием Внуково 3:
Терминал Космос, принадлежащий Российской Ракетно-Космической корпорации «Энергия»[11], используется для ВИП-чартеров и бизнес-авиации[12].
Соседствующий с ним терминал «АБТ Внуково 3», введённый в эксплуатацию в 2000 году предназначен для одновременного обслуживания не более 15 VIP-пассажиров.
Терминал «Виппорт Внуково 3», построенный в 2006 году способен пропускать до 40 пассажиров в час.[13]
Внуково 3 используется для приёма и вылета спецрейсов делегаций городского правительства и гостей мэра Москвы.
Чистая прибыль ОАО "Аэропорт «Внуково» в 2008 (РСБУ) — 415,952 млн руб. (чистый убыток — 119,623 млн руб. в 2007)[14].
В 2011 году аэропорт обслужил около 8,2 миллиона пассажиров и более 142,5 тысяч рейсов, что примерно на 13 и 5 процентов соответственно ниже, чем в 2010 году.
Авиакомпании | Назначения | Терминал |
---|---|---|
Aigle Azur | Париж-Орли | А |
Armavia | Ереван | B |
Blue Birds Airways | Сезонный: Ираклион, Керкира, Родос | B |
Bulgaria Air | Сезонные: Бургас, Варна | B |
Georgian Airways | Тбилиси | B |
Germanwings | Ганновер, Кельн-Бонн, Штутгарт | B |
Hamburg Airways | Брауншвейг (чартер) | B |
Lufthansa (Star Alliance) | Берлин-Тегель, Гамбург, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне | А |
Red Wings Airlines | Екатеринбург, Калининград, Красноярск (с 01.10.12), Махачкала, Новосибирск (с 01.10.12), Омск (с 30.09.12), Уфа, Челябинск (с 24.09.12) | А |
Syrian Arab Airlines | Алеппо, Дамаск | B |
Turkish Airlines (Star Alliance) | Анкара, Анталья, Стамбул | A |
Аэрофлот выполняется Россией |
Санкт-Петербург | A |
АэроСвит | Киев-Борисполь, Одесса | B |
Газпромавиа | Анапа, Белоярский, Геленджик, Краснодар, Надым, Новый Уренгой, Санкт-Петербург, Сочи, Советский, Ухта | A |
Газпромавиа | Махачкала | вылет - А, прилёт - D |
Газпромавиа | Нукус | B |
Грозный - АВИА | Грозный | вылет - А, прилёт - D |
Кубань | Анапа, Калининград, Краснодар, Сочи, Челябинск | A |
Кубань | Нальчик | вылет - А, прилёт - D |
Кубань | Анталья (чартер), Бургас (чартер), Варна (чартер), Закинтос-Айленд (чартер), Кос (чартер), Неаполь (чартер), Пула (чартер), Родос (чартер), Стамбул (чартер), Тиват (чартер), Триест (чартер) | B |
Мирнинское авиапредприятие АК «Алроса» | Мирный, Полярный | A |
Северсталь | Великий Устюг, Воркута, Череповец | A |
Трансаэро | Благовещенск, Венеция, Екатеринбург (с октября 2012), Киев-Жуляны, Магадан, Милан, Рим, Париж-Орли, Петропавловск-Камчатский, Симферополь, Тель-Авив | A |
ЮТэйр | Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белоярский, Братислава, Брно, Вильнюс, Волгоград, Воронеж, Геленджик, Ганновер, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Киров, Когалым, Краснодар, Красноярск, Курган, Липецк, Львов, Магнитогорск, Минеральные Воды, Минск-1, Мурманск, Нальчик, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ноябрьск, Нягань, Омск, Пермь, Рига, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Салоники, Симферополь, Сочи, Ставрополь, Сургут, Таллин, Томск, Тюмень, Ульяновск-Центральный, Урай, Уфа, Ухта, Ханты-Мансийск | A |
ЮТэйр | Владикавказ, Назрань | вылет - А, прилёт - D |
ЮТэйр | Баку, Бухара, Гянджа, Душанбе, Ленкорань, Нахичевань, Самарканд, Ташкент-Восточный, Фергана | B |
ЮТэйр выполняется Тулпар-ЭЙР |
Нарьян-Мар, Сыктывкар | А |
ЮТэйр выполняется Тулпар-ЭЙР |
Махачкала | вылет - А, прилёт - D |
ЮТэйр выполняется ЮТэйр-Экспресс |
Тамбов, Сыктывкар, Усинск | A |
ЮТэйр выполняется ЮТэйр-Украина |
Запорожье, Донецк, Кривой Рог, Луганск, Николаев, Одесса, Харьков | А |
Якутия | Анадырь, Благовещенск, Братск, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Магадан, Махачкала, Минеральные Воды, Нерюнгри, Новосибирск, Новокузнецк, Певек, Сочи, Тикси, Улан-Удэ, Якутск | A |
Якутия | Махачкала | вылет - А, прилёт - D |
Также аэропорт используется для выполнения рейсов СЛО "Россия", чартерных рейсов авиакомпаний Ай флай, Red Wings Airlines и рейсов бизнес-авиации.
От станции метро «Юго-Западная» (выход из первого вагона, в подземном переходе — направо, из подземного перехода — налево):
Можно также воспользоваться автобусом № 272 до остановки «Гостиница», от которой до аэропорта 150—200 м. На промежутке метро «Юго-Западная»-Гостиница у данного маршрута только одна постоянная промежуточная остановка — Город Московский, в утренние часы (с 7.00 до 9.00) от метро и в вечерние часы (с 17.00 до 19.00) к метро добавляются остановки Картмазово и Теплостанский проезд.
Маршрутные такси № 45. Стоимость проезда — 100 рублей и 10 рублей за каждое дополнительное багажное место.
Также есть возможность воспользоваться маршрутным такси «пос. Внуково» до остановки «Гостиница». Стоимость проезда 40 рублей. Остановка этих автобусов на м. Юго-Западная совпадает с остановкой маршрута № 611/611с.
От станции метро «Тёплый Стан»
От станции метро «Киевская» (выход к Киевскому железнодорожному вокзалу).
В 2004 году было открыто движение поездов-экспрессов от Киевского вокзала только до станции Аэропорт, расположенной в стороне от аэровокзального комплекса. От неё пассажиры доставлялись на автобусах. 7 августа 2005 года было открыто продление линии примерно на 1,5 км до подземной станции в аэропорту «Внуково». Под контроль ООО «Аэроэкспресс» (дочерней компании ОАО «РЖД») линия была передана 15 мая 2008 года[1].
При планировании поездки во Внуково на поездах «Аэроэкспресс» следует выезжать с Киевского вокзала не позднее, чем за 1,5 часа до времени вылета рейса и не позднее, чем за 2 часа до вылета международных рейсов[15].
В аэропорту Внуково имел место ряд происшествий и катастроф[16], в частности:
4 декабря 2009 6 российских силачей на территории аэропорта протянули на стальной цепи 150-тонный самолёт Ил-86 на расстояние 20 см, установив тем самым мировой рекорд.
Зал ожидания в международном терминале "B"
Вид со стороны взлетно-посадочной полосы
Железнодорожная станция
Вид с воздуха 12 июля 2012 года
Аэропорт Внуково.