Авиационные катастрофы в постсоветской России — сгруппированный по годам перечень катастроф авиации на территории России или российских самолетов и вертолётов с 1991 года.
23 мая1991 года потерпел катастрофу самолёт Ту-154Б-1 в аэропорту Пулково (Ленинград). Вследствие нарушения экипажем техники пилотирования при заходе на посадку, самолёт совершил грубую посадку с вертикальной скоростью около 4 м/с, передняя стойка шасси подломилась, во время движения по аэродрому фюзеляж начал разрушаться. Погибло 13 пассажиров и 2 человека на земле.
16 сентября1991 года произошла катастрофа самолёта Ан-74 в аэропорту Ленск (Якутия). Сразу после взлёта ночью в простых метеоусловиях самолёт левой плоскостью крыла задел деревья высотой 20-30 м на склоне сопки высотой 133 м на удалении 3903 м от торца ВПП, столкнулся с землей, разрушился и сгорел. 13 человек погибло. Взлетная масса самолёта составляла более 42 т (груз рыбы) при максимально допустимой для фактических условий полета 34,5 т. Экипаж преждевременно начал уборку закрылков, в результате чего самолет потерял высоту.
7 ноября1991 года произошла катастрофа самолёта Як-40. Из-за ошибки авиадиспетчера самолёт столкнулся с горой Кукуртбаш вблизи Махачкалы на высоте 550 м в 23 км от аэропорта. 51 человек погиб. На борту находилось 13 незарегистрированных пассажиров. Взлётный вес превышал максимальный на 260 кг.
26 ноября1991 года произошла катастрофа самолёта Ан-24РВ в аэропорту Бугульма (Татарстан). Самолёт следовал из Нижневартовска. При заходе на посадку ночью в условиях обледенения экипаж не включил противообледенительную систему крыльев и стабилизатора, в результате чего они покрылись льдом толщиной до 15 мм. Из-за ошибок экипажа самолёт значительно отклонился от глиссады, а при попытке ухода на второй круг самолёт вошел в срывной режим на малой высоте и под углом 75-80° носом столкнулся с землей в 802 м после пролёта торца ВПП и в 598 м правее неё. Находившиеся на борту 4 члена экипажа и 37 пассажиров погибли.
1992
25 июня1992 года в районе д. Юрьево Новгородской области произошла катастрофа вертолётаМи-2 (бортовой номер 14270) Новгородского авиапредприятия, выполнявшего рейс Новгород — Новоселицы. Погибли командир воздушного судна В. А. Авдонин, авиатехник и пассажир. Катастрофа произошла по причине разрушения конструкции при столкновении с землей, вследствие усложнения в пилотировании воздушного судна при попытке пассажира покинуть вертолет с целью самоубийства.
27 августа1992 года в результате ошибки экипажа при заходе на посадку в аэропорту города Иваново потерпел катастрофу самолёт Ту-134 Ивановского авиапредприятия, рейс 2808. Самолет столкнулся с землей в 2450 м от торца ВПП. Погибло 84 человека.
9 мая1993 года в Нижнем Тагиле во время авиашоу в честь празднования 48-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне при выполнении виража самолёт Як-52 потерял управление и рухнул на Театральную площадь. Оба пилота и 17 жителей города погибли, 17 человек получили тяжелые ранения.
23 марта1994 пилот Airbus A310, следовавшего из Москвы в Гонконг, погубил 75 человек. Он посадил за штурвал своего 15-летнего сына, который случайно отключил автопилот, что явилось причиной штопора.[1]
7 декабря1995 года в 200 км от Хабаровска потерпел катастрофу самолет Ту‑154Б компании «Хабаровские авиалинии». Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.[2]
8 января1996 года в Киншасе российский самолётАн-32 при разбеге выкатился за пределы ВПП на городской рынок, примыкающий к аэродрому. Погибло 237 человек.
18 марта1997 года произошла катастрофа самолета Ан-24 RA-46516 Ставропольской акционерной авиакомпании, выполнявшего рейс SVL-1023 по маршруту Ставрополь — Трабзон. Из-за разрушения в полете хвостовой части фюзеляжа самолет упал в районе города Черкесск, все находившиеся на борту 50 человек погибли.
3 июля2001 при заходе на посадку в Иркутский аэропорт потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. 145 человек погибли.
4 октября2001 над Чёрным морем взорвался на высоте 11 км и рухнул в море в 180 километрах к югу от НовороссийскаТу-154 авиакомпании «Сибирь» рейса 1812 Бен Гурион (Тель-Авив) — Новосибирск. Погибли все — 65 пассажиров (15 граждан РФ и 51 гражданин Израиля) и 12 членов экипажа. Основная версия — самолёт был сбит украинской зенитной ракетой с территории Крыма.
2 июля2002 В результате противоречивых инструкций авиадиспетчера системе TCAS (системе предупреждения опасного сближения разводящая самолеты по эшелонам (высотам)) произошло столкновение Боинг-757 и Ту-154 на территории Германии в районе Боденского озера.
28 июля2002 года в 15:25 по местному времени, самолёт Ил-86 RA-86060 авиакомпании «Пулково», выполнявший технический рейс Москва—Санкт-Петербург с 16 членами экипажа на борту, потерпел крушение через 2 минуты после взлёта рядом с аэропортом «Шереметьево». Две стюардессы в хвостовой части самолёта остались живы.
26 мая2003 — в Турции разбился Як-42, на борту которого находились миротворцы — 62 пассажира (граждане Испании) и 13 членов экипажа (украинцы и белорус). Выжить не удалось никому.
24 августа2004 практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (погибли 44 человека).
16 марта2005 при заходе на посадку в а/п Варандей (Архангельская область, НАО) в условиях «белой мглы» и отсутствия видимости ориентиров потерпел катастрофу и упал на землю Ан-24РВ Региональных авиалиний. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28 (26 пассажиров и 2 члена экипажа).
14 октября2005 при выполнении испытательного полёта потерпел крушение мотодельтаплан, пилот Иванов Алексей Константинович погиб.
Ночь со 2 на 3 мая2006 — в акватории Чёрного моря близ города Сочи упал самолёт «Airbus A320» авиакомпании «Армавиа». После падения самолёт погрузился на глубину 400 метров. На борту лайнера находились 113 человек, в том числе 8 членов экипажа, все они погибли.[5]
Ночь с 8 на 9 июля2006 — при посадке в аэропорту Иркутска самолёт «Airbus A310» авиакомпании «Сибирь», следоваший из Москвы, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолёта находились 193 пассажира и 10 членов экипажа, погибли 125 человек.
22 августа2006 рейс FV 612 ФГУАП «Пулково», выполнявший рейс Анапа—Санкт-Петербург, пытаясь проскочить над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ-154М упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалёку от Донецка. Рейс FV 612 вылетел из Анапы по расписанию в 15:05. В 15:37 подал сигнал SOS. На высоте 3000 метров пропал с экранов радаров. На борту самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).
14 сентября 2008 года при заходе на посадку в аэропорту Перми произошла катастрофа самолёта Боинг 737-500 российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд». В результате столкновения самолёта с землей и наземными предметами погибли все находившиеся на борту 88 человек — 6 членов экипажа и 82 пассажира, в том числе российский генерал-полковник Г. Н. Трошев.
9 января2009 года вертолёт Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» с восемью пассажирами и тремя членами экипажа на борту, вылетевший из Бийска в Кош-Агач, потерпел катастрофу, столкнувшись с горой при попытке захода для выполнения зависания. Выжило 4 человека, погибло и умерло от ран на месте катастрофы вертолёта 7 человек.
19 декабря 2009 года около 15:00 московского времени вертолётМи-171 (бортовой номер RA-22468) Ухтинского филиала ООО Авиапредприятие «Газпромавиа», выполнявший рейс по маршруту Бованенково — Воркута, на борту которого находились 22 пассажира и 3 члена экипажа, совершил аварийную посадку в тундре в 700 м от шахты «Воркутинская», не долетев 4,5 км до аэропорта Воркута. При жёсткой посадке вертолёта один из пассажиров получил тяжелые травмы, от которых впоследствии скончался. Кроме того, причинен тяжкий вред здоровью другого пассажира.[6] По заключению Межгосударственного авиационного комитета, непосредственной причиной авиапроисшествия явилась потеря экипажем пространственной ориентировки после снижения ниже высоты принятия решения вследствие отвлечения внимания от контроля за режимом полета на визуальный поиск огней подхода и ВПП в условиях отсутствия видимости наземных и световых ориентиров.[7]
10 апреля2010 года — авиакатастрофа, произошедшая с президентским Ту-154 польских ВВС при попытке посадить самолёт в сильном тумане на аэродром «Смоленск-Северный», приведшая к гибели всего экипажа и всех пассажиров, включая президента Польши. Крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства.
20 июня2010 В Тюменской области потерпел катастрофу легкомоторный самолет Як-52, на борту которого находились 2 человека. Трагедия произошла неподалеку от города Ялуторовск в 12:00 по местному времени. По неофициальным данным, в результате происшествия погибли 2 человека: пилот и член спортклуба РОСТО.[8]
3 августа2010 при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы в районе аэропорта города Игарка потерпел катастрофу самолет Ан-24 авиакомпании «КАТЭКАВИА», выполнявший рейс из Красноярска в Игарку. На борту самолета было 15 человек — 4 члена экипажа и 11 пассажиров. По предварительным данным, в катастрофе погибли 11 человек.
19 сентября2010 Около поселка Логиново Белоярского районаСвердловской области в воскресенье днем разбился спортивный самолет ЯК-52. При выполнении фигур высшего пилотажа произошёл отказ органов управления самолетом. Погиб пилот, кандидат в мастера спорта Геннадий Белиникин 1962 г.р..[10]
25 ноября2010 Около 12:00 по местному времени, на территории Крапивинского месторождения в Тарском районе Омской области произошла катастрофа вертолета Ми-8. Среди пассажиров воздушного судна были шестеро рабочих вахтовой бригады строителей ДСПМК «Седельниковское» и один сотрудник компании «Транссервис». Падение вертолета произошло из-за возгорания на борту. В результате катастрофы все семь пассажиров Ми-8 погибли, а три члена экипажа с тяжелыми травмами были доставлены в больницу города Тары.[13].
4 декабря2010 в подмосковном аэропортуДомодедово потерпел катастрофусамолётТу-154М авиакомпании «Авиалинии Дагестана». Самолет вылетел из Внуково рейсом на Махачкалу, но вскоре после взлёта отказали два двигателя, электрооборудование и навигационное оборудование, в связи с чем экипаж принял решение совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту Домодедово. После посадки самолёт выкатился за пределы ВПП и разрушился. На борту находились 163 пассажира и 9 членов экипажа. 83 человека пострадали, двое погибли (брат президента Дагестана и мать судьи конституционного суда РФ).[14].
19 декабря2010 в 11 часов 11 минут московского времени вертолёт Ми-8 (бортовой номер RА-24655) авиакомпании «Ямал» потерпел катастрофу в районе 267-го километра железнодорожной трассы Обская — Бованенково Ямало-Ненецкого автономного округа при подлёте к нефтегазовому месторождению Бованенково. На борту находились трое членов экипажа и 15 пассажиров. В результате аварии погиб командир вертолёта, остальные члены экипажа и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.[15][16]
2011
1 января2011 Три человека погибли и 43 пострадали (39 госпитализировано) при пожаре самолета Ту-154Б2 в Сургуте. Перед началом движения самолёта по магистральной рулежной дорожке к ВПП загорелся один из двигателей. Произошёл взрыв топливных баков с разливом горючего на площади 1000 кв. метров, самолёт сгорел полностью.[17][18][19][20]
20 января2011Вертолёт марки AS-355N (бортовой номер RA-04109) авиакомпании «Корпоративные вертолёты Северо-Запада» потерпел катастрофу в 16:10 московского времени в посёлке ГромовоПриозерского районаЛенинградской области рядом с озером Суходольское. На борту вертолёта находилось шесть человек, один из них погиб вследствие грубой посадки вертолёта. Причиной катастрофы стало попадание вертолёта в метеоусловия, к которым экипаж был не подготовлен (снежный заряд)[21].[22]
22 июня2011 года в Калининском районеКраснодарского края во время испытательного полёта потерпел катастрофу вертолет Ми-2, пилот погиб. Вертолет не был зарегистрирован в органах управления воздушным движением и находился в собственности одного из местных предпринимателей.[29]
4 июля2011 года возле деревни ДракиноМосковской области во время проведения учебно-тренировочного полета потерпел катастрофу самолет Eurostar, на борту находилось двое человек: пилот-инструктор и стажёр. В результате аварии пилот погиб, стажёр был госпитализирован с травмами. Возможной причиной падения самолета стал конфликт между пилотами.[30]
5 июля2011 года под ИркутскомМи-8 компании «Ютэйр» потерпел катастрофу: протаранив несколько деревьев, на большой скорости упал на землю и завалился набок. На борту находились 16 человек, в том числе три человека экипажа. Два человека из числа пассажиров погибли, один находился в тяжелом состоянии, всего пострадало 10 человек.[31]
11 июля2011 года в 8:55 московского времени на севере Томской области в 63 км от Нижневартовска при вынужденной посадке вблизи берега Оби потерпел катастрофу самолёт Ан-24, следовавший рейсом Томск — Сургут. Погибли 7 человек, четверо госпитализированы с травмами. Всего на борту самолета находились 33 пассажира и четыре члена экипажа. Причиной катастрофы самолета стал пожар левого двигателя.[33]
19 июля2011 года в Свердловской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 компании «Уктус» при плановом облёте магистральных газопроводов. На борту находились три члена экипажа — командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик, а также пассажир, сотрудник «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Пилот погиб, остальные члены экипажа и пассажир с переломом и ушибами были госпитализированы.[34]
25 июля2011 года возле поселка БиллингсЧукотского автономного округа потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 авиакомпании «Чукотавиа» во время полёта по обследованию радионавигационных маяков. Причиной катастрофы стал отказ двигателя. На борту находилось 5 человек, три члена экипажа и два пассажира. Погибли пассажиры и бортмеханик.[35][36]
9 августа2011 года в районе поселка ОмсукчанМагаданской области потерпел катастрофу самолёт Ан-12А. По предварительным данным, причиной катастрофы явился пожар двигателя. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту (девять членов экипажа и двое пассажиров, сопровождавших груз).[38]
7 сентября2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет, марки Як-42. 43 человек погибло, 2 человека пострадало (1 позже скончался в больнице). В самолете летел основной состав команды Локомотив Ярославль
2 апреля2012 года под Тюменью потерпел катастрофу самолет ATR 72, на борту которого находились 43 человека. Погиб 31 человек, в том числе все члены экипажа; 12 человек выжили. При падении самолет развалился на части и загорелся.
самолётЛ-410 (рег. № RF-00138) совершил аварийную посадку на аэродроме «Большое Грызлово». Находившиеся на борту пилоты доставлены в больницу. Капитан самолёта скончался спустя три дня после инцидента.[52][53]
9 августа2012 годавертолётКа-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек — трое россиян и двое граждан Турции, находившиеся на борту — погибли.[54]
1 сентября2012 годасамолётЯк-18Т, (рег. № RA-44422) выполнявший заказной полёт упал в 300 метрах от ВПП аэродрома Лахта и загорелся. В катастрофе погибли 4 человека, все кто находился на борту.[59]
12 сентября2012 годасамолётАн-28 (рег. № RA-28715) потерпел катастрофу в десяти километрах от поселка Палана. В катастрофе погибли 10 человек, включая двоих пилотов, 4 человека получили травмы различной степени.[60]
17 октября2012 годавертолётМи-8Т, (рег. № RA-24267) потерпел катастрофу при посадке в Красноярском крае. На борту находилось 12 человек, включая пилотов. В катастрофе погиб один человек (пассажир) и пострадало 3 человека.[63]
7 ноября2012 годасамолётЯк-18Т, (рег. № RA-44302) при выполнении учетно-тренировочного полета потерпел катастрофу недалеко от аэродрома Петелино Рязанской области. В катастрофе погибли 2 человека, все, кто находился на борту.[64]
29 декабря2012 года самолёт Ту-204 (рег. № RA-64047) совершил аварийную посадку в аэропорту «Внуково», обломки самолёта вылетели на Киевское шоссе. В результате падения самолёта погибло пять человек, пострадало четверо, в том числе водитель автомобиля, в который попало отлетевшее самолётное колесо.
3 февраля2013 года в Краснотурьинске в результате задевания линии электропередач потерпел катастрофу дельтаплан. Погибли 2 человека один при падении, второй скончался в карете скорой медицинской помощи.[68]
9 марта2013 года в Конго во время рейса Шабунда-Букау потерпел катастрофу зафрахтованный ООН вертолёт авиакомпании «ЮТэйр» Ми-8АМТ (бортовой номер RA-22472), на борту находилось 4 человека. Вертолёт обнаружен в труднодоступной местности на высоте 2700 метров разрушенным и частично сгоревшим. Все четыре члена экипажа, находившиеся на борту вертолёта, погибли.[69]
2 июля2013 года в Якутии потерпел катастрофу вертолёт Ми-8Т (рег. № RA-22657), на борту которого находились 28 человек. 3 члена экипажа и ребенок выжили, остальные погибли.[83]
12 июля2013 года в Брянской области потерпел катастрофу автожирCalidus (рег. № RA-0038A), на борту которого находились 2 человека. Зацепив линию электропередачи, упал в реку Десна. Пилоту удалось выжить, а пассажир погиб.[84]
21 июля2013 года в Мурманской области потерпел катастрофу вертолёт Eurocopter EC120 (рег. № RA-04049), во время высадки пассажиров наклонился на бок и унёс жизни троих человек, пилот получил травмы, но остался жив.[85]
26 октября2013 года у поселка Таежный, Богучанского районаКрасноярского края, при заходе на посадку ночью самолет АН-2 столкнулся с деревьями, упал в лес и загорелся. КВС (владелец самолета) и второй пилот погибли. Находившиеся на борту двое пассажиров (геологи) не пострадали.[95]
17 ноября2013 года в аэропортуКазани при заходе на посадку ночью самолет авиакомпании «Татарстан» Boeing 737 (рег. № VQ-BBN) упал возле ВПП и загорелся. На борту находилось 50 человек (44 пассажиров и 6 членов экипажа), все они погибли.[96]
26 декабря2013 года в Иркутске в 21:39 по местному времени потерпел катастрофу самолёт Ан-12 (рег. № RA-12162), иркутского авиазавода, следовавший рейсом из Новосибирска в Иркутск с 6 членами экипажа и 3 пассажирами на борту. Транспортник упал на складские помещения Минобороны. В результате все девять человек находившиеся на борту погибли.[98]
19 апреля2014 года в Дубовском районе Ростовской области во время опыления полей разбился сельскохозяйственный легкомоторный самолёт «Х-32 Бекас». Погиб пилот. [102]
8 мая2014 года в Сенгилеевском районе Ульяновской области во время тренировочного полёта разбился легкомоторный самолёт «Diamond DA40» (рег. № RA-01726). Погибли курсант и инструктор.[105]
13 мая2014 года в Всеволожском районе Ленинградской области во время полёта разбился вертолёт «Eurocopter EC120» (рег. № RA-07232). Погибли пилот и пассажир.[106]
22 мая2014 года возле деревни Пятница Солнечногорского района Московской области разбился самодельный легкомоторный самолёт. Пилот погиб.[107]
29 мая2014 года в Архаринском районе Амурской области разбился дельтаплан. Пилот погиб.[108]
3 июня2014 года в Смидовичском районе Еврейской автономной области во время полёта разбился легкомоторный самолёт «Аэропракт A-22» (рег. № RA-0080A). Погибли пилот и пассажир.[110]
в Кировской области потерпел катастрофу самолёт Л-42. Погибли все кто находился на борту, пилот и три пассажира.[123]
26 августа2014 года в Южном Судане потерпел катастрофу зафрахтованный для миссии ООН в Южном Судане у российской авиакомпании вертолёт Ми-8, на борту которого находились 4 человека. Погибли командир экипажа, бортмеханик и ботпроводник. Второй пилот выжил.[124]
8 сентября2014 года при проведение сельхозобработки полей под Белгородом упал самолёт Х-32 «Бекас» (рег. № RA-0036A). Пилот умер по дороге в больницу.[127]
3 ноября2014 года в Владимирской области потерпел катастрофу самолёт Evektor-Aerotechnik EV-97 EuroStar, находившиеся на борту пилот и пассажир получили травмы и были госпитализированы. Позднее от полученых трамв пилот скончался в больнице.[135]
11 ноября2014 года в Ставропольском крае потерпел катастрофу вертолёт Ка-32 (рег. № RF-32839), находившийся на борту пилот погиб а пассажиры получили травмы и были госпитализированы. Позднее от полученых травм двое пассажиров из четверых скончались в больнице.[136]
7 декабря2014 года в НАО потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 (рег. № RA-06138), погибли два человека, бортмеханик и пассажир, остальные пять человек госпитализированы.[138]