Ан-148 | |
---|---|
|
|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | КБ Антонов |
Производитель | Воронежский авиационный завод (по лицензии)[1] ГП "Антонов", филиал серийный завод "Антонов" |
Первый полёт | 17 декабря 2004 год |
Начало эксплуатации | 2 июня 2009 года |
Статус | производится, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ГТК «Россия» МАУ |
Единиц произведено | 2 прототипа, 16 серийных (по состоянию на сентябрь 2012 года)[2] |
Стоимость программы разработки | $592 млн[1] |
Стоимость единицы | ~$30 млн (2012 год)[3][4] |
Варианты | Ан-158 Ан-168 |
Изображения на Викискладе |
Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработан в ОКБ им. О.К. Антонова.
Способен эксплуатироваться на неподготовленных, заснеженных и грунтовых аэродромах.[5]
На период до 2026 года производитель рассчитывает изготовить и продать до 500 самолётов типа Ан-148 и Ан-158[5].
Содержание |
Разработка пассажирского самолёта, который должен был заменить Ан-74 и Ан-72, была начата в ОКБ им. О. К. Антонова в начале 1990-х годов коллективом под руководством Петра Балабуева. Изначально спроектированный как транспортный самолёт, для перевозки пассажиров Ан-74 приспособлен не был. И даже при переносе двигателей на пилон под крыло (Ан-74ТК-300), что повышало топливную эффективность, самолёт не мог конкурировать с современными региональными самолётами схожей пассажировместимости.
Исходя из этого, было принято решение о создании нового пассажирского самолёта Ан-74-68, который отличался новым крылом, удлинённым фюзеляжем и новыми двигателями Д-36 пятой серии с изменённой конструкцией реверса. Рабочее проектирование самолёта, получившего новое обозначение Ан-148, началось в 2001 году. За основу была взята концепция самолёта Ан-74ТК-300. Ан-148 не является модификацией Ан-74, а представляет собой полностью спроектированный с нуля самолёт. По сравнению с Ан-74, увеличены длина и диаметр фюзеляжа, применены двигатели Д-436-148 с электронной цифровой системой управления, используется крыло другой конструктивно-силовой схемы. При разработке самолёта были использованы узлы и агрегаты производства 214 фирм из 15 стран мира, включая Россию, США, Францию и др[6].
Летные испытания Ан-148 начались 17 декабря 2004 года[7].
26 февраля 2007 года Ан-148 получил сертификаты Авиационного регистра МАК и Государственной Авиационной Администрации Украины[8].
В 2007 году в Одессе были проведены наземные испытания Ан-148 по взлёту и посадке на грунтовую ВВП, подтвердившие возможность эксплуатации самолёта на неподготовленных аэродромах с очень высокой плотностью грунта[9].
Двухмоторный турбореактивный самолёт, построенный по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности и однокилевым Т-образным оперением. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся трёхопорное, с носовой стойкой.
Система управления — электродистанционная, в отличие от смешанной бустерно-ручной системы управления Ан-74. Система состоит из двух подсистем ЭДСУ-А и ЭДСУ-Б, каждая из которых имеет два канала. Рулевые поверхности самолёта:
Резервное управление рулями идёт через тросовую проводку и АРП, то есть отличается от бустерного управления Ан-74 лишь тем, что усилия на руле направления не триммируются, а усилия на руле высоты триммируются в проводке управления (без перемещения штурвальных колонок).
На самолёт устанавливается современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, соответствующее действующим международным нормам ICAO; полётная информация выводится на пять многофункциональных ЖК-индикаторов. Комплекс радиоэлектронного оборудования предусматривает возможность посадки машины в сложных метеорологических и ночных условиях по категории IIIA ICAO.
Самолёт Ан-148 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-436-148 разработки ЗМКБ «Прогресс», производства ОАО «Мотор Сич» совместно с ФГУП "НПЦ газотурбостроения «Салют».
АНТК имени О. К. Антонова дополнительно прорабатывает варианты установки на самолёт двигателей CF34-10, BR710 и SaM146[10].
В качестве вспомогательной силовой установки используется АИ-450-МС.
Тип | Описание |
---|---|
Модификации семейства самолётов Ан-148 | |
Ан-148-100А | Вариант самолёта малой дальности, рассчитанный на перевозку 70-80 пассажиров на дальность 2000-3000 км[1]. |
Ан-148-100B | Базовая модель, рассчитанная на перевозку 70-80 пассажиров. Дальностью полета до 3600 км[1]. |
Ан-148-100Е | Вариант самолёта с пассажировместимостью 70-80 человек, с дальностью полета до 5000 км[1]. |
Ан-148C | Вариант самолёта с грузовым боковым люком[10]. |
Ан-158 | Вариант самолёта с удлинённым фюзеляжем на 99 человек и дальностью полёта 2500 км[11]. |
Ан-168 | Вариант самолёта деловой авиации и с дальностью полета 7000 км[12]. |
Ан-168МП | Вариант самолёта патрульной авиации[12]. |
Ан-178 | Вариант транспортного самолёта на базе Ан-158. |
На Ан-148 может быть реализовано несколько вариантов компоновки салона[1]:
Расположение кресел в одноклассной компоновке — 2+3.
Высота пассажирского салона в центральном проходе равна 2 метрам. Над креслами расположены багажные полки для ручной клади. Под пассажирским салоном находятся 2 отсека для багажа.
Также предусмотрена конвертация пассажирского салона самолёта в вариант «летающий госпиталь», оснащённый медицинским оборудованием и рассчитанным под перевозку до 6 лежачих больных на расстояние до 7000 км[10].
Производство Ан-148 развёрнуто на мощностях киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России начато строительство первых серийных[13] Ан-148 по украинской лицензии[1].
Продажная цена Ан-148 в данный момент (2012 год) на $10 млн ниже себестоимости.
На сентябрь 2012 четыре самолёта стоят на ВАСО, в ожидании покупателей. Причем некоторые уже более полутора лет.
Первый самолёт типа Ан-148 российской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, прошёл контрольное взвешивание, которое подтвердило, что масса пустого самолёта составляет порядка 21 тонны и находится в пределах требований технических условий. Первый полёт, продолжительностью 41 минуту состоялся 19 июля 2009 года[14]. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику[15].
Заключённые соглашения о поставках | ||||
---|---|---|---|---|
Покупатель | Тип | Заказано | Примечание | Поставлено |
Авиалинии Кубани | 4 | лизинг[16] | ||
Ангара | Ан-148-100Е | 3 | лизинг[17] | |
Владивосток Авиа | 4 | лизинг[16] | ||
МЧС России | Ан-148-100ЕМ | 2 | покупка[18] | |
Полёт | Ан-148-100Е | 10 | лизинг[19] | 2[20] |
Россия | Ан-148-100В | 6[21] | лизинг[16] | 6 |
По состоянию на 1 сентября 2012 года[5]:
Источники данных: ОАК[24]; Корпорация «Иркут»[1][10]
Модификации самолёта Ан-148 | ||||
---|---|---|---|---|
АН-148-100А | АН-148-100В | АН-148-100Е | Ан-148С | |
Экипаж, чел. | 2 пилота + 2 (3) бортпроводники | 2 пилота | ||
Пассажировместимость, чел. | 80 [25] | |||
Грузоподъёмность, кг | 9000 | 10100 | ||
Длина, м | 29,13 | |||
Высота, м | 8,19 | |||
Размах крыла, м | 28,91 | |||
Площадь крыла, м2 | 87,32 | |||
Масса пустого, кг | ||||
Максимальная взлётная масса, кг | 38,550 | 41,550 | 43,700 | |
Максимальный запас топлива, кг | 12050 | 11700 | ||
Количество и тип двигателей | 2хТРДД Д-436-148 | |||
Тяга максимальная, кгс | 6830 | |||
Тип ВСУ | АИ-450-МС | |||
Крейсерская скорость, км/ч | 800—870 | |||
Практическая дальность (с 75-ю пассажирами), км | 2100 | 3500 | 4400 | |
Практический потолок, м | 12200 | |||
Среднечасовой расход топлива, кг/ч | 1550 | 1600 | 1650 | |
Требуемая длина ВПП, м | 1560 | 1800 | 1885 | |
Эксплуатационные температуры (на земле), °C | −55 …+ 45 | |||
Класс аэродрома | «В» | |||
Календарный ресурс, лет | 30 | |||
Количество полётов | 60000 | 40000 | 30000 | |
Количество лётных часов | 80000 |
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы/на борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
04.06.2010 | RA-61701 | Рейс FV 132 из Москвы в Петербург | 0/0 | произошел серьезный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолетом[26]. Короткое замыкания в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолета с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим, самолет восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту «Пулково»[27] |
05.03.2011 | 61708 | Белгородская область | 6/6 | Потерпел катастрофу во время учебно-тренировочного полёта, перед передачей заказчику[28], в связи с непреднамеренным выводом самолёта, при выполнении режима экстренного снижения, на скорость полёта, превышающую на 110 км/час максимальную индикаторную скорость при эксплуатации лайнера, вследствие несвоевременных и недостаточных действий экипажа[29]. |
19 декабря 2011 года в учебном центре S7 Training, расположенном рядом с аэропортом Домодедово, запущен в эксплуатацию комплекс тренажёров для лётной подготовки экипажей Ан-148. В состав комплекса входят комплексный тренажёр Ан-148 для имитации полета, процедурный (с имитацией приборной панели) и аварийно-спасательный (для подготовки экипажей). Стоимость всего учебно-тренировочного центра превышает 600 миллионов рублей[30].
КТС Ан-148 разработан и построен ЗАО «Транзас» по заказу лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.»[31].
Ан-148 на МАКС-2009
Ан-148 в Ле Бурже
Самолёты ОКБ им. О. К. Антонова | |
---|---|
Многоцелевые | |
Гидросамолёты | |
Пасcажирские и грузо-паcсажирские | |
Специального назначения | |
Транспортные и военно-транспортные |
Ан-8 • Ан-12 • Ан-22 «Антей» • Ан-26 • Ан-32 • Ан-34 • Ан-70 • Ан-72 • Ан-74 • Ан-74ТК-300 • Ан-124 «Руслан» • Ан-225 «Мрия» |
Экспериментальные |
Ан-714 • ВП • Изделие 181 • ЛЕМ-2 • Э-153 |
Проекты | |
Планёры |
А-1 • А-2 • А-7 • А-9 • А-10 • А-11 • А-13 • А-15 • А-40 • БА-1 • БС-3 • БС-4 • БС-5 • Голубь • Город Ленина • ОКА-2 • ОКА-3 • ОКА-5 • ОКА-7 • ОКА-14 • ОКА-23 • ПС-1 • ПС-2 • Рот Фронт-1 • Рот Фронт-2 • Рот Фронт-3 • Рот Фронт-4 • Рот Фронт-5 • Рот Фронт-7 • РЭ-1 • РЭ-2 • РЭ-3 • РЭ-4 • РЭ-5 • РЭ-6 • Стандарт • УС-1 • УС-2 • УС-3 • УС-4 • УС-5 • УС-6 |
Ан-148 чертеж, ан-148 оборудование, ан-148 с медицинским модулем.
Коул, Стивен, Кзылорда, Шереп, Saxifraga cespitosa, Файл:EKA 01 (81-581) + Em 3762 + 3890, Avtovo depot.webm.