Город
Игарка
Показать/скрыть карты
|
Ига́рка — город (с 1931) районного подчинения в Туруханском районе Красноярского края России.
Население — 5117[1] чел. (2015).
Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, в 1330 км к северу от Красноярска по прямой (расстояние по Енисею около 1800 км). Находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты, относится к районам Крайнего Севера.
Город получил название по протоке, на которой находился, а та, в свою очередь, — по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку».
.Абсолютный минимум температуры в Игарке составляет −63 градуса (в Норильске −64.3 градусов).Сейчас это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива, есть также Аэропорт Игарка, используемый для перевозки грузов и рабочих вахт на нефтяные месторождения. Игарка как морской порт работает с 1928 года. Причалы и пр. построены до 1930-35 годов, потом усовершенствовались, расширялись, бетонировались и т. д. До распада СССР в Игарке за летнюю короткую навигацию обрабатывались до 120—140 морских судов. В 2012 году Игарка стоит в списке Левитина на удаление из регистра морских портов.
Почта в Игарку из Москвы идёт в Норильск, оттуда в Красноярск, и только потом прилетает в Игарку.
Город Игарка находится в часовом поясе Красноярское время. Смещение относительно UTC составляет +7:00. Относительно московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +4 часа и обозначается в России как MSK+4.
В 130 километрах на северо-запад от Игарки находится активно разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение. В августе 2009 года месторождение дало промышленную нефть. В 80 км на северо-восток от Игарки расположена Усть-Хантайская ГЭС, в 90 км на юго-восток — Курейская ГЭС.
Планируется строительство Нижне-Курейской ГЭС.
Согласно одной из версий, свое название город получил по имени протоки, на которой расположен. Протока же, в свою очередь, названа по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку». Однако, факт существования человека с подобным именем не зафиксирован ни в одном из исторических документов.
Согласно другой версии, которую впервые высказал краевед Адольф Васильевич Вахмистров, название впервые было дано реке Игарка, левому притоку реки [1].
Игарскую протоку же впервые описали и нанесли на карту в ходе Великой северной экспедиции в 1740 году Фёдор Минин и Харитон Лаптев.
В начале XX века на месте города существовал стан Старая Игарка.
В 1929 году здесь начали строить порт по вывозу леса. До 1950-х годов сюда ссылали политических, военных и других заключённых. Их руками, а также усилиями энтузиастов и контрактников и строился город. Были построены рыбопромышленный комбинат, судоремонтная верфь.
В [2].
Отсюда также в 1947—1953 годах строилась железнодорожная магистраль до Салехарда — «дорога на костях», часть недостроенной Трансполярной магистрали, унесшая тысячи жизней заключенных и впоследствии заброшенная. Город развивался и как лесопромышленный центр.
В 1956 году по распоряжению Совета Министров СССР была начата разработка первого плана генеральной реконструкции Игарки. Проектировщики видели город крупным центром лесообрабатывающей промышленности, большим портом на Енисее, доступным для крупнотоннажных морских судов. Генплан учитывал перспективную возможность строительства железной дороги, отмечалось, что в ближайшем будущем Игарка может стать центром по добыче угля, нефти и других рудных полезных ископаемых.
27 июля 1962 года в городе разразился катастрофический пожар, т. н. «Большой Игарский пожар», который полностью уничтожил склад готовой продукции комбината — 159,2 тысячи кубометров пиломатериалов. В огне пожара, перекинувшегося на город, сгорели также 65 жилых и административных зданий — два магазина и контора рыбкооперации, родильный дом, аптека, ясли, два только что отстроенных общежития, деревянный мост через Медвежий лог. Огонь уничтожил также здания краеведческого музея и интерклуба. Пожару посвящено стихотворение Александра Городницкого «Баллада о спасённой тюрьме».
После пожара город был практически заново отстроен. С начала 1960-х годов в Игарке начался бурный рост экспортно-ориентированной деревообрабатывающей промышленности. Здесь находился Лесопильноперевалочный комбинат, в котором работали 4 деревообрабатывающих цеха. В 1970—80-е годы на комбинате перерабатывали и отгружали экспортного пиломатериала более 1 млн 250 тыс. кубометров в год, большей частью пакетированного, кроме того отгружались на экспорт более 300 тыс. кубометров продукции глубокой переработки древесины, производившейся на местном ЛПК. За продукцией комбината в порт приходило до сотни морских судов за навигацию, а мощности морского порта позволяли обслуживать сразу 25 крупнотоннажных кораблей. По объёму поставок древесины Игарский морской порт занимал второе место в стране после Архангельского. Лесоматериал доставлялся плотами сплавом по Енисею.
В настоящий момент производство практически свернуто. С этим так же связано значительное сокращение численности населения города, с 18 тыс. в 1989 году до нынешнего уровня.
Численность населения | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1931[3] | 1939[3] | 1959[4] | 1967[3] | 1970[5] | 1979[6] | 1989[7] | 1992[3] | 1996[3] | 1998[3] | 2002[8] | 2003[3] |
3000 | ↗23 600 | ↘14 311 | ↗18 000 | ↘15 624 | ↗16 335 | ↗18 820 | ↘17 900 | ↘14 900 | ↘10 600 | ↘8627 | ↘8600 |
2005[3] | 2006[3] | 2007[3] | 2008 | 2009 | 2010[9] | 2011[10] | 2012[11] | 2013[12] | 2014[13] | 2015[1] | |
↘8000 | ↘7700 | ↘7300 | ↘6702 | ↘6554 | ↘6183 | ↘5924 | →5924 | ↘5648 | ↘5346 | ↘5117 |
Аэропорт Игарка (UOII) в настоящее время оборудуется и сертифицируется в качестве вспомогательного, в том числе и для использования в качестве аварийного, так как над ним проходят много международных трансполярных трасс. В будущем так же возможно восстановление нормальной работы самого авиапредприятия. В настоящий момент пассажирские перевозки аэропорта Игарка составляют 98 тыс. человек в год, грузовые — порядка 1,5 тыс. тонн в год. Главный пассажиропоток составляют 4,5 тысячи человек ежемесячной вахтовой смены, по большей части перевозимых рейсами из Красноярска.
3 августа 2010 года при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы в районе аэропорта города Игарки разбился самолет Ан-24 авиакомпании «Катэкавиа», выполнявший рейс из Красноярска в Игарку. На борту самолета было 15 человек — 4 члена экипажа и 11 пассажиров. В катастрофе погибли 12 человек.
Заполярные города России | |
---|---|
Апатиты | Билибино | Верхоянск | Воркута | Гаджиево | Дудинка | Заозёрск | Заполярный | Игарка | Кандалакша | Кировск | Ковдор | Кола | Лабытнанги | Мончегорск | Мурманск | Нарьян-Мар | Норильск | Оленегорск | Островной | Певек | Полярные Зори | Полярный | Салехард | Североморск | Снежногорск | Среднеколымск |
Города на Енисее | |
---|---|
Кызыл | Шагонар | Саяногорск | Абакан | Дивногорск | Красноярск | Лесосибирск | Енисейск | Игарка | Дудинка |
Населённые пункты Туруханского района | |||
---|---|---|---|
Районный центр: Туруханск |
Игарка.