Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

ЭД6

Перейти к: навигация, поиск
ЭД6
ЭД6-0001 в отстойнике кольца ВНИИЖТа
Основные данные
Годы постройки

2000

Страна постройки

Россия Россия

Производитель

Демиховский машиностроительный завод

Составов построено

1

Вагонов построено

7

Страны эксплуатации

Россия Россия

Оператор

РЖД

Ширина колеи

1520 мм

Технические данные
Род тока и напряжение в контактной сети

3000 В постоянного тока

Конструкционная скорость

160 км/ч

Длина вагона

22 056 мм

Ширина

3522 мм

Высота

4253 мм

Материал вагона

сталь

Выходная мощность

10,2 кВт/т

Система тяги

контакторно-реостатная

Тормозная система

рекуперативно-реостатная

ЭД6 (Электропоезд Демиховский, 6-я модификация) — опытный российский электропоезд постоянного тока, выпущенный в 2000 году на Демиховском машиностроительном заводе.

История

Разработка электропоезда была начата в 1997 г. в соответствии с заданиями Федеральной целевой Программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России (1996—2005 годы)». В качестве основы разрабатываемого был взят серийный электропоезд ЭД4М, на котором было решено применить асинхронные тяговые электродвигатели и тележки специальной конструкции. В конце 2000 года заводом был выпущен шестивагонный электропоезд, получивший обозначение ЭД6-0001 и состоящий из двух головных, двух моторных и двух прицепных вагонов.

В мае 2001 электропоезд прибыл на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в Щербинке для наладки и испытаний В сентябре 2002 года на время проведения выставки в Щербинке электропоезд был дополнен прицепным вагоном ЭД6-000107. После выставки вагон в состав электропоезда не включали, его отправили обратно на завод, где он был порезан.

Приёмочные и сертификационные испытания были закончены в декабре 2002 г. В ходе испытаний выяснилось, что по ряду показателей электропоезд не соответствует требованиям. В процессе испытаний был обнаружен недопустимо высокий уровень виброускорений в элементах привода, что привело к откручиванию болтов крепления деталей привода, редуктора и тягового двигателя. После незначительной доработки экипажной части электропоезд был направлен на Свердловскую ж.д. для эксплуатационных испытаний без пассажиров.

В марте 2003 года электропоезд проходил эксплуатационный пробег без пассажиров в депо Свердловск-Пассажирский Свердловской железной дороги. В период мая-июня 2003 г. он эксплуатировался на участках Нижний Тагил — Екатеринбург — Тугулым Свердловской ж.д. Потребовалась дополнительная доработка систем электрооборудования для обеспечения стабильной работы. Решались вопросы снижения уровня радиопомех. Тем не менее, эти работы не были доведены до конца. Из-за вновь возникших вибраций в приводе поездки пришлось приостановить для серьезного рассмотрения проблемы. В июле 2003 года был отправлен обратно на доработку на завод.

Весной-летом 2004 года электропоезд вновь отправлен на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа. Весной 2008 года электропоезд проходил эксплуатационный пробег без пассажиров в депо Перерва Московской железной дороги .

6 октября 2010 электропоезд был отправлен на станцию Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги для дальнейшего перемещения на полигон. В настоящее время он используется в качестве музея.

Конструкция

Механическое оборудование

Кузова вагонов опытного электропоезда были изготовлены из нержавеющей стали по чертежам вагонов ЭД4М. Предполагалось, что применённые материалы позволят увеличить срок эксплуатации вагонов по сравнению с серийными вагонами ЭД4М с 28 до 40 лет.

Специально для нового электропоезда были сконструированы новые моторные тележки. Разработчик проекта — ПКБВ «Магистраль». Применен тяговый привод 3 класса первого рода с полым валом и опорно-рамным креплением тягового двигателя и редуктора. Диаметр бандажей моторных колёсных пар равен диаметру немоторных осей — 950 мм. Редуктор — двухступенчатый со сварным корпусом. Система подвешивания — Флексикоил. Конструкция моторной тележки рассчитана на эксплуатацию с максимальной скоростью 160 км/ч. Предполагалось, что такая тележка станет также базовой для электропоездов местного сообщения, изменения коснутся только передаточного числа редуктора.

Электрооборудование

На электропоездах установлены асинхронные тяговые электродвигатели модели ДТА 400-6 УХЛ2 с изоляцией класса H и C, остовом сварной конструкции изготовлен на предприятии «Новая Сила». Номинальная мощность — 400 кВт. Кратковременная перегрузочная способность 460 кВт (1 мин). Линейное напряжение 2200 В. Не смотря на высокую мощность масса двигателя составляет всего 998 кг, более чем в два раза меньше массы серийных коллекторных тяговых двигателей. Охлаждение двигателя — самовентиляция с забором воздуха из подоконного пространства кузова. Двигатель оснащен датчиком числа оборотов, тремя термодатчиками фазных обмоток и двумя термодатчиками подшипниковых щитов. Информация с датчиков используется системой управления для регулирования скорости, оптимизации тепловых и предотвращения аварийных режимов работы.

Питание попарно соединенных электродвигателей осуществляется от двух тяговых преобразователей Hitachi, установленных на моторных вагонах. Каждый преобразователь представляет собой автономный инвертор напряжения, выполненный по трехточечной схеме с применением IGBT транзисторов. На инверторы подается напряжение тяговой сети 3000 В через входной LC-фильтр. Система охлаждения — испарительная. Такая схема уже достаточно отработана на многих электропоездах, изготовленных фирмой Hitachi для Японских железных дорог. Защита осуществляется с помощью вакуумных быстродействующих выключателей. На опытном образце в период испытаний временно установлен БВ UR26 производства швейцарской фирмы Secheron с электромагнитным дутьем.

Электропоезд оборудован следящим рекуперативно-реостатным торможением. Система управления в каждый момент времени определяет наиболее оптимальный режим торможения для реализации заданной тормозной силы с учётом внешних факторов и плавно перераспределяет мощность между рекуперативным, реостатным и пневматическим тормозом при преимуществе рекуперативного. Для электропоезда ЭД6 были специально сконструированы тормозные резисторы. Конструктивно они представляют собой ТЭНы, запрессованные в теплорассеивающий радиатор из нержавеющих материалов. Индуктивность таких резисторов минимальна. Конструкция — модульная, мощность на моторный вагон — 480 кВт, общий вес 300 кг. Модули резисторов, соединенные последовательно, расположены на крыше моторного вагона в два ряда по 15 м длиной.

Для питания вспомогательных цепей применен высоковольтный статический преобразователь, выполненный также с применением IGBT транзисторов производства Hitachi. Разработчик и изготовитель преобразователя — ЦНИИ Судовой электротехники (Санкт-Петербург), конверсионное предприятие, головной разработчик тяговых преобразователей электропоезда ЭС250. Конструктивно вспомогательный преобразователь состоит из четырех модулей: входной высоковольтный инвертор с трансформатором мощностью 80 кВА, инвертор напряжения для питания трехфазных цепей 380/220 В 50 Гц, преобразователь с выходным напряжением 110 В и зарядное устройство аккумуляторных батарей. Преобразователь можно комплектовать произвольным набором модулей, что делает его практически универсальным. Один преобразователь может питать вспомогательные цепи трёхвагонной секции, а в аварийном режиме по схеме резервирования до 6 вагонов.

Для управления всеми системами электропоезда ЦНИИ СЭТ разработал двухуровневую микропроцессорную систему управления. Передача информации осуществляется с помощью волоконно-оптической шины данных. Применены межвагонные соединения новой конструкции.

Оборудование интерьера

В пульте машиниста установлены новые приборы безопасности КЛУБ-У, поезд оборудован системой автоведения УСАВПЭ. С помощью системы диагностики машинист или помощник могут контролировать состояние систем. Для этого в пульт встроены многофункциональные компьютерные мониторы. Контроль бдительности машиниста осуществляется с помощью системы ТСКБМ. Кабины оборудованы кондиционерами воздуха.

Для отопления салонов применена новая калориферная система, опробованная ранее на вагоне ЭД4М-003407. Из-под сидений исчезли привычные высоковольтные электрические печи. Подача нагретого калориферами воздуха осуществляется из-под окон. На входах в салон — тепловая завеса. Изменилась конструкция потолка. Применены новые оконные блоки со стеклопакетами производства фирмы КМТ. На опытном электропоезде представлено несколько вариантов конструкции диванов для пассажиров. Прицепные вагоны оборудованы экологически чистыми туалетами.

В соответствии с новыми стандартами, головные вагоны оборудованы специальными подъемниками для инвалидов с колясками и соответствующими туалетами.

Примечания

Ссылки

  • Опытный электропоезд постоянного тока ЭД6
  • Электропоезд ЭД6 на сайте Демиховского завода
  • ЭД6-0001 на сайте Российские электропоезда
  • ЭД6-0001 на сайте TrainPix

ЭД6.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24