В списке представлены электропоезда, когда либо эксплуатировавшиеся на советских, а позже российских железных дорогах нормальной колеи, то есть с шириной 1524/1520 мм. В список также включены опытные электропоезда, проходившие испытания, но по ряду причин так и не введённые в эксплуатацию.
Содержание |
Первые электропоезда в Российской империи эксплуатировались на узкоколейных (1000 мм) подъездных путях города Лодзь (ныне находится на территории Польши), где обслуживали Лодзь—Эгержское (10,5 км) и Лодзь—Пибианское (15 км) направления. Моторные (№ 1—16) и прицепные (№ 101—120) электровагоны были построены в 1900 году Русско-Балтийским вагоностроительным заводом. Напряжение в контактной сети составляло 550 В[1]. Первым электропоездом на территории нынешней России стал сдвоенный аккумуляторный вагон, построенный в 1910 году Брянским машиностроительным заводом. Электропоезд сделал несколько опытных поездок на линии Санкт-Петербург—Царское Село, в ходе которых выявилось несовершенство его аккумуляторных батарей[2].
Первые проекты электрификации пригородных участков железных дорог также впервые предлагались ещё в Российской империи. Так ещё в 1913 году Министерство путей сообщения рассматривало проект электрификации направления Москва — Рублёво — Павловская Слобода — Воскресенск. Также выдвигались проекты электрификации участка Москва—Раменское (Московско-Казанская ж. д.), постройки лёгкой железной дороги Москва — Сергиев Посад, сооружения Крымской электрической дороги, электрификации Сурамского перевала и так далее, всего около 60 проектов. В связи с начавшимися военными событиями, работы по этим проектам были приостановлены[1]. Первый электропоезд на советских железных дорогах появился в 1920 году. Им стал аккумуляторный электропоезд системы И. И. Махонина, который представлял собой три переоборудованные автомотрисы постройки Мытищинского завода (были сняты дизельные двигатели и генераторы) с тремя специальными тендерами, на которых располагались аккумуляторы. Первым электрифицированным пригородным направлением в СССР стал участок Баку — Сабунчи — Сураханы, на котором 7 июля 1926 года началось регулярное движение электропоездов. На территории нынешней России первое пробное движение пригородных электропоездов было открыто 3 августа 1929 года на участке Москва—Мытищи, а с 1 октября началась их регулярная эксплуатация.
В нижеприведённых списках электропоезда разделены по роду тока: постоянного и переменного, а также многосистемные. В отдельный список включены аккумуляторные электропоезда. В списках стоит отметить столбец Композиция, в котором М и П означают соответственно моторный и прицепной вагоны, а уточняющие индексы г и п — головной (то есть оборудованный кабиной управления) и промежуточный, уточнение (Л) означает, что в качестве вагона использована секция электровоза. В скобках заключена составность электросекций. Например, запись 2×(Мг+Пп) означает, что электропоезд состоит из двух электросекций, каждая из которых состоит из одного моторного головного и одного прицепного промежуточного электровагонов. Также можно отметить столбец Кол-во (Количество), в котором указано количество выпущенных электросекций или моторных вагонов, так как учёт моторвагонных поездов ведётся именно по ним. Однако в скобках указано и количество выпущенных полноценных поездов, то есть без учёта дополнительных электросекций. Стоит отметить, что по данному столбцу нельзя определить общий парк советских и российских электропоездов, так как учёт в таблице ведётся даже для серий, получаемых путём переделки других электропоездов.
Для полноты информации, в списках приведены все модификации, а для электропоездов ЭР2 и ЭР9П учтено и изменение головных вагонов. Электропоезда в списке упорядочены по годам выпуска, а трофейные и репарационные электропоезда — по году попадания на советские железные дороги.
Серия | Иллюстрация | Напряжение, В | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Баку — Сураханинской ж. д. |
|
1200 | (Мг+Пг) | н.д. | — | 1926 | МВЗ, «Динамо», Элин | 14 |
СВ | 1500 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1929—1934 | МВЗ, Виккерс, «Динамо» | 33 | |
СД | 1500 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1932—1941 | МВЗ, «Динамо» | 232 | |
М |
|
1200 | Мг+2Пп | … | — | 1924, 1927[3] | Сименс-Шуккерт | 4 |
ЭМ165 | 750 | (Мг+Пп) | — | 1927—1930[4] | AEG, DMV, O&K, SSW | 21 | ||
ЭМ167 | 750, 1500 | Мг+Пп | — | 1938—1944[5] | AEG, O&K Dessau, Wegmann, WEG, SSW | 34 | ||
СМ и СР | 1500/3000 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1947—1952 | РВЗ, «Динамо» | 343 СР, более 4 СМ | |
и |
|
3000 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1952—1958 | РВЗ | 550 [351 СР3, 199 СМ3] |
СН |
|
3000 | (Пг+Мп+Пг) | н.д. | — | 1954, 1955 | РВЗ, РЭЗ, «Динамо» | 2 |
РС |
|
3000 | 5×(Пг+Мп) | 5×213 | Рекуперативно-реостатное | 1955—1957 | Перовский завод по ремонту ЭПС (переделка из Смв) | 5 (1) |
ЭР1 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1050 | — | 1957—1962 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 1295 (259) |
ЭР6 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1050 | Рекуперативно-реостатное | 1959 | РВЗ, РЭЗ, «Динамо» | 5 (1) |
ЭР10 |
|
3000 | 2×(Мг+Пп) | 972 | Рекуперативно-реостатное | 1960, 1961 | РВЗ, РВЗ, КВЗ | 6 (3) |
ЭР2 (№ 300—1027) |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…3×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 1962—1974 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 3472 (529) |
ЭР22 |
|
3000 | 4×(Мг+Пп) | 988 | Рекуперативно-реостатное | 1964—1968 | РВЗ, РЭЗ | 264 (66) |
ЭР23 |
|
3000 | Пг[6] | — | — | 1967 | РВЗ | — |
ЭР22М | 3000 | 4×(Мг+Пп) | 968 | Рекуперативно-реостатное | 1972 | РВЗ, РЭЗ | 8 (2) | |
ЭР2В |
|
6000 | 2×(Пг+Мп), 2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) |
… | Рекуперативное | 1973—1975 | МЛРЗ (переоборудованы из ЭР2) | 12 (3) |
ЭР200 |
|
3000 | 2×Пг+3…6×(Мп+Мп) | 24 (Пг), 64 (Мп) | Реостатное | 1973, 1991 | РВЗ, РЭЗ | 11 (3) |
ЭР2 (№ 1027—1348) |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 1974—1984 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 1660 (321) |
ЭР22В |
|
3000 | 4×(Мг+Пп) | 968 | Рекуперативно-реостатное | 1975—1976 | РВЗ, РЭЗ | 8 (2) |
ЭР12 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+(Пп+Мп) | 614 | Рекуперативное | 1976, 1981 | РВЗ, РЭЗ, ТЭЗ им. М. И. Калинина | 10 (3) |
ЭР2Р |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1039 | Рекуперативно-реостатное | 1979—1987 | РВЗ, РЭЗ | 512 (89) |
ЭР2Т |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…5×(Пп+Мп) | 1039 | Рекуперативно-реостатное | 1987—2001 | РВЗ, РЭЗ | 1308 (163) |
ЭД2Т |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 1993—1999 | ДМЗ | |
ЭТ2 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 989 | Рекуперативно-реостатное | 1993—1998 | ТорВЗ, РЭЗ | 130 (26) |
ЭД4 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 1996—1998 | ДМЗ, НЭВЗ | 50 (6) |
ЭТ2Р | 3000 | Пг[7] | 40 | — | 1997, 2001, 2002 | ТорВЗ, РЭЗ | — | |
ЭТ2А |
|
3000 | 2×(Пг+Мп) | 969 | Рекуперативное | 1999 | ТорВЗ | 2 (1) |
ЭД4М |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 1998—наст.вр. | ДМЗ, НЭВЗ | 1507 (316)[8] |
ЭД4М1 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 1998 | ДМЗ, РЭЗ | 15 (3) |
ЭД4МК |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 1999—2005 (2006[9]) | ДМЗ, НЭВЗ | 166 (38) |
ЭТ2Л |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+(Пп+Мп) | … | Рекуперативно-реостатное | 1999 | ТорВЗ | 3 (1) |
ЭТ2М |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 989 | Рекуперативно-реостатное | 1999—2010 | ТорВЗ, НЭВЗ | 530 (109) |
ЭД2 |
|
3000 | Мг(Л)+10×Пп+Мг(Л) (проект)[10] | Рекуперативно-реостатное | 2000 | ДМЗ | 2 (1) | |
ЭД6 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+(Мп+Пп) | н.д. | Рекуперативное | 2000 | ДМЗ | 3 (1) |
ЭД4Э |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 2001, 2004 | ДМЗ | 6 (1) |
ЭМ1К |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2001 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[11] (позже сменили обозначение на ЭМ2, а с 2007 на ЭР2К) | 10 (2) |
ЭМ2 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2001—2005 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[11] | (33) |
ЭМ2И | 3000 | 2×(Пг+Мп)+2…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2002—2006 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[11] | 74 (16) | |
ЭС2 |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+1…3×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2002—2009 | Депо Алтайская[11] (в 2009 году переименованы в ЭР2К) | (19) |
ЭМ4 «Спутник» |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+1…2×(Пп+Мп) | 1044 | — | 2003—2006 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[11] | 54 (15) |
ЭТ4Э |
|
3000 | (Пг+Мп) | 2003 | ТорВЗ | 1 | ||
ЭТ2МРЛ |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) | … | Рекуперативно-реостатное | 2003 | ТорВЗ | 4 (1) |
ЭТ2МЛ |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+1…2×(Пп+Мп) | … | Рекуперативно-реостатное | 2004, 2005 | ТорВЗ | 54 (7) |
ЭТ2ЭМ |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 989 | Рекуперативно-реостатное | 2005, 2006 | ТорВЗ | 15 (3) |
ЭД4МКМ |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1100 | Рекуперативно-реостатное | 2006 | ДМЗ | 5 (1) |
ЭД4МКМ-АЭРО |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) | 294 | Рекуперативно-реостатное | 2007—2009 | ДМЗ | 56 (7) |
ЭВС1 «Сапсан» |
|
3000 | 2Мг+2Мп+6Пп | 604 | Рекуперативное | 2009 | Siemens AG, Siemens Mobility | 16 (4) |
ЭТ4А |
|
3000 | 2×(Пг+Мп)+(Пп+Мп) | — | н.д. | 2011 | ТорВЗ | 3 (1) |
Серия | Иллюстрация | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ЭР7 |
|
2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1050 | 1960—1962 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ, Московский трансформаторный завод, ВЭИ | 41 (4) | |
ЭР9 |
|
2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1961—1964 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 226 (45) |
ЭР9П (№ 34, 48—344) |
|
2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1963—1974 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 1429 (298) |
ЭР11 |
|
4×(Мг+Пп) | 992 | Реостатное | 1965 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 4 (1) |
ЭР9А |
|
2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1970 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 5 (1) |
ЭР9П (№ 345—377) |
|
2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1974—1975 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 201 (33) |
ЭР9М |
|
2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1976—1983 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 546 (110) |
ЭР9Е |
|
2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1981—1987 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 407 (79) |
ЭР29 |
|
2×(Пг+Мп)+(Пп+Мп) | 621 | Рекуперативное | 1985 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 3 (1) |
ЭР9Т |
|
2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1035—1050 | Реостатное | 1987—1996 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 371 (82) |
ЭД9Т |
|
2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 1100 | Реостатное | 1995—2000 | ДМЗ | 132 (27) |
ЭД1 |
|
Мг(Л)+10×Пп+Мг(Л) | 1148 | Реостатное | 1999—2001 | ДМЗ, НЭВЗ | 8 (4) |
ЭН3 |
|
2×(Пг+Мп)+(Мп+Пп) | 988 | Рекуперативное | 1999 | НЭВЗ | 3 (1) |
ЭД9М |
|
2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 1100 | Реостатное | 2000—2010 | ДМЗ | |
ЭМ9 |
|
2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 2001—2003 | ДЭВРЗ (ЭР9П прошедшие КВР и КРП) | 25 (6) |
Sm3 «Pendolino»[12] |
|
2Мг+2Мп+3Пп | 262 | Реостатное | 2006 | Fiat Ferroviaria (Alstom) | 4 (1) |
ЭД9Э |
|
2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1100 | Реостатное | 2006 | ДМЗ | 5 (1) |
Как следует из названия, электропоезда данного типа эксплуатируются на участках, где стыкуются две системы тока: постоянный 3000 В и переменный 25 000 В 50 Гц.
Серия | Иллюстрация | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Сокол-250 (ЭС250) |
|
2Пг+2Мп+2Пп | 72/76 | Рекуперативное | 1998 | ВНИИТрансМаш, «Алмаз» и другие | 2 (1) |
ЭД4ДК |
|
2Мг(Л)+10Пп | … | — | 2002 | НЭВЗ, ДМЗ | 2 (1) |
ЭВС2 «Сапсан» |
|
2Мг+2Мп+6Пп | 604 | Рекуперативное | 2008—2009 | Siemens AG, Siemens Mobility | 16 (4) |
Sm6 «Allegro» |
|
2Мг+2Мп+3Пп | 354 | Рекуперативное | 2009—2010 | Alstom (разработка Fiat Ferroviaria) | 16 (4) |
Источником питания электропоездов данного типа являются установленные на них аккумуляторные батареи, подзаряд которых осуществляется либо на специальной зарядной станции, либо в процессе следования электропоезда под контактной сетью (для контактно-аккумуляторных электропоездов).
Серия | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Завод | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|
Системы И. И. Махонина | 3Мг+3Т | 222 | — | 1920 | Сформирован из трёх переделанных автомотрис, производства МВЗ | 3 (1) |
и |
2×(Пг+Мп+Пг) | 321 | Рекуперативное | 1959, 1965—1967 | РВЗ, РЭЗ, ОЭВРЗ (смонтированы из СР3) | 18 (9) |
ЭР2А6 | 2×(Пг+Мп)+(Пп+Мп) | 614 | Рекуперативное, реостатное | 1972 | ОЭВРЗ (смонтирован из ЭР2Б−596) | 3 (1) |
Локомотивы и МВПС железных дорог СССР и России | |
---|---|
Локомотивы | Паровозы (Трофеи и репарационные) · Теплопаровозы · Тепловозы · Газотурбовозы · Электровозы |
МВПС | Автомотрисы · Дизель-поезда · Турбопоезда · Электропоезда |
Прочее | Узкоколейные локомотивы · Тяговые агрегаты |