Разрабатывался с 1928 года в НАМИ, где А. А. Микулин являлся главным конструктором по авиамоторам. В 1930 году проект передан вновь созданному Институту авиационного моторостроения (позднее ЦИАМ), куда перешёл и Микулин. Проектирование закончено в марте 1931 года. Первый опытный двигатель, изготовленный заводом № 26 в Рыбинске, вышел на испытания 21 сентября 1931 г. (с импортными карбюраторами и магнето). В июле 1932 г. проходил лётные испытания на самолёте Р-5. Октябрь—ноябрь 1932 — повторные государственные стендовые испытания двигателя первой серии с отечественными карбюраторами 92КД-3 (в серии обозначались К-34); выявлен ряд дефектов, устранённых на последующих сериях[1]. В октябре 1933 г. проходил государственные лётные испытания на самолёте ТБ-3.
9 августа1936 г. в ознаменование заслуг А. А. Микулина двигатель переименован в АМ-34 (На практике продолжали использовать оба обозначения).
Особенности конструкции
Двигатель М-34 создавался для замены М-17 (BMW-VI) и был взаимозаменяем с ним по посадочным местам, но существенно отличался конструкцией — являлся блочным и с центральным сочленением шатунов (на АМ-34ФРН вернулись к боковому сочленению шатунов). На М-34 впервые применён блок со свободной гильзой, стянутый шпильками.
Производство
Серийный выпуск М-34 на московском заводе № 24 начался в 1932 году. До конца года ВВС получили 64 двигателя 2-й серии, признанных годными для опытной эксплуатации; в 1933 г. — уже 790 двигателей. Производство авиационных модификаций М-34 продолжалось до 1940 года включительно, катерных (ГАМ-34) — до конца 1942 г. Всего выпущено 10 538 двигателей семейства АМ-34.
Модификации
Авиационные
М-34 — первоначальный серийный вариант, без редуктора и нагнетателя. Первые серии имели карбюраторы «Зенит 90Р» зарубежного производства, последующие — отечественные К-34. Сухой вес 608 кг, мощность 750/800 л.с. Выпускался до конца 1939 г.
М-34Ф — форсирован по оборотам до 750/830 л.с. (без конструктивных изменений, только за счёт регулировки). Выпущен малой серией в июне 1933 года.
М-34Р — редукторный вариант. Опытный образец выпущен в ноябре 1932, госиспытания в марте-мае 1933; массово выпускался с конца 1933 до конца 1939 года. Сухой вес 677 кг, мощность 750/800 л.с. На повторных испытаниях в мае 1934 г. двигатель М-34Р наработал на стенде 500 часов.
М-34РД (М-34РСп) — специальная серия М-34Р для рекордных самолётов РД (АНТ-25). В 1934 году изготовлено 20 комплектов деталей, собрано 15 двигателей, из них сдано 10. Отличались от стандартных более жёсткими допусками на детали, а также конструктивными изменениями: новые всасывающие патрубки, масляные и водяные насосы, распредвалы, изменена конструкция хвостовика коленвала, установлен второй бензонасос. Форсированы по оборотам до 830 л.с. Позднее выпущено ещё 50 таких двигателей для «представительских» ТБ-3.
М-34Н — безредукторный с нагнетателем. Государственные испытания двух опытных образцов — в ноябре 1933 года, серийное производство с сентября 1934. На опытных устанавливался первый в СССР двухскоростной ПЦН конструкции А. А. Микулина; однако в серию двигатель пошёл с более простым и надёжным односкоростным ПЦН А. Н. Данилевского. Нагнетатель выполнен отдельным съёмным узлом, мог устанавливаться на другие модификации. Усовершенствованный карбюратор К-34Б. Мощность 750/820 л.с.
М-34РН — редукторный с ПЦН. Сухой вес 737,5 кг, мощность 750/820 л.с. Нагнетатель тот же, что на М-34Н. Заводские испытания начались 1 мая 1934 г., госиспытания в сентябре 1934 г. закончились неудачно — прогорели поршни. Выпущен малой серией.
М-34НА, М-34РА — усовершенствованные варианты модификаций Н и Р, с увеличенным ресурсом.
М-34РНА — редукторный с ПЦН и всеми усовершенствованиями предыдущих двух типов. Вес 748 кг, мощность 750/820 л.с. Испытан на ТБ-3 в мае 1935 года, с конца года выпускался серийно.
М-34НБ — дальнейшее развитие типа НА, с более жёстким картером, облегчённым коленвалом с изменённым носком, доработанным ПЦН. Вес 638 кг, 750/820 л.с.
М-34РНБ — редукторный вариант НБ. Редуктор облегчён по сравнению с РНА, вес двигателя снижен до 725 кг. В серии с октября 1935 до конца 1939 года.
М-34РБ — переделывались из РНБ в 1938—1939 гг. путём снятия ПЦН.
М-34ФРН (М-34РФН, М-34РНФ) — значительно переработанная модификация двигателя. Усилены коленвал, редуктор, картер, изменена система смазки, усовершенствован ПЦН, изменён механизм газораспределения. Введено боковое сочленение шатунов; ход поршня в цилиндрах с прицепным шатуном увеличился до 196,7 мм, полный рабочий объём двигателя — до 46,66 л. 4 карбюратора установлены после ПЦН (на предыдущих модификациях — один карбюратор до ПЦН). Сухой вес 735 кг, мощность по проекту 1050/1200 л.с., фактически 900/1200 л.с. Проходил госиспытания в январе 1935 года, но неудачно; доводился до 1938 года. В 1935 году выпущена малая серия.
М-34ФРНА — крупносерийный вариант М-34ФРН, с 4 карбюраторами.
М-34ФРНБ (М-34РФНБ) — крупносерийный вариант с 6 карбюраторами.
АМ-34ФРНВ — дальнейшее развитие ФРНБ; существовал в различных вариантах (3 типа редуктора, 2 типа ПЦН). Имел изменённый картер, бронзовые вкладыши коренных опор вместо баббитовых, удлинённый носок редуктора, усиленный коленвал и другие усовершенствования; 4 карбюратора К-4. Мощность 1050/1200 л.с. Впервые проходил госиспытания в декабре 1937 года, но в ходе испытаний разрушился; после доработок в апреле 1938 г. был выставлен повторно и успешно отработал 100 часов. Выпускался серийно в 1939—1940 гг. Последний крупносерийный вариант М-34.
Дальнейшая модификация семейства АМ-34 — двигатель АМ-35.
Катерные
ГМ-34 (с 9 августа 1936 г. ГАМ-34) — двигатель для торпедных катеров. Оснащён реверс-редуктором, муфтой свободного хода, изменены система охлаждения (используется забортная вода) и выхлопная система. Два опытных образца испытывались на торпедном катере с ноября 1932 г. В августе 1934 года завершились госиспытания, с того же года двигатель выпускался серийно. Вес 864 (с реверс-муфтой и коллекторами 1000) кг, мощность 750/800 л.с.
ГАМ-34Ф — усовершенствованный вариант с использованием агрегатов АМ-34ФРНВ. Работал на бензино-спиртовой смеси. Степень сжатия 7,3, мощность 800/1000 л.с. Вес 1080 кг.
ГАМ-34ФН — вариант предыдущего с ПЦН ФН-25 и одним карбюратором К-4; степень сжатия 6,0, мощность 1200 л.с., вес 1110 кг. В серии с августа 1939 года.
ГМ-34БП — вариант для речных бронекатеров, мощность 800 л.с.
ГМ-34БС (ГАМ-34БС) — усовершенствованный вариант предыдущего, работавший на бензино-спиртовой смеси. Мощность 850 л.с., вес 1045 кг.
Опытные варианты
АЦН-1 — агрегат центрального наддува на основе М-34. Спроектирован С. А. Трескиным в 1935 году, испытывался на ТБ-3.
М-34СО — вариант со смешанным охлаждением (гильзы — воздухом, головки — этиленгликолем). Испытывался в марте 1936 г. Мощность 1050 л.с.
М-34ФРН с испарительным охлаждением — разработан специально для опытного истребителя И-21(англ.)русск.С. В. Ильюшина. Имел повышающий редуктор и нестандартный нижний картер, в котором сделан герметичный сквозной канал для трубы лонжерона центроплана. В 1936 году выпущена небольшая серия.
М-34РНВ — вариант предыдущего с понижающим редуктором.
М-34РНВ-ТК — тот же РНВ, но с турбокомпрессорами ТК-1. Мощность 700/850 л.с., вес 810 кг (по проекту). Создан в конце 1938 года.
М-34ФРНВ с непосредственным впрыском топлива — испытывался в мае—июне 1938 г. Вес 810 кг, мощность 1050/1200 л.с.
М-34Н2Б — вариант М-34НБ с двумя турбокомпрессорами ТК-1, ПЦН от серийного М-34РН, новыми коваными поршнями и четырьмя карбюраторами К-4. Сухой вес без генератора 689 кг, мощность фактическая 789/1033 л.с. (по документации 760/950 л.с.). Испытывался на самолёте РШ (модификация Р-Z) в июле—сентябре 1938 года; испытаний не закончил из-за неоднократного обрыва лопаток турбины.
М-34НФ — вариант с блоками от ФРНВ, дополнительными масло- и бензонасосом, ПЦН и двумя ТК-1. Карбюраторы К-4 устанавливались после ПЦН. Мощность 787/985 л.с. Испытывался на Р-Z и ТБ-3 в 1938—1939 гг.
М-34ФРНВ-ТК — с двумя ТК-1, мощность 950/1200 л.с. Испытывался в сентябре 1939 г.
М-34Н с паротурбинным нагнетателем ПТК — проходил стендовые и лётные испытания в 1940 г.
ГАМ-34БТ — танковый двигатель на базе катерного; отличался системой охлаждения, вентилятором принудительного обдува, новым редуктором, электростартером вместо пневмопуска. Мощность 850 л.с.
М-52 — однорядный 6-цилиндровый двигатель, использующий блок цилиндров М-34. Мощность 350/450 л.с. Разрабатывался в ИАМ с 1931 г., испытывался в ноябре 1932 г.
Нереализованные проекты
М-34ФРНУ — форсированный до 900 л.с. М-34РН с удлинённым валом;
М-34П — вариант М-34РН под установку мотор-пушки;
Спарка М-34 с работой на один винт (проектировалась для самолёта К-7);
Спарка М-34, из которых один работал на винт, а другой вращал мощный нагнетатель (проект разработан в марте 1934 г. в Военно-воздушной академии, предназначался для стратосферного самолёта);
М-33 — проект 6-цилиндрового однорядного двигателя, унифицированного с М-34 (более ранний, чем М-52);
М-55 — «перевёрнутый» (Λ-образный) вариант М-34. Проектировался в 1932 году; работы прекращены из-за отсутствия явных преимуществ.
Катерные двигатели ГМ-34 (ГАМ-34) разных модификаций применялись на торпедных катерах Г-5, Д-3, речных бронекатерах проектов 1124 и 1125, опытных торпедных катерах Г-6, Г-8 и СМ-4.
↑Впоследствии вся 1-я серия была забракована и использована для учебных целей.
Литература
Котельников В. Р. Поршневые моторы А. А. Микулина // Отечественные авиационные поршневые моторы 1910—2009. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — С. 191—192, 197—211. — 504 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91244-017-5..
Ссылки
Л. Берне, В. Перов. Александр Микулин: человек-легенда. — «Двигатель» № 11-12, 2000 г.