Д-436 — семейство авиационных газотурбинных двигателей, разработанных ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко. Предназначено для самолётов малой и средней дальности полёта Ту-334, Ан-148, Бе-200 и других пассажирских и транспортных самолётов.
Выпускается украинским ОАО «Мотор Сич» и российским ФГУП ММПП «Салют»
Универсальная подвеска двигателей позволяет устанавливать двигатели как в мотогондолах по бокам фюзеляжа (на самолёте Ту-334), так и в мотогондолах над крылом (на самолёте Бе-200), в мотогондолах по бокам фюзеляжа и средней силовой установки (на самолёте Як-42Д-100) и в мотогондолах под крылом (на самолёте Ан-148)[1]. Модульная конструкция двигателей и высокоразвитая система контроля и диагностики обеспечивает эксплуатацию по техническому состоянию.
Двигатель соответствует как действующим, так и перспективным требованиям норм ИКАО к авиационным двигателям по шумам и выбросам вредных веществ.
Д-436Т1 устанавливается на ближнемагистральном самолёте Ту-334. Имеет Сертификат типа. Соответствует действующим нормам Стандарта ИКАО по экологии.
Д-436Т2: модификация двигателя Д-436Т1 с тягой на взлётном режиме 8200 кгс. По конструктивному профилю — полная унификация с двигателем Д-436Т1. Увеличение тяги двигателя достигается за счет увеличения температуры газа перед турбиной высокого давления. Двигатель предназначен для установки на самолет Ту-334-200[1].
Д-436Т3 : модификация двигателя Д-436Т1 с тягой на взлётном режиме 9400 кгс. Повышение тяги двигателя обеспечивается за счет повышения температуры газа перед турбиной (как в модификации Д-436Т2), применения широкохордного бесполочного малошумного вентилятора (с отказом от подпорной ступени) и установки нулевой ступени компрессора низкого давления. Двигатель предназначен для установки на самолет Ту-230[1].
Д-436ТП: морская модификация двигателя Д-436Т1 с тягой на взлётном режиме 7 500 кгс. Проведены соответствующие конструктивные и технологические мероприятия по защите от коррозии для эксплуатации в морском климате. 27.06.1995 года — начало стендовых испытаний. 24.09.1998 года — первый полёт самолета-амфибии Бе-200. В 2000 году прошёл сертификационные испытания и получил сертификат типа АР МАК[1]. Двигатель Д-436ТП получил одобрение Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на соответствие нормам лётной годности, обеспечив тем самым выход гидросамолета Бе-200 ЧС на европейский рынок[2]. В эксплуатации 10 двигателей. Суммарная наработка более 2500 часов.
Д-436-148: модификация двигателя Д-436Т1 с тягой на взлётном режиме от 6400 до 6830 кгс (в зависимости от настройки системы управления в соответствии с вариантом применения). По сравнению с базовым двигателем Д-436Т1 модифицированы коробка приводов и реверсивное устройство, капоты газогенератора и сопло наружного контура выполнены из композиционных материалов со звукопоглощающими покрытиями и укорочены. Новая система автоматического управления — электронно-цифровая с полной ответственностью типа FADEC. 30.03.2004 года — начало стендовых испытаний. 17.12.2004 года первый полет Ан-148[1]. По состоянию на 2012 год — в эксплуатации выполняют регулярные авиаперевозки 11 самолетов Ан-148-100 с двигателями Д-436-148[2].
АИ-436Т12: глубокая модификация двигателя Д-436Т1 с тягой на взлётном режиме 12000 кгс. АИ-436Т12 (ранее был известен под названием Д-436ТХ) является логическим развитием семейства, объединяющим наиболее консервативную и сложную в реализации часть двигателя — газогенератор предыдущих модификаций, освоенный в производстве на отечественных заводах, с разработкой каскада вентилятора нового поколения и перспективной схемой ТРДД со сверхвысокой степенью двухконтурности. Новая система автоматического управления — электронно-цифровая с полной ответственностью типа FADEC. Предназначен для установки на перспективные ближне-среднемагистральные самолеты[1].
Основные характеристики:
Д-436T1 | Д-436T2 | Д-436T3 | Д-436ТП[3] | |
Взлётный режим | Н=0, Мп=0, MCA | Н=0, Мп=0, MCA+15 °C, Ph=730 мм рт. ст. | ||
Тяга, кгс | 7 500 | 8 400 | 9 400 | 7 500 |
Удельный расход топлива, кг/кгс∙ч | 0.37 | 0.371 | 0.396 | 0.37 |
Максимальный крейсерский режим | Н=11000 м, Мп=0.75, MCA | Н= 8000 м, Мп=0.6, MCA | ||
Тяга, кгс | 1 600 | 1 700 | 1 790 | 1 920 |
Удельный расход топлива, кг/кгс∙ч | 0.64 | 0.638 | 0.631 | 0.581 |
Габаритные размеры, мм | 3829x1802x1949 | |||
Сухая масса, кг | 1 450 | 1 520 | 1 600 | 1 450 |
Назначенный ресурс, час | 40 000 |
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
Д-436 характеристики, д-436 тп, д-436 т1, д-436 ломоносов официальный сайт.
Зельфира Трегулова, Каган, Вениамин Фёдорович, Золотой прямоугольник, Ерден.