Onyx Grand Prix | |
---|---|
Гоночная команда | |
Дебют | 1978 |
Страна | Великобритания |
Босс(ы) команды | Майк Эрл Грег Филд |
Бывшая серия | Европейская Ф2 Международная Ф3000 Формула-1 |
Победы в личном зачёте | 1 (1 - Международная Ф3000) |
Победы в командном зачёте | - |
Роспуск | 1990 |
Onyx Grand Prix — британская автогоночная организация, известная по своим выступлениям в ряде кольцевых автогоночных серий.
База команды располагалось в Западном Суссексе, Великобритания.
Содержание |
Проект Onyx создан в конце 1978 года Майком Эрлом и Грегом Филдом. Эрл к тому моменту уже имел опыт работы с техникой Формулы-3, Формулы-2, Формулы-5000, Формулы-Atlantic и Формулы-1 (в последнем случае Майк сотрудничал с командой LEC и Дэвидом Пэрнли). В 1979 году новая организация попробовала участвовать в европейской Формуле-2 с собственным шасси, но не смогла быстро добиться результата и досрочно свернула доводку техники. Через год компания вернулась в серию с покупным шасси March. Сотрудничая с Джонни Чекотто и Риккардо Палетти команда вскоре смогла добиться нескольких подиумов в данном чемпионате.[1]
В 1982 году Onyx впервые отметился в чемпионате мира Формулы-1, обслуживая на бельгийском этапе частный March Эмилио де Вильоты. Опыт показался руководителям команды позитивным, хотя испанец и не пробился на старт, и на следующий сезон они попытались выставить собственную заявку. Было достигнуто предварительное соглашение с Палетти, но планы в итоге пришлось отложить на некоторое время, после того как итальянец разбился на Гран-при Канады.
Следующие несколько сезонов организация провела в европейской Формуле-2, где накануне сезона-1983 выкупила имущество заводской команды March у её совладельца Робина Херда. Ход себя оправдал — пилоты Onyx быстро смогли вклиниться в число лидеров серии, а Беппе Габьяни уже по итогам первого сезона принёс организации третьей место в личном зачёте, выиграв четыре гонки. Через год команда была менее успешна, а в 1985 году, с преобразованием чемпионата под регламент Формулы-3000 смогла вновь вывести своих гонщиков на лидерские позиции: два сезона подряд Эмануэле Пирро останавливается в нескольких очках от титула, а в 1987 году Стефано Модена наконец приносит организации первый в её истории столь крупный трофей. Через год Onyx пробует защитить титул, но менеджмент очень сильно не угадывает с пилотским составом: лишь Фолькер Вайдлер приносит организации хоть какие-то очки.
Полученная уверенность в своих силах позволила Эрлу и Филду начать по ходу 1988 года разработку проекта по переходу в чемпионат мира Формулы-1. Команда подписывает спонсорские контракты с Moneytron и Marlboro; часть её акций выкупает бельгийский бизнесмен Жан-Пьер ван Россем. Проектирование первого собственного шасси поручается Алану Дженкинсу, до того неплохо проявившего себя в конструкторском бюро McLaren.[2] В качестве пилотов приходят уже весьма опытный Стефан Юханссон, а также недавний соперник команды по Формуле-3000 и протеже ван Россема Бертран Гашо. Детище Дженкинса оказывается достаточно конкурентоспособным, а ван Россем ещё активно ищет возможность подписать контракт на поставку двигателя с одним из ведущих автопроизводителей. Впрочем не всё было гладко — оба шасси были готовы в последний момент и команда почти не имела времени на их доводку, из-за чего первый проход через сито предквалификации случился лишь на четвёртом этапе. Попутно в новых условиях утрясался руководящий состав коллектива. Постепенно пилоты смогли всё чаще проходить отборочные заезды, а в гонках бороться на равных сначала в середине пелотона, а затем и постепенно приближаться к очковой зоне. Дважды удачная тактика позволила Юханссону попасть в призовую шестёрку, а в Португалии он даже смог финишировать на подиуме. Не всё, впрочем, складывалось гладко — ван Россем после многочисленных попыток договорится о конкурентоспособным двигателе так и не смог ни с кем договорится и постепенно охладел к проекту и вскоре продал свои акции. Не смотря на периодические успехи организация жила в условиях дефицита средств, из-за чего доработка шасси происходила не всегда с нужной скоростью, а неудачи в квалификациях вызывали разговоры на повышенных тонах внутри коллектива. После одной из них был уволен Гашо.
Уйдя бельгийцы прихватили с собой и одного из основных спонсоров, что поставило команду на грань закрытия, однако в последний момент её спасли Петер Монтеверди, Карл Фойтек и Брюн Фрай. Новые владельцы вскоре стали наводить в команде собственный порядок, расставшись с недавно ключевыми фигурами в проекте. Покинули команду оба отца-основателя; разругался и ушёл Дженкинс; лишился места в команде Юханссон, чей болид тут же занял сын одного из новых владельцев. Недавние мечты о борьбе с лучшими в серии постепенно сходили на нет: Монтеверди лез в работу даже тех частей команды, где его собственный опыт был близким к нулю. При всё больших проблемах с финансированием был затеян переезд в Швейцарию. К концу лета 1990 года швейцарец переосмыслил владение подобным активом и накануне Гран-при Бельгии объявил о роспуске организации.[3]
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Шасси | Двигатель | Гонщики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Очки | Поз. | ||||||||||||||||||||||||||||
1985 | March | Cosworth V8 | SIL |
THR |
EST |
VAL |
PAU |
SPA |
DIJ |
PER |
ZEL |
ZAN |
DON |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Эмануэле Пирро | 7 | 1 | 4 | 1 | 2 | НФ | НФ | 2 | 4 | 5 | НФ | 38 | 3-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
Джонни Дамфриз | НФ | 7 | НФ | 6 | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 16-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
Марио Хюттен | - | - | - | - | НФ | НФ | 12 | 5 | 10 | НФ | 2 | 8 | 10-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
1986 | March | Cosworth V8 | SIL |
VAL |
PAU |
SPA |
IMO |
MUG |
PER |
ZEL |
BIR |
BUG |
JAR |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Эмануэле Пирро | 2 | 3 | 2 | 19 | НФ | 6 | 13 | НФ | НФ | 1 | 1 | 32 | 2-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
Джон Джонс | 20 | НПК | 6 | НФ | НПК | 12 | 11 | 14 | 7 | 15 | 10 | 1 | 21-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
Кэри Брен | 21 | НПК | НПК | НПК | - | - | - | - | - | - | - | 0 | НК | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уэйн Тейлор | - | - | - | - | - | - | НПК | - | - | - | - | 0 | НК | |||||||||||||||||||||||||||||||
Расселл Спенс | - | - | - | - | - | - | - | 11 | 6 | 10 | НФ | 0.5 | 23-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
1987 | March | Cosworth V8 | SIL |
VAL |
SPA |
PAU |
DON |
PER |
BRH |
BIR |
IMO |
BUG |
JAR |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Стефано Модена | 4 | 1 | НФ | НФ | 2 | 6 | 4 | 1 | 1 | НФ | 6 | 40 | 1-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
Пьер-Анри Рафанель | 16 | 4 | 8 | НФ | 3 | НФ | НФ | НФ | НФ | 14 | НФ | 7 | 13-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
1988 | March | Cosworth V8 | JER |
VAL |
PAU |
SIL |
MNZ |
PER |
BRH |
BIR |
BUG |
ZOL |
DIJ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Фолькер Вайдлер | НФ | 12 | НПК | 14 | 9 | НФ | 6 | 4 | НС | НФ | 6 | 5 | 15-й | |||||||||||||||||||||||||||||||
Альфонсо де Винуэса | НПК | НПК | НПК | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | НК | |||||||||||||||||||||||||||||||
Стив Кемптон | - | - | - | - | - | - | НПК | - | - | - | - | 0 | НК | |||||||||||||||||||||||||||||||
Расселл Спенс | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | НПК | НФ | 0 | НК |
Жирным выделен старт с поул-позиции. Курсивом — быстрейший круг в гонке.
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Шасси | Двигатель | Ш | Гонщики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | Поз. | ||||||||||||||||||||||
1989 | Onyx ORE-1 | Ford DFR V8 | G | BRA |
SMR |
MON |
MEX |
USA |
CAN |
FRA |
GBR |
GER |
HUN |
BEL |
ITA |
POR |
ESP |
JPN |
AUS |
|||||||||||||||||||||||||
Стефан Юханссон | НППК | НППК | НППК | НФ | НФ | ДК | 5 | НППК | НФ | НФ | 8 | НППК | 3 | НППК | НППК | НППК | 6 | 12-й | ||||||||||||||||||||||||||
Бертран Гашо | НППК | НППК | НППК | НППК | НППК | НППК | 13 | 12 | НППК | НФ | НФ | НФ | - | - | - | - | 0 | НК | ||||||||||||||||||||||||||
Юрки Ярвилехто | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | НППК | НФ | НППК | НФ | 0 | НК | ||||||||||||||||||||||||||
Кубок конструкторов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 6 | 10-й | ||||||||||||||||||||||||||
1990 | Onyx ORE-1 Onyx ORE-2 |
Ford DFR V8 | G | USA |
BRA |
SMR |
MON |
CAN |
MEX |
FRA |
GBR |
GER |
HUN |
BEL |
ITA |
POR |
ESP |
JPN |
AUS |
|||||||||||||||||||||||||
Стефан Юханссон | НПК | НПК | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | НК | ||||||||||||||||||||||||||
Грегор Фойтек | - | - | НФ | 7 | НФ | 15 | НПК | НПК | НФ | НПК | - | - | - | - | - | - | 0 | НК | ||||||||||||||||||||||||||
Юрки Ярвилехто | НПК | НПК | 12 | НФ | НФ | НФ | НПК | НПК | НК | НПК | - | - | - | - | - | - | 0 | НК | ||||||||||||||||||||||||||
Кубок конструкторов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - | - | - | - | - | 0 | НК |
Onyx Grand Prix | |
---|---|
Пилоты: |
Onyx Grand Prix.