Линия 5 Фрунзенско-Приморская |
|
Петербургский метрополитен | |
Открытие первого участка: | |
---|---|
Количество станций: |
10 |
Время поездки: |
26 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
8 |
Число вагонов в составе поезда: |
6 |
Самая напряжённая станция: |
«Садовая» |
Электродепо: |
ТЧ-6 «Выборгское» |
Пятая линия Петербургского метрополитена, также известная как Фру́нзенско-Примо́рская или фиолетовая линия, соединяет северо-западные районы Санкт-Петербурга с центром и северной частью Фрунзенского района. В настоящее время расположена полностью под землёй (планы строительства наземной части отвергнуты, за исключением станции «Шушары»).
На Фрунзенском радиусе наземные вестибюли станций проектируются встроенными в торговые центры[3].
По причине отсутствия на линии электродепо, ее обслуживание осуществляется подвижным составом ТЧ-6 «Выборгское».
Содержание |
Фрунзенско-Приморская линия считается долгостроем метрополитена. Полноценное открытие линии по планам сорвалось почти на 20 лет. В конце 80-х было принято решение временно подключить часть Приморского Радиуса к Правобережной линии. Этим, в частности, объяснялась малая скорость движения поездов на перегоне «Достоевская» — «Садовая», поскольку для сопряжения двух линий потребовалось строительство сложно искривленных тоннелей.
Первая станция («Садовая») была открыта 30 декабря 1991 года, и до ввода в эксплуатацию первого участка линии (1997 год), оставалась единственным действующим фрагментом. До 7 марта 2009 года часть будущей линии (Приморский радиус) эксплуатировалась в составе Правобережной линии. 20 декабря 2008 года был введён участок между станциями «Звенигородская» и «Волковская», на котором организовано челночное движение по обоим путям. 7 марта 2009 года участок от «Комендантского проспекта» до «Садовой», действовавший до того в составе Правобережной линии, был соединён с участком «Звенигородская» — «Волковская» и между станциями «Комендантский проспект» и «Волковская» было организовано движение в обычном графике.
Дата пуска | Участок | Длина | Кол-во станций |
---|---|---|---|
30 декабря 1991 года | «Садовая» в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Садовая» Правобережной линии (линия 4) |
— | 1 |
15 сентября 1997 года | «Садовая» — «Чкаловская» (без станции «Адмиралтейская») в составе Правобережной линии (линия 4) |
4,7 км | 2 |
14 января 1999 года | «Чкаловская» — «Старая Деревня» (без станции «Крестовский остров») в составе Правобережной линии (линия 4) |
4,1 км | 1 |
3 сентября 1999 года | «Крестовский остров» (на действующем участке «Чкаловская» — «Старая Деревня») в составе Правобережной линии (линия 4) |
— | 1 |
2 апреля 2005 года | «Старая Деревня» — «Комендантский проспект» в составе Правобережной линии (линия 4) |
2,7 км | 1 |
20 декабря 2008 года | «Звенигородская» — «Волковская» (без станции «Обводный канал») |
3,2 км | 2 |
7 марта 2009 года | Введён в пассажирскую эксплуатацию перегон «Садовая» — «Звенигородская». Организовано движение от станции «Комендатский проспект» до станции «Волковская» |
1,1 км | - |
30 декабря 2010 года | «Обводный канал» (на действующем участке «Звенигородская» — «Волковская») |
— | 1 |
28 декабря 2011 года | «Адмиралтейская» (на действующем участке «Спортивная» — «Садовая») |
— | 1 |
декабрь 2012 года[4] | «Волковская» — «Международная» | 2 | |
Всего: | 16,8 км[5] | 10 (12) станций |
С севера на юг:
Со станции | На линию, на станцию |
---|---|
«Садовая» | «Сенная площадь» |
«Спасская» | |
«Звенигородская» | «Пушкинская» |
Пересадка на 3-ю линию отсутствует.
Линия обслуживается ТЧ-6 «Выборгское», расположенным на Московско-Петроградской линии, к северу от станции «Парнас».
Линию обслуживают вагоны 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-540/541, 81-540.2/541.2 «Пришелец»,81-717.5П/714.5П (Вагоны производства АО "Метровагонмаш" и ОЭВРЗ, аналогичные 81-540.2/541.2) и 81-540.5/541.5.
Строительство было начато в 1990 году. Затем, в 1996 году было заморожено из-за недостатка финансирования и возобновлено в 2004 году после завершения строительства новых тоннелей на участке размыва и восстановления сквозного движения по Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Открытие челночного движения между станциями «Волковская» и «Звенигородская» состоялось 20 декабря 2008 года[6]. 7 марта 2009 года, после открытия станции «Спасская» Правобережной линии, Фрунзенский радиус был объединен с Приморским в полноценную линию.
30 декабря 2010 года открыта станция «Обводный канал».
В декабре 2012 года планируется открытие станций «Бухарестская» и «Международная»
20 августа 2007 года Комитет экономического развития промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга (КЭРППИТ) объявил открытый конкурс на разработку проекта строительства метрополитена от станции «Комендантский проспект» до станции «Нижне-Каменская» с электродепо «Коломяжское». Заказчиком выступил ГУП «Петербургский метрополитен»[7]. Открытие станций было запланировано на 2013—2015 годы[8].
В 2007 году были завершены две последние сбойки на перегонах «Волковская» — «Обводный канал», и «Спасская» — «Достоевская». Произведена проходка вертикальных стволов на перегонных туннелях под будущие ВШ 619, ВШ 615, ВШ 613. Завершена проходка центральных залов всех станций. За станцией «Волковская» была сооружена монтажная камера для щита, который отправился в начале 2008 года в сторону станции «Бухарестская». Практически, основные строительные работы на станциях первого пускового комплекса близились к завершению. Строилось энергоснабжение: «Ленэнерго» называл ключевым инвестпроектом строительство подстанции № 160А «Волковская». Она обеспечивает энергоснабжение Фрунзенского радиуса метрополитена. В начале декабря 2008 года начались работы на участке от «Волковской» до «Международной».
В ноябре 2008 года на линии вёлся монтаж оборудования, на станциях производились отделочные работы. Пуск пробного поезда (на аккумуляторной тяге) состоялся 1 декабря 2008 года[9]. 8 декабря 2008 года был подан первый поезд с питанием от контактного рельса. Дата открытия: Первоначально планируемая дата открытия станции — 1 декабря 2008 года[10], в июле назначалась дата 18 декабря, в ноябре она была перенесена на 24 декабря 2008 года (в данном случае вероятно ошибка журналистов)[9]. Дата открытия — 20 декабря 2008 года[11].
Планируется строительство ряда станций в продолжении линии в обоих направлениях, второго выхода со станции «Спортивная»[12], а также сооружение двух электродепо. Продолжение линии на юг за станцию «Волковская» относится к Фрунзенскому радиусу, а на север за станцию «Комендантский проспект» — к Приморскому радиусу[13].
На Фрунзенском радиусе в 2012 году откроются станции «Международная» и «Бухарестская». В объёме второй очереди будет построен участок до станции «Шушары» с возведением электродепо «Южное».
На Приморском радиусе планируется строительство пяти станций, окончательные названия которых пока не определены. За последней станцией на севере линии будет построено электродепо «Коломяжское».
После реализации этих планов количество станций на 5-й линии составит 19.
На линии основным средством сигнализации является АЛС-АРС. Нормальное положение светофоров — погашенное. На линии используется система автоведения ПА-М (поездная аппаратура модернизированная), совместимая с системой «Движение», используемой на Московско-Петроградской линии.
Линии Петербургского метрополитена | |||||||||
Кировско-Выборгская | Московско-Петроградская | Невско-Василеостровская | |||||||
Правобережная | Фрунзенско-Приморская | Красносельско-Калининская | |||||||
Адмиралтейско-Охтинская | Кольцевая |
Фрунзенско-приморская линия 2023, фрунзенско-приморская линия цены, фрунзенско-приморская линия метрополитена.
Беленья, Базидия, Одесская операция 1944, Файл:The Power of Good-Bye.png.