Международный аэропорт Большое Савино | ||
---|---|---|
Код IATA: PEE — Код ICAO: УСПП (USPP) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Пермский край | |
Тип | международный, совместного базирования | |
Эксплуатант | . | |
Местонахождение | Россия, 614515, Пермский край, Пермский муниципальный
район, п. Сокол, аэропорт «Большое Савино», корпус 12 |
|
Базирующиеся авиакомпании | Пермские авиалинии, Аэрофлот[1], Геликс | |
Высота над уровнем моря | +123 м | |
Координаты | ||
Терминалы | 1 | |
Местное время | UTC +6 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
03/21 | 3200х49 | армобетон |
Статистика (2012) | ||
Пассажиро- оборот (год) |
▲ 994 050 [2] |
Большо́е Са́вино — международный аэропорт города Перми. Был открыт в 1965 году. Расположен в 17,6 км к юго-западу от центра города на территории Соколинского сельского поселения Пермского муниципального района. Название аэропорта происходит от близлежащей деревни Савино.
Аэропорт является собственностью Пермского края и эксплуатируется совместно ОАО Международный аэропорт Пермь и Министерством обороны РФ.
На аэродроме дислоцирована военная авиация (6980-2 авиационная группа «Сокол» МО РФ — истребители МиГ-31).[3][4] В 2013 году авиагруппа ЦВО «Большое Савино» пополнилась 3 истребителями-перехватчиками МиГ-31Б.[5]
Большое Савино — единственный аэропорт на территории Пермского края, обслуживающий регулярные пассажирские перевозки. До осени 2001 года также работал Аэропорт Березники (Пермский край), с тех пор он практически не эксплуатируется (хотя существуют планы восстановления регулярных рейсов Березники — Москва). В 2006 году был закрыт второй аэропорт города Перми — Бахаревка, откуда выполнялись рейсы по местным воздушным линиям.
С 1952 года аэродром существовал как военный. Место базирования 764-ого истребительного авиационного полка «Сокол» (ВЧ 31533)[6]. Некоторое время частью командовал полковник Вильямсон.
Военные лётчики 764 ИАП Борис Грайрович Айвазян и Сергей Иванович Сафронов 1 мая 1960 года участвовали в перехвате самолёта-разведчика U-2, пилотируемого Фрэнсисом Пауэрсом. Взлетев с аэродрома авиабазы «Сокол», МиГ-19, после дозаправки в Кольцово, попали под огонь советской ПВО и один из пилотов погиб.[7]
В связи с ограниченными возможностями пермского аэропорта Бахаревка и отсутствием площади для расширения военный аэродром в середине 1960-х годов был дооборудован, 15 февраля 1965 года на его базе официально открыт новый аэропорт союзных линий — Большое Савино. Аэродром нового аэропорта получил статус совместного базирования.
Первым рейсом из аэропорта Большое Савино стал перелёт самолёта Ил-18 по маршруту «Свердловск-Пермь-Москва» и обратно. В ноябре 1965 года в Большом Савино было закончено строительство перрона и стоянок воздушных судов. А 16 февраля 1967 года — сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, эксплуатирующееся поныне.
В 1993 году аэропорт Большое Савино получил статус международного.[8]
В 2002—2003 годах в аэропорту Большое Савино НПО «Космос» была проведена реконструкция взлётно-посадочной полосы, её длину увеличили с 2500 до 3200 м, что позволило аэропорту принимать воздушные суда всех типов, без ограничений.
С момента открытия аэропорта и до конца 2006 года основной объём пассажирских перевозок осуществляло ФГУП «Пермские авиалинии» (до 1992 года — Пермский авиаотряд Уральского управления гражданской авиации). В 1997 году начала полёты авиакомпания Lufthansa, с лета 2000 года — авиакомпания «Аэрофлот-Российские авиалинии».[9]
В настоящее время аэропортовое хозяйство находится под управлением «Пермских авиалиний», планирующих возобновление лётной деятельности.
Аэропорт имеет одну 3200х49 метров, толщина 23 см. Полоса способна принимать любые типы воздушных судов. Классификационное число покрытия взлётно-посадочной полосы — PCN 55/R/B/W/T, светосистема — Siemens , ОВИ-1 и ОВИ-2 .[10] Магнитные курсы взлета/посадки — 211° (ВПП-21) и 31° (ВПП-03). Магнитное склонение места — +15°. Площадь перрона для стоянки воздушных судов — 31 200 м².
В составе средств радиотехнического обеспечения полётов имеется вся современная аппаратура. Используется комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Альфа». Работают системы VOR/DME, ILS.
Метеорологические условия местности с точки зрения аэронавтики очень благоприятны.
Действует трубопровод для транспортировки авиационного керосина с нефтеперерабатывающего предприятия «Лукойл». Возможна любая заправка любых типов ВС авиационным топливом. Предоставляются такие типы топлива, как: TC-1, PT/ МC-8П, СМ-4.5., TS-1, RT (equivalent Jet A-1)/MS-8P, SM-4.5
Аэропорт «Большое Савино» имеет грузовой терминал мощностью до 10000 тонн, склады временного хранения, осуществляет таможенное оформление. Грузовой терминал оснащен оборудованием по наземной обработке груза: автомобилями для перевозки грузов от/к ВС, дизельными погрузчиками, электронными и механическими весами, пневмотележками, досмотровым оборудованием, системой радиационного контроля. Пропускная способность действующих складских помещений составляет 45 тонн в сутки или 17 тысяч тонн в год.
Рекорд пассажиропотока был зафиксирован в 1989 году. Было перевезено 1271000 пассажиров.
Минимум за постсоветскую историю был зафиксирован в 2001 году — 214000 пассажиров и всего 434 тонны грузов.
Пассажиропоток (чел.) за последние несколько лет:
Регулярные рейсы выполняются в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Самару, Усинск, Сочи, Анапу, Уфу, Казань, Оренбург, Астрахань, Нижний Новгород, Сургут, Киров, Ульяновск а также в Анталью, Дубай, Душанбе, Прагу, Худжанд, Баку, Ереван, Киев, Ташкент, Салоники.
География чартерных рейсов зависит от времени года и включает в себя такие направления, как: Анталья, Бангкок, Гоа, Дубай, Шарджа, Барселона, Пхукет, Краби, Санья, Хургада, Шарм-эль-Шейх, Салоники, Ларнака, Монастир, Подгорица, Дубровник, Триест, Ираклион, Хошимин, Нячанг, Варна, Бургас, Кос, Родос, Акаба, Корфу и другие.[11][12][13]
Новый терминал аэропорта в «Большом Савино» построит ОАО «Кольцово-Инвест». Как сообщил вице-премьер краевого правительства, председатель комиссии по отбору инвестора по строительству нового аэровокзального комплекса в пермском аэропорту «Большое Савино» Олег Демченко, сегодня определен победитель конкурсного отбора. Им стало ОАО «Кольцово-Инвест». На втором месте ОАО «Аэропорт Толмачево»), на третьем ООО «Базэл-Аэро». В течение марта с инвестором будут проведены переговоры и подписан инвестиционный меморандум. Строительство нового терминала должно начаться в начале 2013 года. Подготовлена площадка в 700 метрах от старого терминала. Ныне действующий терминал впоследствии будет использоваться для приёма бизнес-авиации и региональных перевозок. Ведутся работы по привлечению в аэропорт авиакомпаний, которые могли бы базироваться в аэропорту на постоянной основе, а на более дальнюю перспективу рассматривается возможность создания своей базовой авиакомпании.[14]
Из аэропорта «Большое Савино» до Перми можно добраться на городских пермских автобусах маршрута № 42 (стоимость проезда 13 рублей) или микроавтобусах маршрута № 1 (стоимость проезда 15 рублей), которые следуют до центрального автовокзала с 06.00 до 23.30 местного времени. Также из аэропорта осуществляется трансфер, который представлен большим количеством таксомоторных компаний (стоимость проезда от 270 рублей).
В шаговой доступности от аэропорта (150 метров от здания аэровокзала) расположен отель «Полёт».
В аэропорту распространяется ежемесячный бесплатный журнал «Аэропорт Пермь»[23], который издает ООО "Траектория" (директор и главный редактор Юлия Ворожцова).
Пермь (аэропорт).