Рейс 8969 Air France | |
Компьютерная реконструкция штурма рейса 8969 бойцами GIGN |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер | |
Место |
аэропорт Хуари Бумедьен enru, Алжир, Алжир |
Координаты |
43°26′23″ с. ш. 5°12′54″ в. д. / 43.43972° с. ш. 5.21500° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
7 (3 заложника и 4 угонщика) |
Раненые |
25 (13 пассажиров, 3 члена экипажа и 9 бойцов GIGN) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета |
Хуари Бумедьен enru, Алжир, Алжир |
Пункт назначения | |
Рейс |
AF8969 |
Бортовой номер |
F-GBEC |
Дата выпуска |
28 февраля 1980 года (первый полёт) |
Пассажиры |
220 (без учёта 4 угонщиков) |
Экипаж |
12 |
Погибшие |
3 (без учёта 4 угонщиков) |
Раненые |
16 |
Выживших |
229 |
Угон самолёта A300 в Алжире произошёл в субботу 24 декабря 1994 года. Airbus A300B2-1C авиакомпании Air France с 12 членами экипажа и 220 пассажирами на борту должен был начать выполнять рейс AF8969 из Алжира в Париж, но был захвачен 4 вооружёнными террористами из Вооружённой исламской группы, которые затем убили трёх пассажиров. Целью террористов было направить авиалайнер на Париж и взорвать его над Эйфелевой башней, тем самым выразив протест французскому правительству. 26 декабря по пути в Париж самолёт совершил посадку в Марселе для дозаправки, где его и штурмовали бойцы GIGN. В результате штурма все террористы были убиты, но заложники при этом остались живы[1][2].
События с рейсом 8969 Air France считаются предшествующими терактам 11 сентября 2001 года[3].
Airbus A300B2-1C (A300B2-101) (регистрационный номер F-GBEC, серийный 104) совершил свой первый полёт 28 февраля 1980 года и 8 апреля поступил в авиакомпанию Air France. Его два турбовентиляторных двигателя были модели General Electric CF6-50C2R. На день захвата авиалайнер налетал 22651 час и совершил 20155 циклов "взлёт-посадка"[4][5].
Самолёт в этот день без затруднений выполнил рейс из Парижа в Алжир, после чего должен был выполнять обратный рейс — AF8969. В Алжире в то время вовсю шла гражданская война и для полётов в эту страну экипажи самолётов Air France набирались исключительно из добровольцев. В алжирском аэропорту Хуари Бумедьен enru на борт рейса 8969 сели около 220 пассажиров (в разных источниках от 209 до 227), преимущественно алжирцы и французы, а экипаж состоял из 12 человек, в том числе командир Бернар Деллемм (фр. Bernard Dhellemme), второй пилот Жан-Поль Бордери (фр. Jean-Paul Borderie) и бортинженер Ален Боссуа (фр. Alain Bossuat)[1][3].
Стюардессы уже собирались закрыть двери, когда на борт поднялись 4 мужчин в униформе Air Algérie, которые назвались агентами безопасности и стали проверять паспорта пассажиров. Такая проверка привела к задержке вылета, что привлекло внимание руководства аэропорта и те направили к самолёту группу спецназа. Увидев через иллюминаторы приближающиеся к авиалайнеру машины, «агенты» выхватили пистолет-пулемёты Uzi и автоматы АК, после чего заявили людям на борту, что самолёт захвачен исламистами. Затем трое из них закрылись в кабине пилотов, держа на мушке лётный экипаж, а четвёртый остался у двери в кабину. Одним из первых требований было, чтобы все женщины в самолёте покрыли головы вуалями. Захватчики потребовали от алжирских властей освободить двух лидеров Исламского фронта спасения — Абасси Мадани (Abassi Madani) и Али Белхадж (Ali Belhadj), на что получили отказ. Желая показать твёрдость своих намерений, моджахеды к 14 часам выбрали первую жертву — алжирского полицейского, выявленного при проверке документов. По свидетельствам пассажиров, он кричал: «Не убивайте меня. У меня есть жена и ребёнок!» Но ему выстрелили в голову, после чего выбросили из самолёта на багажную тележку[1][6][7].
В связи с событиями в Алжире многие французские чиновники прервали свои рождественские каникулы, включая премьер-министра Эдуара Балладюра, который взял на себя личную ответственность за управление кризисной ситуацией. После убийства заложника террористы возобновили связь с диспетчерской вышкой и потребовали от властей дать им возможность вылететь во Францию, заявив, что в противном случае заложники будут расстреляны, а самолёт взорван. Но видя, что алжирские власти по-прежнему не идут на уступки, моджахеды убили ещё одного заложника — 48-летнего Буй Жанг То (Bui Giang To) — сотрудника вьетнамского посольства в Алжире, который был выбран из-за того, что выглядел как типичный иностранец. Переговоры зашли в тупик. Но тем не менее французскому премьер-министру удалось убедить террористов освободить часть пассажиров. Всего к вечеру субботы были освобождены 63 пассажира, включая 34 женщины и 16 детей[1][6][7].
В тот же день в 20 часов на Мальорку на самолёте Airbus A300 компании Air France, то есть идентичном захваченному, вылетела Группа вмешательства французской жандармерии (GIGN) из 40 человек, командиром которой был 35-летний майор Дени Фавье (фр. Denis Favier). Вскоре группа приземлились в аэропорту Пальма-де-Мальорка в 200 милях севернее Алжира и стала ожидать дальнейшего развития событий, так как алжирские власти отказались впускать бойцов GIGN на территорию своей страны[1].
Ночью самолёт освещался двумя прожекторами. Также с помощью приборов ночного видения удалось установить личность лидера группы террористов. Им оказался Абдул Абдулла Яхья (Abdul Abdallah Yahia) — активист фракции Муа-кун Би Эддима, относящейся к Вооружённой исламской группе (GIA). По показаниям освобождённых пассажиров было установлено, сколько всего террористов на борту и где они в основном находились. Для того чтобы убедить лидера террористов сдаться, алжирские власти к утру привезли на аэродром его мать, которая по радиосвязи стала умолять сына отпустить заложников. На это разозлённый такими действиями властей Яхья в итоге крикнул: «Мама, мы встретимся в раю!»[1]
К тому времени захватчики уже всё менее требовали отпустить исламских лидеров и всё больше настаивали, чтобы им дали возможность вылететь в Париж, где планировалось дать конференцию. Однако анонимный информатор сообщил во французское консульство в Оране, что истинной целью террористов на самом деле является взорвать авиалайнер над французской столицей. Из описания пассажирами размещения взрывчатки эксперты сделали вывод, что в случае её детонирования самолёт действительно разорвёт на несколько крупных частей[1].
Между тем, разозлённые террористы выдвинули ультиматум — до 21:30 убрать трап от самолёта (он так и продолжал стоять на месте с момента захвата) и дать рейсу 8969 возможность взлететь, в противном случае каждые полчаса будут убивать по заложнику. Для передачи этого сообщения был выбран молодой повар из французского посольства Янник Бёнье (фр. Yannick Beugnet), который по радиосвязи и сообщил диспетчеру требования исламистов. Несмотря на уверения властей Алжира, что это блеф, через минуту после истечения ультиматума французский повар был убит, после чего его тело было сброшено на аэродром[1].
Вскоре после этого Эдуар Балладюр заявил президенту Алжира Ламину Зеруалю, что алжирские власти теперь в ответе за гибель французских пассажиров, после чего убедил дать разрешение авиалайнеру следовать во Францию[6].
В понедельник около 2 часов ночи рейс 8969 вылетел из алжирского аэропорта в сторону Средиземного моря, но направился не в Париж, а в Марсель, якобы для дозаправки. В 03:33 утра самолёт приземлился в аэропорту Марсель Прованс всего через считанные минуты после прибытия туда же французского спецназа. В 6 утра лидер террористов выдвинул требование: залить в баки самолёта 27 тонн топлива, хотя для полёта до Парижа достаточно и 8—10 тонн. Это привело к твёрдому убеждению, что захватчики действительно планировали взорвать самолёт над городом, а потому их нельзя выпускать из Марселя. Когда Яхья потребовал в течение полутора часов дать им возможность вылететь, в 09:40 его уговорили дать возможность команде волонтёров очистить туалеты и принести запасы воды и еды. На самом деле волонтёрами были переодетые бойцы GIGN, которые смогли осмотреть входные двери и убедиться, что те не заминированы, а также разместили незаметные прослушивающие устройства[1][7].
В ответ на требования разрешить самолёту взлететь, террористов убедили, что журналисты уже находятся в Марселе, а потому нет смысла лететь в Париж для пресс-конференции. Ошеломлённый такой новостью Яхья согласился на проведение конференции, при этом пассажиров предварительно увели в заднюю часть салона самолёта. В 15:30 после уговоров были освобождены два больных пассажира. Предчувствуя неладное, в 16:45 лидер террористов дал команду экипажу следовать к началу взлёта, а по радиосвязи выдвинул условие, чтобы до 17 часов самолёту разрешили взлететь, в противном случае они примут меры. В 17:08 один из разозлённых захватчиков выпустил очередь в сторону диспетчерской вышки и разрушил на ней эркер. В этот момент спецназу была дана команда на начало штурма[1][6]. Руководил операцией на месте Дени Фавье frru (фр. Denis Favier).
В 17:12 в вечерних сумерках к самолёту направились три трапа с замаскированными спецназовцами: первый с 9 спецназовцами к первой двери с правой стороны, а два других с 11 спецназовцами на каждом — с обеих сторон к задним дверям. Но когда в 17:17 трап подъехал к самолёту, то выяснилось, что он оказался чуть выше и блокировал дверь. Причиной этого было то, что отряд тренировался на пустом самолёте, а не на гружённом, который в данной ситуации несколько просел. После того как дверь была открыта, один из бойцов, Тьерри Прюньо (фр. Thierry Prungnaud) вбежал внутрь кабины пилотов, и двумя выстрелами убил одного террориста и ранил другого, прежде чем сам упал от трёх очередей из автоматов. Получив 7 пулевых ранений и будучи контужен взорвавшейся гранатой, он, тем не менее, остался жив. Второй пилот в данной ситуации выпрыгнул через стекло кабины и упал на бетон. Командир и бортинженер остались в кабине и едва избежали пуль, так как спецназовцы и террористы начали перестреливаться через стенки, а затем стали применять и гранаты. В это же время в хвостовой части самолёта были развёрнуты аварийные надувные трапы, и началась эвакуация пассажиров. По команде Фавье находящиеся снаружи снайперы начали вести прицельный огонь по кабине и вскоре убили ещё одного террориста. Наконец через 17 минут штурма все четверо террористов были мертвы. Спустя 54 часа с момента захвата рейс 8969 был наконец освобождён[1][6][7].
Ни один из заложников не погиб во время штурма[6]. Сам самолёт получил критические повреждения и был списан[5].
Захват рейса 8969 показан во втором сезоне документального сериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Захват самолёта, вышедшем в 2005 году. Также событиям в Алжире и Марселе посвящён вышедший в 2010 году французский фильм Штурм frru.
|