Рязанское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия, идущая на юго-восток от Москвы. Проходит по Москве (Центральный, Восточный, Юго-Восточный округа), Московской и Рязанской областям. Соединяет транспортным сообщением города Москва, Люберцы, Жуковский, Раменское, Воскресенск, Коломна, Озёры, Луховицы, Зарайск, Рязань. Построенная в 1862 году между Москвой и Коломной, 19-я по счету действующая на тот момент железнодорожная линия в России и одна из старейших на Московском железнодорожном узле.[1]
Содержание |
Бурное развитие промышленности Московской губернии еще в 1841 году потребовало быстрого, надежного и удобного сообщения Москвы с южными губерниями. Москве требовался хлеб, железо, каменный уголь, дрова, хлопок, шерсть, кожа, меха, провизия. Доставка с товарной пристани Коломны баржами и подводами составляла 5-6 суток и затруднялась обмелением Москвы-реки из-за вырубки лесов. В 1860 году уже насчитывалось 1636 фабрик и заводов: Гужона, Гоппера, братьев Бромлей, текстильные мануфактуры Цинделя, Прохорова. Сырье для большинства предприятий везли из провинции. Но из-за затрат на дорогу доставка оказывалась невыгодной[2].
В 1856 году образовано Общество Саратовской железной дороги[3].
17 июля 1859 года был утверждён устав Общества Саратовской железной дороги, которое строительство вело неумело[4][5]. В итоге стоимость первого его отрезка до города Коломны оказалась невероятно высокой.[6]
Строить и проектировать дорогу пригласили специалистов из стран с практикой левостороннего движения англичан Георга Гаве, Жаклин, Бергель, Колли, Ватсон. Отсюда и возник единственный в России участок Москва — Рязань с левосторонним движением.
Строительство началось 11 июля 1860 года между 15 и 95 верстой и шло ускоренными темпами[7] Рельсы поставлялись из Великобритании, металлические части к мостам и локомотивы — из Парижа, вагоны — из Берлина и Гамбурга.[4].
1 июня 1861 года строительство участка Москва — Коломна было закончено и представлено к освидетельствованию государственной комиссией, которую возглавлял генерал-майор Н. И. Липин. Но в ходе проверки установлено, что состояние дороги не позволяет открыть ее для пропуска поездов. Было предписано «привести части дороги в тот вид, который они должны иметь по проекту»[2].
В конце ноября 1862 года в силу значительных затрат вести дорогу до Саратова стало невозможным и Уставом от 8 января 1863 года действия незадачливых строителей ограничили участком от Москвы до Рязани, а организацию переименовали в Общество Московско-Рязанской железной дороги. Акционерами выступали фон Дервиз, Карл фон Мекк[5].
Весной 1863 года общество Московско-Рязанской железной дороги, глава которого Павел Григорьевич фон Дервиз, бывший чиновник Комитета железных дорог, получило концессию и начало строительство участка от Коломны до Рязани, протяженностью 80 верст. Подрядчиком строительства был Карл Фёдорович фон Мекк[7].
20 февраля 1865 года был построен капитальный мост через реку Оку. Он стал первым в России совмещенным мостом для железнодорожного и гужевого транспорта. Строительством моста руководил военный инженер Аманд Егорович Струве. Для изготовления конструкций пролетных строений моста были созданы мастерские, которые в 1871 году преобразованы в Акционерное общество «Коломенский машиностроительный завод»[7].
Движение открывалось по мере готовности дороги от Москвы с января 1862 года. Пробный рейс от Москвы до станции Троицко — Раменское по недостроенному еще пути был совершен 21 января 1862 года[4][8].
Полностью грузовое движение из Москвы в Коломну открылось 5 июля 1862 года.[4] До Коломны поезд делал 6 остановок: в Люберцах, Быково, Раменском, Фаустово, Воскресенске, Песках.[9] За станцией Коломна открыто паровозное депо (впоследствии ТЧ-8 Голутвин).
Первый пассажирский поезд по маршруту Москва — Коломна прошёл 20 июля 1862 года.[4][9] Протяженность его составила 106 верст (117 km).[4] Ежедневно на Москву отправлялось две пары поездов со скоростью 16 — 17 верст в час. Что бы попасть из Коломны в Москву, нужно было примерно 3.5-4 часа времени. За период развития железной дороги это время сократилось в 3-4 раза.[6][9] Сегодня ориентировочное время в пути от Казанского вокзала до Голутвина со всеми остановками — 2-2,5 часа.
С 1 августа 1862 года установлены особые пассажирские поезда. В составе поезда было от 6 до 8 вагонов. Вагоны в поездах ходили двухосные, небольшие и особым комфортом не отличались.
27 августа 1864 года составы пошли до Рязани по временному, а с 20 февраля 1865 — по постоянному мосту через Оку.[10]. К этому времени Общество Московско-Рязанской железной дороги располагало 31 паровозом, 73 пассажирскими вагонами, 778 товарными. Локомотивы топились дровами и торфом. Пассажирские вагоны подразделялись на 4 класса. За год было перевезено 422300 пассажиров[5][10].
В 1865 году железнодорожный магнат фон Дервиз осознал просчет акционеров. Дорога выручала в пассажирском движении столько же, как и в товарном[10].
26 апреля 1869 года валовая выручка за год превысила 4 млн рублей.[4] Но однопутка уже с трудом справлялась со все возрастающим грузо- и пассажиропотоком. Поэтому 7 октября 1869 года был подписан контракт на прокладку второго пути до Рязани[4].
Двухпутное движение на участке Москва — Рязань открылось 25 июля 1870 года.[5][10][11]
В 1871 году от станции Воскресенск на средства фабрикантов Хлудовых была сооружена линия до Егорьевска. Это первый по времени из участков Большого кольца МЖД.
Железная дорога приблизила уездные города к Москве, втянула крестьянское село в торговый оборот, посодействовала развитию промышленности, привлекла дачников.
С 1891 года дорога принадлежала акционерному Обществу Московско-Казанской железной дороги. Чистый доход — в пределах 9 % от основного капитала (218,1 млн руб. в 1913)[5].
В 1893 году на перегоне Люберцы — Быково открыта платформа Удельная и переезд[12].
В сентябре 1893 года открыто движение по Озерской линии, а в сентябре 1894 года — по Симоновской ветке[7].
Пригородное движение окончательно оформилось к 90-м годам 19-го столетия, когда набрали силу крупные дачные поселки — Кусково, Красково, Малаховка, и их заселили живущие там не только летом, но и зимой. К 1898 году уже принимали пассажиров Сортировочная, Перово, Шереметево (теперь Плющево), Вешняки, Косино, Подосинки (ныне Ухтомская), Люберцы, Томилино, Малаховка, Удельная, Быково, Ильинская, Раменское[10][13].
В 1909 году открыто депо Москва-Сортировочная[14].
В 1912 году горячо обсуждался вопрос о перестройке Рязанки. Но введение правопутного движения на участке Москва — Рязань связано о такими расходами и такими местными препятствиями, которые не только затрудняют, но и делают почти невозможным переход на правопутное движение.
В 1913 году началось сооружение на участке от Москвы до Раменского (42 версты) третьего и четвертого путей, приспособленных для движения по ним «электрических трамваев» (электричек) для обслуживания дачного и пригородного движения, достигшего на этом участке большой интенсивности[3].
В связи с увеличивающимся пассажиропотоком с 1913 по 1926 год построено современное здание Казанского вокзала по проекту академика архитектуры Щусева.
В сентябре 1918 дорога национализирована, передана НКПС[5].
В 1925-1926 годах была закончена укладка третьего и четвёртого путей на участке от Москвы до Раменского[15].
В Советское время дорога была электрифицирована в 1933—1935 годах до станции Раменское[10], а в послевоенное время и далее до Рязани[10].
В 1936 году произошло разделение Московско-Казанской железной дороги на Казанскую и Московско-Рязанскую[16].
6 июля 1941 года коллектив депо «Сортировочная» Московско-Рязанской железной дороги обратился ко всем железнодорожникам через газету «Ленинский путь». В обращении говорилось: «Товарищи железнодорожники! Обеспечим полностью все нужды Красной Армии в перевозках, быстро и бесперебойно доставим военные грузы на фронт, поможем Красной Армии разгромить фашистские банды…»[17].
С 1953 года на Московско-Рязанской и других дорогах началось оборудование переездов шлагбаумами с автоматической сигнализацией[18].
В 1954 году на электрифицированном участке Москва — Раменское появилась первая телеустановка, с помощью которой энергодиспетчер мог управлять оборудованием четырех тяговых подстанций и трех постов секционирования, проводить на каждой подстанции измерения величины напряжения постоянного и переменного тока и суммарной нагрузки выпрямляемого тока. Это был первый шаг во внедрении телемеханики, и шаг успешный[19].
1 октября 1959 года в Коломну из Москвы пришла первая электричка, заменившая паровозную тягу[20].
В 1979 году на станции Рыбное был сформирован и успешно проведен по участку до Перово поезд весом более 10000 т с постановкой локомотивов в голову и хвост состава. Тем самым на практике была доказана возможность регулярного пропуска по линии поездов-сверхтяжеловесов.[21]
Рязанское направление является одним из наиболее загруженных по пассажирским перевозкам на Московском железнодорожном узле.
Основная масса поездов дальнего следования с Казанского вокзала южного и юго-восточного направлений идет через Рязань. Также с 2008 года после электрификации Митьковской соединительной ветви по Рязанскому направлению следуют транзитные поезда на Санкт-Петербург.
Пригородное пассажирское сообщение обслуживается подвижным составом ТЧ-7 Раменское. Движение осуществляется до станций Люберцы I, Панки, Быково, пл. 47 км, Фаустово, Виноградово, 88 км, Шиферная, Голутвин, Рязань I, Рязань II.
Грузовое движение наиболее интенсивно осуществляется на участке Воскресенск — Рыбное — Рязань. Это один из самых загруженных участков на сети РЖД. В связи со своим местоположением здесь сходятся транспортные потоки север — юг и запад — восток.
В настоящее время Рязанское направление является на Московской железной дороги одним из наиболее развитых в инфраструктурном отношении: основные пути полностью электрифицированы и оборудованы специальными ограждениями, все остановочные пункты до станции Голутвин имеют высокие платформы, большинство платформ капитально отремонтированы, парк электропоездов полностью обновлен и состоит исключительно из поездов типа ЭД4М и ЭД4МК производства Демиховского машиностроительного завода.
На многих станциях и остановочных пунктах установлены турникетные комплексы и по их количеству Рязанское направление является абсолютным лидером среди направлений МЖД. Турникеты установлены на следующих станциях и остановочных пунктах: Москва-Пассажирская-Казанская, Электрозаводская, Новая, Перово, Вешняки, Выхино, Косино, Люберцы-1, Панки, Томилино, Малаховка, Быково, Ильинская, Отдых, Фабричная, Раменское, 88 км, Голутвин. В ближайшее время турникетные комплексы планируется установить платформе Ухтомская, станции Бронницы и станции Виноградово.
Рязанское направление обслуживают предприятия[22]:
До станции Люберцы I можно доехать 123 электропоездами в сутки. Почти 70 % из них далее идут по Рязанскому направлению, остальные — по Казанскому. Основные маршруты:
Также существуют следующие маршруты:
Москва — Раменское | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Рязанское направление Участок Раменское — Голутвин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Только грузовое движение. Электрификация до станции Яничкино. Движение на перегоне Яничкино — Дзержинский на тепловозной тяге. Перегон Яничкино — Дзержинский не входит в состав МЖД — является ППЖТ. Ветка реконструирована в 2008—2010 годах.
Рязанское направление Участок Голутвин — Рязань-1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Голутвин — Озёры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Прямого сообщения с Москвой нет. По линии проходят:
Также между Голутвином и Озёрами (с 8 июня 2009 года) курсируют три рельсовых автобуса
Только грузовое движение.
1. Ададуров И. Е. К истории Рязанско-Козловской железной дороги. 1865—1884.М.,1887.170с.
2. Витте С. Ю. Воспоминания. М.,1960.Т.1.
3. Головачев А. А. История железнодорожного дела в России. СПб.,1881.404с.
4. Дельвиг А. И. Мои воспоминания. М.,1913.Т.2.448с.;Т.3.449с.;Т.4.587с.
5. Дельвиг А. И. Полвека русской жизни. Воспоминания А. И. Дельвига 1820—1870.М.;Л.,1930.Т.1.592с.;Т.2.600c.
6. История предпринимательства в России /Книга 2. Вторая половина ХIХ — начало ХХ века. М.,1999.575с.
7. Кислинский Н. А. Наша железнодорожная политика по документам Архива Комитета Министров. СПб.,1902.Т.3.332с.
8. Краткий очерк развития сети Общества Московско-Казанской железной дороги. М.,1913.65с.
9. Ляховский В. М. К вопросу о фиктивных акционерных компаниях в России 1860-х — 1870-х годов (Капиталы Рязанско-Козловской железной дороги)//Исторические записки. М.,1965.С.291.
10. Мекк Г. Н. Как я их помню. /Пер. с англ. Б.Никитина. М.,1999.332с.
11. Мекк Н. К. Будущие пути сообщения Западной Сибири. М.,1928.25с.
12. Мекк Н. К. Экономика транспорта и ее перспективы в нашем отечестве. Пг.,1921.7с.
13. Палтусова И. Н. Династия фон Мекк //Труды Государственного Исторического музея. Вып.98 (Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры). М.,1997.С.149-167.
14. Палтусова И. Короли железных дорог //Былое.1995.№ 4.
15. Петров Ю. А. Состояние по наследству: московские богачи в конце ХIХ — начале ХХ века //Былое. М.,1992.№ 7.С.11.
16. Погребинский А. П. Строительство железных дорог в пореформенной России и финансовая политика царизма (60-е — 90-е годы ХIХ века)//Исторические записки. М.,1954.Т.47.С.149-180.
17. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала ХХ века. М.,1997.351с.
18. Смирнов М. И. Компьютерный поиск потомков Карла и Надежды фон Мекк//Труды Государственного исторического музея. Вып.98 (Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры). М.,1997.С.167-171.
19. Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине ХIХ века. М.,1975.315с.
20. Хеллер КлауС. Иностранное предпринимательство в России ХIХ — начала ХХ вв.//Отечественная история.1998.№ 4.С.55-65.
21. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. М.-Л.,1934-1936.Т.1.643с.;Т.2.676с.;Т.3.682с.
22. Чупров А. И. Из прошлого русских железных дорог: статьи 1874—1895 годов. М.,1909.301с.
23. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Эфрона. СПб.,1896.Т.ХIХ. С.2.
Московская железная дорога | |
---|---|
Отделения | НОД-1 Московско-Курское • НОД-2 Московско-Рязанское • НОД-6 Московско-Смоленское • НОД-7 Тульское • НОД-8 Орловско-Курское • НОД-13 Смоленское • НОД-15 Брянское |
Направления | Горьковское • Казанское • Киевское • Курское • Павелецкое • Рижское • Рязанское • Савёловское • Смоленское (Белорусское) • Ярославское • Малое кольцо • Большое кольцо |
Прочие линии | Алексеевская соединительная линия |
Депо | • Список депо Московской железной дороги |
Направление московской железной дороги адрес, ярославское направление московской железной дороги ярославль.
Файл:Catholic clergy and Nazi officials.jpg, Файл:Kim Kielsen. Nordiska raoedets session i Helsingfors 2012.jpg, Фальков, Ефим Степанович, Когда-то давно….