Станция
Москва-Пассажирская-Курская Курское направление
Горьковское направление Смоленское направление Рижское направление Ленинградское направление |
|
Московская железная дорога | |
Курский вокзал
|
|
Отделение ж. д.: |
Московско — Курское отделение |
---|---|
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Курско-Нижегородский вокзал |
Количество платформ: |
9 платформ |
Количество путей: |
17 |
Тип платформ: |
боковые, островные |
Форма платформ: |
прямая |
Архитекторы: |
Г. И. Волошинов |
Выход к: | |
Расположение: | |
Пересадка на станции: |
Курская:Арбатско-Покровской и Кольцевой линии и станцию Чкаловская |
Пересадка на: | |
Расстояние до Москвы: |
0 км |
Тарифная зона: |
0 |
Код станции: |
19810 |
Код в «Экспресс-3»: |
2000001 |
Ку́рский вокза́л — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Курская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы по адресу ул. Земляной вал, д. 29. Рядом с вокзалом расположены станции метро «Курская» Кольцевой линии, «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии, а также торгово-развлекательный центр Атриум и Садовое Кольцо.
Курский — один из двух вокзалов транзитного типа в Москве (наряду с Белорусским, остальные — тупиковые).
Содержание |
Курскому вокзалу соответствует станция Москва-Пассажирская-Курская (код 191602). С этой станции идут скорые и пассажирские поезда, а также пригородные электропоезда (электрички) в двух основных направлениях: Курском и Горьковском. Около трёх километров от вокзала Курское и Горьковское направления идут параллельно, потом разветвляются.
В Курском направлении электрички идут в южном направлении на Царицыно, Подольск, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов (в том числе экспресс), Тулу, экспрессы — на Серпухов, Тулу (в том числе экспресс), Орёл, Курск, поезда дальнего следования — на Курск, Белгород, Днепропетровск, Донецк, Бердянск, Керчь, Кривой Рог, Курск, Мариуполь, Николаев, Новый Уренгой, Орёл, Полтаву, Севастополь, Симферополь, Харьков. А также через Харьков — на Кисловодск и Адлер. В летнее время также назначаются дополнительные поезда на Анапу, Бердянск, Евпаторию, Ейск, Новороссийск, Феодосию.
Эти электрички и поезда дальнего следования идут с основного перрона (5 платформ, используется 9 путей).
Также с основного перрона Курского вокзала отправляются электропоезда Рижского и Смоленского направлений, следующие с Курского направления. При следовании на эти направления первые две остановки общие (Москва-Каланчёвская, Ржевская), затем они расходятся.
С Курского вокзала можно уехать прямыми электропоездами до одноимённых платформ, находящихся в разных местах: Захарово (в г. Ногинск), Захарово (на Звенигородской ветке). В Москве таких вокзала 2: Курский и Белорусский
В Горьковском направлении электрички идут в восточном направлении на Реутово, Балашиху, Железнодорожную (в том числе экспресс), Фрязево, Ногинск (в том числе экспресс), Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое (в т.ч экспресс)., Петушки, Владимир (в том числеэкспресс), Орехово-Зуево (в том числе экспресс) поезда дальнего следования на Нижний Новгород.
Электрички Горьковского направления идут не с основного перрона, а с тупиков (всего 7: c 4 по 10), огороженных турникетами (иногда приходят и на первую платформу, чаще всего при следовании в депо, обслуживаемых ТЧ Перерва). Поезда дальнего следования Горьковского направления МЖД отправляются с первой (низкой) платформы.
Курско-Нижегородский вокзал около 1900 г.
Старое здание вокзала
Курский вокзал (с южной стороны)
С Курского вокзала отправляются следующие фирменные поезда:
Номер | Направление | Название |
---|---|---|
9/10 | Донецк | «Троянда Донбасу» |
15/16 | Днепропетровск | «Приднепровье» |
19/20 | Харьков | «Николай Конарев» |
29/30 (летний) | Симферополь | «Тургенев» |
57/58 | Валуйки | «Приосколье» |
67/68 | Симферополь | «Крым» |
71/72 | Белгород | «Белогорье» |
105/106 | Курск | «Соловей» |
113/114 | Донецк | «Вуглик» |
153/154 | Нижний Новгород | «Буревестник-2» |
171/172, 173/174 | Нижний Новгород | «Сапсан» |
056 | КРАСНОЯРСК | «Енисей» |
603/604 | Орёл | «Тургенев» |
А также нефирменные поезда:
Номер | Направление | Примечание |
---|---|---|
17/18 | Севастополь | |
23/24 | Адлер | |
27/28 | Кисловодск | |
65/66 | Николаев (с 3 ноября 2011 года отменён)[2]. | |
73/74 | Кривой Рог | |
75/76 | Адлер | |
77/78 | Мариуполь | |
91/92 | Полтава | |
97/98 | Керчь | |
109/110 | Новый Уренгой | |
117/118 | Нижний Новгород | |
141/142 | Льгов | |
7049/7050 | Тула | электропоезд повышенной комфортности |
825/826 | Орёл | электропоезд повышенной комфортности |
831/832 | Льгов | |
827/828 | Курск | электропоезд повышенной комфортности |
Большинство пригородных электропоездов Курского направления идёт через Москву-Курскую транзитом. У электропоездов в северном направлении следующие остановки — Каланчёвская и Ржевская, далее — разветвление на Рижское и Белорусское направление. Поезда дальнего следования из Санкт-Петербурга на Нижний Новгород, Севастополь, Ижевск, Челябинск и другие города, проходя Москву транзитом, имеют остановку на Курском вокзале. Пассажиропоток Курского вокзала составляет около 500 человек/час[3].
Номер | Направление | Название |
---|---|---|
261/262 | Киров — Симферополь | |
143/144 | Санкт-Петербург — Харьков | |
7/8 | Санкт-Петербург — Севастополь | |
49/50 | Санкт-Петербург — Кисловодск | |
59/60 | Санкт-Петербург — Нижний Новгород | «Волга» |
79/80 | Санкт-Петербург — Волгоград | |
107/108 | Санкт-Петербург — Самара | «Самара» |
111/112 | Санкт-Петербург — Воронеж | |
115/116 | Санкт-Петербург — Адлер | |
121/122 | Санкт-Петербург — Владикавказ | |
131/132 | Санкт-Петербург — Ижевск | |
145/146 | Санкт-Петербург — Челябинск |
На 15 декабря 2011 г. с Курского вокзала отправлялись следующие поезда (даны в хронологическом порядке отправления):
На площадь Курского вокзала, ул. Земляной Вал, к торговому центру «Атриум», на ул. Верхняя Сыромятническая. Выход к Нижнему Сусальному переулку осуществляется через пешеходный тоннель № 3 (закрывается на ночь после 00-00).
С нижнего этажа вокзала можно попасть в совмещённый вестибюль станций метро «Курская» Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. Также в этот вестибюль можно попасть непосредственно с платформ через пешеходный тоннель № 3 и через два наземных вестибюля с площади Курского вокзала. К электропоездам Горьковского направления удобнее выходить через совмещённый вестибюль станций «Чкаловская» и «Курская», Кольцевой линии, находящийся в 100 м от вокзала на ул. Земляной Вал.
Трамвай: № 20, 24 (конечная остановка, при изменениях часто используется как транзитная)
Троллейбус: № Бк, Бч (отметка, техническая остановка)
Автобус № 40, 78 (последний со стороны Театра Гоголя)
Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. В последующие годы рассматривались варианты продолжения железнодорожной линии вглубь города с постройкой нового вокзала в более удобном месте, но у частных владельцев на это не хватало средств. Осуществлено это было лишь после выкупа железнодорожных линий государством: в 1894 году была организована «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога», а новое здание вокзала было возведено по проекту архитектора Н. П. Орлова (по другим сведениям — Н. И. Орлова) в 1896 году. В 1938 году архитектор Г. И. Волошинов завершил реконструкцию здания. В 1972 возведено новое здание вокзала при сохранении старых внутренних помещений.
Вокзалы Москвы |
Белорусский | Казанский | Киевский | Курский | Ленинградский | Павелецкий | Рижский | Савёловский | Ярославский | Нижегородский (бывший) | Центральный (не реализован) | Правительственный |
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Курский вокзал (Москва).