Омский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
1955 г. |
Количество маршрутов |
10 |
Стоимость проезда |
школьный билет 5 руб., взрослый 11 руб., провоз багажа 11 руб. [1] |
Компания-перевозчик |
Омский троллейбус существует с 1955 года. В настоящее время Омск имеет троллейбусную сеть протяжённостью 155 км (в однопутном исчислении), состоящую из 10-ти маршрутов. Троллейбусы в Омске работают с 6.00 до 24.00 (дежурные машины).
Содержание |
Вопрос об организации в Омске троллейбусного движения был впервые поставлен в 1953 году. В следующем году общие намерения превратились в конкретные планы, после того как 24 мая Совет Министров СССР утвердил технический проект создания в Омске троллейбуса. Проект был разработан «Гипрокоммундортрансом».
Троллейбусное движение открылось 5 ноября 1955 года. Первый маршрут соединил Управление Омской железной дороги и Городок водников. Его протяжённость составляла 6,3 км.
1956 — Введена в эксплуатацию линия от городка Водников по улице Красный Путь до медицинского института в городке Нефтяников. Закончено строительство депо в городке Водников, которое первоначально было рассчитано на 25 машиномест. До этого времени троллейбусы обслуживались и хранились под открытым небом.
1957 — Открылась линия от Управления Омской железной дороги до улицы 3-я Транспортная.
1959 — Введена в эксплуатацию линия от Управления Омской железной дороги по улице Карла Маркса до вокзала. Открыт маршрут № 2 «Вокзал — Кинотеатр имени Маяковского».
1960 — Линия в городке Нефтяников была продлена по проспекту Мира от медицинского института до пересечения с улицей Серафимовича (ныне Нефтезаводская).
1961 — Введена в эксплуатацию линия от Управления Омской железной дороги по улицам Карла Маркса, Гагарина, Интернациональная до кинотеатра имени Маяковского. Изменена трасса маршрута № 2 «Вокзал — Кинотеатр имени Маяковского».
1963 — Открыт маршрут № 3 «Вокзал — Улица 3-я Транспортная».
1964 — Открыт маршрут № 4 «Вокзал — Городок Нефтяников».
1965 — Введена в эксплуатацию линия в городке Нефтяников по улице Нефтезаводской до улицы Энтузиастов. Число троллейбусов в городе составило 125 единиц. В город поступили первые троллейбусы ЗиУ-5, которыми стали заменять имеющиеся машины МТБ-82Д.
1966 — Введена в эксплуатацию линия по улицам Магистральная и Химиков в городке Нефтяников (ныне она не существует, демонтирована в начале 1970-х годов). Открыт маршрут № 5 «Улица Магистральная — Кинотеатр имени Маяковского». Осуществлён переход на бескондукторное обслуживание.
1967 — Введена в эксплуатацию линия от улицы 3-я Транспортная до посёлка Чкаловский протяжённостью 11 км. Открыт маршрут № 6 «Посёлок Чкаловский — Кинотеатр имени Маяковского» и продлён № 3 «Вокзал — Улица 3-я Транспортная» до посёлка Чкаловский.
1969 — Выведены из эксплуатации на маршрутах Омска последние троллейбусы модели МТБ-82Д.
1970 — Введена в эксплуатацию линия по улице 10 лет Октября до радиозавода имени Попова и открыт маршрут № 2 «Радиозавод имени Попова — Улица Энтузиастов», а также продлена трасса маршрута № 4 «Вокзал — Улица Энтузиастов» в городке Нефтяников по улице Нефтезаводской до нефтекомбината.
1974 — В Омск стали поступать троллейбусы ЗиУ-9, призванные заменить широко использовавшиеся ЗиУ-5.
1977 — Введена в эксплуатацию линия от улицы Нефтезаводской до посёлка Юбилейный. Открыт маршрут № 5 «Посёлок Юбилейный — Площадь Ленина».
1978 — В миллионном Омске действовало всего 6 троллейбусных маршрутов:
1979 — Введена в эксплуатацию линия от Ленинградской площади через Ленинградский мост до новых жилых микрорайонов на левобережье Иртыша протяжённостью 18 км. Открыт маршрут № 7 «Вокзал — Левобережье».
1981 — Открыт троллейбусный маршрут № 8 «Улица 3-я Транспортная — Посёлок Чкаловский». Осуществлён переход на бескассовое обслуживание. Вместо касс в салонах троллейбусов были установлены компостеры.
1983 — Выведены из эксплуатации на городских маршрутах последние троллейбусы модели ЗиУ-5. На левобережье открылось троллейбусное депо № 2 на 100 машиномест, что дало возможность значительно увеличить количество троллейбусов на улицах областного центра и открыть новые маршруты. Маршрут № 5 «Посёлок Юбилейный — Площадь Ленина» продлён до ПО «Полёт».
1984 — Введён в эксплуатацию путепровод по улице Лизы Чайкиной. Открыты маршруты № 9 «Вокзал — Улица 3-я Транспортная» и № 10 «Левобережье — Шинный завод». Проведена перенумерация инвентарного подвижного состава. Так, за троллейбусами, приписанными к депо № 1 были закреплены номера 1-199, а троллейбусы депо № 2 получили номера 200—399.
1985 — Введена в эксплуатацию 1-я очередь линии по мосту имени 60-летия ВЛКСМ и открыт маршрут № 11 «Левобережье — Телецентр — Кинотеатр имени Маяковского — Лениградский мост — Левобережье». На маршрут № 4 «Вокзал — Нефтекомбинат» вышел первый в Омске троллейбусный поезд № 277—280 (депо № 2). Несколько позднее такие сцепки появились на маршрутах № 3, 8, 15 с большим пассажиропотоком.
1986 — Введена в эксплуатацию 2-я очередь линии по мосту имени 60-летия ВЛКСМ и начали действовать маршруты № 12 «Левобережье — Кинотеатр имени Маяковского» и № 13 «Левобережье — Нефтекомбинат».
1987 — Открылись маршруты № 12 «Вокзал — Радиозавод имени Попова» и № 14 «Левобережье — Радиозавод имени Попова».
1988 — Введена в эксплуатацию линия по улице Кирова до микрорайона Московка-2. Открыты маршруты № 8 «Кинотеатр имени Маяковского — Московка-2», № 15 «Московка-2 — Посёлок Чкаловский» и № 16 «Левобережье — Посёлок Юбилейный».
Троллейбусная сеть Омска насчитывала 16 маршрутов:
В городе действовало 2 троллейбусных депо, имелось 274 троллейбуса.
1989 — Открыт маршрут № 17 «Левобережье — Телецентр — Кинотеатр имени Маяковского — ж. д. Вокзал — Ленинградский мост — Левобережье», который носил экспериментальный характер и обслуживался 2-мя машинами. Этот маршрут просуществовал всего несколько месяцев.
1992 — Закрыты маршруты № 11 «Левобережье — Телецентр — Кинотеатр имени Маяковского — Ленинградский мост — Левобережье» и № 16 «Левобережье — Посёлок Юбилейный». Демонтирована контактная сеть по улице 3-й Транспортной. Маршрут № 5 переведён на работу по укороченной схеме «Посёлок Юбилейный — Площадь Ленина». Маршрут № 10 переведён на работу по изменённой схеме «Левобережье — Посёлок Чкаловский».
1995 — Введена в эксплуатацию линия на Левобережье по улице Ватутина до посёлка Солнечный протяжённостью 10 км. Маршруты № 13 «Левобережье — Нефтекомбинат» и № 14 «Левобережье — Радиозавод имени Попова» продлены до посёлка Солнечный. В город поступили 2 сочленённых троллейбуса ЗиУ-683, они были закреплены за маршрутом № 4 «Вокзал — Нефтекомбинат», где и работают по сей день. Больше сочленённых троллейбусов город не закупал. Вскоре с улиц города были убраны троллейбусные поезда на базе ЗиУ-682. Маршрут № 1 «Улица Энтузиастов — ПО „Полёт“» был продлён до Московки-2, в связи с этим отменён маршрут № 8 «Кинотеатр имени Маяковского — Московка-2». Произошёл отказ от бескассовой системы обслуживания пассажиров. В салоны троллейбусов вновь вернулись кондукторы.
1996 — В Омск поступили первые троллейбусы АКСМ-101 производства завода «Белкоммунмаш». Эти машины имели бело-розовую окраску и получили инвентарные номера с 3-го по 13-й и с 234-го по 246-й.
1997 — Открыт маршрут № 9 «Посёлок Солнечный — Московка-2».
1998 — Открыты маршрут № 6 «Вокзал — Посёлок Юбилейный» и № 16 «Посёлок Солнечный — Радиозавод имени Попова» (через Ленинградский мост). Отменён маршрут № 5 «Площадь Ленина — Поселок Юбилейный».
2001 — Отменён маршрут № 1 «Улица Энтузиастов — Московка-2».
2005 — Отменен маршрут № 13 «Посёлок Солнечный — Нефтекомбинат». В Омск поступили первые троллейбусы МТРЗ-5279 производства Московского троллейбусного завода, а также модели 52642, выпускаемые ОАО «Тролза» (г. Энгельс). От хорошо знакомых ЗиУ-682Г они имеют следующие внешние отличия: полностью измененная передняя оптика, панорамное лобовое стекло (вместо прежнего раздельного), стекла салона имеют объёмную тонировку, изменённая панель приборов водителя, конструкция и планировка пассажирских сидений, двери салона поворотного типа (вместо прежних поворотно-складных).
2006 — Отменён маршрут № 10 «Левобережье — Посёлок Чкаловский».
2007 — В связи со строительством подземного перехода у арены «Омск», закрыт маршрут № 14 «Посёлок Солнечный — Радиозавод имени Попова» и изменён маршрут № 11 «Московка-2 — Левобережье» на «Московка-2 — ЖД Вокзал». Позже открыт маршрут № 67 «Посёлок Солнечный — Нефтекомбинат», полностью копирующий закрытый ранее маршрут № 13.
2008 — Отменён маршрут № 9 «Московка-2 — Посёлок Солнечный».
2009 — В Омск начали поступать и ЛиАЗ-52803 производства Ликинского автобусного завода. За последние годы в Омске число маршрутов троллейбуса уменьшилось до 10, а количество машин сократилось до 217.
Принятым в 2007 году Генеральным планом развития Омска, однако, предусмотрено строительство новых троллейбусных линий в ряде районов Омска — это микрорайон «Радуга», микрорайон 40 лет Октября, новые линии на Левобережье, по набережным Иртыша и т. д.
2011 — произведена модернизация троллейбуса модели АКСМ-101 с заменой элементов кузова, элементов салона, а также с заменой тягового электродвигателя на асинхронный с частотно-регулируемым приводом.[2]
Маршрутная сеть представлена на 2012 год:
Троллейбусные маршруты в Омске | ||||
---|---|---|---|---|
№ марш. | Конечный остановочный пункт 1 | Трасса | Конечный остановочный пункт 2 | Примечание |
2 | Завод им. Попова | ул. 10 лет Октября — Театральная площадь — КДЦ «Маяковский» — Телецентр — Городок нефтяников | пос. Ермак | |
3 | пос. Чкаловский | Кинотеатр «Космос» — ул. Лизы Чайкиной — Парк Культуры — Транспортная академия | Ж/д вокзал | |
4 | Ж/д вокзал | Транспортная академия — Площадь Ленина — Телецентр — Городок нефтяников — пос. Ермак | Нефтезавод | |
7 | Ж/д вокзал | Транспортная академия — Парк Победы — Торговый город — ул. 70 лет Октября — ул. Ватутина | Левобережье | |
8 | пос. Юбилейный | КДЦ «Кристалл» — Городок водников — Транспотрная академия — ул. Лизы Чайкиной — ПО «Полёт» — пос. Южный — Сибирский пр. | Московка-2 | |
11 | Ж/д вокзал | Транспортная академия — Парк Культуры — ПО «Полёт» — пос. Южный — Сибирский пр. | Московка-2 | копия троллейбусного маршрута № 5 |
12 | Ж/д вокзал | Транспортная академия — Театральная площадь — ул. 10 лет Октября | Завод им. Попова | |
15 | Московка-2 | Сибирский пр. — пос. Южный — ПО «Полёт» — ул. Лизы Чайкиной — Кинотеатр «Космос» | пос. Чкаловский | |
16 | пос. Солнечный | ул. Ватутина — Торговый город — Парк Победы — Театральная площадь — ул. 10 лет Октября | Завод им. Попова | |
67 | Нефтезавод | пос. Ермак — Городок нефтяников — Автовокзал — ул. Дианова | пос. Солнечный | копия трол. маршрута № 13 и автобусного № 67 |
Закрытые троллейбусные маршруты в Омске | |||||
---|---|---|---|---|---|
№ марш. | Конечный остановочный пункт 1 | Трасса | Конечный остановочный пункт 2 | Примечание | |
1 | пос. Ермак | КДЦ «Кристалл» — Городок водников — Транспотрная академия — ул. Лизы Чайкиной — ПО «Полёт» — пос. Южный — Сибирский пр. | Московка-2 | ||
5 | пос. Юбилейный | КДЦ «Кристалл» — Городок водников | пл. Ленина | ||
6 | пос. Юбилейный | КДЦ «Кристалл» — Городок водников — Транспотрная академия — ул. Лизы Чайкиной — Кинотеатр «Космос» | пос. Чкаловский | ||
9 | Московка-2 | Сибирский пр. — пос. Южный — ПО «Полёт» — ул. Лизы Чайкиной — Транспортная академия — Парк Победы — Торговый город — Автовокзал — ул. Ватутина/пр. Комарова | пос. Солнечный | ||
10 | пос. Чкаловский | Кинотеатр «Космос» — ул. Лизы Чайкиной — Транспортная академия — Парк Победы — ул. 70 лет Октября — пос. Садовый — ул. Ватутина | Левобережье | ||
10 | ПО «ОмскШина» | 3-я Транспортная — ПО «Полет» — Транспортная академия — Парк Победы — ул. 70 лет Октября — пос. Садовый — ул. Ватутина | Левобережье | ||
11 | Левобережье | ул. Лукашевича — Автовокзал — Телецентр — Городок водников — КДЦ «Маяковский» — Парк Победы — Торговый город — ул. Ватутина — Левобережье | Левобережье | кольцевой | |
11 | Левобережье | ул. Лукашевича — Автовокзал — Телецентр — Городок водников — ул. Ленина — ул. Маяковского | Московка-2 | ||
13 | Нефтезавод | пос. Ермак — Городок нефтяников — Автовокзал — ул. Дианова | пос. Солнечный | вновь введён как № 67 | |
14 | пос. Солнечный | ул. Лукашевича — Телецентр — КДЦ «Маяковский» — Театральная площадь — ул. 10 лет Октября — завод им. Попова | Завод им. Попова | действует во время перебоя в движении маршрута №16 | |
17 | Левобережье | ул. Ватутина — ул. 70 лет Октября — Торговый город — Парк Победы — проспект Маркса — КДЦ «Маяковский» — Телецентр — ул. Лукашевича | Левобережье | кольцевой | |
18 | пос. Солнечный — | ул. Ватутина — пос. Садовый — Торговый город — Парк Победы — Театральная площадь | КДЦ «Маяковский» |
Троллейбусное движение открывали троллейбусы МТБ-82Д. Их эксплуатация продолжалась до 1969 года. С 1965 года их стали заменять троллейбусами ЗиУ-5, которые проработали на улицах города до 1983 года. В свою очередь ЗиУ-5 были заменены ЗиУ-9, которые поставлялись в Омск с 1974 года.
C 2005 года подвижной состав наполовину обновлён. В 2010 году на омских маршрутах работает 62 новых троллейбуса, в том числе 10 полунизкопольных[3].
В настоящее время в Омске эксплуатируются троллейбусы:
С 23 марта 2011 года в Омске проходил опытную эксплуатацию троллейбус АКСМ-321[4]. В настоящий момент обкатка завершена и троллейбус возвращён на завод.
Омский троллейбус разворот у малунцева, омский троллейбус 139 фото.
Лабарт, Файл:Neolamprologus multifasciatus.jpg, Преходящие нарушения мозгового кровообращения, Поздние три корейские государства.