КБ-403Б. 2005 | ||
Тип крана | Башенный, на рельсовом ходу | |
Тип стрелы | Балочная | |
Грузоподъёмность, при наибольшем вылете горизонтальной стрелы | 3 т - 3,5 т | |
Грузоподъемность, при наибольшем вылете наклонной под 30 град. стрелы | 3,7 т - 4,3 т | |
Грузоподъёмность, максимальная | 8 т | |
Грузовой момент | 120 - 132 т•м | |
Максимальный грузовой момент | 500 кН•м | |
Вылет стрелы, минимальный | 5,6 м (5,5 м) | |
Вылет при максимальной грузоподъёмности | 15м - 16,5 м | |
Вылет, максимальный (наклонная стрела) | 26,3 м | |
Вылет, максимальный (горизонтальная стрела) | 30 м | |
Время полного изменения вылета | н-д | |
Глубина опускания груза | 5 м | |
Высота подъёма груза, максимальная (наклонная стрела) | 54,7 м - 37,9 м | |
Высота подъёма груза, максимальная (горизонтальная стрела) | 41 м - 24,2 м | |
Тип башни | Подращиваемая снизу | |
Максимальное количество секций башни | 5-6 | |
Лифтовой подъёмник | нет | |
База | 6 м | |
Радиус поворотной части крана | 3,8 м | |
Ширина колеи | 6 м | |
Масса общая | 76,6 т - 80,5 т | |
Масса конструктивная | 46,6 т - 50,5 т | |
Масса противовеса | 30 т | |
Тип рельса | Р-43/Р-50 | |
Ветровой район эксплуатации | III-VII | |
Мощность электродвигателей | 121 кВт (116 кВт) | |
Изготовитель | НКСЗ, Московский завод Московского «ПО Строймаш» | |
Страна-производитель | СССР, Россия |
|
КБ-403 (КБк-160.2) — краны на рельсовом полотне, с поворотной башней переменной высоты и балочной стрелой предназначаются для возведения жилых, промышленных, административных зданий и сооружений высотой до 16 этажей и массой монтируемых элементов до 8 т. Кран относится к 4-й размерной группе башенных кранов и использует общие с кранами этой группы основные узлы. Все дальнейшие модификации этих кранов (с индексами «А», «Б») производились на Нязепетровском Заводе Строительных Машин, г. Нязепетровск (ныне Нязепетровский краностроительный завод). Часть кранов производилась Московским заводом Московского «ПО Строймаш». Современные краны 403Б являются глубокой модернизацией первых кранов этой размерной группы с балочной стрелой и имеет ряд принципиальных конструктивных отличий и нововведений.
Содержание |
Выпускались модификации базовой модели с балочной стрелой:
Тот же кран, в другом ракурсе. Вдали, на противоположном берегу виднеется Новосибирская ТЭЦ-5 и её градирни.
Строительство ТЦ "Манхэттэн" другим краном, около Гостиницы "Сибирь". Июль 2005
Строительство 5-этажного жилого дома Немировича Данченко, 138. Новосибирск, Июль 2005
Строительство 11-этажного жилого дома на Площади Маркса краном с поднятой под углом балочной стрелой. Июнь 2005
Строительство жилых домов переменной этажности на Горском. На ближнем плане (6й дом) - КБ-403Б на этапе монтажа, слева от него установлен точно такой же кран, а справа - КБ-405-1А, оснащённый подъёмной стрелой. Октябрь 2005
Характеристики для кранов КБ-403Б (для КБ-403)[1] указаны в карточке.
Кран имеет базу 6 м. Конструктивно кран состоит из[2]:
Поворотная платформа и поворотный механизм. Платформа КБ-403 (КБк-160.2) идентична по конструкции КБ-160. Изменена конструкция поворотного механизма — на башенных кранах серии КБ-403 (КБк-160.2) он выглядит как роликовый круг (в один ряд) диаметром 2500 мм. Кроме этого на кране появились лебёдки, блоки и электрооборудование для грузовой тележки.[2]
Ходовая рама с поворотными флюгерами, портал. Аналогична серии КБ-401 и КБ-402.[2]
Конструкция портала и рамы крана КБ-403 (КБк-160.2) идентична конструкции кранов КБ-160.[2]
Инвентарные секции. Количество на кранах КБ-403, КБ-403А и КБ-403Б от 2 до 5 (6) шт. (в зависимости от исполнения крана).[2]
По конструкции башня унифицирована с некоторыми узлами крана КБ-160, за исключением конструкции и оснащения оголовка башни. Отличается длиной канатов полиспаста и максимально возможным количеством установленных инвентарных секций, а также изменена конструкция головной секции башни — теперь она стала разборной.[2]
На данном кране устанавливается унифицированная кабина для высоких кранов (установка на высоте свыше 20 м). На базовой, модели-первенце КБ-403 (КБк-160.2) установлена унифицированная кабина для низких кранов (установка на высоте до 20 м). Способы крепления аналогичны КБ-160, а также других сериях кранов из типа КБ. Отличается от кабины базовой модели более совершенной конструкцией, приспособленной для удобного обзора на большей высоте крана, а также отличается внутренним наполнением и оснащением — улучшенным утеплением и обогревательными панелями. Дополнительно может оснащаться кондиционером.[2]
Конструкция основной стрелы секционная. Сделана из металлических труб в виде решётчатой конструкции, секции соединяются между собой с помощью фланцевых соединений. По стреле перемещается грузовая тележка с крюковой обоймой. Вылет меняется путём наклона стрелы, а также путём перемещения грузовой тележки.[2]
Крюковая обойма представляет собой двухосную подвеску: две щеки, две оси, на которых на шарикоподшипниках установлены блоки, траверсы и крюк. В кранах КБ-403Б, КБ-401, КБ-402, в отличие от первых КБ-160 и КБ-403 (КБк-160.2), дополнительно присутствуют металлические внешние защитные кожухи для блоков крюковой обоймы.
Для монтажа КБ-403 используются собственные механизмы башенного крана и автомобильные краны. Этапы монтажа (демонтажа) аналогичны этапам монтажа (демонтажа) кранов 4й размерной группы (типовой стандартный способ монтажа-демонтажа): КБ-160, КБ-401 и КБ-402 (за исключением этапа сборки стрелы).
Конструкция КБ-403Б позволяет устанавливать до шести инвентарных секций. Способ наращивания аналогичен наращиванию (т. н. стандартный способ «подращивания башни» кранов с поворотной платформой): КБ-160 и КБ-403 (КБк-160.2), а также серий КБ-408, КБ-503, КБ-504 и их модификаций.
На ходовой раме крана опорно-поворотные флюгеры фиксируют в транспортном положении. Стрелу полностью снимают с крана вместе с грузовой тележкой и грузят отдельно от остальной части крана (башня, головная секция, портал) на транспорт. Снимать грузовую тележку со стрелы при перевозке не обязательно. Каждый элемент крана перевозят по частям (поворотная платформа с опорной рамой, кабина управления, инвентарные секции башни, стрела с грузовой тележкой, плиты балласта, опорные тележки). Для перевозки по шоссейным дорогам, в качестве транспорта используются подкатные тележки и/или седельный тягач[3].
Для перевозки крана необходимо согласование с органами ГИБДД (выдача разрешения на проезд, получение автомобиля сопровождения — в соотв. с Правилами Дорожного Движения).
Башенные краны серии КБ-403 находятся под усиленным контролем за эксплуатацией органов Госгортехнадзора.[4]. Список некоторых аварий и причины приведены ниже.
Комиссия установила, что: «причинами падения башенного крана на одной из строек стал перегруз крана на 63 %, неисправность ограничителя грузоподъёмности и тормоза грузовой лебёдки крана» [7].
Причины аварии: «Подъём краном груза, превышающего его паспортную грузоподъёмность; эксплуатация крана с неисправным ограничителем грузоподъёмности; неудовлетворительная организация производства работ краном; допуск к обслуживанию крана рабочих, не обученных в качестве стропальщиков. Также установлено, что разрешительных документов, подтверждающих дату установки, у строительной организации отсутствуют, а полное техническое освидетельствование после монтажа на стройплощадке не проводилось. Разрешения на пуск от УТЭН Ростехнадзора по Воронежской области нет.»' [8].
Как показала затем судебная строительно-техническая экспертиза, прораб, несущий ответственность за эксплуатацию крана на объекте, нарушил правила строительной безопасности. Это и явилось причиной аварии. В ходе допроса прораб полностью признал свою вину. По информации СУ СК при прокуратуре РФ по Саратовской области: «кран эксплуатировался без допуска к работе от органов Ростехнадзора».[11].
Установлено, что основными причинами явились:
При осмотре аварии установлено, что груз был зацеплен на вылете стрелы 18-23 м, при котором грузоподъёмность крана, в соответствии с грузовой характеристикой, составляет 6,3 — 4,5 т. При подъёме груза, из-за превышения грузоподъёмности и несрабатывания ограничителя грузоподъёмности, произошло падение крана за пределы территории строительной площадки на здание поликлиники. Оголовком стрелы повреждена крыша поликлиники. При дальнейшем заваливании произошел изгиб стрелы через парапет здания и падение башни на кабину крановщика, в которой находился машинист. При падении крана на землю кабина крановщика была сплющена, в результате чего крановщик погиб.[14].
При осмотре было установлено, что: «на крышке релейного блока ограничителя грузоподъёмности ОГБ-2-12V отсутствует пломба, а при вскрытии внутри блока обнаружен посторонний металлический предмет (гвоздь)».
Экспертная комиссия установила, что: «причиной падения явился перегруз крана, а именно подъём груза массой, превышающей номинальную грузоподъёмность на данном вылете на 70 %, при выведенном из работы (заблокированном) ограничителе грузоподъёмности».[14].
КБ-403.