«Бакан» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | шхуна |
Тип парусного вооружения | шхуна |
Организация | Балтийский флот, Беломорская флотилия |
Строительство начато | 1856 год[1] |
Спущен на воду | 15 апреля 1857 года[1] |
Введён в эксплуатацию | 1857 год |
Выведен из состава флота | 1 декабря 1910 года[1] |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 251[2]/284 т[1] |
Длина между перпендикулярами | 39,6[3]/39,63 м[1] |
Ширина по мидельшпангоуту | 6[3]/6,1 м[1] |
Осадка | 2,6 м[1] |
Двигатели | паровая машина мощностью 30—40/90—120 (номинальных/индикаторных) л. с.[1][2] |
Движитель | гребной винт, паруса |
Скорость хода | 12 узлов[1] |
Вооружение | |
Общее число орудий | 6[1] |
«Бакан» (позже «Лейтенант Скуратов») — парусно-винтовая шхуна Балтийского флота, а затем Беломорской флотилии Российской империи. Участник полярных экспедиций по исследованию морей Северного Ледовитого океана.
Парусно-винтовая двухмачтовая шхуна с железным корпусом водоизмещением 251/284 тонны, одна из четырёх шхун одноимённого типа. Длина шхуны по сведениям из различных источников составляла от 39,6 до 39,63 метра, ширина от 6 до 6,1 метра, а осадка — 2,6 метра. На судне была установлена паровая машина мощностью 30—40/90—120 (номинальных/индикаторных) лошадиных сил. Дальность плавания шхуны при средней скорости в 8 узлов составляла 800 миль, максимальная скорость судна достигала 12 узлов. Вооружение судна состояло из двух 4-фунтовых нарезных орудий, двух 24-лотовых и двух 12-лотовых пушек[1][2][3].
Шхуна «Бакан» была заложена в Англии в январе 1856 года, после спуска на воду 15 апреля 1857 года вошла в состав Балтийского флота России[1].
С 1870-х годов в летнюю навигацию на шхуне велись гидрографические работы в Баренцевом море[3]. В 1881 и 1882 годах совместно со шхуной «Полярная Звезда» осуществляла охрану морских промыслов на Мурмане[2]. В 1885 году на шхуне велись гидрографические работы у архипелага Новая Земля. Целью работ было астрономическое определение координат ряда пунктов побережья Новой Земли[4].
С 1882 по 1887 год по инициативе Н. М. Баранова переведена в Архангельск для охраны северных земель России и для изучения Северного Ледовитого океана[3].
В июле 1889 года на шхуне, под командованием капитана 2-го ранга П. Иванова, проводились гидрографические исследования от становища Малые Кармакулы до пролива Маточкин Шар[5]. В том же году судно выполняло замеры в бухте на юго-западе пролива Маточкин Шар, позже названной его именем[6].
С 1 февраля 1892 года была переквалифицирована в транспорт. 3 октября 1899 года вошла в состав Беломорской флотилии[1].
С 1902 года на Белом море переименована в «Лейтенант Скуратов». Лейтенант Скуратов» был исключён из списков судов флота 1 декабря 1910 года[1].
Парусные шхуны Балтийского флота России | |
---|---|
1800—1854
|
|
1855—1917 |
Бакан (шхуна, 1857).