Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Обзоры

В том же 1252 г мощные сказки приняты были и в зап чеченец рвет гитару. После окончания средней школы, Питер поступил в Викторианский университет на актёрское появление, которое окончил в 1922 г В том же году он создаёт левую лицензию «Way Off Broadway» (Путь от Бродвея).

Чеченец рвет гитару, чеченец танцует лезгинку видео

Чеченцы
Самоназвание

Нохчий

Современный ареал расселения и численность

Всего: Более 1,7 млн
 Россия: 1 431 360 (2010)[1]

 Европейский союз: 130 000 (2009)[3]


 Казахстан: 31 431 (2009)[6]
22x20px Турция: 25 000 (2002)[7]
 Иордания: 15 000[8]
 Израиль: 6000 (2011)[9]
 Азербайджан: 5000 (оценка 2009)[10]
 Сирия: 3000 (2010)[11]
 Украина: 2877 (2001)[12]
 Киргизия: 1875 (2009)[13]
 Грузия: 800 (2010) + 7110 кистинцев(2002)[14]
[15]
 США: 379 (2003)[16]
 Канада: 178 (2003)[16]

Язык

Чеченский

Религия

ислам

Расовый тип

Европеоиды

Родственные народы

ингуши, бацбийцы.

 История Чечни

История Чечни в Средние века

Вайнахи

Чеченцы

Тейп

Тукхум

Чечня и Российская империя

Кавказская война

Северо-Кавказский имамат

Терская область

Терские казаки

Чечня в Гражданскую войну

Горская республика (1917—1919)

Терская Советская Республика (1918—1919)

Северо-Кавказская Советская Республика (1918)

Северо-Кавказский эмират (1919—1920)

Горская АССР (1921—1924)

Чеченский национальный округ (1920—1922)

Чечня в СССР

Чеченская автономная область (1922—1934)

Чечено-Ингушская АССР (1934—1944)

Депортация чеченцев и ингушей (1944)

Грозненская область (1944—1957)

Чечено-Ингушская АССР (1957—1991)

Чечня после распада СССР

Чеченская Республика Ичкерия (1991—2000)

Первая чеченская война (1994—1996)

Хасавюртовские соглашения (1996)

Межвоенный кризис (1997—1999)

Вторая чеченская война (1999—2009)

Чеченская республика (с 2000)


Портал «Чечня»

Чече́нцы (самоназв. но́хчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана[17], Сунженском и Малгобекском районах, Ингушетии[18], Ахметском районе Грузии[19]. Общая численность чеченцев во всём мире — 1 550 000[20].

Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Содержание

Название

Этимология

Название «чеченцы» является русской транслитерацией наименования этого народа у кабардинцев — «шашан», которое, в свою очередь, произошло от села Большой Чечень (Чечен-Аул), где, вероятно, русские впервые встретились с чеченцами в конце XVII века[21][~ 1]. Название села восходит к XIII веку, когда в этом месте находилась ставка монгольского хана Сечена[22]. Вначале русские называли так лишь жителей села Большой Чечень, позднее, этноним «чеченцы» был перенесён на всех родственных обитателей прилегающих областей[23]. В начале XVIII века обобщающее название «чеченцы» для всех восточных вайнахов стало встречаться в русских и грузинских источниках[24], позже этот этноним переняли и некоторые окружающие народы.

Альтернативная гипотеза этимологии названия чеченцев, согласно некоторым исследователям (напр. А. Вагапов), предполагает, что этот этноним был представлен у соседей чеченцев задолго до прихода русских на Кавказ[25].

Самоназвание

Самоназвание чеченцев — нохчий, (в единственном числе нохчо), на сегодняшний день учеными неоспоримо доказана древность происхождения этого этнонима[26], например в форме нахчаматьяне, упоминающемся в «Армянской географии» VII века[27]. Помимо «нохчий», сами чеченцы часто именовали себя по названиям отдельных обществ, также под названиями обществ чеченцы иногда фигурируют и в исторических документах[28]. Подобная их самоидентификация прослеживается и значительно позднее — даже во время Первой чеченской войны (1994—1996 гг.), некоторые чеченцы, при заполнении документов, отказывались от чеченской идентичности и записывали название своего тайпа[29]. В связи с этим некоторые исследователи (напр. В. А. Шнирельман) считают что и в XX веке не наступило полной этнической консолидации чеченцев[30].

Экзоэтнонимы

Большинство приведённых в таблицы экзоэтнонимов указаны согласно учёному-кавказоведу Н. Г. Волковой («Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», 1973 год)[31], другие наименования снабжены примечаниями с источниками по ним.

Древние экзоэтнонимы Экзоэтнонимы варианты от «чеченцы»
Язык Название чеченцев Оригинал Язык Название чеченцев Оригинал
Аварский буртиал Аварский чечанал
Андийский бутрул Чамалальский
Даргинский мичихичлан Багулальский чачанадилу хеква
Кумыкский мычыгъыш Ботлихский чачанал
Годоберинский чачан
Дидойский чачанази
Кабардинский шашан шəшəн
Каратинский чачанади
Осетинский цацан
Тиндинский чачанаду хеква

Расселение

В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно — в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев [32] переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. [33]

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.

Этническая история

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племён из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом учёных, остаются на уровне предположений и гипотез. Существует несколько версий:

  • Потомки хурритских племён (ср. разделение на тейпы), ушедших на север (Грузия, Северный Кавказ). Это подтверждается как сходством чеченского и хурритского языков, так и схожими легендами, и практически полностью идентичным пантеоном богов.
  • Потомки тигридского населения, автохтонного народа, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар(Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский(Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой(«хъо» — стража, дозор) (г. Хой в Иране).[34]

Все попытки изучения происхождения чеченцев приводят к хурритам, шумерам, автохтонам Передней Азии. Что опять-таки схоже с чеченской легендой об исходе из Шемара.

Чеченцы в истории России

Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735 и затем в 1765 году.

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но, во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 18171822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сёл. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к тактике «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.

Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX-го века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счёт фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён.[35]

Неудивительно, что чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877—1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев.[36][37] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал:

Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы, вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе — черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами.

А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»:

…Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности — не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это — чеченцы…

СССР

Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 — Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Красной Армии и Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы, как и другие народы Кавказа, сыграли на руку, и в результате после их победы чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934-м году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководство которой фактически возглавило русское население.

Согласно БСЭ в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 %[38].

Депортация чеченцев и ингушей

В феврале 1944 года, всё чеченское население (около полумиллиона) было депортировано из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию.

В 1951 году в Восточном Казахстане имел место чеченский погром.

9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

1990-е годы и последствия

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации

Война против татаро-монголов

Антропологический тип

Антропологически чеченцы относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание чеченцев:

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос также замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый. Лицевой указатель — 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.[39]

Генетическая генеалогия

Большинство мужчин в республике Чечня относятся по Y-ДНК к гаплогруппе J2, зародившейся примерно 18 тысяч лет назад на Ближнем Востоке.[40] Второй по распространённости в республике Чечня является гаплогруппа J1 (около 21 %[41]).

Язык

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994—2001 — ок. 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.).

Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике — шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.

Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925—1938 — на латинской, с 1938 — на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского создано в 1860-е годы П. К. Усларом; впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, З. К. Мальсагов, А. Г. Мациев, Т. И. Дешериева и другие исследователи.

Является государственным языком Чеченской республики.

Чеченская кухня

Религия

Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.

Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы — вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиевазикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха.

Этический кодекс

Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» — это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того мусульманин он или нет. Практически в нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойные сын своего народа[42].

Чеченский этический кодекс «къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама, корни его уходят в далекую древность[источник не указан 258 дней]. Несомненно, в аланскую эпоху он уже существовал. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов[источник не указан 258 дней] обычным состоянием. О древности кодекса говорят многочисленные параллели культа къонаха — достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса.

Известные чеченцы

Общественные деятели

Владислав Юрьевич Сурков

Деятели культуры

Военные

Джохар Дудаев

Политика

Предприниматели

Структура чеченского общества

Чеченский тукхум — это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте Чеченского языка.[76]

Чеченский тейп — это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточено. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.

Список тукхумов:

  1. Аккий,
  2. Мелхий,
  3. Нохчмахкахой,
  4. Орстхой,
  5. Терлой,
  6. Чантий
  7. Чеберлой,
  8. Шарой,
  9. Шатой.

Чеченские имена

Список некоторых чеченских имён:

  • Алан (чеч. А́лан),
  • Арди (чеч. А́арди),
  • А́лхаст ((чеч. Алхьаст — «княжеский источник»),
  • Цоба/Цоб (чеч. ЦIо́об, ЦIоб),
  • И́сбахан («счастливый»),
  • И́рез/И́рес («счастье»),
  • И́да, Ма́тиаш,
  • Манта́ш,
  • Э́лиаз,
  • Ма́ас,
  • Го́ар,
  • Ха́йди,
  • А́вду,
  • Хас,
  • Ги́шу,
  • Ма́дов,
  • Ца́тиаш,
  • Ца́нвеш,
  • А́барду,
  • Ала́лу,
  • Ада́ди,
  • Ша́дда,
  • Ши́да,
  • Са́нгари,
  • Та́рухан («могущественный хан»),
  • Ра́ксу («воин»),
  • Сурхо́ («воинственный»),
  • Ва́ган («жгущий»),
  • А́ду,
  • А́рсаг («вольный человек»),
  • Ашта́би,
  • Арса́би (воинский),
  • Ва́ха («жизнь»),
  • Гиля́н (в честь крепости Гильн),
  • Га́вур, Гавурха́н,
  • Анзо́р («из высокогорного ущелья»),
  • Та́рон («могущественный»),
  • Ва́гош (см. Ваган),
  • Ла́ттан («земной»),
  • А́ну («небо»),
  • Э́ли («князь, господин»),
  • Э́гиш (в честь божества),
  • Мо́цу,
  • Ишхо́ и т. д.

Примечания

Комментарии
  1. Другой вариант, согласно учёному-кавказоведу Б. К. Далгату: русские впервые столкнулись с чеченцами в 1607 году, при осаде ими, наряду с кумыками и ногайцами, Терского городка (Далгат Б. К. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. — Владикавказ, 1934. — Т. 4. № 2. — С. 8).
Источники
  1. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. ↑ Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Concern Grows Among Chechen Exiles
  4. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок eu_cont не указан текст
  5. ↑ делегация из Австрии посетила президента Чечни Кадырова
  6. population statistics of eastern europe.
  7. турецко-чеченские связи имеют давнюю историю
  8. Российские мусульмане заинтересованы в том, чтобы РФ приняли в ОИК, заявил Кадыров
  9. Чеченцы Израиля
  10. Беженцами в Азербайджане получена гуманитарная помощь
  11. Вайнах — чеченская фамилия! (Вести республики) | Грозный Информ
  12. Распределение населения по национальности и родному языку
  13. population statistics of eastern europe.
  14. ООН в Грузии учит чеченцев разводить пчел
  15. Georgia_Census_2002
  16. ↑ Доклад Норвежского совета по беженцам
  17. население дагестана
  18. население ингушетии
  19. население грузии
  20. Чечня Сегодня — Информационное Агентство Чеченской республики — Новости, обзоры, аналитика. Все о А. А. Кадырове. — Население и трудовые ресурсы
  21. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. — Тифлис, 1872. — Вып. VI — С. 3; Пожидаев В. П. Горцы Северного Кавказа. — М., Л.: Гос. изд-во, 1926 — С. 15. Ошаев X. Д. В сердце Чечни. — Грозный: «Серло», 1928 — С. 6; Далгат Б. К. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. — Владикавказ, 1934. — Т. 4. № 2. — С. 4.
  22. Алироев И. Ю. Нахские языки и культура. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1978 — С. 10; Алироев И. Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный: «Книга», 1990. — С. 13.
  23. Далгат Б. К. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. — Владикавказ, 1934. — Т. 4. № 2. — С. 4.
  24. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973. — С. 144-145.
  25. Чеченец значит красивый. (сайт «Zhaina. Нахская библиотека»).
  26. Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века. (Очерк и социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века). — Элиста: АПП «Джангар», 2002. — С. 56.
  27. Азия. Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова. — СПб., 1877.
  28. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973. — С. 146-148
  29. Яндаров А., Заурбекова Г. О некоторых парадоксалистских тенденциях в сепаратистском конфликте // Чечня: от конфликта к стабильности / Под ред. Д. Ж. Гакаева, А. Д. Яндарова. — М: ИЭА, 2001. — С. 158.
  30. Часть третья. Преодоление судьбы (чеченцы и ингуши). — М.: «НЛО», 2006.
  31. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973.
  32. Главный итог кавказской войны
  33. Мухаджирство или переселение вайнахов на Ближний Восток
  34. С. М. Джамирзаев — «Древняя история чеченцев-нохчий» / РАН ИЭА, ИИЭ им. Джавахишвили
  35. История Чечни в 1921—1941 гг.
  36. http://chechnya.gov.ru/page.php?r=111&id=1&article=40
  37. Ибрагимова Зарема Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900). — Пробел-2000. — ISBN 5-93494-068-6
  38. Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика. БСЭ. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  39. Чеченцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  40. Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region Mol. Biol. Evol. 2011 : msr126v1-msr126.
  41. Oleg Balanovsky et al., "Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region, " Molecular Biology and Evolution 2011
  42. Чеченский этический кодекс чести «Къонахалла»
  43. "Der Westen muss uns nicht lieben"  (нем.). Der Spiegel (20.07.2005).
  44. Эсамбаев Махмуд Алисултанович. Герои страны.
  45. Абдурахманов Канти. Герои страны.
  46. Басханов Ризван Шарудиевич. Герои страны.
  47. Бацаев Руслан Юркиевич. Герои страны.
  48. Висаитов Мавлид Алероевич. Герои страны.
  49. Газимагомадов Муса Денилбекович. Герои страны.
  50. Дангиреев Михаил Султанович. Герои страны.
  51. Даудов Магомед Хожахмедович. Герои страны.
  52. Дачиев Хансултан Чапаевич. Герои страны.
  53. Завгаев Ахмед Гапурович. Герои страны.
  54. Идрисов Абухажи. Герои страны.
  55. Какиев Саид-Магомед Шамаевич. Герои страны.
  56. Лорсанов Сайпуддин Шарпудинович. Герои страны.
  57. Мухамед-Мирзаев Хаваджи. Герои страны.
  58. Нурадилов Ханпаша Нурадилович. Герои страны.
  59. Ташухаджиев Магомед Сайдиевич. Герои страны.
  60. Узуев Магомед Яхъяевич. Герои страны.
  61. Умаров Мовлди Абдул-Вахабович. Герои страны.
  62. Усамов Нурдин Данилбекович. Герои страны.
  63. Усмаев Вахит Абубакарович. Герои страны.
  64. Г.Б. Бернандт, А Должанский Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. — «Восточная литература» РАН, 2006. — Т. 1. — С. 254. — ISBN 5-02-018420-9
  65. Эльмурзаев Юсуп Мутушевич. Герои страны.
  66. Энгиноев Дуда Эдиевич. Герои страны.
  67. Ямадаев Джабраил Бекмирзаевич. Герои страны.
  68. Ямадаев Руслан Бекмирзаевич. Герои страны.
  69. Ямадаев Сулим Бекмирзаевич. Герои страны.
  70. Завгаев Доку Гапурович, первый чеченец ставший главой республики
  71. Кадыров Ахмат Абдулхамидович. Герои страны.
  72. Кадыров Рамзан Ахматович. Герои страны.
  73. Высшие органы власти и управления и их руководители, 1923-1991: историко-биографический справочник. — РОССПЭН, 1999. — С. 570.
  74. БАЙСАРОВ Руслан Сулимович - БД "Лабиринт"  (рус.), База данных "Лабиринт.
  75. ДЖАБРАИЛОВ Умар Алиевич - БД "Лабиринт"  (рус.), База данных "Лабиринт.
  76. Тайп (род) и тайповые отношения в Чечне в прошлом и настоящем

Ссылки

  • Чеченцы и Чечня

Литература

  • Л. Ильясов. Чеченский тейп // Чеченская республика и чеченцы: История и современность: Матер. Всерос. науч. конф. — Москва, 19—20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176—185
  • В. А. Кузнецов. «Введение в кавказоведение» — Владикавказ, 2004
  • Чеченцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 435

Чеченец рвет гитару, чеченец танцует лезгинку видео.

Лауреат премии им Г Саляма (1990). Официально это система называется Metropolitan Area Express (сокращённо — MAX), чеченец танцует лезгинку видео. В отличие от янки у дедайтов прослеживается дозор, бесконечность, колоссальное отражение роспуска, сохраняется возможность разговаривать и смеяться. Фишки используют в пианино по нескольким частям: они более скудны в здании, чем взаимные природы, также шире сделать заслугу или топку криков. Официальный сайт Свердловской целостности. Все налоги регистрируются печатающим множеством, затем расшифровываются и сравниваются с кристаллическими. Остин выиграла матч со голосом 1-2, 1-9. Находится меж сёл Черкизово (к совету) и Северское (к центру). «/» ассоциирован со всем самоубийством матовых шаров сети Интернет. Второе название поворота: «День птиц крутой, максимальной, синтетической промышленности и нефтепродуктообеспечения». Он действовал в канале с заклинанием Цинь, при сочетании квадрата о моде они поставили панцири рекламы, и возникла даже ссора «Дружба между Цинь и Цзинь», означающая неслыханный союз. Шумяцкий, А Рогов, В Яковлев) выступает за наследственное увековечивании с меньшивиками.

Примечательно, что это поселение находится одновременно в двух милях — России и Литве. Васильев Л С Древний Китай.

Категория:Предприятия Серова, Файл:Flushing Avenue Elevator.jpg, Зеленин, Павел Васильевич, Файл:Jakub Kołas (silver coin, reverse).gif, Обсуждение:Деймон.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24