Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Шамиль

Перейти к: навигация, поиск
Шамиль
авар. Шамил
имам Дагестана и Чечни
1834 — 25 сентября 1859
Предшественник: Гамзат-бек
Преемник: Присоединение к России
 
Вероисповедание: Ислам, суннизм, суфизм
Рождение: 26 июня (7 июля) 1797({{padleft:1797|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:7|2|0}})
Гимры, Дагестан
Смерть: 4 (16) февраля 1871({{padleft:1871|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:16|2|0}}) (73 года)
Медина, Османская империя (ныне Саудовская Аравия)
Место погребения: Кладбище Джаннат аль-Баки, Медина
Отец: Денгав Магомед
Мать: Баху-Меседу
Супруга: 1. Патимат (ум. в 1846)
2. Джавгарат (ум. в 1839)
3. Загидат (1830—1871)
4. Шуайнат-Анна Улуханова (1824—1876)
5. Аминат
Дети: сыновья: Джамалуддин, Гази-Мухаммад, Саид, Мухаммад-Шапи и Мухаммад-Камиль
дочери: Написат (1842—1866), Патимат (1845—1870), Нажават (ум. в 1874), Баху-Меседу (ум. в 1875), Сафият (1854—1870)
Семейство Шамиля, рисунок В. Ф. Тимма с фотографий, Санкт-Петербург, 1860 год.
«Имам Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским, 25 августа 1859 года», картина А. Д. Кившенко, 1880 год, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Шамиль (авар. Шамил; 26 июня [7 июля1797, Гимры, ныне Унцукульский район, [Западный Дагестан] — 4 [16] февраля 1871, Медина [ныне Саудовская Аравия]) — Суфийский шейх Накшубандийского тариката, предводитель восточных кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства — Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни.

Первые годы

Происхождение

Шамиль сын аварского узденя кузнеца — Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха — Баху-Меседы. По сообщению М. Н. Чичаговой, предок (прапрадед) Шамиля по отцовской линии был Амирхан — «кумык, известный на Кавказе, имевший славную репутацию»[1][2][3][4]. Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб) общества Хиндалал Аварии (Аваристан; ныне Унцукульский район, западный Дагестан) 26 июня (7 июля1797 года, по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, то есть в первый день Нового года. Имя ему дано было в честь деда ― Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему новое имя ― Шамиль (Шамуил ― «Услышанный богом»)[5], в честь дяди (брата матери).

Духовное становление

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад (1795—1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским[6]. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Мухаммад Ярагский — Основатель мюридизма на Кавказе и учитель имама Шамиля, а также всех имамов Дагестана и Чечни.

Имам Шамиль

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» — оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах, ни в учении.

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб. Много позже, сам Шамиль, находясь в Калуге так описал это сражение:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.[7]

По совету Саида ал-Аракани во избежания новых возмущений, тело имама было перевезено в Тарки, близ города Петровска (ныне Махачкала), на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками. По всей вероятности, во время встречи с сестрой Фатимат, по причине волнения в крови вскрылась едва зажившая рана Шамиля из за чего новым имамом стал не он а Гамзат-бек гоцатлинский другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада — (1832—1834), сын Алискандирбека. Это было в конце 1832 года. В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов. Став третьим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Карта Кавказской перешейки. Автор von J. Grassl, 1856.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (аваро-андо-цезские джамааты и чеченские). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Чечни на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях — адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение — падением шариата. Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был муфтий, назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтию или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мюриду, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между джамаатовскими и наибами. Помощниками наибов были джамаатовские, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число джамаатовских было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мюриды и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. В состав его личной охраны входила группа польских кавалеристов-перебежчиков из русской армии; начальником артиллерии имамата был польский офицер. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 18421843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята — установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа — подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Набеговая система существенно пополняла казну Имамата, из добытых в набегах трофеев пятую часть горцы отдавали Шамилю. Говоря о доходах Шамиля Чохский Гаджи-Али писал:

Я был при Шамиле секретарем и вел счет всеми его приходам и расходам. Самые большие доходы Шамиля были со стороны Ириба и Уллукале, где жили мухаджиры. Откуда они делали набеги на Грузию, Акушу и другие места и из добыч своих пятую часть уделяли Шамилю.

— Чохский Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. 1873 г.

Точная цифра доходов имама неизвестна.

Плен и смерть

Теодор Горшельт, 1863 г. «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года». Махачкала, Дагестанский музей изобразительных искусств.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853—1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие — генерал Николай Муравьев (1854—1856) и генерал Александр Барятинский (1856—1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля — аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того, как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась ещё почти пять лет против адыгов (черкесов). Шамиль с мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях (см. Взятие Гуниба).

15 сентября в Чугуеве происходит первая встреча Шамиля и императора Александра II. 22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день встречается с генералом Ермоловым. 26 сентября — в Санкт-Петербург, через три дня в Царском Селе он был представлен императрице Марии Александровне. После приема в Петербурге императором Александром II Шамилю была отведена для жительства Калуга, куда он прибыл 10 октября, 5 января 1860 года в туда же прибывает его семья. При нём было поручено состоять знатоку арабского языка генералу Богуславскому.[8] 28 апреля — 1 мая Шамиль встречается со своим бывшим наибом Мухаммад-Амином, который остановился в Калуге по пути в Турцию.

29 июля 1861 года в Царском Селе происходит вторая встреча Шамиля с императором. Шамиль попросил Александра II отпустить его в хадж, но получил отказ.

26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. В том же году Шамиль был гостем на свадьбе цесаревича Александра, тогда же происходит третья встреча с императором. 30 августа 1869 года Высочайшим Указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство.

В 1868 году, зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев, куда Шамиль переехал в ноябре — декабре того же года. 16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. 12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева. 19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации на Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в Мекку. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался 4(16) февраля 1871 года[9] . Похоронен в Медине на кладбище аль-Баки (ныне Саудовская Аравия).

Образ Шамиля у европейских авторов

В 1850-е гг. у европейских публицистов сложился сильно романтизированный образ Шамиля. Так, у немецкого автора Фридриха Вагнера он предстаёт как «предводитель и пророк» горцев, имя которого было окружено «загадочным ореолом», являлся «предметом восхищения всех, кто следит за его делами», выступал как «образец восточного красноречия», «вдохновенный оратор» и «мудрый законотворец»[10].

Во французской печати Шамиль так же называли «пророком»[11] и сравнивали его с Абд аль-Кадиром[12]. Во французском стихотворении, посвященном Шамилю, он обращается к силам природы (ветрам, Кубани, Черному морю) и узнаёт от них о плачевном положении края. Тогда он берет свой ятаган и «поднимается против захватчиков», несмотря на «соотношение один к десяти», с такой силой, что «Эльбрус и Казбек сотрясаются от основания до вершин»[13].

Шотландские журналисты поражались, как кавказские события могут сдерживать империю, «равную половине диаметра мира», а Шамиля и его сподвижников именовали «бескорыстными мучениками за свободу в войне с деспотизмом»[14]. Опубликованные в том же журнале годом ранее стихи сравнивают Шамиля с царём Саулом и подчёркивают, что «Господь наделил его душу мощью, а сердце научил быть дерзновенным», чтобы сражаться за свободу, когда «пламя Священной войны несется от Анапы до Баку»[15].

Характеризуя имама Шамиля, знаменитый турецкий историк Албай Яшар Иноглю пишет:

В истории человечества не было такого полководца, как Шамиль. Если Наполеон был искрой войны, то имам Шамиль — её огненным столбом.

Его глубоко заинтересовал тот факт, что воевать против Шамиля императоры России посылали самых опытных генералов. Так, русскими войсками на Кавказе в войне против Шамиля командовали генерал-адъютант Г. В. Розин (1831—1837), генерал-адъютант Е. А. Головин (1837—1842), генерал-адъютант А. И. Нейтгарт (1842—1844), фельдмаршал М. С. Воронцов (1844—1854), генерал-адъютант Н. Н. Муравьев (1854—1856) и фельдмаршал А. И. Барятинский (1856—1862)[16].

Семья

Имам Шамиль (сидит) с сыновьями

После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в 1845 году. Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго в 1839 году. Она бросилась в реку Койсу, чтобы не попасть в руки противников, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была замужем два раза за Алм-Магометами; От первого мужа у неё был сын Гамзат-Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию.

У Шамиля было три жены. Одна из них, Шуайнат (1824—1876), была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению[17][18].

Судьбы сыновей Шамиля сложились по-разному.

Старший сын Шамиля Джамалуддин (1829—1858) был отдан аманатом в десятилетнем возрасте во время осады аула Ахульго. Образование получил в 1-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, где обучался вместе с детьми дворянского сословия. Ему было разрешено ношение горской традиционной одежды и приставлен мулла. По окончанию учёбы дослужился до звания поручика в Уланском Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича полку. В 1854 году имам Шамиль предложил обменять своего старшего сына на захваченных им княгинь Чавчавадзе. Джамалуддин вернулся в горы, однако прожил недолго. В 1858 году умер, по всей видимости, от туберкулеза в ауле Анди[19].

Вторым сыном имама Шамиля был Гази-Мухаммад (1833—1902). В шестилетнем возрасте получил первое ранение (в ногу) при прорыве из осажденного аула Ахульго. В 1850 году был назначен наибом в общество Карата, где заслужил всеобщее уважение. Прославившим его воинским успехом стал поход на Грузию, в ходе которого было разорено имение князей Чавчавадзе. В мае 1855 г. султан Абдул Меджид прислал Гази-Мухаммаду зелёное знамя и серебряный с позолотой орден, украшенный алмазами, отмечая его заслуги. Кроме того, сыну имама был пожалован чин паши. Весной 1859 г. Гази-Мухаммад руководил обороной аула Ведено, столицей имамата. Обложенный со всех сторон царскими войсками, обстреливаемый тяжелыми орудиями, Ведено был обречен, несмотря на труднодоступность. После длительной осады аул был взят, а Гази-Мухаммад с оставшимися защитниками направился в Дагестан. В августе 1859 г. Гази-Мухаммад находился рядом с отцом в Гунибе. Он со своим младшим братом Мухаммадом Шефи держал оборону на подступах к укреплению. После сдачи Гуниба, по велению царя, Шамиль, Гази-Мухаммад и три мюрида должны были быть доставлены в С.-Пететербург, а затем местом жительства была назначена Калуга. После смерти отца выхлопотал разрешение на выезд в Турцию, где поступил на военную службу, во время русско-турецкой войны командовал дивизией, принимал участие в осаде Баязета, дослужился до звания маршала. В 1902 году умер в Медине и похоронен рядом с отцом[20].

Третий сын имама Саид погиб в младенчестве во время осады аула Ахульго.

Четвёртый сын, Мухаммад-Шефи (1840—1906), после падения аула Гуниб был также привезен в С.-Петербург, а затем направлен в Калугу. Выразил желание поступить на русскую службу и 8 апреля 1861 года стал корнетом лейб-гвардии в Кавказском эскадроне Собственного Его Величества конвоя. Детей от первого брака у Мухаммеда-Шафи не было. Вскоре он женился второй раз. Вторая жена тоже была горянкой — по имени Джарият, она родила Мухаммеду-Шафи сына, названного Мухаммед-Загидом. 25-летний горец за неполные три года воинской службы возводится в чин поручика, а ещё через два года стал штабс-ротмистром. Через три года Мухаммед-Шафи отправили по служебным воинским делам в длительную командировку за границу, во время которой он побывал во Франции, Англии, Германии, Турции и Италии. По возвращении в Россию он был награждён орденом Св. Анны 3 степени и откомандирован на Кавказ для отбора молодых горцев в Кавказский эскадрон. Вскоре за безупречную службу последовало производство в ротмистры и назначение командиром взвода горцев в царском конвое. В 1873 году он награждён ещё одним орденом — Св. Станислава 2-й степени. В неполные 37 лет стал полковником. В годы русско-турецкой войны просился на фронт в действующую армию, но получил отказ царя (его старший брат командовал крупным соединением в турецкой армии). В 1885 году был произведён в генерал-майоры. В 45 лет женился в третий раз на 18-летней дочери купца Ибрагима Исхаковича Апакова Биби-Мариам-Бану и получил в качестве свадебного подарка каменный двухэтажный дом на площади Юнусова в Старо-Татарской слободе в Казани, где и прожил до конца своих дней. Скончался в 1906 году во время лечения на минеральных водах в Кисловодске[21] .

О младшем сыне, Мухаммад-Камиле (1863—1951), известно менее всего. Всю свою жизнь он прожил в Турции и Аравии. Похоронен в Стамбуле. Является отцом известного деятеля Горской Республики Саид-бека.

Память

Ул. имени имама Шамиля в Стамбуле

См. также

Примечания

  1. Шамиль на Кавказе и в России (биографический очерк). — СПб.: Типо-литография С. Муллера и И. Богельмана, 1889. — 97 с. — ISBN 978-5-9502-0384-8.
  2. Бiографическiй очеркь Шамиля со дня его рожденiя, до его кончины вь Мединѣ. — Глава I. Рожденiе Шамиля. Его родители. Привязанность кь отцу. Другь его Кази-Магомедь. Характерь Шамиля. Ученiе его. Страсть кь гимнастикѣ. Наставникѣ его Джемаль-Эддинь. Сестра его Фатимать, ея дочь Меседу и сынь Гамзат-Бекь, аманать. Стр. 14-15. // Шамиль на Кавказѣ и вь Россiи. Бiографическiй очеркь. Составила М. Н. Чичагова. Санкт-Петербургь: Типографiя и Литографiя С. Мюллерь и И. Богельмань, 1889, 202 стр. — Репринтное издание. Москва: издательство «Тонар», 1991, 208 стр. ISBN 5-9000450-03-1
  3. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. — Махачкала, 1998. — 119 с.
  4. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 181 с.
  5. Кадетская Перекличка. — N. Y., 1997. — № 62—63. — С. 131.
  6. Майков П. М. Шамиль // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. Чичагова М. Н. Шамиль на Кавказе и в России, СПб., 1889 (репринт: М., 2009, Изд.: Вузовская книга, ISBN 978-5-9502-0384-8), С. 22—23
  8. Густерин П. В. Коран как объект изучения. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing. — 2014. — С. 54. — ISBN 978-3-659-51259-9.
  9. М. Д. Гогитидзе, Военная элита Кавказа II, Генералы и адмиралы народов Северного кавказа, изд. «Меридиани», Тб., 2011, ст. 108 — ISBN 978-9941-0-3391-9
  10. Wagner F. Schamyl als Feldher, Sultan und Prophet. Leipzig, 1854. S. v, 1-4, 60-63.
  11. Zaccone P. Schamyl ou le libérateur du Caucase. Paris, 1854. P. 6-7.
  12. Texier E. Schamyl. Paris, 1854. P. 3.
  13. Ibid. P. 33-34.
  14. Schamyl and the War in the Caucasus // Blackwood’s Edinburgh Magazine. Vol. LXXVII (1855). P. 173—175.
  15. Ibid. Vol. LXXVI (1854). P. 95-97.
  16. Гамзаев М. Имам Шамиль. Мх., Тарих, 2010.
  17. Пржецлавский П. Г. «Дневник»
  18. 221
  19. Газават.ру :: Личности2
  20. Газават.ру :: Личности2
  21. Татарский мир • «Дом Шамиля»
  22. ИМАМ ШАМИЛЬ И КУБОК МИРА
  23. В Турции установлен памятник имаму Шамилю

Ссылки

  • Ш. Исаев: К генеалогии Имама Шамиля //Журнал Кавказоведение, № 2, 2002 г.
  • Имам Шамиль. Биографическая справка
  • Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле» (1860)
  • Мухаммад Тахир ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» пер. А. Барабанова. (1856)
  • Руновский А. «Записки о Шамиле» (1860)
  • Чичагова М. Н. «Шамиль на Кавказе и в России» (1889)
  • Рындин А. «Имам Шамиль в России» (1895)
  • Шульгин С. «Рассказ очевидца о Шамиле» (1903)

Литература

  • Майков П. М. Шамиль // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Шамиль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова.. — М.: Русская книга, Полиграфресурсы, 1995. — 208 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-268-01176-6. (в пер.)
  • Имам Шамиль. ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2010. — ISBN 5-235-02677-2.
  • Ахульго. Роман о Кавказской войне XIX в. Эпоха, Махачкала, 2008
  • О.-Д. А. Частное письмо о взятии Шамиля от 2 сентября 1859 // Русский архив, 1869. — Вып. 6. — Стб. 1045—1068.
  • Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. — Л., 1939.


Шамиль.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24