Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Адыгейцы одежда, адыгейцы характер

Адыгейцы
Самоназвание

адыгэ

Современный ареал расселения и численность

Всего: 220 000
 Россия:
собственно адыгейцы (западные черкесы):
 128 528 (Всероссийская перепись 2002 г.)[1]

22x20px Турция:
в составе черкесской (адыгской) диаспоры      

Язык

адыгейский язык

Религия

ислам (сунниты)

Расовый тип

европеоиды

Родственные народы

Абхазо-адыгская группа
 Черкесы (Адыги):
кабардинцы (адыгэ)
 — адыгейцы (адыгэ)
 — черкесы КЧР (адыгэ)
 — шапсуги (адыгэ)
  Абаза:
 — абхазы
 — абазины

Адыгейцы (адыги; самоназвание — адыгэ) — народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Содержание

Расселение и численность

Часть адыгейцев живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая вместе с родственными адыгскими народностями около 4 миллионов человек. Там все адыгские народы называются обобщённо черкесами. В России адыгейцы проживают: в Адыгее - 108,1 тыс.; Кабардино-Балкарии – 0,6 тыс.; в Краснодарском крае насчитывается 15,8 тыс. адыгейцев, 3,2 тыс. - шапсуги, близкородственные адыгейцам и живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи).[2]

Собственно адыгейцы живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.),[1] где являются автохтонным населением.

Язык

Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской семьи языков. В России сохранились диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного адыгейского языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Происхождение адыгов

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI—XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство.

Karte des Kaukasischen Isthmus. Entworfen und gezeichnet von J. Grassl, 1856.

С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. По Адрианопольскому соглашению 1829 года турецкие владения на Кавказе отошли к Российскому государству. Горцы отказались подчиниться царской власти, отчаянно сопротивлялись и были покорены лишь через 15 лет. Память о разорениях, жестокостях, грабежах и убийствах с обеих сторон сохранила великая русская литература. «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Путешествие в Арзрум» А. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Толстого и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова — лишь скромный перечень художественных произведений, описывающих этот непростой этап русской истории. Память об этих событиях сохранили и те, кто оказался жертвами очередного имперского умиротворения на Кавказе.

Началом Кавказской войны принято считать 1763 год, однако лишь в последние её пять лет, после капитуляции имама Шамиля(Шамиль предал черкесов) в Дагестане в августе 1859 года, военные действия полностью сконцентрировались на Западном Кавказе («правом фланге»), где царским войскам противостояли преимущественно черкесские народности. 21 мая 1864 года после столетней кровопролитной войны русские войска захватили урочище Кбаада(красная поляна), считавшиееся в тот момент оплотом черкесского сопротивления. Этот день официально считается датой окончания Кавказской войны.

После поражения в военных действиях горцы были вынуждены спуститься в долины, где им объявили, что желающие смогут остаться там, лишь приняв российское подданство. Остальным предложили в течение двух с половиной месяцев переселиться в Турцию. И около 400 тысяч человек — подавляющее большинстао жителей Северного Кавказа, предпочтя своих единоверцев, были расселены на окраинах Оттоманской империи, и их поселения стали турецкими форпостами на Балканах и территории современных Сирии, Ливана, Иордании, Ирака и Израиля. Верность властям и военное мужество — вот главные черты выходцев с Кавказа. И эти свои качества они с самоотверженностью проявили на новой родине. Защита пределов империи и сбор налогов у населения стали основным видом деятельности черкесов. Последнее, естественно, основательно подпортило их отношения с местным арабским населением, но укрепило связи с центральными властями. Так же беззаветно, как некогда турецкому султану, служат черкесы и еврейскому государству с первых дней его существования. Они несут службу в Армии обороны Израиля, среди черкесов немало высоких военных чинов, причём большинство из них предпочитает боевые части, отделения безопасности и полицию. Можно сказать, что черкесы — старейшие эмигранты в истории нового времени Земли Обетованной. Собственно, израильские черкесы — это адыгейцы. В стране их насчитывается около четырёх тысяч, и проживают они в двух деревнях — Рехании недалеко от Цфата и Кафр-Каме. Эти гордые люди свято хранят свои народные традиции, не забывая при этом, что живут в современном развитом государстве. В местной школе дети изучают четыре языка — иврит (государственный), арабский (как мусульмане, они обязаны читать Коран в оригинале), английский и адыгейский. До недавнего времени письменность израильских черкесов была арабская. С начала российской «перестройки» здесь появились учителя из Северного Кавказа, и местные жители с удовольствием перешли на «родную» кириллицу. Вот отсюда и надпись «на русском языке» на въезде в поселение!По выходным дням по селу расхаживают молодые ребята в военной форме — те, кто получил увольнительные из армии. Ну а в пятницу правоверные мусульмане-черкесы отправляются в мечеть в головных накидках-куфиях и арабских белых рубахах до пят. Стоит, между прочим, обратить особое внимание на минарет этой мечети. Он выстроен в типичных архитектурных традициях кавказских башен с покатыми крышами, удобными для… соскальзывания снега во время зимних заносов.

Ежегодно день изгнания отмечается в черкесском мире и особенно в трех субъектах России, населенных черкесами — Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

История создания автономии адыгейцев

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года — Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года — в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год — Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.

10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.

5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года — Республика Адыгея.

Адыги в России

С давних пор Москва, являвшаяся столицей все более разрастающегося и укрепляющегося Российского государства, привлекала внимание адыгов, как центр северного стратегического партнера.

Исследование адыгской диаспоры в Москве может быть основано на документации Посольского приказа, в которой фиксировалось прибытие представителей Черкесии, а документы других ведомств дают представление об их дальнейшей судьбе в России. Эмиграция в Россию носила аристократический, пши-уоркский характер.

Черкесское проникновение в Россию было вызвано усилением её военно-политического могущества. Иван IV взял Казань и Астрахань, принял титул царя. В ноябре 1552 г. ко двору Ивана прибыло первое посольство из Черкесии в составе бесленеевского князя Машука Кануко, князя Танашуко, который был, по всей видимости, одним из западноадыгских предводителей, абазинского князя Тутарыко Езбозлуко. Черкесские князья прибыли в сопровождении значительного отряда уорков. Целью посольства являлось заключение союза против Крымского ханства. Оно пробыло в Москве 8-9 месяцев, члены делегации приняли участие в походе на Крым, и уехали в Черкесию только в связи с угрозой масштабного нападения на их владения.

В 1555 г. в Москву прибыла жанеевско-абазинская депутация из 150 всадников во главе с князьями Сибоком, Ацымгуком, Кудадеком и Езбозлуком.

В 1557 г., согласно Никоновской летописи, группа из пяти черкесских князей в сопровождении большого числа уорков прибывает в Москву и поступает на службу к русскому царю. Это событие выделено особо под заголовком: «О приезде князей черкасских служити русскому государю». Среди них был жанеевский князь Чуюк, Тохта-мирза, уроженец Западной Черкесии, носивший татарское имя из-за длительного пребывания при дворе крымского хана. Его спутником являлся Татар-мирза, шурин Девлет-Гирея, сын бесленеевского князя Тазартыка. Таким образом, 1557 г. является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

В 1557 г. прибыло ещё одно адыгское посольство — на сей раз из Кабарды, от князей Темрюка и Тазрюта. Посол — Канклыч Кануков — передал Ивану IV просьбу считать кабардинских черкас заодно с жанеевскими. Никоновская летопись указывает, что в 1557 г. в Москву был послан Кавклыч Кануков «от братии от кабартынских князей черкаских от Темрюка», а в 1558 г. того же Канукова «государь отпустил в Кабарту в Черкасы». Затем, в 1558 г., прибыло второе кабардинское посольство и именно русско-кабардинский союз оказался наиболее долговременным. Иван IV был склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами браком с княжной, представительницей сильного и авторитетного княжеского рода.

Вторая женитьба Ивана Грозного была задумана как дипломатический брак. Царь «приговорил послати искати себе невесты [в 1560] Литву х королю о сестре, да к Свейскому королю дочерей смотрити, да в Черкасы у черкасских князей дочерей же смотрити».

В июне 1561 г. в русскую столицу в сопровождении своей старшей сестры Алтынчач и её мужа, астраханского хана Бекбулата, и блестящего эскорта приезжает Гуащаней Темрюковна, дочь Темрюка Идаровича, старшего князя Кабарды. Гуащаней крестилась и приняла имя Мария. Мария Темрюковна проявила себя как яркая благородная личность, искренне заботившаяся о благополучии народа, государства, церкви, хотя современники говорили о ней много нелестного и приписывали ей идею опричнины.

Кроме своей дочери, Темрюк Идаров отправил в Москву своего сына Салтанкула (крещен в 1572 г. и наречен Михаилом), пожалованного в 1561 г. в бояре. «Фактически, — отмечает исследователь О. Л. Опрышко, — сын главного князя Кабарды Темрюка Идарова Михайло Черкасский стал первым человеком в государстве после самого царя. Сидел первым в Боярской думе и при перечислении думских списков назывался всегда первым». Хоромы Михаила Темрюковича находились на Воздвиженской улице, на месте, где расположено здание Российской государственной библиотеки.

При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в армии занимали его соотечественники. С осени 1570 по май 1571 г. князь Иван Таутуков являлся первым воеводой «полка левой руки». Тогда же, в мае 1571 г., Гамдем (Андрей) Чумахов (Шумах) командовал сторожевым полком. Ещё один западно-черкесский князь Челекан (Иван) Егупов, брат Сибока, занимал пост воеводы в передовом полку. Воеводой был и Ордашао (Семен) Жилеготович, двоюродный брат Марии и Михаила. Сын Машука Кануко, погибшего в одном из очередных столкновений с крымско-турецким войском около 1562 г., также служил в России, где известен под именем Ахамашука Черкасского (в крещении Петр) и упоминается как «воевода кн. Петр Ахамащуков Черказской». Боярский список 1588—1589 гг. упоминает в числе участников предстоящего царского похода на Новгород князей Петра Ахамащукова, Андрея Чюмахова и Петра Чюмахова Черкасских. Ещё один западночеркесский князь Иван Шеретлоков (Шелетумуков) фигурирует в свите Ивана IV во время его похода на Новгород.

Один из братьев Салтанкула, Хорошай-мурза (в крещении Борис) Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе; пожалован в бояре и умер в 1601 г., в заточении на Белоозере. Его сын Иван принимал деятельное участие в событиях первой половины XVII в. Двоюродный брат Михаила Темрюковича, Хокяг-мурза (в крещении князь Гавриил) Камбулатович, служил воеводой в русских войсках с 1564 г., был взят в плен поляками и освобожден из плена в 1585 г. Князь Семен Ардасович служил воеводой в шведском походе 1540 г., потом в походах казанском (1544), полоцком (1551), ливонском (1568) и против польского короля Стефана Батория (1581); состоял наместником в Нарве.

Никакие политические кризисы не останавливали черкесов. Они продолжали прибывать в Москву весь XVII в. В начале XVII в. высокие посты в российском государстве занимали Дмитрий (Каншао) Мамстрюкович Черкасский, Иван Борисович Черкасский (сын Хорошая-Бориса и внук Камбулата, младшего брата Темрюка), Петр Ахамашуков-Черкасский и его сын Василий Ахамашуков-Черкасский, Никита Егупов-Черкасский, Андрей Чюмахов и его сын Петр Чюмахов Черкасские.

Дмитрий-Каншао, как и большинство видных представителей князей Черкасских, был эмигрантом первого поколения. Его отец Мамстрюк, человек трагической судьбы, был верен завещанию отца и поддерживал дружеские отношения с Москвой. Это была эпическая натура. Его посещения Москвы запомнились надолго и отложились в целом цикле народных поэм о богатыре-черкашенине Мамстрюке (Мастрюке).

Переулок, на котором в 1634 г. жил князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский (сын Мамстрюка Темрюковича), называли Мастрюкиной улицей (1670), Маструковкой (1744), Мастрюковской улицей (1776), Местриковой улицей и Местриковым переулком (1802), Мерлюковским переулком и, наконец, Мерзляковским переулком (1817 и 1821), как он и называется до сих пор. Со смертью (1651) Каншова-мурзы (в крещении Дмитрия) Мамстрюковича, боярина при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, прекратилась старшая ветвь князей Черкасских.

Дмитрий Мамстрюкович умер в 1651 г. и погребен в Новоспасском монастыре — общей усыпальнице Романовых и Черкасских. Эстафету второго лица в государстве Дмитрий передал своему троюродному брату Урускану-Якову Куденетовичу, сыну старшего князя Кабарды Куденета Камбулатовича. Яков Куденетович, воплотивший в себе канонические качества черкесского рыцаря, появился в Москве в 1624 г., скончался в 1666 г. и погребен в Новоспасском монастыре. Его внук Алексей Михайлович Черкасский при Екатерине I был сенатором, при Анне Иоанновне вошёл в кабинет министров, в 1740 г. стал великим канцлером Российской империи.

При Петре I важные должности занимали ещё двое Черкасских Алий-Михаил Алигукович, сын кабардинского князя Алигуко Сунчалеевича. В Москву приехал в 1664 г., 14 декабря 1695 г. избран первым генералиссимусом России. В 1697 г. юный Девлет-Гирей (Александр) Бекович, сын кабардинского князя Бекмурзы Джамбулатовича, оказался в Москве. В 1716 г. был жестоко убит хивинским ханом Шир-Газы.

На протяжении почти двух столетий — с 80-х годов XVI в. и по 1776 г. — на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем, что напоминает Скотланд Ярд («Шотландский двор») в Лондоне. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. В Москве есть Большой и Малый Черкасские переулки. Обычно князья и сопровождавшие их уорки селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII в. в Москве и других городах могло одновременно находиться до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

Культура и хозяйство

Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры — кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др., танцы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  2. Всероссийская перепись населения 2002 г. Национальный состав субъектов РФ

Ссылки

  • Адыгейцы на сайте «Хронос»
  • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. АДЫГЕЙЦЫ
  • Адыгский (черкесский) информационный портал Хэку
  • Генеалогия и история адыгов (черкесов) и абхазов (абазин)
  • Единый черкесский интернет ресурс, посвященный Всероссийской переписи 2010

Литература

  • Адыгейцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8


Адыгейцы одежда, адыгейцы характер.

Воробьёв, Виктор Александрович, Линдберг, Андрей Леонардович.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24