Теплоходы типа «Родина», проект 588, серия I / серия II | ||
---|---|---|
BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff ("речной пассажирский теплоход, тип А") | ||
|
||
«Дмитрий Пожарский», сохранивший оригинальный внешний вид | ||
Основная информация | ||
Тип | пассажирские теплоходы туристского назначения | |
Государство | СССР Россия |
|
Класс | О | |
Верфь | VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar, Висмар, ГДР | |
Спущено на воду | 1954—1961 | |
Введено в эксплуатацию | 1954 | |
Параметры | ||
Длина | 95,8 м | |
Ширина | 14,3 м | |
Высота | 16,7 м | |
Средняя осадка | 2,4 м | |
Водоизмещение | 1 460 / 1 506-1 548 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | два дизеля 6NVD48 | |
Винты | 3 | |
Мощность | 3 х 295 кВт (400 л.с.) | |
Скорость | 25,5 км/ч | |
Экипаж | 72 | |
Пассажировместимость | 364 / 339 | |
Грузовместимость | 100 / 145 т |
Теплоход речной пассажирский тип «Родина» (проект 588) (обозначение производителя BiFa Typ A) — трёхпалубный пассажирский (грузопассажирский) теплоход дальнего плавания.
Предназначен для работы на речных скорых пассажирских линиях и совершения туристических круизов. Самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских судов в СССР. Большая часть судов эксплуатируется в настоящее время.
Проекту 588 практически идентичен проект 26-37 «Октябрьская революция», суда по которому строились в ЧССР.
Содержание |
Проект под № 588 был разработан в начале 1950-х гг. Центральным техническим конструкторским бюро Министерства речного флота (Ленинград). Проект предложил новое архитектурное решение речного пассажирского судна (первые трёхпалубные суда), отличался рациональностью планировки пассажирских помещений и высокой для того времени комфортабельностью. Внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, академика Добина Л. В.
В архитектуре судов данного проекта впервые были применены динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла в конце 1950-х — начале 1960-х гг. вследствие стремительного развития авиа- и автостроения. При создании судна инженер-кораблестроитель Лев Добин применил т. н. плавную аэродинамическую кривую, вписывая в ее контур все надпалубные конструкции. Поэтому внешний облик судов этого проекта напоминает о родстве с т. н. «авиационным дизайном», характерным и для автомобилей 1950-х гг. и точно передаёт эстетику эпохи.
Теплоходы строились в Германской Демократической Республике, в г. Висмаре, на судоверфи имени Матиаса Тезена (Mathias Thesen Werft Wismar). Всего за период 1954—1961 гг. было построено 49 теплоходов.
Обозначение верфи: BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff — речной пассажирский теплоход типа A. Первый теплоход проекта был спущен на воду в 1953 году и передан советской стороне 30 марта 1954 года.
Теплоходы были построены в 2-х сериях:
Теплоходы разных серий отличаются формой кормы, элементами надстройки, расположением некоторых трапов и планировкой помещений. Суда первой серии имеют роскошную деревянную отделку. На судах серии II уменьшено количество шлюпок (4 вместо 6); также они отличаются водоизмещением, некоторой изменением планировки помещений и трапов и незначительно уменьшенной пассажировместимостью из-за повышения комфортабельности кают.
Грузопассажирские суда данного проекта могли брать на борт около 350 человек и более 100 тонн груза. В неспальных рейсах допускалась перевозка до 1000 пассажиров. В каждом трюме был установлен грузовой лифт. Энергетическая установка мощностью 1200 л. с. с тремя гребными валами обеспечивала скорость движения около 25 км/час. Суда оборудовались носовым подруливающим устройством, что создавало значительные удобства судоводителям. При проходе под низкими мостами основная мачта-флагшток опускается. У причалов допускалась параллельная швартовка до 3 судов.
Судно имеет 3 палубные и 1 трюмный уровни, на всех из которых которых пассажиры размещаются в одно-, двух- и четырехместных каютах, в том числе, в каютах, имеющих умывальники и каютах «полулюкс» и «люкс», оборудованных индивидуальными санузлами. На всех уровнях выше трюмного прогулочные палубы открытые.
На трюмном уровне находятся четырёхместные двухъярусные каюты, кухня, служебные помещения и машинное отделение. На главной (нижней) палубе расположены двухъярусные двух- и четырёхместные каюты, бытовые и служебные комнаты, бакалейный буфет и сувенирный киоск, место для регистрации пассажиров, ресторан на 100 мест в корме. Средняя палуба — самая большая пассажирская палуба теплохода; здесь находятся все одноярусные двухместные каюты улучшенной категории, двухъярусные двух- и четырёхместные каюты, читательный салон на носу, танцевальный салон с баром на 20 мест в корме. На шлюпочной (верхней) палубе находятся каюты «полулюкс» и «люкс», ресторан на 70 мест на носу, кинозал и спасательные шлюпки на корме. Над шлюпочной палубой возвышается надстройка с рулевой рубкой и капитанским мостиком.
Теплоходы проекта 588 предназначались для плавания в водных бассейнах разряда «О» по классификации Российского Речного Регистра при силе ветра до 6 баллов и высоте волны до 2,5 метров. Таким образом, хорошие судоходные качества позволяют речному судну ходить по водохранилищам и крупным озёрам (бассейны рек Волга/Дон, Енисей, Обь, Амур и т. д.). В режиме река-море допускается каботажное плавание в морских прибрежных районах (Финский залив Балтийского моря на линии Санкт-Петербург — Выборг; Енисейский залив Карского моря до острова Диксон при погоде, удовлетворяющей ограничениям по ветру и волнам; Таганрогский залив Азовского моря до порта Таганрог и т. д.).
34 из 49 судов проекта предназначались для эксплуатации на Волге и в начале 60-х гг. составили основу волжского пассажирского флота. Также теплоходы проекта эксплуатировались на Каме, Дону, Неве и других реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Енисее и др., как на транспортных, так и на туристических линиях.
В настоящее время большая часть судов продолжает использоваться[1]. Некоторые теплоходы затонули или выведены из эксплуатации, часть из них списана, несколько судов разделаны на металлолом.
Некоторые из теплоходов были переименованы (например, «К.Э.Циолковский» в «Анатолий Папанов», «Лев Доватор» в «Арабелла» и др.).
В процессе эксплуатации суда проекта 588 претерпевали различные модернизации. Почти на всех судах в конце 3-ей палубы был дополнительно размещён кинозал. С конца 1980-х гг планировалась комплексная реконструкция и модернизация судов в Австрии с заменой оборудования и перепланировкой пассажирских помещений, однако из-за экономического кризиса и распада СССР данный проект реализован не был. Некоторые теплоходы были модернизированы позже и реконструируются в настоящее время в соответствии с современными представлениями о комфорте (например, «Илья Муромец» и др.), при этом несколько судов переделаны или переделываются в четырёх- или двух- палубные.
№ п/п</no br> |
серия |
год спуска на воду |
имя |
бывшие имена |
пароходство |
примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | II | 1959 | «Аnichka» | «Святой Пётр» до 1996, «Т.Г. Шевченко» до 1994 |
Северо-Западное | вместо переоборудования сгорел в 2001 в Северной Ирландии; утилизирован в 2003 |
2 | II | 1959 | «А.И.Герцен» | Волжское | ||
3 | II | 1961 | «А.С.Попов» | Северо-Западное, Волжское | ||
4 | II | 1960 | «Аврора» | «Степан Разин» до 2004 | Волжское | фото, [2] идёт модернизация |
5 | I | 1954 | «Александр Матросов» | Енисейское | ||
6 | II | 1957 | «Александр Невский» | Волжское | первое в серии II | |
7 | II | 1961 | «Александр Фадеев» | Камское | ||
8 | I | 1954 | «Алексей Толстой» | «Н.Гастелло» до 2007 | Волжское | фото [3], модернизирован |
9 | II | 1957 | «Алёша Попович» | Волжское | списан, прикол у Рыбинска, фото остова [4] | |
10 | II | 1958 | «Алтай» | Северо-Западное | снимался в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России" в 1973; продан в Прибалтику; утилизирован в 1990-е | |
11 | 2754 (модиф.II) | 1961 | «Анастасия» | «Петрокрепость» до 2006, «Н.К.Крупская» до 1992 |
Северо-Западное, Донское | |
12 | II | 1961 | «Анатолий Папанов» | «К.Э.Циолковский» | Беломорско-Онежское, Московское, Волжское, Донское | авария в 1996 у Валаама; в 2001 пожар и затопление у Петербурга; модернизирован |
13 | I | 1955 | «Арабелла» | «Лев Доватор» до 2002 | Волжское | модернизирован |
14 | II | 1958 | «Багратион» | Волжское | утилизирован в 2003, фото остова [5] | |
15 | I | 1954 | «Валерий Чкалов» | Енисейское | первое в проекте и серии I | |
16 | II | 1958 | «Валентина Терешкова» | «Эльбрус» до 1963 | Волжское, Камское | снимался в фильме "Девичья весна" в 1960; сгорел и утилилизирован в 1978 у Астрахани |
17 | II | 1959 | «Г.В.Плеханов» | Волжское | ||
18 | II | 1960 | «Генерал Черняховский» | Волжское, Камское | прикол у Перми | |
19 | II | 1959 | «Денис Давыдов» | Волжское, Камское | прикол у Перми | |
20 | II | 1957 | «Дмитрий Пожарский» | Волжское | ||
21 | I | 1956 | «И.А.Крылов» | Волжское, Московское | ||
22 | II | 1959 | «И.С.Тургенев» | Волжское | ||
23 | I | 1956 | «Ильич» | Волжское | плавгостиница у Кинешмы с 2006 | |
24 | II | 1958 | «Илья Муромец» | Волжское, Московское | ||
25 | II | 1959 | «К.А.Тимирязев» | Волжское | ||
26 | II | 1957 | «Кабаргинъ» | «Дмитрий Донской» до 2002 | Волжское, Северо-Западное | |
27 | II(мод.588-317) | 1957 | «Карл Маркс» | Волжское, Московское, Волжское | фото [6], модернизирован | |
28 | II | 1960 | «Козьма Минин» | Волжское, Камское | ||
29 | II | 1958 | «Космонавт Гагарин» | «Кавказ» до 1961 | Волжское | модернизирован |
30 | II | 1957 | «Михаил Кутузов» | Волжское, Камское | ||
31 | II | 1958 | «Михаил Лермонтов» | «Казбек» до 1965 | Волжское | утилизирован в 2003, фото остова [7] |
32 | II | 1959 | «Н.В.Гоголь» | Волжское, Камское | ||
33 | I | 1956 | «Очарованный странник» | «Тарас Шевченко» до 2002, «Сергей Кучкин» до 1999, «Тарас Шевченко» до , «Андрей Вышинский» до 1980 |
Волжское, Северо-Западное | |
34 | II | 1960 | «Павел Бажов» | «Вильгельм Пик» до 1991 | Камское | |
35 | II | 1960 | «Пётр Первый» | «Иван Сусанин» до 2006 | Московское | ходил в 1992—2004 на реке Маас, Голландия |
36 | II | 1957 | «Прикамье» | «Добрыня Никитич» до 2004 | Волжское, Камское, Московское | |
37 | II | 1960 | «Русь Великая» | «Генерал Ватутин» до 2010 | Волжское, Камское | фото [8] |
38 | II | 1957 | «Рылеев» | Волжское | ||
39 | I | 1955 | «Святая Русь» | «Родина» до 2006 | Северо-Западное | |
40 | II | 1960 | «Серго Орджоникидзе» | Московское | сгорел в 1992 на Онежском озере; снимался в клипе "Титаник" группы "Наутилус Помпилиус" в 1994; утилизирован в 1995 | |
41 | II | 1958 | «Тарас Бульба» | «Инженер Пташников» до 2007, «Урал» до 1961 |
Волжское, Камское | модернизирован, вместо кинозала устроен баскетбольно-футбольный зал |
42 | II | 1961 | «Ф.Жолио-Кюри» | Камское | ||
43 | II | 1961 | «Ф.И.Панфёров» | Камское | Модернизирован, надстроена ещё одна палуба | |
44 | II | 1961 | «Фёдор Гладков» | Камское | ||
45 | I | 1956 | «Фридрих Энгельс» | Волжское | затонул в 2003 в Балтийском море у Калининграда | |
46 | II | 1961 | «Хирург Разумовский» | Камское | Модернизирован, надстроена ещё одна палуба | |
47 | I | 1955 | «Цезарь» | «Эрнст Тельман» до 2005 | Волжское | снимался в фильме "Китайский сервиз" под именем «Святитель Николай» в 1998 |
48 | II | 1960 | «Юрий Долгорукий» | Волжское | списан в 1995, фото [9] | |
49 | I | 1956 | «Юрий Никулин» | «Карл Либкнехт» до 2002 | Волжское, Донское | модернизирован |
50 | «Родина» | ходило Соловки, Валаам | в Иртышском речном пароходстве судно проекта 646 [10] |
Проект 588.