Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Проект 588

Теплоходы типа «Родина», проект 588, серия I / серия II
BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff ("речной пассажирский теплоход, тип А")
«Дмитрий Пожарский», сохранивший оригинальный внешний вид
Основная информация
Тип пассажирские теплоходы туристского назначения
Государство  СССР
 Россия
Класс О
Верфь VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar, Висмар, ГДР
Спущено на воду 19541961
Введено в эксплуатацию 1954
Параметры
Длина 95,8 м
Ширина 14,3 м
Высота 16,7 м
Средняя осадка 2,4 м
Водоизмещение 1 460 / 1 506-1 548 т
Технические данные
Силовая установка два дизеля 6NVD48
Винты 3
Мощность 3 х 295 кВт (400 л.с.)
Скорость 25,5 км/ч
Экипаж 72
Пассажировместимость 364 / 339
Грузовместимость 100 / 145 т
Т/х «Анатолий Папанов» (бывший «К. Э. Циолковский»), модернизированный вариант исходного судна проекта 588

Теплоход речной пассажирский тип «Родина» (проект 588) (обозначение производителя BiFa Typ A) — трёхпалубный пассажирский (грузопассажирский) теплоход дальнего плавания.

Предназначен для работы на речных скорых пассажирских линиях и совершения туристических круизов. Самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских судов в СССР. Большая часть судов эксплуатируется в настоящее время.

Проекту 588 практически идентичен проект 26-37 «Октябрьская революция», суда по которому строились в ЧССР.

Содержание

Разработка

Проект под № 588 был разработан в начале 1950-х гг. Центральным техническим конструкторским бюро Министерства речного флота (Ленинград). Проект предложил новое архитектурное решение речного пассажирского судна (первые трёхпалубные суда), отличался рациональностью планировки пассажирских помещений и высокой для того времени комфортабельностью. Внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, академика Добина Л. В.

В архитектуре судов данного проекта впервые были применены динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла в конце 1950-х — начале 1960-х гг. вследствие стремительного развития авиа- и автостроения. При создании судна инженер-кораблестроитель Лев Добин применил т. н. плавную аэродинамическую кривую, вписывая в ее контур все надпалубные конструкции. Поэтому внешний облик судов этого проекта напоминает о родстве с т. н. «авиационным дизайном», характерным и для автомобилей 1950-х гг. и точно передаёт эстетику эпохи.

Строительство

Марка Почты СССР с изображением теплохода «Космонавт Гагарин»
2 теплохода проекта 588 в шлюзе Угличского водохранилища
теплоход «Хирург Разумовский» в речном порту Казани
Теплоход «Александр Невский» в Нижнем Новгороде
Теплоход «Михаил Лермонтов» на утилизации

Теплоходы строились в Германской Демократической Республике, в г. Висмаре, на судоверфи имени Матиаса Тезена (Mathias Thesen Werft Wismar). Всего за период 1954—1961 гг. было построено 49 теплоходов.

Обозначение верфи: BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff — речной пассажирский теплоход типа A. Первый теплоход проекта был спущен на воду в 1953 году и передан советской стороне 30 марта 1954 года.

Теплоходы были построены в 2-х сериях:

  • Серия I тип «Валерий Чкалов» (1954—1956), 11 судов
  • Серия II тип «Космонавт Гагарин» (1957—1961), 38 судов

Теплоходы разных серий отличаются формой кормы, элементами надстройки, расположением некоторых трапов и планировкой помещений. Суда первой серии имеют роскошную деревянную отделку. На судах серии II уменьшено количество шлюпок (4 вместо 6); также они отличаются водоизмещением, некоторой изменением планировки помещений и трапов и незначительно уменьшенной пассажировместимостью из-за повышения комфортабельности кают.

Описание и характеристики

Грузопассажирские суда данного проекта могли брать на борт около 350 человек и более 100 тонн груза. В неспальных рейсах допускалась перевозка до 1000 пассажиров. В каждом трюме был установлен грузовой лифт. Энергетическая установка мощностью 1200 л. с. с тремя гребными валами обеспечивала скорость движения около 25 км/час. Суда оборудовались носовым подруливающим устройством, что создавало значительные удобства судоводителям. При проходе под низкими мостами основная мачта-флагшток опускается. У причалов допускалась параллельная швартовка до 3 судов.

Судно имеет 3 палубные и 1 трюмный уровни, на всех из которых которых пассажиры размещаются в одно-, двух- и четырехместных каютах, в том числе, в каютах, имеющих умывальники и каютах «полулюкс» и «люкс», оборудованных индивидуальными санузлами. На всех уровнях выше трюмного прогулочные палубы открытые.

На трюмном уровне находятся четырёхместные двухъярусные каюты, кухня, служебные помещения и машинное отделение. На главной (нижней) палубе расположены двухъярусные двух- и четырёхместные каюты, бытовые и служебные комнаты, бакалейный буфет и сувенирный киоск, место для регистрации пассажиров, ресторан на 100 мест в корме. Средняя палуба — самая большая пассажирская палуба теплохода; здесь находятся все одноярусные двухместные каюты улучшенной категории, двухъярусные двух- и четырёхместные каюты, читательный салон на носу, танцевальный салон с баром на 20 мест в корме. На шлюпочной (верхней) палубе находятся каюты «полулюкс» и «люкс», ресторан на 70 мест на носу, кинозал и спасательные шлюпки на корме. Над шлюпочной палубой возвышается надстройка с рулевой рубкой и капитанским мостиком.

Теплоходы проекта 588 предназначались для плавания в водных бассейнах разряда «О» по классификации Российского Речного Регистра при силе ветра до 6 баллов и высоте волны до 2,5 метров. Таким образом, хорошие судоходные качества позволяют речному судну ходить по водохранилищам и крупным озёрам (бассейны рек Волга/Дон, Енисей, Обь, Амур и т. д.). В режиме река-море допускается каботажное плавание в морских прибрежных районах (Финский залив Балтийского моря на линии Санкт-Петербург — Выборг; Енисейский залив Карского моря до острова Диксон при погоде, удовлетворяющей ограничениям по ветру и волнам; Таганрогский залив Азовского моря до порта Таганрог и т. д.).

Эксплуатация

34 из 49 судов проекта предназначались для эксплуатации на Волге и в начале 60-х гг. составили основу волжского пассажирского флота. Также теплоходы проекта эксплуатировались на Каме, Дону, Неве и других реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Енисее и др., как на транспортных, так и на туристических линиях.

В настоящее время большая часть судов продолжает использоваться[1]. Некоторые теплоходы затонули или выведены из эксплуатации, часть из них списана, несколько судов разделаны на металлолом.

Некоторые из теплоходов были переименованы (например, «К.Э.Циолковский» в «Анатолий Папанов», «Лев Доватор» в «Арабелла» и др.).

Модернизации

В процессе эксплуатации суда проекта 588 претерпевали различные модернизации. Почти на всех судах в конце 3-ей палубы был дополнительно размещён кинозал. С конца 1980-х гг планировалась комплексная реконструкция и модернизация судов в Австрии с заменой оборудования и перепланировкой пассажирских помещений, однако из-за экономического кризиса и распада СССР данный проект реализован не был. Некоторые теплоходы были модернизированы позже и реконструируются в настоящее время в соответствии с современными представлениями о комфорте (например, «Илья Муромец» и др.), при этом несколько судов переделаны или переделываются в четырёх- или двух- палубные.

Список судов проекта 588

№ п/п</no br>
серия
год спуска на воду
имя
бывшие имена
пароходство
примечание
1 II 1959 «Аnichka» «Святой Пётр» до 1996,
«Т.Г. Шевченко» до 1994
Северо-Западное вместо переоборудования сгорел в 2001 в Северной Ирландии; утилизирован в 2003
2 II 1959 «А.И.Герцен» Волжское
3 II 1961 «А.С.Попов» Северо-Западное, Волжское
4 II 1960 «Аврора» «Степан Разин» до 2004 Волжское фото, [2] идёт модернизация
5 I 1954 «Александр Матросов» Енисейское
6 II 1957 «Александр Невский» Волжское первое в серии II
7 II 1961 «Александр Фадеев» Камское
8 I 1954 «Алексей Толстой» «Н.Гастелло» до 2007 Волжское фото [3], модернизирован
9 II 1957 «Алёша Попович» Волжское списан, прикол у Рыбинска, фото остова [4]
10 II 1958 «Алтай» Северо-Западное снимался в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России" в 1973; продан в Прибалтику; утилизирован в 1990-е
11 2754 (модиф.II) 1961 «Анастасия» «Петрокрепость» до 2006,
«Н.К.Крупская» до 1992
Северо-Западное, Донское
12 II 1961 «Анатолий Папанов» «К.Э.Циолковский» Беломорско-Онежское, Московское, Волжское, Донское авария в 1996 у Валаама; в 2001 пожар и затопление у Петербурга; модернизирован
13 I 1955 «Арабелла» «Лев Доватор» до 2002 Волжское модернизирован
14 II 1958 «Багратион» Волжское утилизирован в 2003, фото остова [5]
15 I 1954 «Валерий Чкалов» Енисейское первое в проекте и серии I
16 II 1958 «Валентина Терешкова» «Эльбрус» до 1963 Волжское, Камское снимался в фильме "Девичья весна" в 1960; сгорел и утилилизирован в 1978 у Астрахани
17 II 1959 «Г.В.Плеханов» Волжское
18 II 1960 «Генерал Черняховский» Волжское, Камское прикол у Перми
19 II 1959 «Денис Давыдов» Волжское, Камское прикол у Перми
20 II 1957 «Дмитрий Пожарский» Волжское
21 I 1956 «И.А.Крылов» Волжское, Московское
22 II 1959 «И.С.Тургенев» Волжское
23 I 1956 «Ильич» Волжское плавгостиница у Кинешмы с 2006
24 II 1958 «Илья Муромец» Волжское, Московское
25 II 1959 «К.А.Тимирязев» Волжское
26 II 1957 «Кабаргинъ» «Дмитрий Донской» до 2002 Волжское, Северо-Западное
27 II(мод.588-317) 1957 «Карл Маркс» Волжское, Московское, Волжское фото [6], модернизирован
28 II 1960 «Козьма Минин» Волжское, Камское
29 II 1958 «Космонавт Гагарин» «Кавказ» до 1961 Волжское модернизирован
30 II 1957 «Михаил Кутузов» Волжское, Камское
31 II 1958 «Михаил Лермонтов» «Казбек» до 1965 Волжское утилизирован в 2003, фото остова [7]
32 II 1959 «Н.В.Гоголь» Волжское, Камское
33 I 1956 «Очарованный странник» «Тарас Шевченко» до 2002,
«Сергей Кучкин» до 1999,
«Тарас Шевченко» до ,
«Андрей Вышинский» до 1980
Волжское, Северо-Западное
34 II 1960 «Павел Бажов» «Вильгельм Пик» до 1991 Камское
35 II 1960 «Пётр Первый» «Иван Сусанин» до 2006 Московское ходил в 1992—2004 на реке Маас, Голландия
36 II 1957 «Прикамье» «Добрыня Никитич» до 2004 Волжское, Камское, Московское
37 II 1960 «Русь Великая» «Генерал Ватутин» до 2010 Волжское, Камское фото [8]
38 II 1957 «Рылеев» Волжское
39 I 1955 «Святая Русь» «Родина» до 2006 Северо-Западное
40 II 1960 «Серго Орджоникидзе» Московское сгорел в 1992 на Онежском озере; снимался в клипе "Титаник" группы "Наутилус Помпилиус" в 1994; утилизирован в 1995
41 II 1958 «Тарас Бульба» «Инженер Пташников» до 2007,
«Урал» до 1961
Волжское, Камское модернизирован, вместо кинозала устроен баскетбольно-футбольный зал
42 II 1961 «Ф.Жолио-Кюри» Камское
43 II 1961 «Ф.И.Панфёров» Камское Модернизирован, надстроена ещё одна палуба
44 II 1961 «Фёдор Гладков» Камское
45 I 1956 «Фридрих Энгельс» Волжское затонул в 2003 в Балтийском море у Калининграда
46 II 1961 «Хирург Разумовский» Камское Модернизирован, надстроена ещё одна палуба
47 I 1955 «Цезарь» «Эрнст Тельман» до 2005 Волжское снимался в фильме "Китайский сервиз" под именем «Святитель Николай» в 1998
48 II 1960 «Юрий Долгорукий» Волжское списан в 1995, фото [9]
49 I 1956 «Юрий Никулин» «Карл Либкнехт» до 2002 Волжское, Донское модернизирован
50 «Родина» ходило Соловки, Валаам в Иртышском речном пароходстве судно проекта 646 [10]

Примечания

  1. Теплоходы 588 проекта на сайте МосРечФлота
  2. Живые и Мертвые 2001
  3. Живые и Мертвые 2001
  4. Живые и Мертвые 2001
  5. Живые и Мертвые 2001
  6. Живые и Мертвые 2001
  7. Живые и Мертвые 2001
  8. Живые и Мертвые 2001
  9. Живые и Мертвые 2001
  10. www.avtovoczal.ru // Омск — Салехард — Тобольск

Ссылки

  • Суда проекта 588 на сайте «Российский речной пассажирский флот»
  • Список судов проекта 588 на сайте «Российский речной пассажирский флот»
  • Список судов проекта 588 на сайте Речного флота
  • Суда проекта 588 на сайте «Российские речные суда»
  • Список судов проекта 588 на сайте «Российские речные суда»
  • Фотографии судов проекта 588 на сайте «Российские речные суда»
  • Перечень и фотографии судов проекта 588
  • Журнал «Нижегородский музей».
  • Проектирование внешнего вида судна

Проект 588.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24