Шлю́пка — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде. Различают шлюпки по типу движителя — гребные, моторные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные; по назначению — служебные (рабочие, разъездные, командирские), спасательные и спортивные; по типу и снаряжению — баркасы, катера, ялы, тузики; по конструкции кормы — транцевые, вельботные (с острыми обводами кормы); по материалу корпуса — деревянные, металлические, пластмассовые (набор корпуса и обшивка из разных материалов) а также из резинотканей — надувные; по числу вёсел — двухвёсельные, четырёхвёсельные, шестивёсельные, десятихвёсельные; по числу винтов — одновинтовые, двухвинтовые; по числу мачт — одномачтовые, двухмачтовые. При хождении под парусами особое внимание уделяется правильности установки, натяжению и положению обоих рабочих парусов. Поэтому, в дальнейшем, для удобства ориентации, установки и положения парусов необходимо использовать принятые наименования частей и сторон парусов. На ЯЛ-6 используются паруса по схеме разрезного фока, формой неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв. м. Свои наименования получили каждый угол обоих парусов и все четыре края парусинового полотна. Оба паруса своими верхними краями привязываются кончиками (слаблинь) к рейку; реек поднимаются на мачту и располагается вдоль диаметральной плоскости шлюпки (в длину). Кливер — передний парус располагается с носовой части перед мачтой; Фок — задний парус располагается на оставшейся части после мачты (от мачты до кормы).
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) определяет количество спасательных средств, которое должно иметь любое судно:
Наименование спасательного средства | Для транспортных судов | Для пассажирских судов |
---|---|---|
Количество шлюпок, с каждого борта, должно вмещать |
100 % экипажа | 50 % экипажа и пассажиров |
Количество спасательных плотов, с каждого борта, должно вмещать |
50 % экипажа | 10 % экипажа и пассажиров |
Количество спасательных кругов | 10 % экипажа | |
Один спасательный жилет | на каждого члена экипажа (и должен находиться в его каюте) |
на каждого пассажира и члена экипажа |
Некоторое время назад было довольно популярным проведение соревнований по морскому многоборью с использованием шлюпок ял-6. Этот тип шлюпок в настоящее время используется для первоначального обучения курсантов морских училищ.
Содержание |
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Шлюпка.