Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Ял

Ялы

Ял — (от нидерл. jol; , обычно называют ялик), лёгкая безкилевая парусная (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами.

На кораблях используется для связи с берегом, работ у борта (заводка швартовых, верпов и т. д.), перевозки лёгких грузов или людей. Также пользуется популярностью в спортивно-туристических целях.

Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Длина 5,5 м.

Содержание

Конструкция

Нижний конец мачты — шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой. Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4—6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши — металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты — концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми тал-репами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов. Фока-фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель. Ракс-бугель — металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Реек — изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. На концах реек имеет зарубки или просверленные отверстия, с помощью которых слаблинем по рейку растягивается верхняя шкаторина паруса. Для усиления прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах бензелями. На расстоянии одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. Третная стропка изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса. Для установки рангоута в рабочее положение требуется обязательным образом наличие приготовленных нагелей, исправность вантин с талрепными кончиками, отсутствие видимых повреждений мачты, степса, мачтовой банки и механизма откидной наметки. Для установки рангоута гребцы заносят свернутый рангоут топ-мачтой на корму, располагают шпор-мачту напротив степса, откидывается наметка. Перед подъемом топ-мачты проверяется: коуши вантин на топ-мачте должны висеть на нижней части обушков, рангоут должен быть повернут галсовым гаком вниз (в поднятом состоянии бугель с галсовым гак должен быть выше механизма откидной наметки и повернут гаком в сторону кормы). Потом топ-мачта приподнимается, шпор-мачта направляется и устанавливается в степс, далее рангоут устанавливается вертикально. Как только рангоут был поставлен вертикально, необходимо закрыть плотно откидную наметку и зафиксировать ее нагелем. После этого распутываются обе вантины и фал. Ванты талрепными узлами крепятся на ближайшие вант-путансы. Перед подъемом парусов следует проверить: плотность закрепления рангоута в механизме откидной наметки, ракс-бугель должен быть повернут гаком к правому борту так чтобы фал не обворачивал мачту, а также дополнительно проверить целостность рангоута и такелажа. Сворачивание рангоута производится по команде «рубить рангоут» перед каждым выносом парусного вооружения из шлюпки. Сворачивание рангоута производится следующим образом: свободный фал вытягивается так, чтобы расстояние между ракс-бугелем и бугелем с галсовым гаком было 0,5 — 0,8 м; обе вантины и свободный конец фала вместе обкручивается вокруг мачты в 3-4 оборота; далее вантины и фал стягиваются талрепным узлом на гак на ракс-бугеле и гак на бугеле с галсовым гаком; в таком положении рангоут снимается, переносится и хранится.

По количеству вёсел
разделяются на
Длина, м Ширина, м Примечание
2-вёсельные (двойки) 3,55 1,25 Не имеют парусного вооружения
Предназначенны для перевозки до 3 человек на короткие расстояния при состоянии моря до 2 баллов
4-вёсельные (четвёрки) 5,26 1,61 Имеется одномачтовое парусное вооружение; иногда снабжаются подвесным мотором
Для перевозки лёгких грузов или людей (на вёслах — 13, под парусом — 8 человек при ветре до 5 баллов, в районах закрытых от волн)
6-вёсельные (шестёрки) 6,1 1,9

Парусное вооружение Ял-6 : кливер, фок. По материалу, применяемому для изготовления различают:

  • из досок — ЯЛ-6, ЯЛ-4, ЯЛ-2,
  • из шпона — ЯЛШ-6, ЯЛШ-4, ЯЛШ-2,
  • из пластмассы — ЯЛП-6,
  • из лёгкого сплава — ЯЛА-6.

Шестивёсельный ял

Шестивёсельные ялы на озере Болонь

Ял-6 или шестивёсельный ял — мореходная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением. Обычно изготавливается из дерева, в последнее время чаще из пластика, приводимое в движение веслами, парусами или подвесным мотором. Имеет следующие параметры: длина — 6,11 м, ширина — 1,85 м, высота от киля до планширя (по миделю) — 0,91 м, масса 600—650 кг (деревянные), 450—500 кг (пластиковые)[1].

Литература

Ссылки

«Ял» — «Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру» в Яндекс. Словарях.

Примечания

  1. «Шестивесельный ял» — «Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру» в Яндекс. Словарях

См. также

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Ял
  • Сайт шлюпочных походов Спбгмту


Ял.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24