Теплоходы типа «Россия», проект 785 | ||
---|---|---|
OL800 | ||
|
||
«Римский Корсаков» на Иртыше в Омске | ||
Основная информация | ||
Тип | пассажирские теплоходы туристского назначения | |
Государство | СССР Россия |
|
Класс | О | |
Верфь | Národný Podnik Škoda Komárno, Комарно, ЧССР |
|
Спущено на воду | 1952—1958 | |
Введено в эксплуатацию | 1952 | |
Параметры | ||
Длина | 78—80,2 м | |
Ширина | 12,2—12,5 м | |
Средняя осадка | 1,9 м | |
Водоизмещение | 1003 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | два дизеля | |
Винты | 2 | |
Мощность | 2 × 294 кВт (800 л. с.) | |
Скорость | 20,5 км/ч | |
Экипаж | 45 | |
Пассажировместимость | 233—259 | |
Грузовместимость | 25—40 тонн |
«Россия» (проект 785) — серия средних речных двухпалубных грузопассажирских теплоходов-дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях. Строились в Чехословакии (сейчас территория Словакии) на верфях Комарно по заказу СССР в 1952—1958 годах. Всего было построено 36 судов проекта 785 в трёх сериях, имевших незначительные отличия по размерам корпуса и оснащению. Суда этого типа получили названия в честь всех 16 на то время союзных республик СССР и прочих географических объектов и известных личностей страны, однако позднее некоторые из них были переименованы.
Теплоходы проекта 785 были близки двухпалубным речным судам проектов 860 (тип «Ерофей Хабаров») и 305 (тип «Дунай»).
Содержание |
Первоначально суда этого проекта имели одно-, двух-, четырёх-, а также шести- и восьмиместные каюты, в том числе оборудованные умывальниками, два ресторана, два салона. Начиная с 1990-х годов на ряде оставшихся в эксплуатации судов этого типа проведены работы по модернизации и повышению уровня комфорта, например, каюты большой вместимости ликвидировались, взамен них оборудовались помещения для баров и т. п., отдельные каюты оборудовались индивидуальными санузлами, при этом пассажировместимость уменьшалась примерно до 140 человек, и были оставлены две спасательные шлюпки вместо четырёх.
Теплоходы типа «Россия» использовались на Волге, Каме, Белой, Дону, Оке, Москве-реке, Оби, Иртыше, Енисее, Днепре.
Первоначально суда проекта поступали в Волжское, Камское, Бельское, Московское, Волго-Донское пароходства, а затем по мере поступления более современныхх судов передавались в другие пароходства — Западно-Сибирское, Обь-Иртышское, Енисейское, Днепровское. В постсоветское время многие суда были проданы различным частным туристическим и прочим компаниям.
В настоящее время большая часть судов выведена из эксплуатации, некоторые списаны, некоторые используются в качестве гостиниц и баз отдыха. 13 судов проекта 785 использовались при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году[1].
Теплоход «Булгария» (бывший «Украина», порт приписки — Пермь), один из трёх судов проекта 785 в Волжском бассейне на 2011 год, потерпел кораблекрушение 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в акватории Татарстана во время круиза. Из находившихся на борту 208 пассажиров и членов экипажа было спасено лишь 79 человек[2]. Был объявлен национальный траур по погибшим при крушении теплохода[3].
Помимо большого срока службы и нарушений правил эксплуатации, катастрофу в целом и особенно её быстрое развитие (судно опрокинулось на борт и затонуло за 2—3 минуты) обусловили конструктивные особенности проекта — чрезвычайная близость иллюминаторов трюма к ватерлинии (60 см[4]), сравнительно низкая боковая остойчивость (например, относительно аналогичных проектов двухпалубных судов типа 860 «Ерофей Хабаров» и типа 305 «Дунай») ввиду узости корпуса, то есть малой абсолютной и относительной ширины (на 3 метра меньше, чем у тех проектов) при бо́льших длине, водоизмещении и осадке.
Конструктор фирмы-производителя из Словакии удивился продолжению эксплуатации в России судов данного проекта и сообщил, что с момента производства советские речники обращались за документами для капремонта только один раз 30 лет назад[5]. С того времени мелкий ремонт многочисленных неисправностей и техобслуживание теплоход проходил на Пермском судоремонтном заводе, а капремонт планировался на 2012 год[6].
Второй и третий действующие на Волге теплоходы проекта 785[7] — «Композитор Глазунов» (порт приписки — Самара) и «Пётр Алабин» (бывший "Киргизия", порт приписки — Пермь) — были остановлены для экстренной инспекции соответственно в Саратове 11 июля и Казани 12 июля. При этом у первого судна также наблюдался крен на правый борт, а также были замечены неисправности силового электрооборудования, и оно не прошло ежегодную регистрацию[8], а второй, по словам экипажа, несмотря на тот же возраст, находится в лучшем состоянии, чем «Булгария» и «Глазунов», ввиду прохождения ремонта каждые 5 лет[9].
Теплоходу «Михаил Лермонтов», действующему на Енисее, сократили маршрут[10], но эксплуатацию его не запрещали и с рейсов не снимали. Как сообщили в компании, которой принадлежит судно, на всех переданных ей старых теплоходах были проведены капитальные ремонты основных и вспомогательных двигателей, заменены гребные валы и другое силовое оборудование, а также часть корпусов[11].
Министр транспорта России Игорь Левитин 11 июля 2011 года объявил, что все суда данного типа будут выведены из эксплуатации.
Список 36 судов-близнецов проекта 785 Россия:
Суда типа Россия/проект 785/OL800 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год постройки | Заводской номер | Серия | Присвоенное имя | Заказчик | Переименование и статус [12], [13], [14] |
1952 | I | Россия | Волжское речное пароходство, Горький | → Туристический центр вблизи Белого городка | |
1952 | I | Украина (1952) | Донское речное пароходство | → сгорело на Дону в 1953 | |
1953 | I | Белоруссия | Волжское речное пароходство, Казань | → списано | |
1953 | I | Азербайджан | Камское речное пароходство, Пермь | → плавбаза вблизи Севастополя | |
1953 | I | Армения | Камское речное пароходство, Пермь | ? | |
1953 | I | Грузия | Волжское речное пароходство, Казань | ? | |
1953 | I | Молдавия | Обь-Иртышское речное пароходство, Омск | передано в Камское пароходство, плавучая гостиница в Турции, затонуло | |
1953 | 318 | I | Узбекистан | Волжское речное пароходство, Волгоград | →Коломенский Стандарт |
1954 | I | Казахстан | Обь-Иртышское речное пароходство, Омск | → списано | |
1954 | II | Таджикистан | Волжское речное пароходство | передано «Кремас", Рязань → Кремас в Навашино на ремонте | |
1954 | II | Туркменистан | Волжское речное пароходство, Волгоград | → сгорело в 1986 г., списано | |
1954 | II | Киргизия | Волжское речное пароходство, Самара | → Пётр Алабин | |
1955 | 323 | II | Карелия | Волжское речное пароходство, Самара | → списано в 2006 г., стоит в порту Самары |
1955 | 324 | II | Эстония | Волжское речное пароходство, Волгоград | → передано в Самару, в 2003 г. переименован - Киевская Русь ООО Русагроторг, Москва, на Химкинском водохранилище, в 2010 г. снова переименован - Князь Воронцов [15] |
1955 | II | Латвия | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → Михаил Годенко гостиница Маяк в Красноярске | |
1952 | II | Литва | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → передано ООО Селихов, гостиница в Красноярске | |
1955 | II | Украина | Камское речное пароходство, Пермь | 2009 → Булгария, затонула 10 июля 2011 на Волге | |
1956 | II | Мусоргский | Обь-Иртышское речное пароходство, Омск | передано в Волго-Донское пароходство, Ростов | |
1956 | II | Композитор Чайковский | Камское речное пароходство | → списано в 1989 г., законсервировано | |
1956 | II | Бородин | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → переименовано | |
1956 | II | Римский-Корсаков | Обь-Иртышское речное пароходство, Омск | на продаже после гибели Булгарии (июль 2011) | |
1956 | II | Ипполитов-Иванов | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → списано в 2005 | |
1956 | II | Антон Рубинштейн | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → списано в 1992, гостиница в Красноярске, переименован в Пересвет [16] | |
1956 | II | Композитор Глазунов | Камское речное пароходство, Пермь | → законсервировано, снова в эксплуатации [17] | |
1956 | II | Композитор Глинка | Камское речное пароходство, Пермь | → законсервировано в 1995 | |
1957 | III | Композитор Калинников | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → первая Виктория (1957), законсервировано | |
1957 | III | Композитор Прокофьев | Енисейское речное пароходство, Красноярск | ? | |
1957 | III | Композитор Скрябин | Камское речное пароходство, Пермь | → законсервировано | |
1957 | III | Композитор Алябьев | Обь-Иртышское речное пароходство, Омск | ? | |
1957 | III | Композитор Балакирев | Обь-Иртышское речное пароходство, Омск | → списано | |
1957 | III | А.П. Чехов | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → Байкал → Капитан Родин | |
1958 | III | М.Ю. Лермонтов | Енисейское речное пароходство, Красноярск | → эксплуатируется на Енисее | |
1958 | III | А.С. Грибоедов | Камское речное пароходство | И.И. Шишкин1989 списано, Виктория | |
1958 | III | Радянський Союз | Украинское Днепровское речное пароходство, Киев | ? | |
1958 | III | Ленiн | Украинское Днепровское речное пароходство, Киев | → Тарас Шевченко, → списано и позднее затонуло | |
1958 | III | Карл Маркс | Украинское Днепровское речное пароходство, Киев | ? |
Пассажирские речные суда проекта 785 | |
---|---|
Серия I | |
Серия II | |
Серия III |
Россия (тип речных судов, 1952).