Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Россия (тип речных судов, 1952)

Теплоходы типа «Россия», проект 785
OL800
«Римский Корсаков» на Иртыше в Омске
Основная информация
Тип пассажирские теплоходы туристского назначения
Государство  СССР
 Россия
Класс О
Верфь Národný Podnik Škoda Komárno,
Комарно, ЧССР
Спущено на воду 19521958
Введено в эксплуатацию 1952
Параметры
Длина 78—80,2 м
Ширина 12,2—12,5 м
Средняя осадка 1,9 м
Водоизмещение 1003 т
Технические данные
Силовая установка два дизеля
Винты 2
Мощность 2 × 294 кВт (800 л. с.)
Скорость 20,5 км/ч
Экипаж 45
Пассажировместимость 233—259
Грузовместимость 25—40 тонн

«Россия» (проект 785) — серия средних речных двухпалубных грузопассажирских теплоходов-дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях. Строились в Чехословакии (сейчас территория Словакии) на верфях Комарно по заказу СССР в 19521958 годах. Всего было построено 36 судов проекта 785 в трёх сериях, имевших незначительные отличия по размерам корпуса и оснащению. Суда этого типа получили названия в честь всех 16 на то время союзных республик СССР и прочих географических объектов и известных личностей страны, однако позднее некоторые из них были переименованы.

Теплоходы проекта 785 были близки двухпалубным речным судам проектов 860 (тип «Ерофей Хабаров») и 305 (тип «Дунай»).

Содержание

Условия размещения пассажиров

Первоначально суда этого проекта имели одно-, двух-, четырёх-, а также шести- и восьмиместные каюты, в том числе оборудованные умывальниками, два ресторана, два салона. Начиная с 1990-х годов на ряде оставшихся в эксплуатации судов этого типа проведены работы по модернизации и повышению уровня комфорта, например, каюты большой вместимости ликвидировались, взамен них оборудовались помещения для баров и т. п., отдельные каюты оборудовались индивидуальными санузлами, при этом пассажировместимость уменьшалась примерно до 140 человек, и были оставлены две спасательные шлюпки вместо четырёх.

Распространение

Теплоходы типа «Россия» использовались на Волге, Каме, Белой, Дону, Оке, Москве-реке, Оби, Иртыше, Енисее, Днепре.

Первоначально суда проекта поступали в Волжское, Камское, Бельское, Московское, Волго-Донское пароходства, а затем по мере поступления более современныхх судов передавались в другие пароходства — Западно-Сибирское, Обь-Иртышское, Енисейское, Днепровское. В постсоветское время многие суда были проданы различным частным туристическим и прочим компаниям.

В настоящее время большая часть судов выведена из эксплуатации, некоторые списаны, некоторые используются в качестве гостиниц и баз отдыха. 13 судов проекта 785 использовались при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году[1].

Технические характеристики (I или III / II серии)

  • Класс речного регистра: О
  • Длина: 78 / 80,2 м
  • Ширина: 12,2 м / 12,5 м
  • Осадка: 1,9 м
  • Водоизмещение с грузом, пассажирами и полными запасами: 1003 тонн
  • Пассажировместимость общая (исходно) 233 / 259 человек
  • Мест для членов экипажа: 45
  • Грузоподъёмность: 25 / 40 тонн
  • Двигатели: два дизеля, мощностью по 400 л.с. (294 кВт)
  • Скорость на глубокой воде: 20,5 км/ч

Крушение теплохода «Булгария»

Теплоход «Булгария» (бывший «Украина», порт приписки — Пермь), один из трёх судов проекта 785 в Волжском бассейне на 2011 год, потерпел кораблекрушение 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в акватории Татарстана во время круиза. Из находившихся на борту 208 пассажиров и членов экипажа было спасено лишь 79 человек[2]. Был объявлен национальный траур по погибшим при крушении теплохода[3].

Помимо большого срока службы и нарушений правил эксплуатации, катастрофу в целом и особенно её быстрое развитие (судно опрокинулось на борт и затонуло за 2—3 минуты) обусловили конструктивные особенности проекта — чрезвычайная близость иллюминаторов трюма к ватерлинии (60 см[4]), сравнительно низкая боковая остойчивость (например, относительно аналогичных проектов двухпалубных судов типа 860 «Ерофей Хабаров» и типа 305 «Дунай») ввиду узости корпуса, то есть малой абсолютной и относительной ширины (на 3 метра меньше, чем у тех проектов) при бо́льших длине, водоизмещении и осадке.

Конструктор фирмы-производителя из Словакии удивился продолжению эксплуатации в России судов данного проекта и сообщил, что с момента производства советские речники обращались за документами для капремонта только один раз 30 лет назад[5]. С того времени мелкий ремонт многочисленных неисправностей и техобслуживание теплоход проходил на Пермском судоремонтном заводе, а капремонт планировался на 2012 год[6].

Второй и третий действующие на Волге теплоходы проекта 785[7] — «Композитор Глазунов» (порт приписки — Самара) и «Пётр Алабин» (бывший "Киргизия", порт приписки — Пермь) — были остановлены для экстренной инспекции соответственно в Саратове 11 июля и Казани 12 июля. При этом у первого судна также наблюдался крен на правый борт, а также были замечены неисправности силового электрооборудования, и оно не прошло ежегодную регистрацию[8], а второй, по словам экипажа, несмотря на тот же возраст, находится в лучшем состоянии, чем «Булгария» и «Глазунов», ввиду прохождения ремонта каждые 5 лет[9].

Теплоходу «Михаил Лермонтов», действующему на Енисее, сократили маршрут[10], но эксплуатацию его не запрещали и с рейсов не снимали. Как сообщили в компании, которой принадлежит судно, на всех переданных ей старых теплоходах были проведены капитальные ремонты основных и вспомогательных двигателей, заменены гребные валы и другое силовое оборудование, а также часть корпусов[11].

Министр транспорта России Игорь Левитин 11 июля 2011 года объявил, что все суда данного типа будут выведены из эксплуатации.

Суда-близнецы

Список 36 судов-близнецов проекта 785 Россия:


Суда типа Россия/проект 785/OL800
Год постройки Заводской номер Серия Присвоенное имя Заказчик Переименование и статус [12], [13], [14]
1952 I Россия Волжское речное пароходство, Горький → Туристический центр вблизи Белого городка
1952 I Украина (1952) Донское речное пароходство → сгорело на Дону в 1953
1953 I Белоруссия Волжское речное пароходство, Казань → списано
1953 I Азербайджан Камское речное пароходство, Пермь → плавбаза вблизи Севастополя
1953 I Армения Камское речное пароходство, Пермь  ?
1953 I Грузия Волжское речное пароходство, Казань  ?
1953 I Молдавия Обь-Иртышское речное пароходство, Омск передано в Камское пароходство, плавучая гостиница в Турции, затонуло
1953 318 I Узбекистан Волжское речное пароходство, Волгоград Коломенский Стандарт
1954 I Казахстан Обь-Иртышское речное пароходство, Омск → списано
1954 II Таджикистан Волжское речное пароходство передано «Кремас", Рязань → Кремас в Навашино на ремонте
1954 II Туркменистан Волжское речное пароходство, Волгоград → сгорело в 1986 г., списано
1954 II Киргизия Волжское речное пароходство, Самара Пётр Алабин
1955 323 II Карелия Волжское речное пароходство, Самара → списано в 2006 г., стоит в порту Самары
1955 324 II Эстония Волжское речное пароходство, Волгоград → передано в Самару, в 2003 г. переименован - Киевская Русь ООО Русагроторг, Москва, на Химкинском водохранилище, в 2010 г. снова переименован - Князь Воронцов [15]
1955 II Латвия Енисейское речное пароходство, Красноярск Михаил Годенко гостиница Маяк в Красноярске
1952 II Литва Енисейское речное пароходство, Красноярск → передано ООО Селихов, гостиница в Красноярске
1955 II Украина Камское речное пароходство, Пермь 2009 → Булгария, затонула 10 июля 2011 на Волге
1956 II Мусоргский Обь-Иртышское речное пароходство, Омск передано в Волго-Донское пароходство, Ростов
1956 II Композитор Чайковский Камское речное пароходство → списано в 1989 г., законсервировано
1956 II Бородин Енисейское речное пароходство, Красноярск → переименовано
1956 II Римский-Корсаков Обь-Иртышское речное пароходство, Омск на продаже после гибели Булгарии (июль 2011)
1956 II Ипполитов-Иванов Енисейское речное пароходство, Красноярск → списано в 2005
1956 II Антон Рубинштейн Енисейское речное пароходство, Красноярск → списано в 1992, гостиница в Красноярске, переименован в Пересвет [16]
1956 II Композитор Глазунов Камское речное пароходство, Пермь → законсервировано, снова в эксплуатации [17]
1956 II Композитор Глинка Камское речное пароходство, Пермь → законсервировано в 1995
1957 III Композитор Калинников Енисейское речное пароходство, Красноярск → первая Виктория (1957), законсервировано
1957 III Композитор Прокофьев Енисейское речное пароходство, Красноярск ?
1957 III Композитор Скрябин Камское речное пароходство, Пермь → законсервировано
1957 III Композитор Алябьев Обь-Иртышское речное пароходство, Омск  ?
1957 III Композитор Балакирев Обь-Иртышское речное пароходство, Омск → списано
1957 III А.П. Чехов Енисейское речное пароходство, Красноярск БайкалКапитан Родин
1958 III М.Ю. Лермонтов Енисейское речное пароходство, Красноярск → эксплуатируется на Енисее
1958 III А.С. Грибоедов Камское речное пароходство И.И. Шишкин1989 списано, Виктория
1958 III Радянський Союз Украинское Днепровское речное пароходство, Киев  ?
1958 III Ленiн Украинское Днепровское речное пароходство, Киев Тарас Шевченко, → списано и позднее затонуло
1958 III Карл Маркс Украинское Днепровское речное пароходство, Киев  ?

См. также

Ссылки

  • Обновленный (на июль 2011 г.) список судов проекта 785 на сайте Речного флота
  • Суда проекта 785 на сайте «Россйский речной пассажирский флот»
  • Список судов проекта 3785 на сайте «Россйский речной пассажирский флот»
  • Перечень и фотографии судов проекта 785
  • Чертежи проекта 785

Примечания

  1. Теплоход проекта 785 «Булгария». Справка :: Чрезвычайные происшествия :: Top.rbc.ru
  2. Ъ-FM: «Булгария» проигнорировала штормовое предупреждение
  3. Крушение «Булгарии» — Спасатели будут искать тела погибших при крушении «Булгарии» всю ночь — Газета.Ru
  4. Моторист «Булгарии»: «Из-за духоты мы открыли иллюминаторы в 60 см от поверхности воды»
  5. Конструктор словацкой судоверфи: «56 лет для такого теплохода — это очень большой срок.
  6. Начальник цеха судоремонтного завода в Перми: «Заказчики торопили нас с ремонтом «Булгарии» и кричали, что несут убытки…»
  7. На Волге ходят ещё две сестры «Булгарии»
  8. Теплоход-двойник «Булгарии» задержали в Саратове на месяц
  9. Вахтовый дежурный теплохода «Пётр Алабин»: «У нас такой же музыкальный салон, в котором собирают детей...»
  10. Теплоход «Михаил Лермонтов» продолжает ходить по расписанию
  11. Лев Кузнецов потребовал провести тотальные проверки речного транспорта в крае
  12. Судьба судов проекта 785
  13. Список из 36 судов
  14. Проект 785, 785А, тип Россия
  15. ТЕПЛОХОД «КНЯЗЬ ВОРОНЦОВ» («КИЕВСКАЯ РУСЬ», «ЭСТОНИЯ»)
  16. ТЕПЛОХОД «АНТОН РУБИНШТЕЙН»
  17. в Ярославле

Россия (тип речных судов, 1952).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24