Казанский метрополитен Казан метросы |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
10,32 км [1] |
Количество станций |
7 |
Количество линий |
1 |
Пассажиропоток за день |
105 тыс. чел. (2011, средний)[2] |
Пассажиропоток за год |
59 млн (2012)[3] |
Казанский метрополитен на Викискладе |
Каза́нский метрополите́н (тат. Казан метросы) — система линий метрополитена в Казани (Россия, Татарстан).
Был открыт 27 августа 2005 года во время празднования тысячелетия Казани и стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР, — через 14 лет после открытого в 1991 году метро в Свердловске (ныне Екатеринбург). Казанский метрополитен стал седьмым по счёту в РФ и пятнадцатым в СНГ.
Содержание |
Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта (городского поезда) появились ещё в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удалённых жилых кварталов и был составлен генплан 1969 г. с предусмотренным метрополитеном. В 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии руководства страны к тогдашней ТАССР по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились только в городах-миллионниках.
Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времён. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населённые Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики.
В 1995 году Казань не рассматривалась Правительством России как город, в котором следует строить метро. В Правительстве России был создан список городов, где в скором времени планировалось начать или продолжить строительство метрополитена, Казани в этом списке не оказалось. Но правительство Татарстана и мэрия Казани стали добиваться в Москве, чтобы Казань тоже включили в число городов, в которых планируется строительство метро[4].
Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 году, финансирование же этого строительства началось в 1997 году.
Строительство метро началось 27 августа 1997 года. Подземная проходка тоннелей началась с мая 2000 года с помощью современных тоннелепроходческих комплексов (ТПК) и щитов. На первом пусковом участке самые активные строительные работы производились в 2003—2005 годах с привлечением иногородних организаций с использованием восьми ТПК одновременно. Станции сооружались открытым способом. Собственным казанским строительным предприятием является муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казметрострой». Генеральный проектировщик — институт «Казгражданпроект», по субподряду привлекается институт «Ленметрогипротранс».[5]
Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года. Состоял из пяти станций, длина пути 7,1 км. Первыми его пассажирами стали президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Журналисты отметили некую скованность особых гостей, которые обычно этим видом транспорта не пользуются.[5] Уже через два часа после прохода поезда с высокими гостями метрополитен был открыт для всеобщего пользования.
Годовой объём перевозок первой очереди метро оценивается специалистами в 11 млн пассажиров. Предполагается довести долю метрополитена в общей массе пассажирских перевозок до 60 %.[5]
Эксплуатационная длина первой линии составляет 10,32 км. На линии расположено семь станций: «Проспект Победы» (тат. Җиңү проспекты), «Горки» (тат. Горки), «Аметьево» (тат. Әмәт), «Суконная слобода» (тат. Сукно бистәсе), «Площадь Габдуллы Тукая» (тат. Габдулла Тукай Мәйданы), «Кремлёвская» (тат. Кремль) и «Козья слобода» (тат. Кәҗә бистәсе). В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус.
Метрополитен работает с 6:00 до 23:00 Общее время движения по линии составляет около 16 минут, интервал поездов в часы пик 6 минут.
В метро используются одномесячные смарт-жетоны и бесконтактные смарт-карты метро и транспортная карта на несколько поездок (в том числе как месячные проездные). С 10 декабря 2010 года стоимость одной поездки составляет 15 рублей[6] по смарт-жетонам, 13 рублей по «электронному кошельку» транспортной карты, от 12 до 14 руб.по проездному билету на БСК. Действуют единые социальные проездные.
В метрополитене все указатели написаны на двух языках — татарском, русском, а объявления станций на трёх, включая английский, которые на время универсиады планируется ввести также на всём транспорте города Казани. Помимо информаторов, в вагонах установлены рекламно-информационные мониторы. Над входами в наземные павильоны и на столбах в спусках к вестибюлям установлены подсвечиваемые в тёмное время круглые символы-логотипы казанского метро с серым фоном и зелёной буквой «М». Логотипом предприятия «Метроэлектротранс» является красная буква «М» в зеленом обрамлении, напоминающем своды тоннеля.
Значительную роль в оснащении Казанского метрополитена играют системы интеллектуальной инженерии. Безопасность движения пассажиров организована при помощи средств видеонаблюдения, охранной системы сигнализации и контроля доступа, противопожарной системы, а также особого комплекса обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.
Проектировщики Казанского метрополитена не только принимали во внимание безопасность пассажиров, но и впервые в СНГ комплексно предусмотрели сделать его наиболее комфортным и удобным для всех пассажиров, в том числе для инвалидов. Однако обеспечение лифтами, пандусами и подъемными механизмами для инвалидов в полном объёме пока не реализовано. В настоящее время пандусы в спусках с улиц к вестибюлям есть на всех станциях. Но в спусках из вестибюлей на платформы открыт только лифт на станции «Проспект Победы», лифты на станциях «Площадь Тукая» и «Козья слобода» находятся в неоткрытых вестибюлях, а на остальных станциях предусмотренные подъемные механизмы. К 2013 году оснащение всех станций лифтами и подъемными механизмами для инвалидов планируется завершить[7].
На настоящий момент подъемные механизмы имеются на станциях «Суконная Слобода», «Проспект Победы», «Козья Слобода» и «Горки». Эксплуатационным предприятием является (МУП) «Метроэлектротранс», включившее бывшие МУП «Казанский метрополитен» и трамвайно-троллейбусное МУП «Казгорэлектротранс».
Центральная линия С севера на юг (дата открытия):
Станция «Аметьево» — надземная, расположена на метромосту и имеет переход на одноимённую железнодорожную платформу для пригородных электропоездов. Остальные станции — подземные, мелкого заложения.
По архитектуре станции «Горки», «Кремлёвская» — односводчатые, «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Тукая», «Проспект Победы», «Козья слобода» — колонные. Из семи станций — две в стиле хай-тек. Все станции имеют так называемые островные платформы (и, соответственно, боковые пути).
Все станции имеют по два вестибюля с выходами в город, некоторые из которых не открыты. Из вестибюлей на станциях «Проспект Победы», «Козья слобода» выходы устроены в крытых наземных павильонах, на станциях «Площадь Тукая», «Кремлёвская» один из выходов встроен в здания, остальные выходы на станциях устроены в виде спуска в подземный переход. При станциях «Площадь Тукая», «Кремлёвская», «Проспект Победы» есть подземные торговые галереи.
Станция «Кремлёвская»
Станция «Площадь Тукая»
Станция «Суконная слобода»
Станция «Аметьево»
Станция «Горки»
Станция «Проспект Победы»
Станция «Козья слобода»
метромост со станцией «Аметьево»
Вход на станцию «Кремлёвская»
В казанском метрополитене имеется 16 эскалаторов: на станции «Проспект Победы» — 7 эскалаторов, на станции «Козья слобода» — 7 эскалаторов и на станции «Кремлёвская» — 2 эскалатора.
Казанский метрополитен использует современный отечественный подвижной состав. Все метровагоны в Казани оснащены асинхронным тяговым приводом, который позволяет повысить надежность и обеспечить экономию электроэнергии.
К пуску первой очереди Казанского метрополитена были закуплены вагоны серии 81-553.3 (головные моторные), 81-554.3 (промежуточные моторные), 81-555.3 (промежуточные прицепные) «Казань», изготовленные ЗАО «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с фирмой Škoda Dopravní technika (Чехия, город Пльзень) (последняя предоставила асинхронный тяговый привод). В течение 2005 года поставлено 5 составов из вагонов типа «Казань». Каждый состав состоит из четырёх вагонов: двух головных моторных, одного промежуточного моторного и одного промежуточного безмоторного, вместимость каждого из которых — 250 человек. Длина станций позволяет при необходимости увеличить число вагонов до 5-ти. На подвижном составе установлена модернизированная версия системы автоведения «Движение» петербургской разработки.
Эксплуатационная составность поездов :
# | Статус |
---|---|
10287-11513-11512-10288 | На линии с 27 августа 2005 |
10289-11514-11515-10290 | На линии с 27 августа 2005 |
10292-11516-11517-10291 | На линии с 27 августа 2005 |
10293-11518-11519-10294 | На линии с 27 августа 2005 |
10295-11521-11520-10296 | После ремонта. На линии с 7 ноября 2011 |
Внедрена система автоведения. Движение поездов может осуществляться без участия машиниста. За ним остаются функции контроля за работой автоматики.
Производство вагонов типа 81-55x.3 на «Вагонмаше» было прекращено. Для обеспечения линии, увеличившейся за счёт пуска станции станции «Проспект Победы», к началу 2009 года планировалось приобрести вагоны совершенно другого типа — серии 81-740.1/81-741.1 «Русич» производства завода ЗАО «Метровагонмаш» в городе Мытищи. В течение 2009 года планировалось поставить 5 составов из вагонов типа «Русич». Государственный контракт на поставку вагонов «Русич» заключен не был, вместо них планировалось приобрести вагоны 81-55x.4 «Казань-2», мелкосерийное производство которых, однако, на «Вагонмаше» запущено не было.
В итоге в конце 2010 было вновь решено приобрести составы «Русич», но самой последней модификации серии 81-740.4/81-741.4 с увеличенным количеством дверей. На приобретение трёх составов выделено 700 млн рублей, цена контракта составила 699 978 111 рублей[8]. Первый состав прибыл в Казань 28 января [9] и с 16 февраля 2011 года эксплуатируется на линии[10]. Следующие два состава были отгружены 23 февраля 2011 года[11] и прибыли в Казань 26 февраля[12]. 9 апреля 2012 года поступило ещё 3 трёхвагонных состава типа 81-740.4К/81-741.4К "Русич"[13][14]. К пуску трёх станций в 2013 г. планируется приобрести ещё одну партию из 3 трехвагонных поездов[15].
Каждый состав «Русич» состоит из трёх двухсекционных сочленённых моторных вагонов: двух головных и одного промежуточного, вместимость каждого из которых — около 350 человек.
Эксплуатационная составность поездов :
# | Статус |
---|---|
0240-0802-0241 | На линии с 16 февраля 2011 |
0242-0803-0243 | На линии с 14 марта 2011 |
0244-0804-0245 | На линии с 28 марта 2011 |
0298-0891-0299 | На линии с июня 2012 |
0300-0892-0301 | На линии с июня 2012 |
0302-0893-0303 | На линии с июня 2012 |
Для служебной работы (перегона вагонов, перевозки хозяйственных грузов, маневровых работ) в Казанском метрополитене применяются контактно-аккумуляторный электровоз 81-582 с асинхронным тяговым приводом и мотодрезина АГМУ-5583.
Контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-582 был переоборудован из опытного электровагона 81-560 «Ритор» и поэтому внешним видом повторяет пассажирский вагон, но в отличие от него оснащён двумя кабинами, а в его салоне находится тяговая аккумуляторная батарея и прочее оборудование для работы, не зависящей от контактного рельса.
Первый аналогичный контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-580 был сделан и введён в эксплуатацию в 2002 году в Петербургском метрополитене [16].
Электродепо первой и единственной линии Казанского метрополитена расположено на Танкодроме напротив Казанской ярмарки. Оно занимает территорию в 15 гектаров.
Здание депо рассчитано на 82 вагона. В перспективе после завершения строительства второй и третьей линий, для них будут построены отдельные электродепо — в Азино и у Оргсинтеза.
Съезды к депо отходят от правого и левого тоннелей у станции «Аметьево» — в окрестности улицы Даурская.
Гейт с железной дорогой к запуску первой очереди достроен не был, поэтому вагоны транспортировались в депо на волокуше со станции Вахитово.[17]
Помимо разветвления путей и ангаров отстойно-ремонтного корпуса, в депо также имеются объединённые с цехом мастерские для электровозов, также есть отделение для покраски и камера мойки и обдувки, административно-бытовое здание с помещениями для управленческого и инженерного персонала, столовая, личные помещения, медицинский пункт и тому подобное. На территории депо имеются открытые и крытые спортивные площадки и прочее.
На строительство электродепо было затрачено 800 млн рублей по ценам 2004 года.
Работы по созданию архитектурного проекта депо вела группа архитекторов во главе с А. Ф. Хисамовым из института «Казгражданпроект». Первоначальный аванпроект 1998 года и технический рабочий проект 2003 года были созданы институтом «Минскметропроект». Непосредственно строительство было начато компанией «Казтранстрой» в 1999 году и закончено в 2005 [18].
Инженерный корпус Казанского метрополитена расположен рядом со станцией «Суконная слобода» по улице Эсперанто, дом 8. В здании находится управление метрополитена МУП «Метроэлектротранс» (в прошлом МУП «Казанский метрополитен»). Инженерный корпус перестроен из здания, где раньше располагался деловой центр. Первоначально планировалось строить новое здание силами компании «Казтрансстрой» по рабочему плану института «Казгражданпроект».[19]
В вестибюлях станций Казанского метро имеются кассы и установлены турникеты производства петербургской фирмы «Электронные системы» («ЭлСи») с неавтоматическими тройными металлическими заградительными брусьями, перемещаемыми пассажирами при проходе.
Оплатить проезд можно тремя способами:
Смарт-карты необходимо поднести к индикатору контроля турникета, на расстоянии до пяти сантиметров, данные обрабатываются за 0,1 секунды. Повторный проход по смарт-картам возможен после истечения 10 минут. Ресурс смарт-карты метрополитена можно проверить в валидаторах, установленных во всех вестибюлях станций, ресурс транспортной карты -в терминалах Элекснет.
Стоимость проезда:
Казанское метро признано самым безопасным в России. На станции «Проспект Победы» есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы наподобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников – сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станцию контролируют не только несколько рамок металлоопределителей, а также приборы по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ. Также в казанском метро существует единственный в России объединенный центр диспетчерского управления, который включает в себя поездного диспетчера, диспетчера электромеханических устройств и диспетчера электроснабжения. Планируется совместный с МЧС и МВД диспетчерский центр «ОКСИОН». Леонид Бершанский назвал казанский метрополитен уверенным лидером среди всех региональных метрополитенов России по части внедрения системы комплексной безопасности на транспорте.[20]
Схема линий Казанского метрополитена | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
К Универсиаде 2013 года будут открыты ещё три станции: «Декабристов», «Московская» и «Авиастроительная». Также планируется сдать в эксплуатацию станцию «Дубравная», которая будет находиться в квартале от станции «Проспект Победы», но необходима для пересадки на вторую линию.
Планируются ещё 3 новые линии: вторая Савиновская, Приволжская, Заноксинская.
Первая линия
По состоянию на 2011 год линия существует в виде семи станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлёвская», «Козья слобода».
В дальнейшем планируется, что она будет продлена на юго-востоке до станции «Дубравная» (пересадка на линию в Азино) и в перспективе в новый жилой район Новые Горки (Медянский), а на севере — до станций «Юность», «Северный Вокзал», «Авиастроительная» и в перспективе через микрорайон Жилплощадка в новый жилой район Бобыльский.[21]. Всего Центральная линия будет состоять из 18 станций.
Ведутся работы по строительству станций «Авиастроительная» («Заводская»), «Северный Вокзал» и «Юность» Строительство перегонных тоннелей завершено 20 июля 2012 года[22]. Глубина пролегания тоннелей на участках — от 14 до 18 м. «Авиастроительная», «Северный Вокзал» и «Юность» должны быть сданы к Универсиаде 2013 года.[23]
Проект станции «Дубравная» успешно прошел госэкспертизу в г.Москва, начались работы по выносу коммуникаций из зоны строительства[24]. Пуск запланирован в 2015 году.
Пересадка предполагается с Центральной линии на станции «Декабристов». Затем этот участок будет продлён до завода Казанькомпрессормаш и до Горьковского шоссе, а также будет сооружён отдельный участок от станции «Дубравная» первой линии до Азино-1. Позже две ветки соединятся в одну линию через Царицыно и Мамадышский тракт.
Вторая линия. Данную линию планируется открыть к футбольному Чемпионату мира 2018 года или к Кубку Конфедераций 2017 года.
От станции Суконная слобода через парк Горького и Казанку до Чистопольской пройдёт первый участок второй линии,построят к 2018 году[25]
В Казанском метрополитене на станциях первого пускового участка (Кремлевская, Пл. Тукая, Суконная Слобода, Аметьево, Горки) работает сотовая связь ведущих операторов России (МТС, Мегафон, Билайн). На станции «Проспект Победы» сотовой связью обеспечивает только «Мегафон». Однако к концу 2011 года на этой станции и на «Козье Слободе» планирует поставить свое оборудование «Билайн».
Первый оператор — компания «Билайн» предоставила свою связь на центральных станциях уже спустя три месяца после открытия метро, а через 1,5 года были полностью подключены все станции первого пускового участка. К лету 2006 года на всех открытых тогда станциях заработала связь «Мегафона», а с лета 2007-го — «МТС». На центральных станциях есть пункты продаж этих операторов.
Впервые в России в Казанском метрополитене для обеспечения непрерывности мобильной связи были проложены специальные кабели по всему протяжению тоннелей. Кабели, созданные по принципу щелевой антенны, используются для служебной связи.
Транспорт Казани (описание|история) | ||
---|---|---|
Городской |
|
|
Железнодорожный |
|
|
Воздушный |
|
|
Речной |
|
|
Исторический |
|
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие | Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань • Волгоград (метротрам) | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж (лёгкое метро) • Ульяновск (лёгкое метро) • Саратов • Уфа (наземное метро) | |
Отложенные и отменённые |
Уфа • Пермь • Владивосток • Хабаровск • Сочи (лёгкое метро) |
Казанский метрополитен карта, казанский метрополитен дубравная.