2С19 «Мста-С» | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 42 | ||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 5 (7 при стрельбе с грунта) | ||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||
Годы производства | с 1989 | ||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1989 | ||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6040 | ||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 11917 | ||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3380 | ||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 3350 | ||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4520 | ||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2800 | ||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 450 | ||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||
Тип брони | гомогенная стальная | ||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 152,4-мм 2А64 | ||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная гаубица | ||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 47 (7200 мм[1]) | ||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 50 | ||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −4…+68°[2] | ||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360° | ||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | 6,5..28,9[3] (ОФС 3ОФ61 с газогенератором) | ||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПЗУ-5, панорамный 1П22, прямой наводки 1П23, | ||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 x 12,7 НСВТ | ||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 840 (В-46-6 — 780) | ||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 60 | ||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 20 (В-46-6 — 18,6) | ||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная, торсионная с амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,87 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 25 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,6..2,8 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,2 (5 с ОПВТ) | ||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||
Изображения на ВикискладеМста-С |
«Мста-С» (индекс ГРАУ — 2С19, по классификации НАТО — M1990)— современная советская и российская 152-мм самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц, построенная на базе узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80[4] и орудия 2А64 (в основном аналогичного буксируемому орудию 2А65 «Мста-Б»). Ходовая часть унифицирована с танком Т-80, моторно-трансмиссионная установка — с Т-72[5].
Предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны.
Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности (7—8 выстр/мин).
В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии под обозначением 2С19 «Мста-С» (С — самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б»). Впервые демонстрировалась на авиасалоне в городе Жуковском в августе 1992 года.
Содержание |
2С19 «Мста-С» разрабатывалась на замену в войсках гаубицы 2С3 «Акация». В начале 1980-х годов ГРАУ выдало КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТрМ) им. Я. М. Свердлова в Свердловске (Екатеринбург) новые требования на самоходную гаубицу калибра 152,4 мм.
Предполагалось унифицировать ходовую часть с уже стоявшими на вооружении танками Т-72 и Т-80. Артчасть предполагалась универсальной — для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии.
Главным конструктором стал Юрий Васильевич Томашов. Основными разработчиками САУ под кодовым обозначением ГРАУ 2С19 были назначены: УЗТрМ (с 18 мая 2009 — ОАО «Уралтрансмаш») — разработчик шасси «Изделия 316» и машины в целом, Тульское КБ приборостроения — разработчик боевого отделения, ОКБ-2 ПО «Баррикады» города Волгоград — качающейся части.
Самоходные гаубицы выпускаются на заводе «Уралтрансмаш», позже специально для производства этих установок был построен завод в городе Стерлитамаке (Башкортостан).
Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, нижняя часть корпуса применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.
Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперёд на 110 мм). Гусеница шириной 580 мм, оснащённая резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.
Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казённой части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта — 13,5 тонн.
Боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 осколочно-фугасных и 30 активно-реактивных снарядов), а также 300 патронов для пулемёта. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали — автоматически, по горизонтали — от пульта управления. 2С19 использует то же семейство боеприпасов, что и буксируемая гаубица 2А65, при этом максимальная дальность выстрела стандартным осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45 составляет 24700 метров[6], а применение осколочно-фугасных снарядов 3ОФ61 с газогенератором позволяет довести этот показатель почти до 29000 метров[3].
Пулемётно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от лёгких бронированных машин, вертолётов и самолётов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни.
Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).
К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).
Таблица ТТХ выстрелов, используемых орудием 2А64[7][8][9][10] | |||||||||||||||
Индекс выстрела | Тип снаряда | Снаряд | Взрыватель | Капсюльная втулка | Заряд | Дульная скорость, м/с[сн 1] |
Максимальная дальность стрельбы, км |
||||||||
Индекс снаряда | Масса снаряда, кг |
Масса ВВ, кг |
Индекс | Марка | Индекс | Марка | Индекс гильзы | Материал гильзы | Наименование и сокр. индекс заряда в гильзе | Масса заряда в гильзе, кг |
Масса пороха, кг |
||||
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||||||||
3ВОФ58 (3ВОФ58-1) | Осколочно-фугасный | 3ОФ45 (3ОФ45-1 - с насечкой) |
43,56 | 7,65 | 3В40, 53-В-028 |
РГМ-2М, РГМ-2 |
54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Полный переменный: ЖН-546(-1) Ж38(-1) ЖН-546-2, Ж38-2 |
16,3 15,9 |
~8,3 ~7,8 |
19,4 | |
3ВОФ72 (3ВОФ72-1) | Осколочно-фугасный | 3ОФ45 (3ОФ45-1) | 43,56 | 7,65 | 3В40, 53-В-028 |
РГМ-2М, РГМ-2 |
54-В-026У | КВ-13У | 4Г35 | Пластик, сборная | Дальнобойный Ж61 | 15,7 | ~11,4 | 24,7 | |
3ВОФ73 (3ВОФ73-1) | Осколочно-фугасный | 3ОФ45 (3ОФ45-1) | 43,56 | 7,65 | 3В40, 53-В-028 |
РГМ-2М, РГМ-2 |
54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Уменьшенный Ж-546У(-1), Ж-546У-2 |
12,1 | ~4,2 | 14,37 | |
3ВОФ32 | Осколочно-фугасный | 3ОФ25 | 43,56 | 6,8 | 53-В-028, 3В40, 3ВМ2, 3ВТ14 |
РГМ-2, РГМ-2М, В-90, АР-5 |
54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Полный переменный: ЖН-546(-1) Ж38(-1) ЖН-546-2, Ж38-2 |
16,3 15,9 |
~8,3 ~7,8 |
17 | |
3ВОФ33 | Осколочно-фугасный | 3ОФ25 | 43,56 | 6,8 | 53-В-028, 3В40, 3ВМ2, 3ВТ14 |
РГМ-2, РГМ-2М, В-90, АР-5 |
54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Уменьшенный Ж-546У(-1), Ж-546У-2 |
12,1 | ~4,2 | 13,4 | |
53-ВОФ-546 | Осколочно-фугасный | ОФ-540 (ОФ-540Ж) | 43,56 | 53-В-028, 3В40, 3ВМ2, 3ВТ14 |
РГМ-2, РГМ-2М, В-90, АР-5 |
54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Полный переменный: ЖН-546(-1) Ж38(-1) ЖН-546-2, Ж38-2 |
16,3 15,9 |
~8,3 ~7,8 |
|||
53-ВОФ-546У | Осколочно-фугасный | ОФ-540 (ОФ-540Ж) | 43,56 | 53-В-028, 3В40, 3ВМ2, 3ВТ14 |
РГМ-2, РГМ-2М, В-90, АР-5 |
54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Уменьшенный Ж-546У(-1), Ж-546У-2 |
12,1 | ~4,2 | |||
3ВОФ96 | Осколочно-фугасный | 3ОФ64[сн 2] | 43,56 | 3В40 | РГМ-2М | 54-В-026У | КВ-13У | 4Г35 | Пластик, сборная | Дальнобойный Ж61 | 15,7 | ~11,4 | 24,7 | ||
3ВОФ97 | Осколочно-фугасный | 3ОФ64 | 43,56 | 3В40 | РГМ-2М | 54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Полный переменный: ЖН-546(-1) Ж38(-1) ЖН-546-2, Ж38-2 |
16,3 15,9 |
~8,3 ~7,8 |
19,4 | ||
3ВОФ98 | Осколочно-фугасный | 3ОФ64 | 43,56 | 3В40 | РГМ-2М | 54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Уменьшенный Ж-546У(-1), Ж-546У-2 |
12,1 | ~4,2 | 14,37 | ||
3ВОФ91 | Осколочно-фугасный с газогенератором донного вдува | 3ОФ61 | 43,56 | 7,8 | 53-В-025У | В-429 | 54-В-026У | КВ-13У | 4Г35 | Пластик, сборная | Дальнобойный Ж61 | 15,7 | ~11,4 | 29 | |
Кассетные | |||||||||||||||
3ВО13 | Кассетный с осколочными боевыми элементами (БЭ) 3О16 | 3ВО13 | 57,9 (8 БЭ × 1,4 кг) | 0,23 на один БЭ | ДТМ-75 | 54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Полный переменный: ЖН-546(-1) Ж38(-1) ЖН-546-2, Ж38-2 |
16,3 15,9 |
~8,3 ~7,8 |
14,5 | ||
3ВО14 | Кассетный с осколочными БЭ 3О16 | 3ВО13 | 57,9 (8 БЭ × 1,4 кг) | 0,23 на один БЭ | ДТМ-75 | 54-В-024 | КВ-4 | 54-Г-540(-1), 4Г4 |
Латунь, Сталь |
Уменьшенный Ж-546У(-1), Ж-546У-2 |
12,1 | ~4,2 | 11 | ||
3ВО28 | Кассетный с кумулятивно-осколочными боевыми элементами (БЭ) | 3-О-23 | 42,8 (40 БЭ × 0,36 кг) | по 0,042/БЭ | Дальнобойный | 21 | |||||||||
3ВО29 | Кассетный с кумулятивно-осколочными БЭ | 3-О-23 | 42,8 (40 БЭ × 0,36 кг) | по 0,042 на БЭ | Полный | ||||||||||
3ВО30 | Кассетный с кумулятивно-осколочными БЭ | 3-О-23 | 42,8 (40 БЭ × 0,36 кг) | по 0,042 на БЭ | Уменьшенный | ||||||||||
Корректируемые | |||||||||||||||
3ВОФ63 | Осколочно-фугасный, корректируемый | 3ОФ38 | 49,5 | 8,5 | 12 | ||||||||||
3ВОФ66 | Осколочно-фугасный, корректируемый | 3ОФ38 | 49,5 | 8,5 | 12 | ||||||||||
«Сантиметр-М» | Осколочно-фугасный, корректируемый | 3ОФ75 | 48 | 10 | 18 | ||||||||||
3ВОФ64 | Осколочно-фугасный, корректируемый | 3ОФ39 | 50 | 6,3 | 20 | ||||||||||
«Краснополь-М1» | Осколочно-фугасный, корректируемый | 3ОФ39М | 43 | 5,5 | 17 | ||||||||||
Специальные | |||||||||||||||
3ВРБ36 | Постановщик помех КВ УКВ связи[11] | 3РБ30 | 43,56 | — | Уменьшенный | ||||||||||
3ВРБ37 | Постановщик помех КВ УКВ связи[12] | 3РБ30 | 43,56 | — | Полный | ||||||||||
3ВРБ38 | Постановщик помех КВ УКВ связи.Диапазон 1,5-120МГц[13][14] | 3РБ30 | 43,56 | — | Дальнобойный | 22 |
Ходовая часть 2С19 унифицирована с танком Т-80, однако имеет ряд отличительных особенностей.
Сравнение ходовой части Т-80 и 2С19[15][16] | |||||||||
2С19 | Т-80 | ||||||||
Число траков в гусенице, шт. | 86 | 80 | |||||||
Масса трака, кг | 15,6 | 22 | |||||||
Масса ведущего колеса, кг | 181,9 | 188 | |||||||
Масса направляющего колеса, кг | 228 | 230 | |||||||
Количество опорных катков, шт. | 12 | 12 | |||||||
Масса опорного катка, кг | 115 | >156 | |||||||
Количество поддерживающих катков, шт. | 10 | 10 | |||||||
Масса поддерживающего катка, кг | 16,8 | 12 | |||||||
Масса заправленного гидроамортизатора, кг | 27,5 | 30 |
Модернизированная самоходная гаубица 2С19 с установкой СУО. Разработчик артиллерийской части ЦКБ «Титан»
Тактико-технические характеристики[17]:
Модернизация самоходной гаубицы «МСТА-С». Имеет аппаратуру управления наведением огня — АСУНО «Успех-С» (баллистический вычислитель, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система), обеспечивающая автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам[18].
Тактико-технические характеристики[18]:
Объект 350 «Необитаемость-155» — модернизация самоходной гаубицы «МСТА-С». С установкой орудия 155-мм под стандарты NATO. Разработчик артиллерийской части СКБ ОАО «Мотовилихинские заводы».
Имеет аппаратуру управления наведением огня — АСУНО (баллистический вычислитель, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система), обеспечивающая автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам[18][19].
Тактико-технические характеристики[18]:
2С19 «Мста-С»[34] | M109A6 Паладин[35] | PzH 2000[36][37] | AMX AuF1[38] | AS-90[39] | |
---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||
Год принятия на вооружение | 1989 | 1991 | 1998 | 1979 | 1992 |
Боевая масса, т | 42,0 | 28,8 | 55,0 | 43,0 | 45,0 |
Экипаж | 5 | 5 | 3+2 | 4 | 5 |
Калибр пушки, мм | 152 | 155 | 155 | 155 | 155 |
Длина ствола, калибров | 47 | 39 | 52 | 39 | 39/52 |
Боекомплект пушки, выстрелов | 50 | 39 | 60 | 42 | 48 |
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км | 24,7 | 24 | 30 | 23 | 24,7/30 |
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км | 29 | 30[сн2 1] | 40[сн2 2] | 28 | н/д |
Максимальная скорострельность, выстр./мин | 7-8 | 4 | 8-10 | 8 | 6 |
Мощность двигателя, л. с. | 780 | 440 | 986 | 720 | 660 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 65 | 60 | 60 | 53 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 350 | 420 | 450 | 420 |
Пальмария[40] | K9 Thunder (англ.)русск.[41][42] | SSPH Primus (англ.)русск.[43] | PLZ-45[44] | PLZ-05[45] | Тип 99[46] | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Год принятия на вооружение | 1982 | 1998 | 2002 | 1997 | 2007 | 1999 |
Боевая масса, т | 46,0 | 47,0 | 28,3 | 33,0 | 35,0 | 40,0 |
Экипаж | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
Калибр пушки, мм | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 |
Длина ствола, калибров | 41 | 52 | 39 | 45 | 52 | 52 |
Боекомплект пушки, выстрелов | 30 | 48 | 26 | 30 | 30 | 30 |
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км | 24,7 | 30 | 19 | 24 | 20 | 30 |
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км | 30 | 40 | 30 | 39 | 40 | 38 |
Максимальная скорострельность, выстр./мин | 4 | 6-8 | 6 | 4-5 | 8 | 6 |
Мощность двигателя, л. с. | 750 | 1000 | 550 | 520 | 520 | 600 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 67 | 50 | 55 | 55 | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 480 | 350 | 550 | 550 | 300 |
Сноски
Впервые 2С19 была представлена за рубежом на выставке IDEX-93 в Абу-Даби в 1993 г. На показательном выступлении «Мста» поразила управляемыми снарядами «Краснополь» 38 целей из 40 с дистанции 15 км[47]. В 1995 г. состоялась повторная демонстрация, в ходе которой выяснилось отставание от новых САУ (в частности, немецкой PzH 2000) в дальности стрельбы. В итоге, несмотря на интерес ряда заказчиков, ни одного контракта тогда заключить не удалось; причины заключались в недостаточной дальности, архаичном и нестандартном калибре и устаревшей СУО[47]. Стоимость модернизированной 2С19 составляет около $3 млн[5].
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
2с19 мста-с википедия, 2с19 мста-с модель.
Шаблон:Сборная Словакии по хоккею на Кубке мира 1996, Королевская битва (1990), Зелёный пунтиус.