|
Т-80У |
Классификация |
основной боевой танк |
Боевая масса, т |
Т-80: 42,0
Т-80У: 46,0 |
Компоновочная схема |
классическая |
Экипаж, чел. |
3 |
История |
Разработчик |
ЛКЗ |
Производитель |
|
Годы производства |
1976—1998[1] |
Годы эксплуатации |
с 1976 |
Количество выпущенных, шт. |
более 6500[2][3] |
Основные операторы |
|
Размеры |
Длина корпуса, мм |
6982 |
Длина с пушкой вперёд, мм |
9654 |
Ширина корпуса, мм |
3525 |
Высота, мм |
2193 |
Клиренс, мм |
450 |
Бронирование |
Тип брони |
катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная. |
Динамическая защита |
Контакт-1, Контакт-5 |
Вооружение |
Калибр и марка пушки |
125-мм 2А46-1 |
Тип пушки |
гладкоствольная пушка |
Длина ствола, калибров |
48 |
Боекомплект пушки |
Т-80: 38
Т-80У: 42 |
Углы ВН, град. |
−5…+14 |
Дальность стрельбы, км |
ПТУР: 5,0
БОПС: 3,7 |
Прицелы |
оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49 |
Пулемёты |
1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность |
Тип двигателя |
|
Мощность двигателя, л. с. |
Т-80: 1000
Т80БВ: 1100
Т-80У: 1250 |
Скорость по шоссе, км/ч |
Т-80: 65
Т-80У: 70 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
Т-80: 50
Т-80У: 60 |
Запас хода по шоссе, км |
350[4] |
Запас хода по пересечённой местности, км |
250 |
Удельная мощность, л. с./т |
Т-80: 23,5
Т-80У: 27,1 |
Тип подвески |
индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,84 |
Преодолеваемый подъём, град. |
32 |
Преодолеваемая стенка, м |
1,0 |
Преодолеваемый ров, м |
2,85 |
Преодолеваемый брод, м |
1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ) |
Дополнительно |
Изображения на ВикискладеТ-80 |
Т-80 — основной боевой танк, производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на «Кировском заводе» в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Республики Беларусь, Южной Кореи, Кипра и Пакистана. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске. Современная модификация Т-84 выпускается на Украине.
История
Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «объект — 219СП1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова. Следующий «объект — 219СП2» — уже значительно отличался от исходного Т-64: испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть. Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками. Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.
Характеристики
Т-80У:
- Масса: 46 тонн[5]
- Экипаж: 3 человека
- Пушка: 125-мм гладкоствольная
- Скорострельность пушки: до 8 выстрелов/мин
- Боекомплект, выстрелов: Т80Б — 38, Т80У — 45
- Заряжание: автоматическое
- Количество снарядов в автомате заряжания: 28
- Время заряжания одного выстрела
- при повороте на один шаг: 7,1 с
- при полном повороте конвейера: 19,5 с
- Скорость поворота конвейера: 26°/с
- Время перезаряжания конвейера: 12—15 мин.[6][7]
- Двухплоскостной стабилизатор
- Управляемая ракета 9К119 с управлением по лучу лазера
- Пулеметы: 1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ
- Двигатель: ГТД, мощность 1250 л.с. (919 кВт)
- Максимальная скорость по шоссе: 80 км/ч[8]
- Запас хода: 350[5]
- Расход топлива по шоссе: 460 л/100 км;
- Время полной заправки: 23 мин (при давлении 1,5 атм.)
- Защита от ОМП
- Встроенная динамическая защита
Модификации
- Объект 219 сп 1 — модификация Т-64А с установкой газотурбинного двигателя ГТД-1000Т. В ходе испытаний была выявлена ненадёжность ходовой части Т-64 и невозможность реализации возросших динамических характеристик танка с газотурбинным двигателем[9]. Всего изготовлен 31 танк этой модификации[10].
- Объект 219 сп 2 — предсерийный образец с новой ходовой частью для полной реализации возможностей газотурбинного двигателя. Изготавливался небольшой серией из 127 танков в период с 1971 по 1976 годы[10].
- Объект 219 сп 2 — основной боевой танк Т-80. Первый принятый на вооружение серийный вариант с двигателем ГТД-1000Т (1000 л.с.) и башней Т-64А, 125-мм пушкой 2А46-1 с теплозащитным кожухом, электромеханическим МЗ (подобным установленному на Т-64А) и оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. Боевая масса 42 т. Серийно производился с 1976 по 1978 годы.
- Объект 219А — опытный основной танк Т-80А. Разрабатывался с середины 1970-х параллельно с «Объектом 478». В 1982 году создан опытный образец. В 1984 году опытный образец был оборудован навесной динамической защитой[11].
- Объект 219АС — основной танк Т-80У. Принят на вооружение в 1985 году. Установлены: КУВ 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный БВ, стабилизатор 2Э42, ПРНК ТПН-4С, комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», ППО 3ЭЦ13 «Иней», новая комбинированная броня с встроенной динамической защитой; с 1990 года устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.) и КУВ 9К119М «Инвар». Боевая масса 46 т[12].
- Объект 630А — основной танк Т-80УК. Принят на вооружение в начале 1990-х. Командирский вариант Т-80У. Установлены: система «Штора-1», тепловизор «Агава-2», новый датчик параметров атмосферы, радиостанции Р-163У и Р-163К, навигационная система ТНА-4, система дистанционного подрыва ОФ-снарядов, автономная энергоустановка АБ-1-П28[13].
- Т-80УЕ — модификация 1995 года. Вариант Т-80УМ, разработанный специально для греческого тендера; установлены гидрообъемная передача и новые органы управления.
- Объект 219АМ-1 — основной танк Т-80УА. Вариант модернизации танка Т-80У.
- Объект 219АС-М — основной танк Т-80УМ. Модернизация 1992 года. Модернизированный вариант Т-80У (тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У).
- Объект 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 «Барс». Модификация 1997 года. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты «Арена-Э», установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащен дополнительно следующими системами и комплексами: «Штора-1», «Велиж», ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.
- Объект 640 — опытный основной танк Т-80УМ2.
- Объект 219Р — основной боевой танк Т-80Б. Принят на вооружение в 1978 году. Установлены: КУВ 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 (лазерный прицел-дальномер 1Г42, БВ 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г42, комплект датчиков), пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни; с 1980 г. устанавливался двигатель ГТД-1000ТФ (1100 л.с.) и башня, унифицированная с Т-64Б; с 1982 г. устанавливалась пушка 2А46М-1. Боевая масса 42,5 т[14].
- Объект 219РВ — основной танк Т-80БВ. Принят на вооружение в 1985 году. Модификация Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт». Боевая масса 43,7 т[15].
- Объект 219АС-1 — основной танк Т-80УЕ-1. Модернизация Т-80БВ. Включает установку башни от утилизированных танков Т-80УД (аналогичная Т-80У), усовершенствованной СУО 1А45-1 и ряда других усовершенствований.
- Объект 219М — вариант комплексной модернизации танка Т-80БВ.
- Объект 219РД — опытная модификация танка Т-80Б с установкой дизельного двигателя А-53-2 (2В-16-2) мощностью 1000 л.с[16].
- Объект 219Е — опытная модификация танка Т-80Б с установкой комплекса электро-оптической активной защиты от высокоточного оружия «Штора-1»[17].
- Объект 630 — основной танк Т-80БК. Командирский вариант Т-80Б с дополнительной установкой навигационной и радиоаппаратуры.
- Объект 644 — опытная модификация Т-80 с установкой дизельного двигателя В-46-6.
- Объект 478 — эскизный проект основного танка, выполненный в 1976 году. Представлял собой шасси Т-80 с дизельным двигателем 6ТД или 124Н и башней «Объекта 476»[18].
- Объект 478М — проект основного танка, выполненный в 1976 году. Представлял собой дальнейшую модернизацию «Объекта 478». Среди основных изменений была установка комплекса активной защиты «Шатёр» и нового дизельного двигателя 124Ч, мощностью 1500 л.с.[19].
- Объект 478Б — основной танк Т-80УД «Берёза». Принят на вооружение в 1987 году[20]. Дизельный двигатель 6ТД (1000 л.с.), зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением; первые варианты оснащались навесной ДЗ, с 1988 г. — встроенная ДЗ, как на Т-80У; боевая масса 46 т; к 1995 г. все Т-80УД Российской армии выведены из эксплуатации.
- Объект 478БК — опытная модификация Т-80УД со сварной башней.
- Объект 478Д — опытный основной танк на базе Т-80УД с установкой системы управления ракетным вооружением «Айнет».
- Объект 478ДУ — украинский опытный основной танк на базе Объекта 478Д с модифицированной ходовой частью.
- Объект 478ДУ1 — украинский экспортный вариант танка Т-80УД.
- Объект 478ДУ2 — украинский основной танк Т-84 «Оплот». Усовершенствованный вариант Т-80УД, созданный на Украине. Оснащен системой «Штора-1», новой ДЗ.
- Т-84-120 «Ятаган» — экспортный вариант Т-84 с 120-мм пушкой (под стандарт НАТО), созданный на Украине специально для поставок в Турцию. Оснащен двигателем 6ТД-2 (1200 л.с.); установлены новая сварная башня с АЗ в кормовой нише и встроенная ДЗ «Нож».
- Объект 478ДУ9 — украинский основной танк Т-84У «Оплот». Усовершенствованный вариант Т-84.
- Объект 478ДУ10 — украинский основной танк БМ «Оплот». Усовершенствованный вариант Т-84У.
- Объект 478ДУ3 — украинский проект модернизации Т-80УД.
- Объект 478ДУ4 — украинская опытная модернизация Т-80УД с установкой усовершенствованной коробки переключения передач.
- Объект 478ДУ5 — украинская опытная модернизация Т-80УД с установкой кондиционера.
- Объект 478ДУ6 — украинский проект модернизации Т-80УД.
- Объект 478ДУ7 — украинская опытная модернизация Т-80УД.
- Объект 478ДУ8 — украинская опытная модернизация Т-80УД.
Машины на базе танка
Где можно увидеть
Объект 219А в музее Кубинка
Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
- На постаменте в посёлке Каменка Лен.обл. на шоссе А-125
- Т-80Б (экспозиция под открытым небом) в Музейном комплексе «Музей истории танка Т-34» в Московской области.
- Т-80 в Казани на территории бывшего военного танкового училища,один из первых образцов.Так как училище единственное в бывшем СССР готовило команднные кадры на данную машину.
На вооружении
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
- Россия:
- Ангола — более 300 основных и средних танков, в том числе Т-80, по состоянию на 2010 год[26]
- Белоруссия — 92 Т-80Б, по состоянию на 2010 год[27], в период с 2010 по 2011 годы все 92 танка были поставлены в Йемен[28].
- Великобритания — несколько Т-80У куплено через подставные организации для стратегических исследований в 1992 году[29][30]
- Египет — 14 Т-80УК и 20 Т-80У, куплены в 1997 году[31]
- Йемен — 31 Т-80, по состоянию на 2005 год[32]. В период с 2010 по 2011 годы из Белоруссии были поставлены 92 танка Т-80Б, а также 68 двигателей ГТД-1000[28].
- Кипр — 41 Т-80У, по состоянию на 2010 год[27], поставлены Россией в период с 1996 по 1997 годы[28]. Общая стоимость контракта по разным данным составляет от $156 до $174 млн.[28][33]. В 2009 году был подписан контракт на поставку ещё 41 Т-80У/Т-80УК, из которых 27 единиц были поставлены в 2010 году, остальные по предположениям должны были быть поставлены в 2011 году. Общая стоимость нового контракта составила $156 млн[34].
- Республика Корея — 80 Т-80У, по состоянию на 2010 год[35] 2 Т-80У поставлено в 2005 году за $6 млн.[33]. По другим данным, всего поставлено 33 Т-80У[36].
- Пакистан — 320 Т-80УД, по состоянию на 2010 год[37]
- США — 1 Т-80У передан Великобританией[29][30]. 4 единицы Т-80УД получены в 2003 году от Украины[38].
- Узбекистан — некоторое количество Т-80БВ, по состоянию на 2012 год[39]
- Украина — 167 Т-80, по состоянию на 2010 год[40]
В массовой культуре
Наиболее известные эпизоды боевого применения
- Расстрел Белого дома в 1993 году. Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-подкалиберных и 10 осколочно-фугасных. После обстрела танки переместились на набережную Тараса Шевченко, где и находились до конца дня.
Оценка машины
В середине 1976 г. член ЦК КПСС, главный конструктор Кировского завода в Ленинграде Н. С. Попов сумел убедить руководство страны принять на вооружение Советской Армии далеко не лучший танк Т-80. Прежде всего, обладая по сравнению с серийными танками Т-64А и Т-72 одинаковым вооружением, защищенностью и маневренностью, Т-80 имел (по результатам войсковых испытаний) значительно больший (в 1,6-1,8 раза) километровый расход топлива и, несмотря на увеличенное количество возимого топлива, — меньший на 25-30 % запас хода. В танке Т-80 использовано менее удачное, чем у Т-72, боевое отделение от танка Т-64А с вертикальной укладкой выстрелов, что в боевых условиях снижает живучесть танка и практически делает невозможным прямое общение экипажа с механиком-водителем и его эвакуацию в случае ранения. В этом танке применена несовершенная ходовая часть и т. д. В целом, танк Т-80 сложнее, дороже и ненадежнее танка Т-64А, не говоря уже о Т-72.
— Карцев Л.Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»[41]
Существуют также противоположные оценки данного танка:
К сожалению, еще можно встретить в печати утверждения о том, что для танкового ГТД предъявляются «сверхвысокие требования к очистке воздуха, поступающего в камеру сгорания двигателя». Это, мягко говоря, не так. Для ГТД танка Т-80 допустимый коэффициент пропуска пыли почти в 10 раз выше, чем у дизельных двигателей.
Основой борьбы с пылью явился комплекс взаимосвязанных и в то же время самостоятельных инженерных решений: применение ВЗУ — воздухозаборного устройства, пылегасящих щитков, специального веерного выхлопа, инерционного воздухоочистителя и виброочистки с пылесдувом. Все эти ноу-хау позволили танку в любых, самых тяжелых условиях пустынь и бездорожья не бояться пыли, а, главное, не обслуживать за всю эксплуатацию танка воздухоочиститель. Испытания в жесточайших условиях пустыни Кара-Кум подтвердили это.
Оперативная готовность танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в любых климатических условиях, определяющая техническую готовность, является одним из важнейших требований боевой готовности танка. Надо сказать, что пуск дизельного двигателя при низких температурах представляет собой сложную и достаточно продолжительную операцию. Для облегчения пуска поршневых двигателей вынуждены применить целый набор средств для облегчения этого процесса: подогрев воздуха на впуске, предпусковой подогрев и т. п. Несмотря на это, готовность танков с дизельными двигателями при низких температурах доходит до 30-40 минут и более.
Двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену, так как силовая турбина ГТД, передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами, точнее, имеет только через газовый тракт. Эта особенность танка Т-80 придает ему несравненные, отличные от собратьев свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий и, наконец, по незаглохаемости.
— Чего не боятся танки? Следует признать преимущества газотурбинного двигателя. В. И. Козишкурт, генеральный директор ОАО «Спецмаш», А. С. Ефремов, председатель совета директоров ОАО «Спецмаш». «Независимое военное обозрение»[42]
А вот такую оценку танку Т-80 дал бывший Министр обороны Сирии Мустафа Тлас:
«Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире».
— Владимир Ильин, Основной танк Т-80[43]
См. также
Примечания
- Экспорт отечественных танков. Есть ли перспективы у Т-80?
- http://www.armstass.su/?page=article&aid=103946&cid=25
- Климов :: Продукция :: Наземные и морские программы :: ГТД-1250
- Чьи танки лучше: Т-80 против «Абрамса»
- ↑ Чьи танки лучше: Т-80 против «Абрамса»
- ↑ Танк Т-80 техническое описание и конструкция по эксплуатации. Книга первая, стр. 12
- ↑ Танк Т-80Б. Техническое описание и конструкция по эксплуатации. Книга первая, стр. 15—16
- История отечественного танкостроения в послевоенный период
- ↑ М. В. Павлов, И. В. Павлов, А. С. Ефремов. История создания первого серийного танка Т-80 с газотурбинной силовой установкой // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2011. — № 6. — С. 23.
- ↑ 1 2 М. В. Павлов, И. В. Павлов, А. С. Ефремов. История создания первого серийного танка Т-80 с газотурбинной силовой установкой // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2011. — № 11. — С. 31.
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 384
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 386
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 390
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 376
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 378
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 374
- Основной танк Т-80: описание фото характеристики (рус.). LiveGuns. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012. Проверено 6 января 2012.
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 381
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 383
- ↑ А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 388
- Т-80
- Groll und Graus - Военная техника - Основной боевой танк Т-80БВ - фото 23
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 223.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 199.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 227.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 294.
- ↑ 1 2 The Military Balance 2010. — P. 178.
- ↑ Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
- ↑ House of Commons Hansard Debates for 3 Feb 1994
- ↑ 1 2 Военно-техническая серия № 85: Т-80 — Лучший в мире танк, стр. 48
- Procurement Article: July 15, 2020
- Yemen Army Equipment
- ↑ http://www.armstrade.org/files/obrazec_glava_6_3.pdf
- Россия представила в Регистр ООН отчет по поставкам обычных вооружений (рус.). ЦАМТО. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012. Проверено 19 декабря 2011.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 413.
- базу данных SIPRI (поставки из России в Южную Корею).
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 368.
- T-80UD deagel
- Разоблачение мифа: Т-80 не страшны пески Узбекистана
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 196.
- ↑ Карцев. Л.Н. Воспоминания Главного конструктора танков//«Техника и вооружение» 2008, №№ 1-5, 8, 9, 11. — 2008.
- http://t80leningrad.narod.ru/publications/t80_p007.htm
- Т-80 - 0001.htm
Ссылки
- Статьи
- Основной боевой танк Т-80
- Устройство и ремонт танка Т-80
- Т-80 — основной боевой танк
- Т-80У. Army Guide. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
- СПИСОК МОДИФИКАЦИЙ ТАНКА Т-80
- Основной танк Т-80 (СССР)
- Детальные фотографии Т-80БВ
- Виртуальная экскурсия внутри Т-80БВ
- Видео
- Демонстрация езды Т-80 на пересеченной местности и стрельбы на YouTube
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года |
|
|
|
|
|
Инженерные и специальные машины |
|
|
|
Машины разведки и управления |
|
|
|
|
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |