Транспорт в Омской области — одна из важнейших отраслей экономики Омской области, обеспечивающая экономические связи как внутри области, так и с другими регионами. Представлен автомобильным, железнодорожным, речным, авиационным, трубопроводным, а также городским электрическим (трамвайным и троллейбусным) транспортом в областном центре — городе Омск.
Важнейшей транспортной магистралью является Транссибирская магистраль, которая соединяется с Средне-Сибирской железной дорогой.
По территории Омской области проходят автомагистрали[1]:
Город Омск является крупным транспортным узлом — в нем находится аэропорт международного значения. В настоящее время в городе ведется строительство метро.
Содержание |
Железнодорожный транспорт:[2].
2000 | 2005 | 2008 | |
---|---|---|---|
Эксплуатационная длина жeлезнодорожных путей,тыс. км | 775 | 752 | 752 |
Густота железнодорожных путей общего пользования, километров на 1000 кв. км территории | 55 | 53 | 53 |
Автомобильные дороги:[3]. Длина автомобильных дорог в Омской области составляет :18568 км.
Речной — исторически наиболее древний вид транспорта в Омске, именно в ходе речного похода был основан Омск, на протяжении своей истории город был тесно связан с рекой. Построенный в 1964 году Речной вокзал стоит в самом центре города: на месте основания Омской крепости. В настоящее время, после кризисных 1990-хх годов, Омск вновь связан пассажирским сообщением по Иртышу. ОАО «Иртышское пароходство»[4] осуществляет маршруты на линия Омск-Салехард (через Тобольск, Ханты-Мансийск). На период трёхмесячной навигации по этому маршруту ходят теплоходы «Чернышевский» и «Родина»[5]. На сегодняшний день это один из немногих сохранившихся речных пассажирских маршрутов в России. На скоростных линиях Омск-Тевриз и Тевриз-Малая Бича работают скоростные суда Восход и Заря.
Речной грузовой порт находится в Ленинском административном округе. Омский речной порт (основан в 1951 году) расположен в черте города по обоим берегам Иртыша у пересечения его с Транссибом, в 1858 км от устья. Омский речной порт — крупнейший перевалочный порт на Иртыше. В 1970-е годы на его долю падал 31 % общего объёма погрузочно-разгрузочных работ в Иртышском бассейне. [6]
Благодаря строительству Транссиба Омск получил дополнительное развитие. В Омске находятся два железнодорожных вокзала, расположенных по соседству и образующих привокзальную площадь: «Омск-Пассажирский» и «Омск-Пригородный». Оба вокзала соответствуют европейским стандартам.
Существуют фирменные поезда омского формирования: поезда «Иртыш» № 47/48 направлением Омск-Москва и № 87/88 направлением Омск-Новосибирск, соответствующие европейским стандартам, «Омич» направлением Омск-Нижневартовск, «Дружба» — Омск-Караганда, и двугруппный фирменный поезд «Обь» направлением Новосибирск-Омск-Новый Уренгой.
В 2008 году в Исилькуле полностью обновлён железнодорожный вокзал.
В Омске действует аэропорт «Омск-Центральный». Ведётся поиск инвесторов для продолжения замороженного строительства международного аэропорта «Омск-Фёдоровка» в 30 км от города.
В черте города, в Октябрьском округе, находится построенный ещё в период ВОВ аэродром Омск-Северный. Одно время он даже принимал чартерные рейсы гражданской авиации. В начале 2000-х гг. существовали планы его превращения в крупнейший в Сибири грузовой терминал[7], которые остались неосуществлёнными.
В настоящее время из Омска можно вылететь в Москву, Сургут, Сочи, Краснодар, Хургаду, Новосибирск и Ханты-Мансийск[8].
В 2010 году осуществлялись регулярные рейсы в Анапу, Баку, Ганновер, Дюссельдорф, Ереван, Красноярск, Нижневартовск, Норильск, Салехард, Якутск, чартерные рейсы в Анталью, Бангкок, Даламан, Ираклион, Шарм-эш-Шейх[8].
В Омске на конец 2010 года зарегистрировано 421 тыс. легковых автомобилей, 79,4 тыс. грузовых и 15,7 тыс. — автобусов[9].
В городе активно эксплуатируются наземные виды транспорта. Действует 108 автобусных, 10 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов, а также маршрутные такси. Трамвайные линии в историческом центре города были убраны. Согласно генеральному плану развития Омска ожидается значительное развитие трамвайных линий как на левом, так и на правом берегах реки Иртыш. На 2010 год представителями мэрии было анонсировано обновление подвижного состава трамвая. Транспортная схема города постоянно корректируется. С 2005 года по просьбам жителей было открыто 15 новых маршрутов и изменено 39 ранее действующих. С 2009 года в соответствии с новыми правилами организации пассажирских перевозок для информирования пассажиров в салонах общественного транспорта размещена визитная карточка пассажирского предприятия с номерами телефонов, по которым можно обратиться с жалобами или предложениями, и где указаны данные водителя[10].
По словам председателя Омской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации В. И. Колесникова, муниципальный транспорт в городе не только сохранён, но и развивается (что особенно заметно на фоне того, что в некоторых городах Сибири муниципальный пассажирский транспорт «умер»)[10].
В Омске в настоящее время строится метрополитен. В первой очереди планируется открыть четыре станции: «Библиотека им. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная». Из-за мирового финансового кризиса дата ввода пускового участка отложена в очередной раз. Финансирования на строительство метро в 2010 году не было выделено[11].
Через Омск проходит федеральная трасса М51 (Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск). Для жителей России желающих проехать в Омск по этой трассе лучше выбрать маршрут Челябинск — Курган — Макушино — Бердюжье — Ишим — Омск.
На левобережье находится автовокзал, откуда ходят междугородные и международные автобусы в Омскую область, другие города России и Казахстана.
В городе существует десять больших транспортных мостов, из которых пять проходят над рекой Иртыш, а ещё пять — над Омью:
Транспорт в Омской области.