1-й Чемпионат мира Формулы-1 | |
---|---|
◄ нет Сезон 1950 1951 ► |
|
Чемпион мира | |
Кубок конструкторов | |
не разыгрывался |
|
Портал:Формула-1 |
Сезон Формулы-1 1950 года — первый Чемпионат Мира по автогонкам в классе Формула-1, устраиваемый FIA. Чемпионат начался 13 мая и закончился 3 сентября, продлившись 113 дней. В чемпионате участвовали 16 команд, из которых 5 были заводскими и 11 независимыми. Соревнования состояли из шести европейских Гран-при и одной американской гонки Индианаполис 500, которая была включена в зачет чемпионата Мира несмотря на то, что проводилась по другому техническому регламенту, и в ней участвовали только американские команды, конструкторы и пилоты. Также по ходу сезона по регламенту Формулы-1 было проведено множество незачетных гран-при.
Содержание |
По результатам каждой гонки пятеро первых финишировавших гонщиков получали соответственно 8, 6, 4, 3 и 2 очка. Дополнительно одно очко присуждалось обладателю быстрейшего круга в гонке. Из показанных каждым пилотом результатов в зачет чемпионата шли только 4 лучших результата. Правила допускали замену пилота по ходу гонки, в таком случае набранные данным болидом очки делились поровну между этими пилотами. Кубок конструкторов не разыгрывался. В чемпионате принимали участие болиды определенной мощности. На машинах был установлен двигатель объемом 1,5 литра с наддувом, либо 4,5 литра без наддува.
№ | Гран-при | Официальное название | Место | Трасса | Дата |
---|---|---|---|---|---|
1 | Гран-при Великобритании | IIIrd RAC British Grand Prix | Великобритания, Сильверстоун | Сильверстоун | 13 мая |
2 | Гран-при Монако | XIe Grand Prix Automobile de Monaco | Монако, Монте-Карло | Монте-Карло | 21 мая |
3 | 500 миль Индианаполиса | XXXIVth Indianapolis International Motor Sweepstakes | США, Индианаполис | Индианаполис | 30 мая |
4 | Гран-при Швейцарии | X Grosser Preis der Schweiz | Швейцария, Бремгартен | Бремгартен | 4 июня |
5 | Гран-при Бельгии | XII Grote Prijs van Belgiё | Бельгия, Спа | Спа-Франкоршам | 18 июня |
6 | Гран-при Франции | 37e Grand Prix de l'ACF | Франция, Реймс | Реймс-Гу | 2 июля |
7 | Гран-при Италии | 21o Gran Premio d'Italia | Италия, Монца | Монца | 3 сентября |
Европейские гонки чемпионата прошли при полном доминировании команды Alfa Romeo. За исключением американской гонки в Индианаполисе, ее пилоты завоевали все победы, поул-позиции и быстрые круги, а также 12 из 18 позиций на подиуме.
Гонка прошла при подавляющем преимуществе Джузеппе Фарины, который завоевал почти все возможные достижения: поул-позицию, быстрый круг и победу, а лидерсто уступал лишь партнерам по команде и всего дважды — на 6 кругов Фаджиоли и на один круг — Фанхио. Подиум оказался также полностью занят пилотами «Альфы» — вторым и третьим стали соответственно Фаджиоли и Парнелл, приглашенный на одну гонку четвертым пилотом.
Основным событием гонки стал массовый завал в конце первого круга в районе поворота Bureau de Tabac. Жертвами его стали более половины участвующих пилотов, в том числе два из трех пилотов «Альфы-Ромео». Третий же — Фанхио — не только избежал завала, но и быстрее прочих гонщиков объехал его на втором круге, и в результате обошел пришедшего вторым Альберто Аскари на целый круг, а третьего призера Луи Широна — на целых два. Всего финишировать смогли всего семь пилотов.
Гонка, проводимая по собственным правилам, все же была включена в зачет чемпионата мира. Она стала первой гонкой в чемпионатах, прекращенной досрочно - на 138-м круге из 200 случился ливень, и гонка была остановлена. Победа и очко за быстрейщий круг были присуждены занимавшему на тот момент первое место американскому гонщику Джонни Парсонсу, вторым стал Билл Холланд, третьим — Мори Роуз. Четвертое место занял Сесил Грин. Очки за пятое место разделили поровну Джоуи Читвуд и Тони Беттенхаузен, управлявшие одним болидом по очереди. Стартовавший с поула Уолт Фолкнер финишировал только седьмым.
В данной гонке вновь доминировали пилоты «Альфы-Ромео», гонщикам же заводской команды «Феррари» при всем старании навязать борьбу не удалось. Победа, как и на первом этапе сезона, досталась Фарине, вторым стал Фаджиоли, а на третье место приехал Розье, оправдав тем самым свое приглашение в заводскую команду «Тальбо-Лаго». Фанхио долго лидировал, затем уверенно держался в лидирующей группе, но сошел из-за отказа мотора.
В этой гонке во внутренние разборки пилотов «Альфы» вмешались не только пилоты Феррари, но также и гонщики на Тальбо-Лаго. Победа досталась Фанхио, вторым стал Фаджиоли, а вот Фарина из-за проблем с трансмиссией стал только четвертым, позволив Розье второй раз подряд попасть на подиум. Аскари смог добраться только до пятого места.
Фанхио победил, установив также быстрый круг и завоевав поул-позицию. Фаджиоли стал вторым после того, как Фарина откатился назад из-за проблем с топливным насосом. Заводские пилоты Феррари, разочарованные слабыми результатами в тренировках, отказались от старта. В их отсутствие марку представлял только одинокий частник Уайтхед, который и занял оставшееся место на подиуме (отстав, правда, от «Альфетт» аж на три круга). Четвертым стал единственный пилот «Гордини» Манзон, для которого эти очки стали единственными в сезоне. Два очка за пятое места поделили между собой Этанселен и Шабу, отставшие еще на два круга. Никто из пилотов «Мазерати» до финиша не добрался, а на "Тальбо" финишировали только двое из семи автомобилей.
К данному этапу теоретический шанс стать чемпионом остался у троих пилотов «Альфа-Ромео» — Фанхио, Фарина и Фаджиоли, при этом шансы последнего были чисто теоретическими — ему непременно нужно было побеждать, чтобы увеличить свой очковый запас, тогда как для его партнеров любой результат пошел бы в зачет. В конце концов Фанхио сошел, сменив по ходу гонки две машины, и его отсутствие Фарина легко победил, став первым чемпионом мира в гонках Формулы-1. Также в этой гонке впервые в сезоне Аскари смог вмешаться в борьбу пилотов «Альфы» между собой — в квалификации он занял второе место, и в гонке стал вторым совместно с Дорино Серафини. Третье место досталось Фаджиоли, а оставшиеся места в очковой зоне завоевали Розье и Этанселен на «Тальбо-Лаго». Последний установил рекорд, не побитый до сих пор — он стал самым пожилым гонщиком, заработавшим очки. Всего в гонке смогли финишировать лишь семь пилотов.
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Сезоны Формулы-1 | |
---|---|
|
Сезон Формулы-1 1950 года.