Гражданство | |
---|---|
Дата рождения | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды | |
Чемпион мира |
1 (1992) |
Победы |
31 |
Подиумы |
59 |
Очки |
482 |
Поулы |
32 |
Быстрые круги |
30 |
Дебют | |
Первая победа | |
Последняя победа | |
Последняя гонка |
Найджел Эрнест Джеймс Мэнселл (англ. Nigel Ernest James Mansell, 8 августа, 1953 Аптон-он-Северн, Вустершир) — английский автогонщик, чемпион Мира по автогонкам в классе Формула-1. Первый автогонщик в истории американской гоночной серии CART завоевавший титул чемпиона в первом же сезоне. Участвовал в 15 сезонах Формулы-1 и в двух сезонах серии CART. Найджел Мэнселл имеет достаточно габаритное телосложение, отличается простотой в общении, поэтому в паддоке Ф1 он получил прозвище «Большой Найдж».
По версии Мюррея Уолкера входит в число 10 лучших пилотов Формулы-1[1]. Статистически Мэнселл входит в пятерку лучших пилотов Ф1 за всю историю: по количеству побед = 31, поул-позиций = 32, быстрейших кругов = 30, стартов с первого ряда = 56, дублей (поул + победа в одной гонке) = 17, километров лидирования = 9642, лидирований от старта до финиша = 9, Больших шлемов (лидирование с поула до финиша + быстрый круг) = 4. Является обладателем рекорда по наибольшему проценту поул-позиций в сезоне - 14 поулов в 16 гонках = 88% (1992).
В 2005—2006 годах стартовал в серии Гран-при Мастерс (Grand Prix Masters), до участия в которой допускались звезды мирового автоспорта в возрасте старше 45 лет.
Содержание
|
Мэнселл родился 8 августа 1953 г. в небольшом английском городке Аптон-он-Северн в графстве Вустершир. Детство и юношество прошли в Холл-Грине, Бирмингем. Перед поступлением в Matthew Boulton College, окончил Rosslyn School. Впоследствии, до карьеры автогонщика, работал инженером в Lucas Engineering.
После успешного начала в картинге, Найджел перешёл в серию Формула-Форд. В своём дебютном сезоне 1976 года Найджел одержал 6 побед в 9 гонках, включая первую гонку в Mallory Park. А уже на следующий год выиграл 20 заездов из 27. Страшная авария в Brands Hatch чуть не закончилась трагически. Травма позвоночника и больничная койка. Врачи объявили, что он никогда больше не сядет за руль гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их разрешения, то останется на всю жизнь парализованным. Через пять дней он встал, написал расписку и поехал домой, а через месяц с небольшим — снова сел за руль.
В 1978 году он должен был принять участие в соревнованиях Формулы-3. Ввиду отсутствия спонсоров Найджелу и его жене Розанне пришлось продать квартиру. Но сезон не ладился. Болид March явно не мог конкурировать с соперниками, но его усилия на трассе и стиль вождения привлекли внимание Колина Чепмена, руководителя Лотуса. А в июне он был признан «гоночной надеждой года» в Великобритании. В сентябре 1979, прямо перед участием в тестах Лотуса он попал в тяжелую аварию, в результате тарана его машины Де Чезарисом в чемпионате Формулы-3. Машина Мэнселла перевернулась, и он сломал позвонок. Вторая травма позвоночника за два года не остановила его. На следующий день, находясь в больнице, он заявил Чепмену «Это не проблема. Я буду на тестах в Поль-Рикаре!» И сдержал свое слово. К тому времени его упорство уже становилось легендарным.
Дебют Найджелла Мэнселла в Формуле 1 состоялся в 1980 году. Хозяин команды Лотус Колин Чепмен позволил ему пилотировать запасной (третий) болид команды на трех этапах сезона.
С 1981 года молодой британец занял место второго пилота команды, заменив экс-чемпиона мира американца Марио Андретти. Первым пилотом в том сезоне стал также молодой, но более опытный итальянец Элио де Анджелис. Команда в начале 1980-х не блистала, например лучшим достижением ее гонщиков в сезоне-1981 стало третье место Мэнселла в Гран-При Бельгии.
В 1982—1984 годах Найджелу также удавалось в каждом сезоне взбираться на бронзовую ступень пьедестала почета. Это максимум чего он смог достичь в легендарной команде, хотя Биг Найдж неоднократно лидировал в гонках и даже был близок к победе, как например в Гран-При Монако’1984 или Гран-При США’1984 когда он после старта лидировал большую часть гонки.
В команде Лотус в 1980-х царило четкое разделение на первого и второго пилота. Первому всегда доставалась лучшая машина, лучшие настройки, тактика и т. п. Тем не менее во многих гонках Мэнселл выступал удачнее лидера команды де Анджелиса. Так в 1983 году Мэнселл набрал за сезон 10 очков и занял 12 место, тогда как де Анджелис с двумя очками оказался только на 17 месте.
Настоящий прорыв в карьере Найджела Мэнселла произошел с его приходом в коллектив Уильямс в 1985-м, где он сменил французского ветерана Жака Лаффита. Первым пилотом команды был финн Кейо Росберг, экс-чемпион мира. К этому году мотористы из Хонды подготовили отличный двигатель Honda RA165E — самый мощный в Формуле 1 на тот момент, а команда разработала удачное шасси FW10. К сожалению японские моторы частенько выходили из строя в первой половине сезона, зато в концовке чемпионата автомобилям Уильямс-Хонда не было равных по скорости. 6 октября 1985 года Биг Найдж выиграл свою первую гонку — Гран-При Европы, проходившей на его родине в Англии. А спустя две недели ему покорился и Гран-При ЮАР. По итогам года Мэнселл впервые вошел в первую шестерку.
Триумфальным для британца мог стать 1986 год. Honda подготовила к этому сезону двигатель RA166E — самый мощный силовой агрегат за всю историю Формулы 1. Мощность 1,5-литрового турбомотора с наддувом фирмы IHI в квалификационной версии доходила до 1300 л.с.! А в гоночной спецификации чудо-двигатель выдавал до 900 л.с. Патрик Хэд сконструировал великолепное шасси FW11. Новым партнером Мэнселла стал двукратный (на тот момент) чемпион мира Нельсон Пике пришедший на место Росберга. Номинально именно он считался первым пилотом Уильямса, фактически же в этой команде оба гонщика имели полное равноправие. Ещё в середине сезона стало ясно, что тягаться по скорости с Williams FW11-Honda практически бесполезно. Мэнселл и Пике выигрывали гонку за гонкой, порой опережая всех остальных на круг. Понимая, что соперников у них нет, бразилец и англичанин вступили в ожесточенную схватку между собой за чемпионский титул. Вскоре отношения между ними начали портиться. Хозяин команды Фрэнк Уильямс проходил курс реабилитации после весенней автокатастрофы, а Патрику Хэду не удалось удержать ситуацию под контролем. И пока два забияки отбирали друг у друга очки, действующий чемпион мира француз Ален Прост в каждой гонке старался добиться максимально возможного результата. Все это привело к тому, что перед финальным этапом на титул претендовали трое пилотов — Мэнселл, шесть очков уступал ему Прост из команды МакЛарен и ещё один балл — Пике. Перед последней гонкой Рон Денис, глава команды МакЛарен, заявил, что новые шины "GoodYear" позволяют проехать всю дистанцию гонки без замены покрышек. Для усиления эффекта этого заявления второй пилот МакЛарена Кеке Росберг ехал в гонке без замены шин. В гонке за Гран-При Австралии Мэнселл незадолго до финиша лидировал, но лопнувшая задняя покрышка стоила ему победы как в гонке, так и в чемпионате. Пике срочно рванул в боксы на смену шин, но эта внеплановая остановка так же не позволила ему опередить в чемпионате Проста, который стал двукратным чемпионом мира, Мэнселл — вице-чемпионом, а Пике — третьим призером.
Трёхкратный рост мощности моторов Формулы 1 всего за 10 лет потребовал от FIA быстрых и решительных мер, ибо технологии безопасности по обыкновению не поспевали за гоночными. В 1987 году началась кампания по снижению мощности моторов для Формулы 1. Давление турбонаддува ограничили до 4 бара, было объявлено, что с 1989 году турбины окажутся вне закона. Пилотам с двигателями Хонда это пошло на пользу, ведь конкурирующие моторопроизводители перестали разрабатывать новые модели силовых агрегатов. Поэтому гонщики Фрэнка Уильямса превратили сезон-1987 в свой сольный спектакль. Сам глава команды вернулся в паддок, чтобы приструнить бразильца с британцем и продолжать руководство командой. Впрочем, после прошлогоднего провала пилотам не нужна была дополнительная мотивация. Во второй половине сезона спор за титул вели только они. Мэнселл ехал чуть более быстро и отчаянно (6 побед в Гран-при), Пике — чаще финишировал в очковой зоне (хотя у него было всего 3 победы в Гран-при). Всё решилось на новой японской трассе Судзука в форме восьмерки, впервые включенной в календарь чемпионата. Большой Найдж в квалификации Гран-При Японии угодил в серьёзную аварию, и Нельсон без сопротивления завоевал свой третий титул.
Накануне сезона 1988 года Уильямс лишился супер-двигателей от Хонды и на болидах английской команды появились силовые агрегаты небольшой британской компании Джадд. Моторы эти имели неплохие характеристики, но были чрезвычайно ненадежными. Мэнселл смог закончить только два этапа из четырнадцати (оба на втором месте), в которых стартовал, ещё два он пропустил из-за болезни. В результате Большой Найдж занял только 9 место по итогам года и в межсезонье перешел в Феррари.
Найджел переходит в «Феррари» перед сезоном-1989. Первая же гонка за новую команду становится золотой — британец выигрывает бразильский этап. За год была ещё одна победа (в Венгрии) и Мэнселл смог переиграть своего напарника — Бергера. Хотя «Скудерия» тогда не могла бросить вызов пилотам «МакЛарена», ведущим борьбу на своем, космическом, уровне, но смотрелась весьма неплохо, суля перспективы в будущем.
Уже в 1990 году «Феррари» располагала автомобилем, способным много побеждать. Но новый напарник — действующий чемпион мира Ален Прост — полностью превзошел Мэнселла. И пока француз конкурировал с Сенной, Найджел исполнял уже подзабытую роль второго пилота. Единственная победа в португальской гонке испортила отношение Мэнселла с руководством «Феррари». Прост и Мэнсэлл стартовали с первого ряда стартового поля, но в первом же повороте британец перекрыл траекторию своему напарнику, который из-за этого происшествия пропустил вперёд оба «МакЛарена». Прост финишировал третьим, позади Сенны и потерял реальные шансы на четвёртый титул в этом сезоне. Британец подумывал о завершении карьеры, но принял решение вернуться в «Вильямс».
В сезоне 1991-го года Мэнсэлл сошёл в трёх первых гонках. В дальнейшем дела наладились, вскоре он приблизился по очкам к Сенне, но очковый задел Айртона был слишком велик. Найджел занял второе место по итогам чемпионата. Мэнселл, несмотря на многократные победы, никак не мог осуществить мечту любого гонщика — взять чемпионский титул. Сезон 1992 года был одним из последних шансов сделать это. Тем более что машина Уильямса и Хэда не подвела. Машина с активной подвеской не имела себе равных. Проблемы у главных конкурентов. Болиды МакЛарен выглядели не очень уверенно, Феррари продолжал преследовать кризис, Прост в вынужденном отпуске.
Сезон прошёл при явном доминировании Мэнселла, который опередил своего напарника по команде — Патрезе, на 52 очка.
Мэнселл стал первым британцем-чемпионом со времен Джеймса Ханта.
Вновь встала проблема дальнейшей карьеры. Уильямс и Хед выбирали из Сенны и Проста, и с Найджелом контракт продлевать не собирались. После долгих размышлений Мэнселл переехал за океан для участия в американской серии «Индикар».
Мэнселл сразу же выиграл первую гонку и вскоре стал чемпионом по итогам сезона. В следующем году его «Лола» не могла конкурировать с «Пенске» младшего Эла Ансера, и Мэнселл решил вернуться в «Формулу-1»
После гибели Сенны «Уильямс» выбирал второго пилота из ветеранов Патрезе, Мэнселла и новичка Култхарда. Но Патрезе, завершивший выступления годом ранее, возвращаться не собирался. И Мэнселл с Култхардом поочередно составляли пару Дэймону Хиллу, который мог выиграть чемпионат.
На последнем этапе года, в Австралии, Мэнселл стартовал с поул-позиции. Он, правда, быстро уступил Шумахеру и Хиллу, выяснявшим, кто из них станет сильнейшим. Но после схода обоих, Найджел снова возглавил гонку и смог отстоять свою позицию от атак старого приятеля Бергера. Хотя сход Хилла сделал Шумахера чемпионом, победа Мэнселла принесла команде Кубок Конструкторов. Это была 31-я и последняя победа Британского Льва.
На следующий год команда заключила соглашение не с ним, а с молодым шотландцем Култхардом. Мэнселл решил продолжить карьеру в «МакЛарене».
Располневшему чемпиону нелегко было втиснуться в кокпит, поэтому его дебют в «МакЛарене» пришелся лишь на третью гонку сезона.
Два бледных Гран-При стали последними в карьере Мэнселла. Он решил не бороться с мельницами в команде, переживающей черную полосу. Мэнселл ещё несколько раз порывался вернуться за руль, так он провел тесты в «Джордане» зимой перед началом сезона 1997.
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1980 | Лотус | Lotus 81B | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
СШЗ |
БЕЛ |
МОН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА НКВ |
КАН |
СОЕ |
— | 0 | ||
1981 | Team Essex Lotus John Player Team Lotus |
Lotus 81B Lotus 87 |
Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
M | СШЗ Сход |
БРА 11 |
АРГ Сход |
САН |
БЕЛ 3 |
МОН Сход |
ИСП 6 |
ФРА 7 |
ВЕЛ НКВ |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА Сход |
КАН Сход |
ЛВС 4 |
14 | 8 | |
1982 | Лотус | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | ЮЖН Сход |
БРА 3 |
СШЗ 7 |
САН |
БЕЛ Сход |
МОН 4 |
ДЕТ Сход |
КАН Сход |
НИД НС |
ВЕЛ Сход |
ФРА НС |
ГЕР 9 |
АВТ Сход |
ШВА 8 |
ИТА 7 |
ЛВС Сход |
14 | 7 | |
1983 | Лотус | P | БРА 12 |
СШЗ 12 |
ФРА Сход |
САН Сход |
МОН Сход |
БЕЛ Сход |
ДЕТ 6 |
КАН Сход |
ВЕЛ 4 |
ГЕР Сход |
АВТ 5 |
НИД Сход |
ИТА 8 |
ЕВР 3 |
ЮЖН Сход |
12 | 10 | |||
1984 | Лотус | G | БРА Сход |
ЮЖН Сход |
БЕЛ Сход |
САН Сход |
ФРА 3 |
МОН Сход |
КАН 6 |
СОЕ Сход |
СОЕ 6 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 4 |
АВТ Сход |
НИД 3 |
ИТА Сход |
ЕВР Сход |
ПОР Сход |
9 | 13 | ||
1985 | Уильямс | G | БРА Сход |
ПОР 5 |
САН 5 |
МОН 7 |
КАН 6 |
СОЕ Сход |
ФРА DNQ |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 6 |
АВТ Сход |
НИД 6 |
ИТА 11 |
БЕЛ 2 |
ЕВР 1 |
ЮЖН 1 |
АВС Сход |
6 | 31 | ||
1986 | Уильямс | G | БРА Сход |
ИСП 2 |
САН Сход |
МОН 4 |
БЕЛ 1 |
КАН 1 |
СОЕ 5 |
ФРА 1 |
ВЕЛ 1 |
ГЕР 3 |
ВЕН 3 |
АВТ Сход |
ИТА 2 |
ПОР 1 |
МЕК 5 |
АВС Сход |
2 | 70 | ||
1987 | Уильямс | G | БРА 6 |
САН 1 |
БЕЛ Сход |
МОН Сход |
СОЕ 5 |
ФРА 1 |
ВЕЛ 1 |
ГЕР Сход |
ВЕН 14 |
АВТ 1 |
ИТА 3 |
ПОР Сход |
ИСП 1 |
МЕК 1 |
ЯПО НС |
АВС Inj |
2 | 61 | ||
1988 | Уильямс | G | БРА Сход |
САН Сход |
МОН Сход |
МЕК Сход |
КАН Сход |
СОЕ Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ 2 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ Inj |
ИТА Inj |
ПОР Сход |
ИСП 2 |
ЯПО Сход |
АВС Сход |
9 | 12 | ||
1989 | Феррари | G | БРА 1 |
САН Сход |
МОН Сход |
МЕК Сход |
СОЕ Сход |
КАН DSQ |
ФРА 2 |
ВЕЛ 2 |
ГЕР 3 |
ВЕН 1 |
БЕЛ 3 |
ИТА Сход |
ПОР DSQ |
ИСП EX |
ЯПО Сход |
АВС Сход |
4 | 38 | ||
1990 | Феррари | G | СОЕ Сход |
БРА 4 |
САН Сход |
МОН Сход |
КАН 3 |
МЕК 2 |
ФРА 18 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН 17 |
БЕЛ Сход |
ИТА 4 |
ПОР 1 |
ИСП 2 |
ЯПО Сход |
АВС 2 |
5 | 37 | ||
1991 | Уильямс | G | СОЕ Сход |
БРА Сход |
САН Сход |
МОН 2 |
КАН 6 |
МЕК 2 |
ФРА 1 |
ВЕЛ 1 |
ГЕР 1 |
ВЕН 2 |
БЕЛ Сход |
ИТА 1 |
ПОР DSQ |
ИСП 1 |
ЯПО Сход |
АВС 2 |
2 | 72 | ||
1992 | Уильямс | G | ЮЖН 1 |
МЕК 1 |
БРА 1 |
ИСП 1 |
САН 1 |
МОН 2 |
КАН Сход |
ФРА 1 |
ВЕЛ 1 |
ГЕР 1 |
ВЕН 2 |
БЕЛ 2 |
ИТА Сход |
ПОР 1 |
JAP Сход |
АВС Сход |
1 | 108 | ||
1994 | Уильямс | G | ФРА Сход |
ЕВР Сход |
ЯПО 4 |
АВС 1 |
9 | 13 | ||||||||||||||
1995 | МакЛарен | G | БРА |
АРГ |
САН 10 |
ИСП Сход |
- | 0 |
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 |
---|---|---|---|---|---|
2005 | Team Altech | КЬЯ 1 |
|||
2006 | Team Altech | ЛОС 1 |
МОН Отм |
СИЛ НФ |
КЬЯ Отм |
2007 | Team Altech | БУХ Отм |
КЬЯ Отм |
ЛОС Отм |
Это заготовка статьи о Формуле-1. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Предшественник: Айртон Сенна |
Чемпионы Формулы-1 1992 |
Преемник: Ален Прост |
Предшественник: Лиз МакКолгэн |
Спортсмен года по версии телеканала BBC 1992 |
Преемник: Линфорд Христе |
Предшественник: Бобби Рэйхал |
Чемпионы CART 1993 |
Преемник: Эл Ансер младший |
|
Чемпионы IndyCar / CART / Champ Car | |
---|---|
1979 Рик Мирз • 1980 Джонни Ратерфорд • 1981 Рик Мирз • 1982 Рик Мирз • 1983 Эл Анзер • 1984 Марио Андретти • 1985 Эл Анзер • 1986 Бобби Рэйхол • 1987 Бобби Рэйхол • 1988 Дэнни Салливан • 1989 Эмерсон Фиттипальди • 1990 Эл Анзер-мл. • 1991 Майкл Андретти • 1992 Бобби Рэйхол • 1993 Найджел Мэнселл • 1994 Эл Анзер-мл. • 1995 Жак Вильнёв • 1996 Джимми Вассер • 1997 Алессандро Дзанарди • 1998 Алессандро Дзанарди • 1999 Хуан Пабло Монтойя • 2000 Жиль де Ферран • 2001 Жиль де Ферран • 2002 Кристиано да Матта • 2003 Пол Трэйси • 2004 Себастьен Бурдэ • 2005 Себастьен Бурдэ • 2006 Себастьен Бурдэ • 2007 Себастьен Бурдэ |
Найджел мэнселл, найджел мэнселл жена, мэнселл найджел кончился бензин, мэнселл найджел жена.