Тип «Айрон Дюк» | |
---|---|
Iron Duke class | |
Проект | |
Страна | Великобритания |
Предшествующий тип | «Кинг Джордж V» |
Последующий тип | «Куин Элизабет» |
Запланировано | 4 |
Построено | 4 |
Отправлено на слом | 4 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 26 100 т нормальное 31 400 т полное |
Длина | 187,2 м (по КВЛ) 189,8—190,1 м (наибольшая) |
Ширина | 27,5 м (наибольшая) |
Осадка | 8,74 м (средняя при нормальном водоизмещении) 9, 98 м (средняя при полном водоизмещении) |
Бронирование | главный пояс: 203—305 мм верхняя палуба: 37—51 мм барбеты: 254—76 мм башни:280 мм траверзы: 38—203 мм дымовые трубы: 38 мм |
Двигатели | 18 водотрубных котлов в трёх котельных отделениях |
Мощность | 29 000 л. с. (проектная) |
Движитель | 4 винта |
Скорость хода | 21¼ узла (полная) 22 узла максимальная (для головного корабля) |
Дальность плавания | 3800 миль на 22 узлах 4500 миль на 20 узлах 8100 миль на 12 узлах |
Экипаж | 925—1102 человека (в военное время до 1180) |
Вооружение | |
Артиллерия | 5 × 2 13,5" (343-мм/45) Mk.V 12 × 1 152-мм/45 BL Mk.VII, 1 х 1 76-мм десантная пушка, 4 х 1 47-мм салютные пушки Гочкиса, 5 7,71-мм пулемётов системы «Максим-Виккерс» |
Зенитная артиллерия | 2 × 1 76-мм/45 зенитные пушки QF Mark I (в корме) |
Минно-торпедное вооружение | 4 (2 носовых и 2 кормовых) подводных 533-мм ТА (20 торпед) |
Авиационная группа | 1 взлётная платформа на самолётов-корректировщиков (сняты со всех кораблей типа в 1919 году) |
Изображения на Викискладе | |
Тип «Айрон Дюк» (англ. Iron Duke) — серия британских линейных кораблей, дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Кинг Джордж V» (полное водоизмещение увеличено на 4000 тонн). Тип «Айрон Дюк» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1911 года. Усреднённая стоимость 1 линкора составляла 2 000 000 фунтов стерлингов. Всего в рамках программы в 1912 — 1913 годах было построено четыре корабля этого типа.
Содержание |
Наиболее принципиальным отличием кораблей этого типа от предыдущих проектов линкоров был увеличенный до 152 мм калибр противоминной артиллерии и повышенная по сравнению с линкорами более ранних проектов остойчивость. Однако расположение вспомогательной артиллерии оказалось неудачным: находившиеся слишком близко к воде носовые и кормовые орудийные порты постоянно заливали волны, поэтому вода проникала в казематы. В качестве нефтяных цистерн служило междудонное пространство, но при полном запасе топлива линкор получал дифферент на нос, и передняя часть броневого пояса полностью погружалась. Протяженность противоторпедной переборки увеличена. Угольные бункеры служили дополнительной подводной защитой[1].
Главная энергетическая установка включала в себя 2 комплекта турбин Парсонса, работавших на 4 вала, и 18 водотрубных котлов Бабкок («Айрон Дюк» и «Бенбоу»), или Ярроу («Мальбро» и «Имперор оф Индия»), размещённых в трёх котельных отделениях (по 6 котлов в каждом). Каждый котёл был оборудован тремя форсунками, распылявшими нефть непосредственно на горящий уголь.
Турбины высокого давления переднего и заднего хода, размещённые в крайних бортовых отсеках машинного отделения, вращали наружные валы (1-й и 4-й), турбины низкого давления переднего и заднего хода были заключены в едином корпусе и вращали внутренние валы (2-й и 3-й). Все турбины были реактивного типа.
Проектная мощность турбин оценивалась в 29000 л. с.
Турбины Парсонса для «Айрон Дюка» построены фирмой «Лэйрдс», для «Мальбро»- «Хауторн», для «Бенбоу» — «Беардмор», для «Имперор оф Индия» — фирмой «Ярроу».
Запас топлива: 3 250 тонн угля; нефти 1 050 тонн.
Вертикальное бронирование борта кораблей типа «Айрон Дюк» состояло из верхнего (203 мм) и главного (305 мм нижнего и 229 мм верхнего) броневых поясов и прикрывало борт корабля по высоте от уровня верхней палубы на 1,36 м ниже ватерлинии при нормальном водоизмещении. Броневые плиты были разной толщины и изготавливались из цементированной брони Круппа.
Главный броневой пояс имел протяженность 109,7 м и покрывал 58 % длины корпуса на участке расположения главных жизненных частей корабля (энергетической установки, снарядных и пороховых погребов, постов управления). Он подразделялся по высоте на два отдельных пояса — ватерлиния была защищена 305 мм плитами до уровня средней палубы (нижняя часть главного броневого пояса), а выше средней палубы до уровня главной палубы толщина плит составляла 229 мм.[2]
Десять 13,5" морских орудий Mark V фирмы «Виккерс», размещённых в пяти двухорудийных башнях фирмы «Армстронг». Башни были размещены по линейной схеме с превышением (башни «B» и «X»).
Общий боекомплект 1000 снарядов всех типов (фугасных, бронебойных, полубронебойных, шрапнельных) или по 100 снарядов на ствол.
Двенадцать казематных 152-мм орудий образца MK.VII раздельного заряжания с длиной канала ствола 45 калибров (6840 мм) (англ. 6"/45 BL Mk.VII), побортно в районе носовой надстройки.
В 1915 году в кормовой части установили два 45-калиберных 76-мм зенитных орудия образца QF Mk. I (англ. QF 3 inch 20 cwt) с боекомплектом по 150 выстрелов на ствол, однако ввиду отсутствия на корабле прибора управления зенитным огнём эти орудия были практически бесполезны в борьбе с самолётами и годились разве что для борьбы со сравнительно тихоходными «цеппелинами».
В 1918 году установили дальномеры с базой 5,03 м для определения расстояния до воздушных целей.
Четыре 533-мм торпедных аппарата:
Общий боезапас составлял 20 торпед образца Mk.I и Мк. II, позже — образца Мк. IV.
В 1918 году на всех линейных кораблях типа «Айрон Дюк» на крышах орудийных башен «B» и «Q» установили взлётные платформы для колёсных самолётов-бипланов «Sopwith Camel» (или «Sopwith Pup»). Самолёты предназначались для ведения воздушной разведки и корректировки стрельбы.
В 1919 году на всех линейных кораблях взлетные направляющие с авиационных платформ сняли, хотя сами платформы на башнях оставили.
Все корабли этого типа активно применялись в годы Первой мировой войны. В соответствии с решениями Лондонской морской конференции 1930 года 3 из 4 кораблей (кроме головного) были сняты с вооружения в 1931 — 1932 годах.
Головной «Айрон Дюк» сдан на слом в марте 1946 года[4][1].
Название | Судоверфь | Закладка | Спуск на воду | Принятие на вооружение |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Айрон Дюк Iron Duke V |
Portsmouth Dockyard | 15 января 1912 года | 12 октября 1912 года | 12 марта 1914 года | С июня 1929 года — учебный корабль. В марте 1946 года продан на слом. |
Мальборо Marlborough |
Королевская судоверфь в Девенпорте | 25 января 1912 года | 24 октября 1912 года | 12 июня 1914 года | Списан в мае 1932 года и 25 июня 1932 года прибыл в Розайт для разделки на металл. |
Бенбоу Benbow |
Судостроительная верфь в Бредморе | 30 мая 1912 года | 12 ноября 1913 года | 13 октября 1914 года | Списан в марте 1931 года |
Имперор оф Индиа Emperor of India |
«Виккерс» | 31 мая 1912 года | 28 ноября 1913 года | 13 ноября 1914 года | Сел на мель, и 11 июня 1931 года затоплен артиллерийским огнём. |
История серии «Iron Duke» («Айрон Дюк»)
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Линейные корабли типа эспанья, линейные корабли типа севастополь видео, линейные корабли типа helgoland.
Участник:А.Крымов, Файл:César Pelli (cropped).jpg, Файл:10 nakfa 2.jpg, Сто ныне живущих гениев, NGC 6142.