«Мальборо» | ||
---|---|---|
HMS Marlborough | ||
|
||
Линкор «Мальборо» | ||
Основная информация | ||
Тип | линейный корабль | |
Государство флага | Великобритания | |
Верфь | Девонпорт | |
Строительство начато | 25 января 1912 | |
Спущен на воду | 24 октября 1912 | |
Введён в эксплуатацию | июнь 1914 | |
Выведен из состава флота | 1932 | |
Современный статус | Продан на слом 27 июня 1932 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 26 100 т нормальное 31 400 т полное |
|
Длина | 187,2 м (по КВЛ) 189,8 – 190,1 м (наибольшая) |
|
Ширина | 27,5 м (наибольшая) | |
Осадка | 8,74 м (средняя при нормальном водоизмещении) 9, 98 м (средняя при полном водоизмещении) |
|
Бронирование | главный пояс: 203−305 мм боевая рубка: 280 мм башни (фас): 280 мм верхняя палуба: 25—64 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | Четырехвальная, 4 турбины Парсонса; 18 водотрубных котлов в трёх котельных отделениях | |
Мощность | 29 000 л. с. (проектная) | |
Винты | 4 | |
Скорость | 21,8 узла максимальная 21,25 узла (полная) |
|
Дальность плавания | 3 800 миль 21¼-узловым ходом[1]. 4 500 миль 20-узловым 8100 миль 12-узловым |
|
Экипаж | 925 человек (в военное время до 1180)[2] | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5×2 343-мм/45 Mk.V | |
Зенитная артиллерия | 2×1 76-мм/45 зенитные пушки QF Mark I (в корме), 1×1 76-мм десантная пушка, 4×1 47-мм салютные пушки Гочкиса, 5×7,71-мм пулемётов системы «Максим-Виккерс» |
|
Противокорабельное вооружение | 12×1 152-мм/45 BL Mk.VII (противоминные) | |
Торпедно-минное вооружение | 4 (2 носовых и 2 кормовых) подводных 533-мм ТА (20 торпед) | |
Авиационная группа | 2 взлётные платформы для самолётов-корректировщиков (демонтированы в 1920 и 1927 годах) |
HMS Marlborough (ЕВК «Мальборо») — британский линейный корабль типа «Айрон Дюк». Назван в честь Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо. Участвовал в Ютландском сражении; был флагманским кораблём 1-й линейной эскадры Grand Fleet, флаг вице-адмирала Сесила Берни. Продан на слом в 1932 году.
Содержание |
HMS Marlborough заложен на королевской верфи Девонпорт 25 января 1912 года[2]. Назван в честь Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо (1650—1722) — английского полководца времён Войны за испанское наследство.
24 октября 1912 года[2] спущен на воду.
10 марта 1914 года начались заводские испытания. Во время 4-часовых ходовых испытаний на мерной миле в Полперро в одном из пробегов Marlborough развил форсированную мощность турбин 32013 л. с., при этом средняя частота вращения гребных валов составила 310 об/мин, что обеспечило кораблю скорость 21,8 узла.
12 июня 1914 года линкор вошёл в состав флота.
Корабль полубачного типа, с таранным носом и заваленной штевневой кормой. Полубак и палуба без седловатости. Борт прямой. На полубаке в нос от башни «А» и на юте в корму от башни «Z» — срезы для расширения секторов обстрела казематных орудий. Две носовые башни с превышением. Непосредственно за ними высокая носовая надстройка, увенчанная трехногой фок-мачтой с дальномерным постом на топе. В корму от нее две прямые вертикальные дымовые трубы. Между кормовой трубой и кормовой надстройкой башня «Q». Кормовая надстройка низкая, неразвитая. Непосредственно за ней две кормовые башни с превышением.
Главная энергетическая установка включала в себя 2 комплекта турбин Парсонса, работавших на 4 вала, и 18 водотрубных котлов «Babcock & Wilcox», размещённых линейно в трёх котельных отделениях (по 6 котлов в каждом). Каждый котёл был оборудован тремя форсунками, распылявшими нефть непосредственно на горящий уголь.[2]
Турбины высокого давления переднего и заднего хода, размещённые в крайних бортовых отсеках машинного отделения, вращали наружные валы (1-й и 4-й), турбины низкого давления переднего и заднего хода были заключены в едином корпусе и вращали внутренние валы (2-й и 3-й). Все турбины были реактивного типа.
Проектная мощность турбин оценивалась в 29 000 л. с., что при средней частоте вращения гребных валов 300 об/мин должно было обеспечить кораблю скорость хода в 21 узел. Ходовые испытания подтвердили расчётные значения. 25 ноября 1914 года на 8-часовых ходовых испытаниях на мерной миле в Полперро в одном из пробегов Marlborough развил форсированную мощность турбин 32 013 и. л. с., при этом средняя частота вращения гребных валов составила 310 об/мин, и показал скорость 21,8 узла.
Нормальный запас угля составлял 900 тонн, полный 3250 тонн, запас нефти 1050 тонн. На корабле также имелся так называемый неприкосновенный запас нефти, который составлял 550 тонн. Расход угля в сутки на 12-узловом ходу составлял 135 тонн, на 16,4-узловом ходу — 325 тонн.
Десять 13,5" морских орудий Mark V фирмы «Виккерс», размещённых в пяти двухорудийных башнях фирмы «Армстронг». Башни были размещены по линейной схеме с превышением (башни «B» и «X»).
Общий боекомплект 1000 снарядов всех типов (фугасных, бронебойных, полубронебойных, шрапнельных) или по 100 снарядов на ствол.
Двенадцать казематных 152-мм орудий образца MK.VII раздельного заряжания с длиной канала ствола 45 калибров (6840 мм) (англ. 6"/45 BL Mk.VII), побортно в районе носовой надстройки.
В 1915 году в кормовой части установили два 45-калиберных 76-мм зенитных орудия образца QF Mk. I (англ. QF 3 inch 20 cwt) с боекомплектом по 150 выстрелов на ствол, однако ввиду отсутствия на корабле прибора управления зенитным огнём эти орудия были практически бесполезны в борьбе с самолётами и годились разве что для борьбы со сравнительно тихоходными «цеппелинами».
В 1918 году установили дальномеры с базой 5,03 м для определения расстояния до воздушных целей.
В 1927 году к существующему зенитному вооружению добавили два 102-мм зенитных орудия, которые установили на носовой надстройке. В 1929 году все 76-мм зенитные орудия заменили на 102-мм.
Четыре 533-мм торпедных аппарата:
Общий боезапас составлял 20 торпед образца Mk.I и Мк. II, позже — образца Мк. IV.
В 1918 году на всех линейных кораблях типа «Айрон Дюк» на крышах орудийных башен «B» и «Q» установили взлётные платформы для колёсных самолётов-бипланов типа «Кондор-Кэмел» (или «Sopwith Pup»). Самолёты предназначались для ведения воздушной разведки и корректировки стрельбы.
В 1919 году на всех линейных кораблях взлетные направляющие с авиационных платформ сняли, хотя сами платформы на башнях оставили.
В 1920 году платформу на башне «B» демонтировали, а в 1927 году демонтировали платформу с башни «Q».
С августа 1914 по январь 1917 года — флагман 1-й линейной эскадры Grand Fleet.[3]
16 января 1916 года столкнулся с танкером Prudentia, в результате танкер затонул.
Участвовал в Ютландском сражении. Первым среди линкоров (в 18:17) открыл огонь.[4] Выпустил 162 снаряда главного калибра. Получил попадание торпеды с немецкого эсминца[5], небольшой крен, потерял ход. Людские потери — 2 убитых и 2 раненых. Был отбуксирован в базу. В ремонте до 29 июля 1916, затем вернулся к активной службе.[3]
В 1919 году приказом короля Георга V был направлен в Чёрное море. Эвакуировал из Крыма членов царской семьи, в том числе вдовствующую имератрицу Марию Федоровну, великого князя Николая Николаевича и князя Феликса Юсупова.[6]
Оставался в составе флота до 1932 года, после чего в мае исключён из списков и продан на слом[5][7].
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
HMS Marlborough (1912).