Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Карл Либкнехт (эсминец)

(перенаправлено с «Карл Либкнехт (эсминец)»)
Перейти к: навигация, поиск
«Капитан Белли»
«Карл Либкнехт» с 1926 года
ППР-63 с 1956 года
Служба: Россия Россия
РСФСР РСФСР
СССР СССР (1924—1935)
СССР СССР
Класс и тип судна эскадренный миноносец
Порт приписки Петербург
Изготовитель Путиловский завод
Строительство начато 16 (30 ноября) 1913 года
Спущен на воду 10 (24 октября) 1915 года
Введен в эксплуатацию 3 августа 1928 года
Выведен из состава флота 30 декабря 1955 года
Статус затоплен
Основные характеристики
Водоизмещение 1360 т
Длина 98 м
Ширина 9,34 м
Высота 4,2 м (при полной нагрузке)
Двигатели 2 паровых турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 ПК «Вулкан»
Мощность 30000 л. с. (21,03 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 34 узлов (30,35 максимальная на испытаниях)
Дальность плавания 1720 миль (16 узелов)
Экипаж 150 (после модернизации около 180) человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС типа 291V
Артиллерия 4 × 102/60-мм
Зенитная артиллерия 1 × 1 76,2/30 (с 1944 года 4 — 70-К)
Противолодочное вооружение 10 (с 1944 года 46)глубинных бомб, ГАС Дракон 128с (с 1944 года)
Минно-торпедное вооружение 3 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, до 80 морских якорных мин

«Капитан Белли»; с 13 июля 1926 года — «Карл Либкнехт»; с 3 апреля 1956 года — ППР-63 — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» (вторая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).

История службы

Зачислен в списки БФ 29 августа 1913 года, заложен 16 ноября 1913 года, спущен на воду 10 октября 1915 года, но вскоре строительство приостановлено, а корабль законсервирован. В октябре 1919 года включен во внутреннюю систему обороны Петрограда. Эсминец получил повреждения во время наводнения 1924 года (сорвало со швартовов и выбросило на мель в районе Лисьего носа). Летом следующего года снят с мели и отбуксирован на Северную верфь для достройки. Вступил в строй 3 августа 1928 года и вошёл в состав МСБМ.[1]

Служба между войнами, Зимняя война

После вступления в строй эсминец привлекался к боевой подготовке. С 26 июля по 19 октября 1933 года с составе ЭОН-2 совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и вошёл в состав СВФ (организационно — в отдельный ДЭМ СВФ)[2],[3]. В феврале 1938 года участвовал в эвакуации экспедиции И. Д. Папанина — осуществлял связь между руководителями операции и спасательными кораблями[4]. В 29 ноября — 1 декабря 1939 года осуществлял огневую поддержку и обеспечение ПВО войскам 14-й армии в районе полуостровов Рыбачий и Средний (единственная боевая операция корабля в Зимней войне)[3],[5].

В марте 1940 года участвовал в снятии с мели у о. Кильдин ПЛ Щ-421. С 29 октября 1940 года встал на капитальный ремонт на заводе «Красная кузница». Главные турбины и часть вспомогательных механизмов была отправлена на завод № 190 им. А. А. Жданова, поэтому окончание ремонта и вступление эсминца в строй состоялось только после снятия Блокады[1],[6].

Великая Отечественная война

Вступил в строй после капитального ремонта 9 ноября 1944 года. В ходе ремонта у эсминца было усилено зенитное вооружение: снята зенитная пушка Лендера и пулемёты М-1, добавлены четыре автомата 70-К и по два зенитных пулемёта ДШК и «Браунинг». Установлены ГАС Дракон-128с и РЛС типа 291V[7],[8].

После вступления в строй привлекался в основном к сопровождению конвоев. До окончания боевых действий несколько раз имел контакты с вражескими подводными лодками, но все атаки окончились безрезультатно или результаты не наблюдались. Утром 23 апреля 1945 года в течение трёх часов неоднократно устанавливал контакт и бомбил вражескую лодку. В результате лодка всплыла на поверхность и была потоплена артиллерией эсминца. По советским данным потопленной оказалась U-286, хотя на победу претендуют и британские эскортные корабли[9].

После войны использовался мало из-за технического состояния и 1 октября 1953 года исключён из боевого состава эскадры. 21 сентября 1955 года принял участие в испытания ядерного оружия в районе Новой Земли. Эсминец располагался на расстоянии 1600 метров от эпицентра. Корабль получил незначительные повреждения, но так как «Карл Либкнехт» имел постоянную течь корпуса, его пришлось отбуксировать на мель. В дальнейшем 30 декабря 1955 года он был исключен из списков ВМФ и использовался в качестве плавпричала в губе Белушья[3],[10].

Командиры

Примечания

  1. 1 2 3 Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 214 - 215.
  2. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 157.
  3. 1 2 3 Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 46.
  4. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 159.
  5. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 165.
  6. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 189.
  7. Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 44.
  8. Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — С. 149.
  9. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 197 - 198.
  10. Чернышев А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 199 - 201.

Ссылки

  • Балтийские эсминцы
  • Ю. Г. Степанов, И. Ф. Цветков. Эскадренный миноносец «Новик».
  • П. В. Лихачев, Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920—1955
  • Указатель кораблей (эскадренных миноносцев типа «Новик»)
  • Справка по эсминцам типа «Новик»
  • Названия и даты

Литература

  • Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — 224 с. — (Арсенал-Коллекция). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23164-5
  • Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — 128 с. — ISBN 5-902863-10-4
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-89173-178-9

Карл Либкнехт (эсминец).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24