Крейсера проекта 26-бис | ||
---|---|---|
|
||
«Максим Горький» | ||
Основная информация | ||
Тип | лёгкий крейсер | |
Государство флага | СССР | |
Современный статус | разобраны на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 8177 т — стандартное 8882 т — нормальное 9792 т — полное |
|
Длина | 191,4 м | |
Ширина | 17,7 м | |
Высота | 10,1 | |
Осадка | 6,3 м | |
Бронирование | Борт, траверсы, барбеты башен ГК 70 мм нижняя палуба 50 мм боевая рубка (100—150 мм), башни (50-70 мм) |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов шатрового типа | |
Мощность | 110 000 л.с. номинальная 129 750 л. с. (95,4 МВт) головной корабль на испытаниях |
|
Винты | 2 | |
Скорость | 35 узлов (64,8 км/ч) полная 36,1 узла (66,9 км/ч) головной корабль на испытаниях |
|
Дальность плавания | 4880 миль на ходу 17,8 узла | |
Автономность корабля | 20 суток | |
Экипаж | 897 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 × 3 × 180/57-мм орудий в башнях М-3-180; 8 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий |
|
Зенитная артиллерия | 9 × 45-мм зенитных полуавтоматов; 4 × 12,7-мм ДШК |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 3-трубных 533-мм ТА; 164 мины |
|
Авиационная группа | 2 КОР-2, 1 катапульта ЗК-1 |
Крейсера проекта 26-бис «Максим Горький» — тип советских лёгких крейсеров времён Второй мировой войны. Являлись равитием крейсеров типа «Киров».
Содержание |
Работы по изменению проекта 26 в проект 26 бис выполнялись в ЦКБ-17 (так с 1937 г. стало называться ЦКБС-1) под руководством главного конструктора А. И. Маслова.
Корпус разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. В отличие от поперечной системы набора, типичной для итальянских кораблей, советские инженеры изготавливали крейсера по смешанной системе, классической для отечественного предвоенного кораблестроения: в средней части использовалась продольная система со шпацией рамных шпангоутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная со шпацией 500 мм (у итальянцев она составляла 760 мм). Уделялось внимание конструкции сопряжении обеих систем, чтобы избежать резкого изменения площади сечения и появления концентрации напряжений. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Нормальный запас топлива составлял 650 т, полный — 1660 т, наибольший —1750 т. Отличались от прототипа, крейсера Киров, по следующим параметрам:
Главный строитель — Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко. При строительстве обозначение крейсера — «заказ № 270». С 22 по 24 сентября крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был М. М. Михайловский. Сметная стоимость постройки составила 60 млн руб.
13-14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.
В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.
Строительство крейсера, который назвали «Молотов», началось на Николаевском заводе № 198 14 января 1937. Секции корпуса собирались на малом стапеле № 4. После освобождения стапеля № 1 средняя часть корпуса была приспущена до уреза воды, а затем 150-тонным краном её секции стали подаваться на стапель № 1. Спуск на воду был осуществлён 4 декабря 1939. С 11 ноября 1940 по 18 марта 1941 прошли заводские испытания, а с 19 марта по 31 мая состоялись и государственные испытания. На ходовых испытаниях корабль показал лучшие для крейсеров своего проекта скоростные показатели: 36,3 узла при мощности турбин в 133 тысячи л.с. Вступил в состав Черноморского флота 14 июня 1941.
Для достраивавшихся годы войны «Кагановича» и «Калинина» не было 100 мм / 56 орудий и они получили 85 мм /52 90-К. Сметная стоимость постройки «Кагановича» 111,2 млн руб. «Каганович» в 1946 году переименован в «Лазарь Каганович», 3.08.1957 — в «Петропавловск». 6 февраля 1960 года исключён из списков.[1]
Сметная стоимость постройки «Калинина» достигла 108 млн руб.
Проект | Название | Заложен | Спуск на воду | Дата вступления в строй | Флот | Дата исключения из списков |
---|---|---|---|---|---|---|
26бис | Максим Горький | 20 декабря 1936 года | 30 апреля 1938 года | 12 декабря 1940 года | Балтийский | 18 апреля 1958 года |
26бис | Молотов[2] | 14 января 1937 года | 4 декабря 1939 года | 14 июня 1941 года | Черноморский | 4 апреля 1972 года |
26бис | Калинин | 12 июня 1938 года | 8 мая 1942 года | 31 декабря 1942 года | Тихоокеанский | 12 апреля 1963 года |
26бис | Каганович[3] | 26 августа 1938 года | 7 мая 1944 года | 8 февраля 1947 года | Тихоокеанский | 1964 год |
Советские лёгкие крейсера проектов 26 и 26-бис | |
---|---|
Проект 26 | Киров • Ворошилов |
Проект 26-бис | Максим Горький • Молотов (Слава) • Калинин • Лазарь Каганович (Петропавловск) |
Как идет модернизация крейсера проекта 1164 маршал устинов, крейсера проекта петр великий, крейсера проекта 885м, крейсера проекта 69.