Тип «Советский Союз» | |
---|---|
Проект | |
Страна | СССР |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное 59,150 т полное 65,150 т |
Длина | 269,4 м |
Ширина | 38,9 м |
Осадка | 10,4 м |
Бронирование | броневой пояс: 375—420 мм, переборки: 230—365 мм, барбет: 425 мм, орудийные башни: 495 мм, палуба: 100—150 мм |
Двигатели | 6 котлов треугольного типа |
Мощность | 201 000 л.с. |
Скорость хода | 29 узлов максимальная 28 узлов крейсерская |
Дальность плавания | 5580 миль |
Экипаж | 1226 матросов,66 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 3×3 406 50-мм АУ Б-37 6×2 152-мм 6×2 100-мм 10×4 37-мм 46-К |
Авиационная группа | 4 самолета КОР-1, 2 катапульты. |
Линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») — проект линейных кораблей, строившихся для Военно-Морского Флота СССР в конце 1930-х — начале 1940-х годов в рамках программы строительства «Большого морского и океанского флота». Ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота.
Содержание |
Боевым уставом Военно-Морских Сил РККА — 1930 г. (БУ-30) линейные корабли признавались главной ударной силой флота, а курс на индустриализацию открывал реальные перспективы в их создании. Технический проект линкора был окончен к концу апреля 1937 года. Однако его утверждение и закладка двух первых кораблей, заказаных 22 ноября 1936 года Балтийскому заводу, не состоялась. В конце мая 1937 года было увеличено стандартное водоизмещение до 55 000 т. по сравнению с первоначальным проектом.
Продолжение проектных работ совпало с репрессиями 1937—1938 гг. Были арестованы и осуждены начальник конструкторского бюро В. Бжезинский и ответственный исполнитель проекта В. Римский-Корсаков, конструктор судовых энергетических установок А. Сперанский. Коллектив конструкторов «проекта 23» (В. Ашик, А. Барсуков, Б. Гнесин, В. Горшеиин, Л. Дикодич, В. Ноганов, Л. Тагеев и другие) возглавил Б. Чиликин. К созданию нового корабля были привлечены А. Крылов, Ю. Шиманский, П. Папкович, В. Власов. Первоначально срок завершения проектных работ намечался на 15 октября 1937 г., однако окончательно «проект 23» был утвержден постановлением Комитета обороны при СНК СССР только 13 июля 1939 г., когда головной корабль был уже заложен.
Плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей[1]) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году[2].
В общем по проекту 23 был проведен колоссальный объем опытно-конструкторских работ (одних моделей было построено более 100) и различных испытаний включая: экспериментальное бомбометание по переоборудованному сухогрузному судну (была установлена соответствующая палубная защита), имитацией подрывов на минах и торпедах (более 30-ти масштабных и 2 натурных) отсеков. Была создана защита от неконтактных взрывателей — размагничивающее устройство, спроектированное в ЛФТИ в 1936—37 годах и получившее последующее применение на кораблях всех классов. Кроме того, были подготовлены стапели и достроечно-аварийные доки на Балтийском и Николаевском заводах. Таким образом процесс проектирования данных линкоров дал мощный импульс в деле создания крупных кораблей на отечественных судостроительных заводах.
Головной линейный корабль «Советский Союз», заводской номер С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. Об этом свидетельствует официальное донесение: «Начальнику Управления кораблестроения РККФ инженеру-флагману 3 ранга т. Горшкову. Настоящим доношу, что 15 июля 1938 г. на заводе имени С. Орджоникидзе заложен л/к „Советский Союз“. Уполномоченный УК военинженер 1 ранга Кудзи». В 1938—1939 гг. на двух других предприятиях заложены еще три линкора: «Советская Украина» (С-352) в Николаеве, «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия» (С-102) в Молотовске. В октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз»[3]. Из-за начала войны строительство остальных кораблей было прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» — всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были разобраны.
Считалось, что новые линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трех торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения сварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения (сварные броневые палубы толщиной 12—30 мм германских крейсеров типа «Лютцов»). По результатам проведенной в 1938 г. в Военно-морской академии военной игры с учебной стрельбой на тренировочном стенде считали, что советские корабли «проекта 23» будут иметь преимущества перед зарубежными линкорами. Тогда же был сделан и вывод о «выгодности 85—105-мм калибра для зенитной артиллерии», впоследствии потребовавший существенного уточнения.
Сравнение проектов реально заложенных линейных кораблей стандартным водоизмещением более 50000т.
Ямато (Япония) | Советский Союз (СССР) | H39 (Германия) | Монтана (США) | |
---|---|---|---|---|
Год закладки | 1937 | 1938 | 1939 | 1941 |
Водоизмещение стандартное | 62 315 (проектн.)
63200т. (реалн.) |
59150т. (проектн.)
60190т. (оценка) |
53489т. (проектн.) | 60500т. (проектн.) |
Водоизмещение полное | 69 998т. (проектн.)
72 810т. (реалн.) |
65 150т. (проектн.)
67 370т. (оценка) |
63 596 (проектн.) | 70 500 (проектн.) |
ГЭУ | 4 ТЗА 12 ПК 150 000 л.с. | 3 ТЗА 6 ПК 202 000 л.с. | 3-вальная 12 диз. 148 000 л.с. | 4 ТЗА 8 ПК 172 000 л.с. |
Скорость хода, узлов | 27,5 | 28 | 30,4 | 28 |
Бронирование: | ||||
Главный пояс | 410мм | 375—420+20 мм | 180—320+скос 120мм | 406мм |
Верхний пояс | нет | 180—420 мм | 150+25 мм | нет |
Нижний пояс | 100—170 -
200—270 мм |
нет | нет | 95-210 мм |
Броня в оконечностях | нет | до 220 мм | до 150 мм | нет |
Палубное бронирование | главная 200—230 мм | 25+155+50 мм | 50-60+100-150 мм | 57+147-155+25 мм |
Башни (лоб/бок/крыша/тыл): | 650/250/270/460 мм | 495/230/230/410 мм | 400/220/180-220/325 мм | 560/254/233/370мм |
Вооружение: | 9 460/45
12 155/60 12 127/40 24 25 |
9 406/50
12 152/58 12 100/56 32 37 |
8 406/52*
12 150/55 16 105/65 16 37 |
12 406/50
20 127/54? 32 40/56 20 20 |
Вес залпа ГК | 13140кг | 9972кг | 8240кг* | 14696кг |
Линкор проекта 23 советский союз, линкор проекта 23 бис.
Гультяев, Илья Александрович, Ганза-Ллойд, Харрис, Арт, Дракорекс.