Архип Куинджи | |
Портрет работы Васнецова, 1869 |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
11 (24) июля 1910 (69 лет) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Жанр: |
художник, мастер пейзажной живописи |
Работы на Викискладе |
Архи́п Ива́нович Куи́нджи 15 (27) января 1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник, мастер пейзажной живописи.
Содержание |
Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.
С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича в Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь».
В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После дождя»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.
В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1904 году Архип Иванович Куинджи принёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий.
В 1909 году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму.
В том же 1909 году пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится ещё две: «Море ночью» и «Забытая деревня».
1860-е — меблированные комнаты Мазановой — В. О., 5-я линия, 16 1897 — 11.07.1910 года — дом Елисеева — Биржевой переулок, дом 1/10, квартира 11 (исторический адрес: Биржевая линия, дом 18)
Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…
— Николай Константинович Рерих, ученик А. И. Куинджи
«Море. Крым» (1898—1908)
«Радуга» (1900—1905)
«Лунная ночь на Днепре»
(1880)
«Эльбрус. Лунная ночь» (1890—1895)
«Пятна лунного света в лесу. Зима»
«Ладожское озеро» (1873)
«Вечер на Украине» (1878)
«Ночное» (1905—1908)
«После дождя» (1879)
«Берёзовая роща» (1879)
«Берёзовая роща» (1901)
«Волга». Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Ученики:
К. Ф. Богаевский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, А. А. Борисов, В.-К. Е. Пурвит, К. Х. Вроблевский, Я. Бровар, Г. О. Калмыков, Н. П. Химона, Е. И. Столица, В. И. Зарубин, М. П. Латри, Ф. Э. Рушиц, А. А. Чумаков, М. И. Педашенко, П. Н. Вагнер, А. И. Кандауров, В. А. Бондаренко.
Архип Куинджи.