|
|
Архип Куинджи | |
Чумацкий тракт в Мариуполе, 1875 | |
Холст, масло. 106×213 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Чумацкий тракт в Мариуполе» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1875 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 106 × 213 см[1].
Сюжет картины географически связан с Мариуполем, где родился и вырос художник[2]. Его действие разворачивается в южных степях, по которым молодой Куинджи проходил на его пути в Феодосию[3]. Чумаками в то время называли торговцев или возчиков, которые отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за рыбой и солью и развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. «...Грязь невылазная, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце», — писал об этой картине Всеволод Гаршин[3].
Картина «Чумацкий тракт в Мариуполе» была показана в 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[4]. Вместе с другими реалистическими картинами художника начала 1870-х, такими как «Осенняя распутица» (1872) и «Забытая деревня» (1874), картина «Чумацкий тракт в Мариуполе» была с одобрением воспринята демократическими изданиями. Это было завершение периода сближения Куинджи с передвижниками, и в 1875 году он стал полноправным членом Товарищества[5].
Искусствовед Владимир Петров писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, сравнивая эту картину с «Забытой деревней»[6]:
Сходные интонации живут и в картине "Чумацкий тракт в Мариуполе" (1875, ГТГ), где Куинджи изобразил тянущуюся по выгоревшей от палящего летнего солнца и мокрой от бесконечных осенних дождей бурой степи вереницу чумацких фур, которые волокут идущие по колено в глинистой жиже размокшей дороги волы. Выразительны детали картины: фигуры застывших под мокрыми рогожами чумаков, воющая у края дороги собака. Но было бы неверным видеть, подобно некоторым критикам, в этих "пасмурных" работах Куинджи лишь "протест, посланный в пространство". |
А писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал про картину «Чумацкий тракт в Мариуполе»[4]:
Но наклонность к импрессионизму, к обобщенному трактованию сказывается здесь уже очень решительно. Не отдельные повозки или фигуры чумаков, а весь обоз, общее движение этой темной живой ленты, извивающейся по широкой степи, занимает художника. Все детали тонут, подчиненные общему впечатлению степных ненастных сумерек... |
Чумацкий тракт в Мариуполе.