Алексей Иванович Корзухин | |
Алексѣй Ивановичъ Корзухинъ | |
Фотография работы Генриха Иоганна Деньера. |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Уктусский завод, |
Дата смерти: |
18 октября (30 октября) 1894 (59 лет) |
Место смерти: | |
Происхождение: | |
Подданство: | |
Жанр: |
религиозная, портретная, жанровая живопись |
Учёба: |
Императорская Академия художеств, класс П. В. Басина, Фиделио Бруни, А. Т. Маркова |
Стиль: | |
Известные работы: |
«Возвращение из города», «Перед исповедью», «Девичник». |
Влияние на: | |
Награды: |
медали Императорской Академии художеств:
|
Работы на Викискладе |
Алексе́й Ива́нович Корзу́хин (11 [23] марта 1835, Пермская губерния — 18 [30] октября 1894, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников[2] и Товарищества передвижных художественных выставок[3].
Корзухин Алексей Иванович — один из лучших русских живописцев жанра; в 1858 году поступил в ученики Императорской Академии художеств. Успешно проходя её курс, он уже в 1861 году получил от неё малую золотую медаль за картину: «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединённое с ней право на поездку в чужие края на счёт казны. Но, в 1863 году, он, вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии со званием художника 2 степени и участвовал в образовании Санкт-Петербургской Артели художников. Деятельным членом этого кружка он оставался до самого его распада.
В 1865 году, за картину: «Поминки на деревенском кладбище», академия повысила его в звание художника 1 степени, а в 1868 году, за «Возвращение отца семейства с ярмарки», признала академиком. Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года без того, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни. Из этих произведений особенно удачными могут считаться: «Разлука» (1872; находится в Третьяковской галерее, в Москве), «Возвращение извозчика из города» (1873; там же); «В монастырской гостинице» (1882; там же), «Смерть И. Нарышкина; сцена из стрелецкого бунта» (1882; собственность академии художеств), «В воскресный день» (1885), «Петрушка идет» (1888) и некоторые другие.
Занимаясь преимущественно жанром, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения. Между прочим, им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одной из арок в главном алтаре, икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырёх отцов церкви, стенная живопись в соборе города Ельца и 13 образов для притвора рижского собора[4].
Алексей Корзухин был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1940 году был перезахоронен на Тихвинском кладбище той же лавры с установкой нового памятника.
«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей
«Сбор недоимок», (1868) — Государственный музей истории религии
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея
«Канун Рождества», (1869) — Государственный Русский музей
«Похороны собаки», (1871) — Витебский художественный музей
«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея
«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание
«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея
«Воскресный день», (1884) — Харьковский художественный музей
«Надоел», (1886) — Пермская государственная художественная галерея
«Птичьи враги», (1887) — Государственный Русский музей
«Петрушка идёт!», (1888) — Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей
«У краюшки хлеба», (1890) — Государственный Русский музей
«Бабушкин праздник», (1893) — Государственный Русский музей
«Шутка», (ранее 1894) — Государственный музей Грузии
«Крестьянские дети», (ранее 1894) — Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева
«В комнатах», (ранее 1894) — Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
«Возвращение с войны», 1865 — Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Автопортрет, (1850) — Государственный Русский музей
Портрет генерала В. А. Глинки, (1854-1855) — Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Портрет художника М. И. Пескова, (1863) — Государственный Русский музей
Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей
Портрет священника П. В. Удинцева, (ранее 1894) — Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Портрет А. В. Вышеславцева, (1880) — Тамбовская областная картинная галерея
«Девушка, заплетающая косу», (1883) — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Женский портрет, (1886) — Ростовский областной музей изобразительных искусств
Портрет Р. Г. Судковского, (ранее 1894) — Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина
Портрет неизвестного, (1866) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
«Боярышня», (1882) — Тюменский музей изобразительных искусств
Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей
Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) — Государственный исторический музей
«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, (ранее 1894) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
|
|
|
---|---|
Крамской И.Н. |
Корзухин, Алексей Иванович.