Илийцы (кульджинцы)
|
|||||||||||||
Самоназвание |
ғулҗилиқлар, илилиқлар |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Современный ареал расселения и численность | |||||||||||||
Всего: ок. 900тыс.- 1 млн. |
|||||||||||||
Язык |
илийский говор (уйгурский язык) |
||||||||||||
Религия | |||||||||||||
Расовый тип |
туранского типа, также есть представители памиро-ферганский типа, |
||||||||||||
Входит в | |||||||||||||
Происхождение |
тюрки (хунну, карлуки, древние уйгуры), также тохаро-иранские народы |
Илийцы, кульджинцы (илилиқлар или ғулҗилиқлар; устаревшее название таранчи) — крупная этнографическая группа (юрт) уйгуров. Говорят на илийском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к смешанному южносибирскому типу, встречаются также представители памиро-ферганского типа европеоидной расы. Общая численность около 900 тыс.-1 млн, в основном проживают в Илийском крае, а также составляют большинство среди уйгуров Центральной Азии (Алматинская, Талдыкорганская области Казахстана и Прииссыкулье в Киргизии), также широко расселены по региону, в г. Урумчи, потомки илийских уйгуров есть в Саудовской Аравии, Турции, странах Евросоюза, США, Австралии и Канаде.
Содержание |
Таранчи — средневековый термин, употреблявшийся для обозначения мусульманских земледельцев китайской области Кульджа в современном СУАР, в особенности тех, кто имел тюркское или тюркско-монгольское происхождение. В некоторых источниках термин стал употребляться и по отношению ко всем земледельческим мусульманским народам тюркско-монгольского происхождения всей Средней Азии, так как в переводе с чагатайского языка попросту означает «земледелец», «крестьянин».
Кроме таранчей — земледельцев, также в ходу долгое время были термины — сарты (для обозначения горожан, ремесленников, жителей крупных оазисов) и, наконец, моголы (также доланы) — для обозначения правящего класса, имеющего монгольские корни.
Впоследствии, в ходе так называемой Большой Игры, когда тюркские племена оказались разделены границами и получили свои республики, термин таранчи стал синонимом слову уйгур, а затем был вытеснен им. Сартами поначалу именовали современных узбеков, но затем и он вышел из употребления.
В 1881, после поражения мусульманского восстания в Китае, часть таранчей переселилась в Семиреченскую область, где и сейчас проживают уйгуры. В настоящее время термин таранчи — архаизм или историзм.
Существуют две основные версии появления уйгуров в Илийской долине. Одна из них автохтонная, вторая, что илийские уйгуры являются потомками переселенцев из Кашгарии (в период с XVII по XIX вв.). Скорее всего часть илийцев имеет автохтонное происхождение, а часть является потомками мигрантов из Кашгарии.
Илийский край исторически был регионом сосуществования кочевых и оседлых этнических групп. Известно, что со времени Караханидского государства (X—XIII вв.) в Илийской долине были крупные поселения и города, такие как Илибалык, Алмалык[1][2][3], население которых было тюркского происхождения, и занималось земледелием, скотоводством.
Страна обладает городами и селениями. Часть халлухов — охотники, часть — земледельцы, а часть — пастухи[4]
.
По сведениям русского этнографа Н.Н Пантусова, в Илийской долине жили шейхи таранчей, которые были потомками шейхов, обративших в ислам Туглук Тимур-хана (XIV в.), они следили за мазарами, владели тазкирой (родословной и биографией) местных святых и чагатайских ханов[3].
Похоронены в этом здании сам Туглук-Тимур-хан, жена его Биби-Карие и пятеро детей — всего семь человек. Так толкуют местные шейхи, призванные преемственно охранять эти могилы[3].
По рассказу таранчей, в Самарканде есть мечеть Ханым. Самая ханым есть дочь Туглук-Тимур-хана, и этот надгробный памятник Туглук-Тимур-хану сделала дочь его Ханым.
У местных шейхов нет шеджере или биографии о Туглук-Тимур-хане. Они говорят, что шеджере погибло во время восстания таранчей в начале 60 годов. Смутно они указывали, что шеджере должно быть у таранчей, живущих близ Чилика (сел. Зайцевского), или в Талгаре (сел. Алексевское) у казия Таира-хаджи, или же в сел. Караме. Шеджере или тезкере сгорела во время сожжения и разграбления солонами сел. Мазара. Она хранилась у шейха Аиб-хаджи, который ушел в 1901 году вторично в Мекку. Остался здесь сын его Мустафа-хаджи. Шейхи довольствуются теперь маленькой книжкой о Туглук-Тимур-хане, составленной Темюр-Ахуном, восьмым предком нынешнего шейха[3].
Приведённый выше рассказ взят из книги «Тезкере шейха Мухаммед-Садыка Бузургвора». Это тезкере находится у шейха Мумин-Абдуррахимова в Мазаре[3].
внутренняя часть мазара (гробница) Туглук Тимур-хана (14 век)
мазар Туглук Тимур-хана (14 век) с наружной стороны (справа), слева мазар местного святого
состоятельный илийский уйгур со своей свитой (кон.19в)
Гени Батур (Маметбакиев), герой ВТР
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Таранчи.