Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Таранчи

Илийцы (кульджинцы)
Вали Ахун Юлдашев Алахан Султан Ахметжан Касыми
Розыбакиев Юсупов Исмаил Куджамьяров
Самоназвание

ғулҗилиқлар, илилиқлар

Современный ареал расселения и численность

Всего: ок. 900тыс.- 1 млн.
Восточный Туркестан/СУАР КНР (Илийский край, Урумчи, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Казахстан, Киргизия, Саудовская Аравия, Турция, Западная Европа, США

Язык

илийский говор (уйгурский язык)

Религия

Ислам

Расовый тип

туранского типа, также есть представители памиро-ферганский типа,

Входит в

уйгурский этнос

Происхождение

тюрки (хунну, карлуки, древние уйгуры), также тохаро-иранские народы

Илийцы, кульджинцы (илилиқлар или ғулҗилиқлар; устаревшее название таранчи) — крупная этнографическая группа (юрт) уйгуров. Говорят на илийском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к смешанному южносибирскому типу, встречаются также представители памиро-ферганского типа европеоидной расы. Общая численность около 900 тыс.-1 млн, в основном проживают в Илийском крае, а также составляют большинство среди уйгуров Центральной Азии (Алматинская, Талдыкорганская области Казахстана и Прииссыкулье в Киргизии), также широко расселены по региону, в г. Урумчи, потомки илийских уйгуров есть в Саудовской Аравии, Турции, странах Евросоюза, США, Австралии и Канаде.

Содержание

Термин таранчи

"Главная таранчийская мечеть в Кульдже" из монографии Henry Lansdell, "Russian Central Asia: Including Kuldja, Bokhara, Khiva and Merv", 1885

Таранчи — средневековый термин, употреблявшийся для обозначения мусульманских земледельцев китайской области Кульджа в современном СУАР, в особенности тех, кто имел тюркское или тюркско-монгольское происхождение. В некоторых источниках термин стал употребляться и по отношению ко всем земледельческим мусульманским народам тюркско-монгольского происхождения всей Средней Азии, так как в переводе с чагатайского языка попросту означает «земледелец», «крестьянин».

Кроме таранчей — земледельцев, также в ходу долгое время были термины — сарты (для обозначения горожан, ремесленников, жителей крупных оазисов) и, наконец, моголы (также доланы) — для обозначения правящего класса, имеющего монгольские корни.

Впоследствии, в ходе так называемой Большой Игры, когда тюркские племена оказались разделены границами и получили свои республики, термин таранчи стал синонимом слову уйгур, а затем был вытеснен им. Сартами поначалу именовали современных узбеков, но затем и он вышел из употребления.

В 1881, после поражения мусульманского восстания в Китае, часть таранчей переселилась в Семиреченскую область, где и сейчас проживают уйгуры. В настоящее время термин таранчи — архаизм или историзм.

История

Илийский край (карта территории Илийского султаната), места традиционного расселения илийских уйгуров

Существуют две основные версии появления уйгуров в Илийской долине. Одна из них автохтонная, вторая, что илийские уйгуры являются потомками переселенцев из Кашгарии (в период с XVII по XIX вв.). Скорее всего часть илийцев имеет автохтонное происхождение, а часть является потомками мигрантов из Кашгарии.

Автохтонная версия

Илийский край исторически был регионом сосуществования кочевых и оседлых этнических групп. Известно, что со времени Караханидского государства (X—XIII вв.) в Илийской долине были крупные поселения и города, такие как Илибалык, Алмалык[1][2][3], население которых было тюркского происхождения, и занималось земледелием, скотоводством.

Страна обладает городами и селениями. Часть халлухов — охотники, часть — земледельцы, а часть — пастухи[4]

.

По сведениям русского этнографа Н.Н Пантусова, в Илийской долине жили шейхи таранчей, которые были потомками шейхов, обративших в ислам Туглук Тимур-хана (XIV в.), они следили за мазарами, владели тазкирой (родословной и биографией) местных святых и чагатайских ханов[3].

Похоронены в этом здании сам Туглук-Тимур-хан, жена его Биби-Карие и пятеро детей — всего семь человек. Так толкуют местные шейхи, призванные преемственно охранять эти могилы[3].

По рассказу таранчей, в Самарканде есть мечеть Ханым. Самая ханым есть дочь Туглук-Тимур-хана, и этот надгробный памятник Туглук-Тимур-хану сделала дочь его Ханым.

У местных шейхов нет шеджере или биографии о Туглук-Тимур-хане. Они говорят, что шеджере погибло во время восстания таранчей в начале 60 годов. Смутно они указывали, что шеджере должно быть у таранчей, живущих близ Чилика (сел. Зайцевского), или в Талгаре (сел. Алексевское) у казия Таира-хаджи, или же в сел. Караме. Шеджере или тезкере сгорела во время сожжения и разграбления солонами сел. Мазара. Она хранилась у шейха Аиб-хаджи, который ушел в 1901 году вторично в Мекку. Остался здесь сын его Мустафа-хаджи. Шейхи довольствуются теперь маленькой книжкой о Туглук-Тимур-хане, составленной Темюр-Ахуном, восьмым предком нынешнего шейха[3].

Приведённый выше рассказ взят из книги «Тезкере шейха Мухаммед-Садыка Бузургвора». Это тезкере находится у шейха Мумин-Абдуррахимова в Мазаре[3].

Мазары илийских уйгуров

Настоящее время

Галерея

Известные илийцы

Примечания

  1. ФАЗЛЛАЛЛАХ РАШИД АД-ДИН->ОГУЗ-НАМЕ->ВВЕДЕНИЕ
  2. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Battuta/frametext1.htm
  3. ↑ Город Алмалык и Мазар Туглук Тимур хана
  4. kalluk

См. также


Таранчи.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24