Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Сарты

«Старик сарт» (фотография С. М. Прокудина-Горского, январь 1907 г). Возможно также, что на фото — таджик.
Сарт Юсуф-бай

Сарты (узб. sartlar) — общее именование некоторых групп населения, живших Средней Азии в XVIII-XIX веках. Согласно БСЭ до Октябрьской революции 1917 года название сарт по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно полукочевая часть узбеков и казахи.[1]. Исконно оседлое населени Средней Азии, вошедшее в состав современных узбеков[2]

Содержание

Состав сартов

Впервые название сарт встречается в источниках XI века, в которых это слово означало торговец. Предполагают, что само слово происходит от санскритского со значением торговец. Видимо большее распространение этого термина произошло после походов Чингис-хана, так как в официальных монгольских хрониках государство Хорезмшахов называлось страной сартаулов.[3] Хотя на самом деле, в местных источниках государства Хорезмшахов это название вообще не встречается. Вместо него используются такие этнические названия как канглы, тюрк, ягма, карлук, туркмен и т. д.

В XIX веке название сарт использовалось кочевыми племенами для обозначения оседлого населения Средней Азии, независимо от происхождения. Жители сами себя иденфицировали по названию местности, где они проживали. Крупнейшими из них были ташкентцы, кокандцы, Наманганцы, Хорезмийцы и так далее, а также таджики некогда населявшие территорию бывшего Кокандского ханства.[4]

По мнению известного казахского этнолога, доктора исторических наук Н. Э. Масанова, название сарт использовалось в разных контекстах, например, если «ваши родители казахи, но вы живете в городе Испиджабе, вы — сарт».[5]

Объединение разнородных племён под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения некоторых кочевых киргизов, казахов, и каракалпаков и населения, ведущего оседлый образ жизни и безплеменной аффилиации. Туркмены для обозначения оседлого населения без племенной аффилиации, использовали название тат. Сам термин «сарт» сложно интерпретировать в этническом смысле. В Кокандском ханстве, судя по письменным источникам, термин «сарт» или «сартия» использовался в значении «оседлый, городской житель» как противопоставление термину «кочевник».[6]. То же значение вкладывали в понятие «сарты» русские исследователи середины XIX века. Так, Л. Н. Соболев писал:

Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя

[7]. Л. Ф. Костенко отмечал, что слово «Сарт» означает:

названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин

На территории Бухарского эмирата, то есть в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и южном Таджикистане название сарт для обозначения населения в XVIII — начале XX века не использовалось.[8]

Антропология сартов

Сарты — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у сартов мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый. Лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие алтайской крови, но вообще иранская кровь берет верх.[9]

Язык сартов

О языке сартов энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона даёт следующее пояснение «сарты по наружности очень похожи на таджиков, но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие сартов ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз (прим. казахов).»[9] Этнический атлас Узбекистана, подтверждая сведения из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, сообщает, что сарты говорили на особом сартском языке (так называемый сарт тили). Его можно считать продолжением или разновидностью чагатайского языка[10].

Согласно Советской исторической энциклопедии для сартов было характерно: «окающий» и «йокающий» говоры[11].

По мнению казахского переводчика, востоковеда и тюрколога Серали Лапина, жившего в конце XIX — начале ХХ века, «нет особого народа сарт, отличного от узбеков, и нет особого сартовского языка, отличного от узбекского»[12].

В начале ХХ века Н. Ф. Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы «чисто» узбекский (узбек-тили)[13]

Численность

При проведении первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. при распределении населения по родному языку и уездам Российской Империи сарты учитывались раздельно от узбеков, каракалпаков, киргизов, кашгарцев и кипчаков[14].

Области Российской империи 1897 г., сарты /чел. узбеки/чел. кипчаки/чел. кашгарцы/чел.
Ферганская область 788 989 153 780 7 584 14 915
Сырдарьинская область 144 275 64 235 - -
Самаркандская область 18 073 507 587 - 19 993
Семиреченская область 14 895 - - -
Закаспийская область 778 470 - -
Семипалатинская область 495 - - -
Акмолинская область 368 313 - -
Тургайская область 130 - - -

Всего согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Российской Империи насчитывалось 968 655 сартов, для сравнения совокупная численность сартов превышала численность узбеков (726 534 человек) и среди других народностей империи говорящих на турецко-татарских наречия (тюркских наречиях) была четвёртой по численности уступая лишь казахам (4 084 139 человек), татарам (3 737 627 человек) и башкирам (1 321 363)[14].

Согласно энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона общая численность сартов достигала 800 000 человек, составляя, по данным на 1880 г., 26 % всего населения Туркестана и 4,4 % оседлого его населения[15]. В Сырдарьинской области сартов свыше 210 тысяч, в Фергане около 350 тысяч, в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тысяч. Многочисленные во всей юго-восточной полосе Туркестанского края сплошные поселения сартов оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской области. Небольшое сартовское население последней (до 5000 душ) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство[9].

Стоит отметить, что В.И. Бушков и Л.С. Толстова считают что перепись в среднеазиатских владениях не точна и содержит ряд существенных недостатков. По их мнению среди языков региона наряду с узбекским выделяется язык «сартский», что неверно и несоответствовало действительности.[16] В. И. Бушков и Л. С. Толстова предполагают, что сартами при переписи 1897 назывались: 1) узбеки без родовых делений — потомки узбеков, потерявшие свое родо-племенное название и родо-племенную структуру и сильно смешенные с древним ираноязычным автохтонным населением. 2) некоторые группы городских таджиков. Также, они указывают, что под узбеками в переписи понимались узбеки с родоплеменными делениями и в значительной мере полукочевые по образу своей жизни.[16]

Сарты в настоящее время

Слово сарт в отношении нынешних узбеков и таджиков чаще всего используют их соседи каракалпаки, киргизы и казахи.

В настоящее время сарт в обиходной речи стало словом нарицательным, может применяться и как оскорбительное обращение, и как гордое самоназвание.

В дореволюционный период Российской империи сарты выделялись как обособленный этнос и при переписи населения учитывались отдельно от других этносов Средней Азии в том числе и узбеков. Интеллектуалы Махмудходжа Бехбуди и Серали Лапин выступали против его применения.

В советской историографии сарты как обособленный этнос не выделяется.

Известные сарты

Якуб-бек[17] — правитель государства Йеттишар («Семиградье») в Восточном Туркестане.

Интересные факты

  • Создатели чагатайской литературы Бабур и Алишер Навои в своих письменных работах отмечали существование народности сарт наряду с другими народами, населяющими среднеазиатский регион, но сами не относили себя к этому этносу[10].
  • В казахских генеалогиях о перипетиях политической борьбы династий и ханов 15-16 веков, когда казахские воины решили отвергнуть сартов и перейти на сторону узбекского вождя, произнесли слова, позже ставшие поговоркой: «Ozbek — oz agam, sart — sadagam» «Узбеки — наши братья, а сарт — моё подаяние (мой жертвенник)»[18][19][20]

Примечания

  1. Сарты — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  3. Сокровенное сказание Монголов. Покорение северного Китая, Си-Ся, Туркестана, Багдадского халифата и Руси. — Библиотека Гумер — история.
  4. Бронникова О. М. Сарты в этнической истории Средней Азии (к постановке проблемы). // Этносы и этнические процессы. Москва: Восточная литература, 1993,с.151.
  5. Профессор Н.Масанов — Мы с вами — сарты… О маргинализме, деспотии пространста и многом другом (интервью) | ЦентрАзия
  6. Бейсембиев Т.К «Тарихи-и Шахрухи» как исторический источник. — Алма-ата, 1987. — С. 78-79.
  7. Соболев Л. Н. Географические и статистические сведения о Зеравшанском округе (с приложением списка населенных мест окргуа)//Зап. ИРГО по отделению статистики. СПб., 1874. Т.4. С. 299. Прим. 1.
  8. Кармышева Б.Х.,Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана / АН СССР. Ин-т этнографии. М.: Наука, 1976
  9. ↑ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  10. ↑ Этнический атлас Узбекистана. Археология узбекской идентичности
  11. Сарты. Советская историческая энциклопедия
  12. Бронникова О. М. Сарты в этнической истории Средней Азии (к постановке проблемы). // Этносы и этнические процессы. Москва: Восточная литература, 1993, с.153.
  13. Ситняковский Н.Ф. Перечисление некоторых родов киргизов, обитающих в восточной части Ферганской области // Известия Туркестанского отдела ИРГО : Журнал. — Ташкент, 1900. — В. 1. — Т. 2. — С. 97.
  14. ↑ Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям
  15. Примечание: Здесь возможно имеет место ошибка или опечатка поскольку сарты были основными жителями городов и населённых пунктов Средней Азии и будучи вторым по численности этносом региона не могли составлять 4,4% от всего оседлого его населения, скорее всего авторами энциклопедии изначально задумывалась намерение отразить цифру 44% что значительно ближе к истине.
  16. 1 2 В.И. Бушков, Л.С. Толстова Население Средней Азии и Казахстана (Очерк этнической истории) // Расы и народы : Сборник / Г.П. Васильева. — М.: «Наука», 2001. — В. 27. — С. 141-142. — ISBN 5-02-008738-6.
  17. Якуб-Бек — сын Латифа шакосы 6, сарта, жившого в селении Пскент ташкентского уезда
  18. К. Жумагулов, Н. Нуртазина: Г. Хидоятов и его антиказахская «историология», или Как узбекский критик уподобился объектам своей критики и даже превзошел их
  19. Когда появился этноним узбек?
  20. Чистый путь хана Касыма

Ссылки по теме Сарт

  • Этногенез: Сарты
  • Сарты. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  • Узбеки: формирование современной узбекской идентичности. Продолжение (Часть 6)
  • Этнический атлас Узбекистана. Археология узбекской идентичности
  • Узбекский язык
  • Алихан Аман «Об этимологии, значениях и истории слова „сарт“»
  • Куда исчезли сарты?
  • Сергей Абашин. Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях
  • Сарты. 1860 г.[уточнить]

Сарты.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24