Сарты (узб. sartlar) — общее именование некоторых групп населения, живших Средней Азии в XVIII-XIX веках. Согласно БСЭ до Октябрьской революции 1917 года название сарт по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно полукочевая часть узбеков и казахи.[1]. Исконно оседлое населени Средней Азии, вошедшее в состав современных узбеков[2]
Содержание |
Впервые название сарт встречается в источниках XI века, в которых это слово означало торговец. Предполагают, что само слово происходит от санскритского со значением торговец. Видимо большее распространение этого термина произошло после походов Чингис-хана, так как в официальных монгольских хрониках государство Хорезмшахов называлось страной сартаулов.[3] Хотя на самом деле, в местных источниках государства Хорезмшахов это название вообще не встречается. Вместо него используются такие этнические названия как канглы, тюрк, ягма, карлук, туркмен и т. д.
В XIX веке название сарт использовалось кочевыми племенами для обозначения оседлого населения Средней Азии, независимо от происхождения. Жители сами себя иденфицировали по названию местности, где они проживали. Крупнейшими из них были ташкентцы, кокандцы, Наманганцы, Хорезмийцы и так далее, а также таджики некогда населявшие территорию бывшего Кокандского ханства.[4]
По мнению известного казахского этнолога, доктора исторических наук Н. Э. Масанова, название сарт использовалось в разных контекстах, например, если «ваши родители казахи, но вы живете в городе Испиджабе, вы — сарт».[5]
Объединение разнородных племён под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения некоторых кочевых киргизов, казахов, и каракалпаков и населения, ведущего оседлый образ жизни и безплеменной аффилиации. Туркмены для обозначения оседлого населения без племенной аффилиации, использовали название тат. Сам термин «сарт» сложно интерпретировать в этническом смысле. В Кокандском ханстве, судя по письменным источникам, термин «сарт» или «сартия» использовался в значении «оседлый, городской житель» как противопоставление термину «кочевник».[6]. То же значение вкладывали в понятие «сарты» русские исследователи середины XIX века. Так, Л. Н. Соболев писал:
Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя
[7]. Л. Ф. Костенко отмечал, что слово «Сарт» означает:
названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин
На территории Бухарского эмирата, то есть в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и южном Таджикистане название сарт для обозначения населения в XVIII — начале XX века не использовалось.[8]
Сарты — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у сартов мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый. Лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие алтайской крови, но вообще иранская кровь берет верх.[9]
О языке сартов энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона даёт следующее пояснение «сарты по наружности очень похожи на таджиков, но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие сартов ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз (прим. казахов).»[9] Этнический атлас Узбекистана, подтверждая сведения из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, сообщает, что сарты говорили на особом сартском языке (так называемый сарт тили). Его можно считать продолжением или разновидностью чагатайского языка[10].
Согласно Советской исторической энциклопедии для сартов было характерно: «окающий» и «йокающий» говоры[11].
По мнению казахского переводчика, востоковеда и тюрколога Серали Лапина, жившего в конце XIX — начале ХХ века, «нет особого народа сарт, отличного от узбеков, и нет особого сартовского языка, отличного от узбекского»[12].
В начале ХХ века Н. Ф. Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы «чисто» узбекский (узбек-тили)[13]
При проведении первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. при распределении населения по родному языку и уездам Российской Империи сарты учитывались раздельно от узбеков, каракалпаков, киргизов, кашгарцев и кипчаков[14].
Области Российской империи 1897 г., | сарты /чел. | узбеки/чел. | кипчаки/чел. | кашгарцы/чел. |
---|---|---|---|---|
Ферганская область | 788 989 | 153 780 | 7 584 | 14 915 |
Сырдарьинская область | 144 275 | 64 235 | - | - |
Самаркандская область | 18 073 | 507 587 | - | 19 993 |
Семиреченская область | 14 895 | - | - | - |
Закаспийская область | 778 | 470 | - | - |
Семипалатинская область | 495 | - | - | - |
Акмолинская область | 368 | 313 | - | - |
Тургайская область | 130 | - | - | - |
Всего согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Российской Империи насчитывалось 968 655 сартов, для сравнения совокупная численность сартов превышала численность узбеков (726 534 человек) и среди других народностей империи говорящих на турецко-татарских наречия (тюркских наречиях) была четвёртой по численности уступая лишь казахам (4 084 139 человек), татарам (3 737 627 человек) и башкирам (1 321 363)[14].
Согласно энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона общая численность сартов достигала 800 000 человек, составляя, по данным на 1880 г., 26 % всего населения Туркестана и 4,4 % оседлого его населения[15]. В Сырдарьинской области сартов свыше 210 тысяч, в Фергане около 350 тысяч, в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тысяч. Многочисленные во всей юго-восточной полосе Туркестанского края сплошные поселения сартов оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской области. Небольшое сартовское население последней (до 5000 душ) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство[9].
Стоит отметить, что В.И. Бушков и Л.С. Толстова считают что перепись в среднеазиатских владениях не точна и содержит ряд существенных недостатков. По их мнению среди языков региона наряду с узбекским выделяется язык «сартский», что неверно и несоответствовало действительности.[16] В. И. Бушков и Л. С. Толстова предполагают, что сартами при переписи 1897 назывались: 1) узбеки без родовых делений — потомки узбеков, потерявшие свое родо-племенное название и родо-племенную структуру и сильно смешенные с древним ираноязычным автохтонным населением. 2) некоторые группы городских таджиков. Также, они указывают, что под узбеками в переписи понимались узбеки с родоплеменными делениями и в значительной мере полукочевые по образу своей жизни.[16]
Слово сарт в отношении нынешних узбеков и таджиков чаще всего используют их соседи каракалпаки, киргизы и казахи.
В настоящее время сарт в обиходной речи стало словом нарицательным, может применяться и как оскорбительное обращение, и как гордое самоназвание.
В дореволюционный период Российской империи сарты выделялись как обособленный этнос и при переписи населения учитывались отдельно от других этносов Средней Азии в том числе и узбеков. Интеллектуалы Махмудходжа Бехбуди и Серали Лапин выступали против его применения.
В советской историографии сарты как обособленный этнос не выделяется.
Якуб-бек[17] — правитель государства Йеттишар («Семиградье») в Восточном Туркестане.
Сарты.