Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Уйгуры

Перейти к: навигация, поиск
Уйгуры
Ипархан Сабит Дамулла Абдулбаки Абдурахим Откур
Алахан Султан Вали Ахун Юлдашев Ходжа Нияз
Ахметжан Касыми Мурат Насыров Рабия Кадыр
Самоназвание

Уйғурлар,ئۇيغۇرلار

Численность и ареал

Всего: ~ 10 млн.
   

Язык

уйгурский

Религия

ислам суннитского толка

Расовый тип

смешанный неоднородный:
памиро-ферганская раса
южносибирская раса

Входит в

Алтайская семья
  Тюркская ветвь
    Карлукская группа

Родственные народы

узбеки

Происхождение

тохары, карлуки,
древние уйгуры

Уйгу́ры (уйг. ئۇيغۇرلار, Уйғурлар, кит. 维吾尔, Wéiwú'ěr) — коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе.

История этнонима

Впервые этноним «уйгур» начинает встречаться в источниках с начала н. э., вначале как имя только одного из тюркоязычных телеских племен, во времена третьего уйгурского каганата (8-9 вв.) среди племен входивших в конфедерацию 19-ти племен, этноним «уйгур» стал общим, в этот период наряду с этим этнонимом, также широко получил распространение экзоэтноним «токкуз огуз»[6]. После миграции уйгурских племен на территорию Восточного Туркестана (9в.), самоназвание «уйгур» продолжает употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI—XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана[7][8][9]. С принятием ислама, население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками», идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту) — кашгарец, долан, мачин, таранчи. Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» — это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания, уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью осознававших общность происхождения и интересов, имевших общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру, соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами, монголы хотонами, китайцы чантоу[10]. Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария. Это отмечают разные источники, Мухаммад Имин Садр Кашгари, в своей работе Асар аль футух (1790), называя страну Уйгуристаном, куда входят шесть городов.[11]

«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгуристаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского Туркестана, иногда называется Кашгарией.»

— Чокан Валиханов, 1859г.

[12]

Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания. Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало что их народ происходит от уйгуров, это отметили некоторые исследователи 19 в. хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками) и духовенства (ахунами), в частности Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке[10] , английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша, заметил что он татарин чистого уйгурского племени[13] . Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами[14]. Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия этнонима, что и было сделано позже. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии, в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана, было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур»[15]. Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур»:

  • Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: «Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур — тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)»[16].

Также согласно Рашид ад-Дину, легендарный Огузхан дал имя «уйгур» племени которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь.

На тюркском языке это слово означает «идущий вслед, присоединившийся»[17].

  • По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

Этнографические группы

Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана, из отдаленных территориально друг от друга групп населения, зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) — юрты (уйг. юртлар):

Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.

Антропология уйгуров

Уйгурская девушка

Антропологически уйгуры являются населением, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин, китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад[18][19] В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси.[20].

Расселение и численность

Вследствие целенаправленной государственной политики ханьской миграции, этноареал уйгуров размыт ханьскими мигрантами, 80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе (в префектурах Кашгар, Хотан, Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу, также крупные анклавы уйгуров в Кумуле, Турфане, Урумчи, Чугучаке, Или, и в районе Лобнора).[21]

Крупнейший тюркский и второй после хуэй (дунгане) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.

Согласно официальным китайским данным, численность уйгуров в КНР составляет приблизительно 11 миллионов человек. Подавляющая часть уйгуров проживает в Восточном Туркестане/СУАР, где они являются крупнейшим народом, составляя 45 % населения региона, также небольшие общины проживают в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс. человек имеется также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий[22].

За пределами Китая, численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии, где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Казахстане 238 тысяч[источник не указан 135 дней], в Киргизии 50 тыс.[3], в Узбекистане 20 тыс.[4], в Туркмении ок.3 тыс.[источник не указан 1485 дней]

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс.[источник не указан 1485 дней], а также Королевстве Саудовская Аравия ~30 тыс.[источник не указан 1485 дней]. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, России, Японии, Австралии, Таджикистане.

Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алма-Ате, Бишкек, Мюнхен, Душанбе. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

История

Настенные росписи, «Тысяча будд», Безеклик, 9-13вв

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III—IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии:

…в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.[23]

Уйгурский идыкут, государство Кочо, 9-13 вв.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана.

Уйгурский манихейский жрец, фреска из Кочо, 9-13 вв. Из собрания музея индийского искусства, Берлин.

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

В восточной части Караханидского государства в Кашгаре и в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане, уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство)[24]. В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом вошедшим в состав современного уйгурского этноса стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе, осевшие в Восточном Туркестане в XIV—XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие[25]. Политико-административная разобщённость в период XV—XVI вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец). В XVII—XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против империи Цин, а позднее Гоминьдана. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. Синьцзян-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего, путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение

Турфанские послы в Пекине (1656 г)

На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.

Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.

  1. Уйгурский каганат — VIII—IX вв.
  2. Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо — IX—XIV вв.
  3. Государство Караханидов — IX—XIII вв.
  4. Ганьсуйское государство — IX—XI вв.
  5. Яркендское Саидийское ханство — XV—XVII вв.
  6. Теократическое государство ходжей — XVII—XVIII вв.
  7. Уйгурское государство Йаттишяр — 1864—1878 гг.
  8. Илийский султанат — 1864—1871 гг.
  9. Исламская республика Восточный Туркестан — 1933—1934 гг.
  10. Восточный Туркестан (ВТР) — 1944—1949 гг.
Уйгурский каганат Караханидское государство Яркендское ханство Илийский султанат

Язык и письменность

Фрагмент произведения, на уйгурском языке уйгурским письмом «Хуастуанифт» — «Покаянная молитва», была датирована советским ученым С. Е. Маловым около 5-6 вв. н. э.

Современный уйгурский язык (новоуйгурский) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский, лобнорский) и множество говоров.

На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в 6 веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов. Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров (кумульцы, турфанцы) вплоть до 16в.

Начиная с 10в. с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарцы, атушцы, хотанцы) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо, которое постепенно к 16в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы, введённую в советское время.

В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях, приобретают две разновидности латинского алфавита, один разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй — различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.

Культура, традиции, религия

Религия

Абсолютное большинство верующих уйгуров — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаб, имеются небольшие общины шиитов в окрестностях Кашгара[источник не указан 1075 дней]. Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сутук Абдукерим Бограхана (X век). До суннизма уйгуры исповедовали ислам суфийского толка. В древности уйгуры были тенгрианцами, манихеями, буддистами. Манихейство было религией Уйгурского каганата. Буддизм был религией Уйгурского идыкутства.

Культура

Традиционные занятия уйгуров — торговля, земледелие, различные виды ремёсел, отгонное животноводство, у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров, было характерно занятие рыболовством и охотой.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство особенно в миниатюрной живописи), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока. Миниатюрная живопись. С расширением монгольской империи, уйгурская школа миниатюрной живописи начала распространяться по Востоку. Одной из школ является [1]

Уйгурская музыка

Ключевое произведение древней уйгурской музыки — 12 мукамов. Существует также бесчисленное множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты — тамбир, дутар, равап, сатар, геджак, най, дап и многие другие.

Уйгурская литература

С древности у уйгуров существует богатая литература — фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Значительную часть литературных памятников классической Уйгурской литературы представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (11 в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец 12 — начало 13 вв.). Среди уйгурских поэтов и писателей — Билал Назим, Зия Самади, Лутфулла Муталлип, Изим Искандеров и др. Ключевым доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска, Суварнапрабхасы, на уйгурском языке.

Уйгурская архитектура

Пещера Мын Уй (рус. "Тысяча домов"), архитектура доисламского периода, 8-10вв., Безеклик, Турфан, Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей султана основателя Караханидского государства Сутук Абдукерим Бограхана (X в.), г. Атуш, Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей правителей Яркендского ханства, 16-18вв., Яркенд, Восточный Туркестан (СУАР)

Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода — архитектура доисламская и исламская. Среди памятников исламской уйгурской архитектуры — Мавзолей Аппака Ходжи, Мавзолей Тоглук-Тимура, Ид Ках.

Традиции

Мужские союзы

Среди уйгуров, до настоящего времени широко распространены мужские союзы, «оттуз огул». «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка — «тридцать парней» или «тридцать джигитов»,[26] обычно в союз вступают мужчины определенной возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.

Мяшряп — старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе это — вечер отдыха. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников таких собраний называют «тридцать джигитов» — «оттуз огул».

«Мяшряп» — это школа этического и эстетического воспитания. Он выявляет людей одаренных музыкальными или поэтическими способностями, также он является школой воспитания дисциплины и ответственности перед коллективом. В самом начале собрания его участниками избирается глава — «жигит-беши», который имеет право назначить музыканта, танцора, повара. Избирается также судья — «кази», который может наказать отступившегося члена «Мяшряпа».

Такие собрания сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участник таких встреч может почерпнуть для себя много нового и полезного путем бесед и обсуждений из всех областей жизни. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мәшрәп көрмигән» («не видевший мяшряпа»). Но это ещё и круг друзей, готовых всегда прийти на помощь и в радости и в беде, иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы», после событий 1997 года, в Кульдже. Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.

Уйгуры и татары в национальных костюмах. Почтовая марка Казахстана, 2007 г.

У уйгуров Восточного Туркестана, сохранилась традиция повседневного ношения холодного оружия, национальные уйгурские ножи, «пчак». «Пчак», на протяжении столетий были мужским символом и традиционным холодным оружием уйгуров. С младенческих лет, мальчикам в колыбель, под подушку кладут «пчак». Ремеслом изготовления ножей, занимаются семьи оружейников «пчакчи», на протяжении многих поколений. Наиболее известный район изготовления ножей, древний уйгурский город Янгигисар, где почти все население с древнейших времен, занимается этим ремеслом.

Знаменитые уйгурские ножи с наборными рукоятками и логотипом мастера, выгравированным арабской вязью на вороненом лезвии, лежат повсюду. И шмыгают в темноте фигуры с традиционными ножами на поясах.[27]

Семейные традиции

В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.

Браки заключаются исключительно между единоверцами, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом — ахуном, имамом. Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана, молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль и молоко и чай.[28]

Фотогалерея

См. также

Национально-освободительные движения

Теории, версии

Другие статьи

Примечания

  1. 2-1 全国各民族分年龄、性别的人口
  2. Свыше 11 млн казахов проживает в Казахстане. ИА Новости-Казахстан.
  3. ↑ Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Национальный состав населения на 1 января 2012 года.
  4. ↑ Этнический атлас Узбекистана
  5. Перепись населения России 2010 года
  6. Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10-14 вв. М-Л., 1966. с.29.
  7. Г. С. Садвакасов Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана XIV—XIX вв.
  8. http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm
  9. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1680-1700/Kit_ist_Sr_az/1-20/prim3.htm
  10. ↑ Собрание сочинений. Том 3. Чокан Валиханов, стр. 158
  11. Мухаммад Имин Садр Кашгари, Асар аль футух ]
  12. Собрание сочинений. Том 3. Чокан Валиханов, стр. 9
  13. Кашмир и Кашгар Дневник английского посольства в Кашгар в 1873—1874 гг., стр. 251 ]
  14. Владимир Бартольд. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии
  15. Кайдаров, А. Т., «Развитие современного уйгурского литературного языка (Т.1 Уйгурские диалекты и диалектная основа литературного языка)», Алма-Ата, «Наука», 1969, стр. 322
  16. Записки Императорской академии наук. Приложение 2 к Т. 72. СПб, 1893. С. 3
  17. Фазллаллах Рашид Ад-Дин. Огуз-Наме
  18. Uyghurs are hybrids | Gene Expression | Discover Magazine. Blogs.discovermagazine.com. Проверено 28 августа 2011. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  19. AJHG - Analysis of Genomic Admixture in Uyghur and Its Implication in Mapping Strategy. Cell.com. Проверено 28 августа 2011. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  20. «{{{title}}}».
  21. Dillon, Michael (2004). Xinjiang: China’s Muslim far northwest. Routledge. ISBN 978-0-415-32051-1. p.24
  22. Ethnic Uygurs in Hunan Live in Harmony with Han Chinese
  23. Л.Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. гл.6
  24. Селезнев, Н., Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная Гора: Традиция, религия, культура, вып. XI. М.: ВГ, 2005, С. 72-76.
  25. http://www.kyrgyz.ru/?page=37
  26. Чвырь Л.А., Обряды и верования уйгуров в XIX-XX в.: очерки народного ислама в Туркестане;. — М.: Восточная литература, 2006. — С. 124. — ISBN 5-02-018493-4.
  27. Роман Грузов «Об исчезающей натуре Кашгара», Афиша-Мир. № 034, 1 февраля 2007 г.
  28. «Синьцзян: Этнографический очерк», Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

Литература

  • Кадырбаев А. Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. — Алматы: «Рауан», «Демеу». 1993—168 с. ISBN 5-625-02513-4
  • Уйгуры // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «уйгур»
  • Уйгуры Узбекистана
  • London Uyghur Ensemble
  • Introduction to Uyghur Culture and History Links to cultural and historical background, current news, research materials and photographs.
  • Карты с долей народов по уездам КНР
  • Проблема изучения фольклора уйгуров СУАР КНР

Уйгуры.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24