Главный орган фирмы Cavaillé-Coll в Парижской церкви Сен-Сюльпис (1862).
Симфони́ческий орга́н — вид духового органа, исполнительские возможности которого по своим тембровым, регистровым и динамическим характеристикам (богатству звуковых красок, тонально-сонорному охвату, колоссальной широте динамического диапазона и т.д.) сопоставимы и даже могут превосходить исполнительские возможности большого симфонического оркестра.
Наиболее крупные, сложные и мощные симфонические органы имеют до семи мануалов (клавиатур), до 500 клавиш, до 400 регистров и свыше 30000 духовых труб.[1]
История возникновения
Появление симфонических органов связывают в первую очередь с именем знаменитого французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля (Aristide Cavaillé-Coll, 1811—1899), который задался целью конструировать духовые органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра.
Самым крупным и сложным (100-регистровым) симфоническим органом, сконструированным Аристидом Кавайе-Коллем, и одновременно крупнейшим органом во всей Франции, стал орган церкви Сен-Сюльпис в Париже (1862 год).
Именно на органе церкви Сен-Сюльпис, не уставая восхищаться его исполнительскими возможностями, долгие годы творил Сезар Франк (César Franck, 1822—1890) [2], а затем и другой мастер органной симфонии — Луи Виктор Жюль Вьерн (Louis Victor Jules Vierne, 1870—1937).
Другим крупным (вторым по величине и возможностям) симфоническим органом, сконструированным Аристидом Кавайе-Коллем явился орган знаменитого Собора Парижской Богоматери (1868). Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку старого органа Собора Парижской Богоматери, в результате чего прежний барочный инструмент приобрел типичное для органов Кавайе-Колля «романтическое» звучание: число регистров увеличили до 86, а механическая трактура органа была снабжена рычагами Баркера.
Семь мануалов «Convention Hall Organ», Атлантик сити
Среди ряда прочих композиторов, на органе Собора Парижской Богоматери играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс.
Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Виктор Жюль Вьерн.
Ну а сегодня уже три самых крупных симфонических органа, сконструированных во всём мире, находятся в США[1]:
- Wanamaker Organ (Филадельфия, Murray M. Harris/Los Angeles Art Organ Co., 1904; Wanamaker Organ Shop, 1914-1917, 1924-1927): 6 мануалов, 461 клавиш, 396 регистров, 28482 труб.
- Convention Hall Organ (Атлантик сити, Midmer-Losh, Opus 5550, 1929): 7 мануалов, 449 клавиш, 337 регистров, 33114 труб.
- First Congregational Church Organ (Лос-Анджелес, E. M. Skinner Opus 856, 1931; Schlicker, 1969; Meunch, 1994; Robert David, 1995): 5 мануалов, 346 клавиш, 233 регистров, более 20000 труб.
Тембральные и некоторые другие характеристики симфонического органа «Wanamaker Organ»
ОСНОВНОЙ:
I Choir
|
Double Dulciana |
16′ |
Dulciana |
8′ |
Open Diapason |
8′ |
Violin Diapason |
8′ |
Stopped Diapason |
8′ |
Concert Flute |
8′ |
Salicional |
8′ |
Quintadena |
8′ |
Vox Angelica |
8′ |
Vox Celeste |
8′ |
Keraulophone |
8′ |
Forest Flute |
4′ |
Salicet |
4′ |
Piccolo |
2′ |
Soft Cornet VI |
|
Saxophone |
16′ |
Saxophone |
8′ |
English Horn |
8′ |
Clarinet |
8′ |
|
II Great
|
Unenclosed Great |
Sub Principal |
32′ |
Contra Gamba |
16′ |
Double Diapason |
16′ |
Sub Quint |
10⅔′ |
Diapason Phonon |
8′ |
Diapason Major |
8′ |
First Diapason |
8′ |
Second Diapason |
8′ |
Third Diapason |
8′ |
Fourth Diapason |
8′ |
Gamba (2 ranks) |
8′ |
Major Tibia |
8′ |
Mezzo Tibia |
8′ |
Minor Tibia |
8′ |
Double Flute |
8 |
Nazard Flute (2 ranks) |
8′ |
Octave |
4′ |
Mixture VIII |
|
Harmonic Trumpet |
8′ |
|
Enclosed Great |
Covered Tibia |
8′ |
Harmonic Flute |
8′ |
Quint |
5⅓′ |
Harmonic Flute |
4′ |
Principal |
4′ |
Tierce |
31⁄5′ |
Octave Quint |
2′ |
Super Octave |
2′ |
Mixture VII |
|
Double Trumpet |
16′ |
Tuba |
8′ |
Trumpet |
8′ |
Harmonic Clarion |
4′ |
|
Great Chorus |
Diapason Magna |
8′ |
Stentorphone |
8′ |
First Diapason |
8′ |
Second Diapason |
8′ |
Third Diapason |
8′ |
Major Flute |
8′ |
Double Flute |
8′ |
Gamba |
8′ |
Flute |
4′ |
Octave |
4′ |
Nazard |
2⅔′ |
|
III Swell
|
Double Diapason |
16′ |
Soft Bourdon |
16′ |
Stentorphone |
8′ |
Horn Diapason |
8′ |
Violin Diapason |
8′ |
Bell Flute |
8′ |
Orchestral Flute |
8′ |
Harmonic Flute |
8′ |
Grand Flute (2 ranks) |
8′ |
Double Flute |
8′ |
Tibia Dura |
8′ |
Clarabella |
8′ |
Melodia |
8′ |
Soft Dulciana |
8′ |
Gamba Celeste (2 ranks) |
8′ |
Gamba |
8′ |
Quint Bourdon |
5⅓′ |
Harmonic Flute (2 ranks) |
4′ |
First Octave |
4′ |
Second Octave |
4′ |
Nazard (from Mixture V) |
2⅔′ |
Harmonic Piccolo |
2′ |
String Mixture V |
|
Mixture VI |
|
Bass Tuba |
16′ |
Bass Trombone |
16′ |
Contra Fagotto |
16′ |
Double Oboe Horn |
16′ |
Trombone |
8′ |
Tuba |
8′ |
Fagotto |
8′ |
Oboe |
8′ |
Trumpet |
8′ |
Horn |
8′ |
Bassett Horn |
8′ |
Clarinet |
8′ |
Clarinet (2 ranks) |
8′ |
Vox Humana (2 ranks) |
8′ |
Harmonic Clarion |
4′ |
Musette |
4′ |
|
Original String Division |
Contra Bass |
16′ |
Violoncello |
8′ |
Viol |
8′ |
Viol |
8′ |
Viola |
8′ |
Quint Viol |
5' 1/3 |
Octave Viol |
4′ |
Violina |
4′ |
Tierce |
31⁄5′ |
Corroborating Mixture V |
|
Viol Cornet IV |
|
|
IV Solo
|
Double Open Diapason |
16 |
Grand Viol |
16 |
First Diapason |
8 |
Second Diapason |
8 |
Third Diapason |
8 |
Violin Diapason |
8 |
Viol |
8 |
Viol |
8 |
Harmonic Flute |
8 |
Tierce Flute (2 ranks) |
8 |
Chimney Flute |
8 |
Clarabella |
8 |
Gemshorn |
8 |
Nazard Gamba (2 ranks) |
8 |
Grand Gamba |
8 |
Grand Gamba |
8 |
Quintaphone |
8 |
Quint Diapason |
5⅓ |
Octave |
4 |
Harmonic Flute |
4 |
Harmonic Tierce |
31⁄5 |
Twelfth Harmonic |
2⅔ |
Piccolo Harmonic |
2 |
Double Trumpet |
16 |
Tuba |
16 |
Trumpet |
8 |
Soft Tuba |
8 |
Cornopean |
8 |
Ophicleide |
8 |
Musette |
8 |
Ophicleide |
4 |
Soft Tuba |
4 |
Grand Mixture VI |
|
Mixture V |
|
Mixture VI |
|
|
Pedal
|
Gravissima |
64 |
Contra Diaphone |
32 |
Diaphone |
16 |
First Contra Open Diapason |
32 |
Second Contra Open Diapason |
32 |
First Open Diapason |
16 |
Second Open Diapason |
16 |
Third Open Diapason |
16 |
Open Diapason |
8 |
Contra Bourdon |
32 |
Bourdon |
16 |
Soft Bourdon |
16 |
Octave Soft Bourdon |
8 |
Open Flute |
16 |
Soft Flute |
8 |
Flute |
4 |
Violone |
16 |
Gamba |
16 |
Dulciana |
16 |
Soft Dulciana |
8 |
Open Quint |
10⅔ |
Stopped Quint |
10⅔ |
Stentor |
8 |
Octave |
8 |
First Tibia |
8 |
Second Tibia |
8 |
First Tibia |
4 |
Second Tibia |
4 |
First Cello |
8 |
Second Cello |
8 |
Principal |
4 |
Octave |
4 |
Mixture VII |
|
Mixture VIII |
|
Mixture VIII |
|
Grand Mutation × |
|
Contra Bombarde |
32 |
Bombarde |
16 |
Bombarde |
8 |
Trombone |
16 |
Tuba |
16 |
Euphonium |
16 |
Contra Fagotto |
16 |
Octave Fagotto |
8 |
Tromba |
8 |
Clarion |
4 |
|
ЭФИРНЫЙ:
Шесть мануалов симфонического органа «Wanamaker»
V Ethereal
|
Bourdon |
16′ |
First Open Diapason |
8′ |
Second Open Diapason |
8′ |
Clear Flute |
8′ |
Harmonic Flute |
8′ |
Double Flute |
8′ |
Quint Flute |
8′ |
Grand Gamba |
8′ |
Grand Gamba |
8′ |
Octavo |
4′ |
Harmonic Flute |
4′ |
Twelfth Harmonic |
2′ |
2′/3 |
Harmonic Piccolo |
2′ |
Mixture IV |
Tuba Profunda |
16′ |
Tuba Mirabilis |
8′ |
French Trumpet |
8′ |
Grand Clarinet |
8′ |
Post Horn |
8′ |
Tuba Clarion |
4′ |
|
VI Stentor
|
Cello 1 (String) |
8 |
Cello 1 # (String) |
8 |
Cello 1 ♭ (String) |
8 |
Cello 2 (String) |
8 |
Cello 2 # (String) |
8 |
Cello 2 ♭ (String) |
8 |
Nasard Gamba II (String) |
8 |
Nasard Gamba II # (String) |
8 |
Clear Flute (Ethereal) |
8 |
Clear Flute (Ethereal) |
4 |
|
Ethereal Pedal
|
Acoustic Bass |
32′ |
Diapason |
16′ |
Bombarde |
16′ |
Bombarde |
8′ |
|
РЕВЕРБЕРАЦИОННЫЙ:
The Wanamaker Organ in the Grand Court
Echo (floating)
|
Bourdon |
16 |
Open Diapason |
8 |
Violin Diapason |
8 |
Stopped Diapason |
8 |
Night Horn |
8 |
Clarabella |
8 |
Melodia |
8 |
Orchestral Viol |
8 |
Soft Viol |
8 |
Soft Viol |
8 |
Unda Maris (2 ranks) |
8 |
Open Quint |
5⅓ |
Octave |
4 |
Harmonic Flute |
4 |
Mellow Flute |
4 |
Cornet Mixture V |
|
Mixture VI |
|
Double Trumpet |
16 |
Trumpet |
8 |
Capped Oboe |
8 |
Euphone |
8 |
Vox Humana |
8 |
|
Echo Pedal
|
Open Diapason |
16′ |
Stopped Diapason |
16′ |
|
ОРКЕСТРАЛЬНЫЙ:
Orchestral (floating)
|
Contra Quintadena |
16′ |
Duophone |
8′ |
Tibia |
8′ |
Covered Tibia |
8′ |
Concert Flute |
8′ |
Harmonic Flute |
8′ |
Mellow Flute |
8′ |
String Flute |
8′ |
Double Flute |
8′ |
Hollow Flute |
8′ |
Harmonic Flute |
4′ |
Orchestral Flute |
4′ |
Covered Flute |
4′ |
Octave |
4′ |
Harmonic Piccolo |
2' |
Super Octave |
2' |
English Horn |
16′ |
Bass Clarinet |
16′ |
Bass Saxophone |
16′ |
Bassoon |
16′ |
English Horn |
8′ |
Orchestral Clarinet |
8′ |
Orchestral Cromorne |
8′ |
Saxophone |
8′ |
Orchestral Bassoon |
8′ |
Bassett Horn |
8′ |
Oboe |
8′ |
Orchestral Oboe |
8′ |
Orchestral Trumpet |
8′ |
First French Horn |
8′ |
Second French Horn |
8′ |
Third French Horn |
8′ |
Kinura |
8′ |
Muted Cornet |
8′ |
|
Vox Humana Chorus (floating)
|
Vox Humana |
16′ |
First Vox Humana |
8′ |
Second Vox Humana |
8′ |
Third Vox Humana |
8′ |
Fourth Vox Humana |
8′ |
Fifth Vox Humana |
8′ |
Sixth Vox Humana |
8′ |
Seventh Vox Humana |
8′ |
|
Vox Humana Chorus Pedal
|
First Vox Humana |
16′ |
Second Vox Humana |
16′ |
|
СТРУННЫЙ:
String (floating)
|
Violone |
16′ |
First Contra Gamba |
16′ |
Second Contra Gamba |
16′ |
First Contra Viol |
16′ |
Second Contra Viol |
16′ |
First Viol |
16′ |
Second Viol |
16′ |
Violin Diapason |
8′ |
Gamba |
8′ |
Nazard Gamba (2 ranks) |
8′ |
Nazard Gamba (2 ranks) |
8′ |
First 'Cello |
8′ |
First 'Cello # |
8′ |
First 'Cello ♭ |
8′ |
Second 'Cello |
8′ |
Second 'Cello # |
8′ |
Second 'Cello ♭ |
8′ |
First Orchestral Violin |
8′ |
First Orchestral Violin # |
8′ |
First Orchestral Violin ♭ |
8′ |
Second Orchestral Violin |
8′ |
Second Orchestral Violin # |
8′ |
Second Orchestral Violin ♭ |
8′ |
Third Orchestral Violin |
8′ |
Third Orchestral Violin # |
8′ |
Third Orchestral Violin ♭ |
8′ |
Fourth Orchestral Violin |
8′ |
Fourth Orchestral Violin # |
8′ |
Fourth Orchestral Violin ♭ |
8′ |
Fifth Orchestral Violin |
8′ |
Fifth Orchestral Violin # |
8′ |
Fifth Orchestral Violin ♭ |
8′ |
Sixth Orchestral Violin |
8′ |
Sixth Orchestral Violin # |
8′ |
Sixth Orchestral Violin ♭ |
8′ |
First Muted Violin |
8′ |
First Muted Violin # |
8′ |
First Muted Violin ♭ |
8′ |
Second Muted Violin |
8′ |
Second Muted Violin # |
8′ |
Second Muted Violin ♭ |
8′ |
|
String
|
Third Muted Violin |
8′ |
Third Muted Violin # |
8′ |
Third Muted Violin ♭ |
8′ |
Fourth Muted Violin |
8′ |
Fourth Muted Violin # |
8′ |
Fourth Muted Violin ♭ |
8′ |
Fifth Muted Violin |
8′ |
Fifth Muted Violin # |
8′ |
Fifth Muted Violin ♭ |
8′ |
Sixth Muted Violin |
8′ |
Sixth Muted Violin # |
8′ |
Sixth Muted Violin ♭ |
8′ |
First Dulciana |
8′ |
First Dulciana # |
8′ |
Second Dulciana |
8′ |
Second Dulciana # |
8′ |
Third Dulciana |
8′ |
Third Dulciana # |
8′ |
Fourth Dulciana |
8′ |
Fourth Dulciana # |
8′ |
Fifth Dulciana |
8′ |
Fifth Dulciana # |
8′ |
Sixth Dulciana |
8′ |
Sixth Dulciana # |
8′ |
Quint Viol |
5' 1/3 |
Quint Viol # |
5' 1/3 |
First Orchestral Violina |
4′ |
First Orchestral Violina # |
4′ |
Second Orchestral Violina |
4′ |
Second Orchestral Violina # |
4′ |
Tierce Viol |
3' 1/5 |
Tierce Viol # |
3' 1/5 |
Nazard Violina |
2' 2/3 |
Nazard Violina # |
2' 2/3 |
Super Violina |
2' |
Super Violina # |
2' |
First Octave Dulciana |
4′ |
First Octave Dulciana # |
4′ |
Second Octave Dulciana |
4′ |
Second Octave Dulciana # |
4′ |
Dulciana Mutation V |
|
|
String Pedal
|
Contra Diaphone |
32′ |
Diaphone (ext) |
16′ |
Diaphone (ext) |
8′ |
Contra Gamba |
32′ |
Gamba (ext) |
16′ |
Gamba (ext) |
8′ |
First Violone |
16′ |
Second Violone |
16′ |
First Violone (ext) |
8′ |
Second Violone |
8′ |
Violone |
4′ |
Viol |
16′ |
Viol |
16′ |
Viol |
8′ |
Viol |
8′ |
Grand String Pedal Mixture XII |
32 |
Mutation Diaphone |
16′ |
Mutation Viol |
16′ |
Mutation Viol |
10⅔ |
Mutation Viol |
8′ |
Mutation Viol |
5' 1/3 |
Mutation Viol |
4′ |
Mutation Viol |
2' 2/3 |
Mutation Viol |
2' |
Mutation Viol |
1' 3/5 |
Mutation Viol |
1' 1/3 |
Mutation Viol |
4/5′ |
|
ГУЛКИЙ:
Tuba Magna (from 8') |
16' |
Tuba Magna |
8′ |
|
УДАРНЫЙ:
Percussion
|
Major Chimes |
C–c1 |
Minor Chimes |
G–G |
Metalophone |
C–C2 |
Celeste |
C–c2 |
Piano I |
(prepared for) |
Piano II |
standard 88 notes |
Harp I |
tenor C–c2 |
Harp II |
(prepared for) |
Gongs |
tenor C–C2 |
Crescendo Cymbal |
|
Cymbalstar |
|
|
Примечания
- ↑ The World's Largest Pipe Organs
- ↑ «Если бы вы знали, как я его люблю, — говорил Франк о своем органе, — он так послушен моим пальцам и так покорен моим мыслям» (Цит. по кн.: Рогожина И. Сезар Франк. М., 1969, с. 29).
См. также
Литература
- Из истории мировой органной культуры XVI—XX веков, Учебное пособие. Москва, «Музиздат», 2008.
- Органная книжечка, Очерки по истории и теории органного искусства. Москва, Научно-издательский центр Московская консерватория, 2008.
- Winfried Bönig, Ingo Bredenbach: Orgelliteraturspiel — Orgelbaukunde. 4. Band in: Hans-Jürgen Kaiser, Barbara Lange (Hrsg.): Basiswissen Kirchenmusik. Ein ökumenisches Lehr- und Lernbuch in vier Bänden mit DVD und Registerband zur Grundausbildung und Berufsbegleitung evangelischer und katholischer Kirchenmusikerinnen und Kirchenmusiker. Carus-Verlag, Stuttgart 2009. ISBN 978-3-89948-125-9
- Hermann J. Busch, Matthias Geuting (Hrsg.): Lexikon der Orgel. Laaber-Verlag, Laaber 2007, ISBN 978-3-89007-508-2.
- Douglas E. Bush und Richard Kassel The organ: An encyclopedia? London — 2006
- Chris Riley, The Modern Organ Guide Xulon Press — 2006, ISBN=9781597816670
- Nicholas Thistlethwaite und Geoffrey Webber, The Cambridge companion to the organ Cambridge University Press, 1998 ISBN=9780521575843
- Henri de Rohan-Csermak, Aristide Cavaillé-Coll, Le Pérégrinateur, Toulouse (L’esprit Curieux) — 1999, isbn=2-910352-22-6
- François Turellier, Les orgues et les organistes de la cathédrale Sainte-Croix|cathédrale Sainte-Croix d’Orléans. Leur place à l'église et dans la ville, des origines jusqu’aux travaux d’Aristide Cavaillé-Coll, in : L’Orgue, revue trimestrielle publiée par l’Association des Amis de l’Orgue en coédition avec Symétrie, N° 291, Versailles, Lyon, 2010-III, p. 3-33.
- Ariam / Île-de-France, Orgues de l'Île-de-France. Inventaire réalisé sous la direction de Pierre Dumoulin : tome IV — Inventaire des Orgues de Paris, Première Partie, Paris, Aux Amateurs de Livres, 1992 ; tome V — Inventaire des Orgues de Paris, Deuxième Partie, Paris, Klincksieck, 1995 ; tome VI — Inventaire des Orgues de Paris, Troisième Partie, Paris, Klincksieck, 1997.
Ссылки
- Крупнейшие духовые органы мира
- Friends of the Wanamaker Organ
- Stoplist — by «Friends of the Wanamaker Organ»
- Pipe Dreams radio program, «Peter Conte and the Wanamaker Grand Court Organ»
- Video of the Wanamaker Organ being played by Virgil Fox