Кавайе-Коль, Аристид | |
Имя при рождении |
Cavaille-Coll, Aristide |
---|---|
Полное имя |
Кавайе-Колль, Аристид |
Дата рождения | |
Дата смерти | |
Годы активности |
1859 - 1880 |
Страна | |
Профессии |
органный мастер |
Кавайе-Колль, Аристид (фр. Cavaille-Coll, Aristide 1811—1899) — крупнейший органный мастер XIX века во Франции.
Орган Кавайе-Коля отвечает стремлению французских органистов справляться с инструментом в одиночку, что было отражено, в частности, в расположении регистровых рукоятей по обе стороны мануалов (лат. Manual — ручной, то есть клавиатура). В связи с этим появилась и новая организация регистровых комбинаций. Кавайе-Колль трансформирует ножную клавиатуру, делая длинные клавиши (как в немецких органах), что дает возможность играть не только носком, но и с помощью каблука. Мастеру принадлежит внедрение технических нововведений, улучшивших звучание инструмента и облегчивших игру на нем. Самое известное из них — пневматический «рычаг Баркера». Кавайе-Колль кардинально изменяет диспозицию французского органа, делая её подлинно симфоничной.
В целом, регистры французского органа делятся на две группы: Fonds — (основные виды труб, лабиальные) — все шестнадцати-, восьми- и четырёхфутовые регистры, кроме тремолирующих и язычковых и Anches(язычковые). В диспозиции органов мастера присутствуют также колористические регистры, использующиеся как сольные тембры (характер, окраска и высота звучания трубы) — Voix Celeste, Unda Maris. Ковайе-Колль вводит в употребление передувающие регистры — Harmonique, трубы которых под сильным давлением издают звук на октаву выше. Передувающими были как лабиальные Flute Harmonique, Flute Octaviante, так и язычковые Trompette Harmonique. Испанские корни Кавайе-Колля, а также опыт работы в Испании, обусловили наличие — горизонтально расположенных язычковых регистров (но, в отличие от испанских органов, не на фасаде).
Известны такие творения Аристида Ковайе-Колля в Париже как орган церкви св. Клотильды (1859), св. Сюльпиция (1862), существенно реконструированный А.Ковайе-Коллем в 1868 году орган, построенный Тьерри-Клико в Соборе Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), инструмент в зале дворца Трокадеро (1878), орган в церкви св. Франциска Сальского в Лионе (1880), а также орган в Большом зале Московской консерватории.
Кавайе-Коль, Аристид.