Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Орган (музыкальный инструмент)

Консоль электрооргана «Rodgers Trillium organ» (Roland Corporation) в одной из американских церквей
Театральный орган в State Cinema, Grays (Compton Organ)

Орга́н (англ. Organ, фр. Orgue, нем. Orgel, от др.-греч. ὄργανον, Organon — орудие, инструмент) — клавишный музыкальный инструмент, принцип звукоизвлечения при игре на котором отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударных и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.[1]

В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь по нескольку (до семи) ручных мануалов (клавиатур), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют органы вообще без клавиатуры.[2]

Содержание

История возникновения

Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий».[3]

Зародыш органа можно разглядеть также во флейте Пана. Характерными свойствами органа обладает и китайский губной орган — шэн.

Некоторые исследователи полагают, что прообразом современного органа явился гидравлический орган (Гидравлос), который первоначально приводился в движение двумя поршневыми насосами (один закачивал воздух внутрь, а другой подавал его к трубам) и использовал резервуар с водой для выравнивания давления. Создание «Гидравлоса» приписывается «отцу пневматики» — древнегреческому изобретателю и математику Ктезибию Александрийскому (285222 годы до н. э.).[1]

Музыкант, играющий на шэне (ок. 1780 года)
Орган «Гидравлос»
Афиша с изображением парового органа («Каллиопы»), 1874 год

Принципы работы и назначение

Духовой орган «Duomo di Milano» (1395—1986)

Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида.[4]

В акустических органах (духовых, паровых, губных, ветряных, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов.[5]

На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы.

Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов:

  • Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах.
  • Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока.
  • Электроорганы для любительского домашнего музицирования.
  • Программируемые электроорганы для профессиональной студийной работы.[6]
Hammond B3 и динамики Лесли
Схема типичного виртуального органа
Nord Electro 2

Типы и разновидности

Существуют различные типы и разновидности органов, отличающиеся друг от друга устройством, принципом работы, а также какими-то своими специфическими особенностями:

Иллюстрации

Уличный орган (шарманка) на улице Вены, Австрия
Оркестрион (Welteorchestrion), 1862
Паровой орган на колёсном пароходе Minnie-Ha-Ha на озере Лейк-Джордж
Комбинированный орган «Vox Continental»
Органистка команды Чикаго Уайт Сокс играет на стадионе

См. также

Примечания

  1. 1 2 Douglas E. Bush, Richard Kassel. The organ: An encyclopedia. New York/London: 2006. ISBN 978-0-41-594174-7
  2. Nicholas Thistlethwaite, Geoffrey Webber. The Cambridge companion to the organ. Cambridge University Press, 1998. ISBN 978-0-52-157584-3
  3. Риман Г. Катехизис истории музыки. С. 20.
  4. Chris Riley. The Modern Organ Guide. Xulon Press, 2006. ISBN 978-1-597-81667-0
  5. William Harrison Barnes. The Contemporary American Organ — Its Evolution, Design and Construction. 2007. ISBN 978-1-406-76023-1
  6. Orpha Caroline Ochse. The History of the Organ in the United States. Indiana University Press, 1988. ISBN 978-0-25-320495-0

Литература

  • Риман Г. Катехизис истории музыки. Ч. 1. М.: 1896
  • Roland Eberlein. Die Geschichte der Orgel. Köln: Siebenquart, 2011. ISBN 978-3-941-22401-8
  • Bérnard Sonnaillon. L’orgue. Instrument et musiciens. Paris: Office du Livre, Editions Vilo, 1984. ISBN 2-719-10211-3
  • William Leslie Sumner. The Organ. Its Evolution, Principles of Construction and Use. New York: St. Martin’s Press, 1981
  • Peter Williams. The Organ in Western Culture 750—1250. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-52-161707-3
  • Wolfgang Adelung. Einführung in den Orgelbau. 2., überarb. u. erw. Wiesbaden: Auflage, Breitkopf & Härtel, 1992. ISBN 978-3-765-10279-0
  • Hans Klotz. Das Buch von der Orgel. 13. Auflage. Kassel: Bärenreiter, 2000. ISBN 978-3-761-80826-9
  • Michael Bosch, Klaus Döhring, Wolf Kalipp. Lexikon Orgelbau. Kassel: Bärenreiter, 2007. ISBN 978-3-761-81391-1
  • Alfred Reichling (Hrsg.). Orgel. MGG Prisma. Kassel u. a.: Bärenreiter, 2001. ISBN 978-3-761-81622-6
  • Bernhard Ader. Orgelkunde // Hans Musch (Hrsg.). Musik im Gottesdienst. Band 2. Regensburg: ConBrio, 1994, S. 256ff. ISBN 978-3-930-07922-3
  • Winfred Ellerhorst. Handbuch der Orgelkunde. Einsiedeln: 1936; Buren: Frits Knuf, 1986 (3. Repr.). ISBN 9060275195

Ссылки

Духовые органы
  • Pipe Organs 101
  • The World’s Largest Organs
Электроорганы
  • Allen Organ Company history
  • Hammond organs history


Орган (музыкальный инструмент).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24