Меню́ (англ. menu, фр. menu) — элемент интерфейса пользователя, позволяющий выбрать одну (в простейшем случае) из нескольких перечисленных опций.
В современных операционных системах меню является важнейшим элементом графического интерфейса пользователя.
Содержание |
Меню представляет собой набор следующих элементов:
Пункты всплывающих меню могут быть отмечены (англ. checked), при этом для идентификации того, что пункт выбран, используются либо специальные пометки (см. чекбокс) (например, в Microsoft Windows и GNOME используется значок «галочка» — ✓), либо изменения цветовой гаммы кого-либо элемента пункта меню (в основном применяется для нестандартных графических меню).
Пункты меню в главном и всплывающих меню могут быть включены (англ. enabled), выключены (англ. disabled) или недоступны (англ. grayed). Иногда вместо слов «включено» и «выключено» используют слова «активно» (англ. active) и «неактивно» (англ. inactive). Обычно пункты, помеченные как включённые или выключенные, для пользователя выглядят одинаково, а недоступный пункт меню выводится несколько затемнённым, в частности серым цветом.
Таким образом меню образует иерархическую структуру функциональных возможностей приложения.
Различают следующие типы меню:
В интерфейсе командной строки меню реализуется перечислением вариантов и предложением ввести символ (слово, число…), означающий желаемый вариант. Например:
1) Разворот 2) Налево 3) Прямо 4) Направо Ваш выбор (1234) [1]?_
Такое меню управляется простым вводом нужного значения из списка. Иногда для ввода требуется нажать Enter; иначе — только «горячую клавишу», либо ввести определённое количество символов. При нажатии Enter без ввода конкретного значения может быть выполнено действие по умолчанию (в приведённом примере это «Разворот»).
Типичное меню в текстовом интерфейсе (не путать с командной строкой!) |
||||
---|---|---|---|---|
|
В более продвинутых интерфейсах выбор элемента меню может осуществляться «указанием» на его изображение на экране.
Хотя такие меню могут управляться и горячими клавишами тоже (в специализированных или некачественно сделанных интерфейсах «горячие клавиши» могут отсутствовать), но допускается выбор между элементами меню при помощи клавиш стрелок или указательного устройства ввода.
Для уменьшения трудоёмкости выбора пункта из меню указательным устройством ввода выбираемый пункт меню должен значительно отличаться по цвету, фактуре и другим характеристикам от фона и иметь наибольшие возможные размеры (площадь). Меню с «упором» позволяют вслепую сдвинуть курсор к упору и числом нажатий на кнопку выбрать нужный пункт меню. Турбо-меню без «упора» сделать это не позволяют.
Элементы графического интерфейса | |
---|---|
Управление |
Кнопка • Меню (строка меню • контекстное меню • радиальное меню) |
Ввод/вывод | |
Отображение |
Heads-up display (в играх • OSD) • Боковая панель • Заставка • Значок • Индикатор процесса • Информационная панель • Метка • Подсказка • Строка состояния • Тост • Троббер • Экран загрузки |
Контейнеры |
Ribbon • Скрываемый виджет • Фрейм • Панель • Вкладка • Панель инструментов • Окно |
Навигация | |
Специальные окна | |
Связанные понятия |
Меню (информатика).