Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Ликантроп

«Превращение оборотня», гравюра, Германия, 1722 г.
Лукас Кранах «Вервольф», гравюра, 1512 г.

О́боротень — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот.

Иан Вудворд «Нападение вервольфа», гравюра, XVIII век

Содержание

Известные разновидности оборотней

В мифологии

Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Змей-Горыныч может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.

В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на Севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме[1]. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.

В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками). Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.

Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявлением тёмных сил — вампирами. Считается, что один из способов убить вампира — укус оборотня. Раны, нанесённые вампиру оборотнем, не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры — тоже оборотни. Так, в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.

Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые — это те, которые родились под определенной планетой либо подвержены родовому проклятию. Также врождённые появлялись, по верованиям, в случае если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которое убил волк.

Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот. Образ оборотня символизировал бессилие человека перед темными сверхъестественными силами. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.

Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия — психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.

Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент её наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями намеренно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько всё же для озорства (попугать людей для своего веселья). Не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становиться оборотнями в любое время суток.

Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.

Основной причиной, по которой обычный человек (не колдун) может стать оборотнем, считается укус или рана, причинённая другим оборотнем (подобное правило действует и для вампиров). После чего укушенному человеку ничего не остаётся, как в ближайшее полнолуние обратиться в зверя. Утром к нему вернётся человеческий облик, на следующую ночь всё снова повторится, и так далее. Либо, как вариант (см. выше), он отправится на постоянное местожительство в лес.

Изначально считалось, что убить оборотня можно, нанеся ему смертельную рану, например поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесённые оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.

Настала ночь: ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку.

— Н. В. Гоголь «Майская ночь»

В современной традиции убить оборотня можно, как и многую другую нечисть, серебряной пулей или серебряным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.

Стать из оборотня снова нормальным человеком можно также нескольким путями: опять же с помощью колдовства, или волшебника, или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории). Но самый известный путь — убийство того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращённые им люди снова становятся нормальными.

Оборотни с научной точки зрения

Фёдор Евтищев — «человек-собака» (портрет 1880-ых)

Около 1 % всех обнаруженных рисунков «каменного века» представляют собой изображения гибридов животных и людей. У изображённых существ встречены звериные черты бизона, оленя, лошади, кошки, летучей мыши, кенгуру, облик птицы, ящерицы, рыбы. Самая древняя статуэтка подобного существа — человека с головой кошки была найдена в Германии и датируется 32 тысячами лет назад.

Изображения полулюдей-полуживотных, вероятно, символически подчёркивали реальные или желаемые качества или способности человека. Также могли обозначать важные перемены в социальном статусе древнего человека, например, обряд инициации. Предполагается связь этих химер с миром духов предков, первобытный анимизм.

Мифический образ оборотня мог возникнуть благодаря физиологическим нарушениям в человеческой природе. Задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру — волком. Другое генетическое отклонение, «врождённый гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. Первое задокументированное описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой из Университета Гвадалахары, под руководством Хосе Мария Канту. Исторически, рождённые с этим отклонением порой брались на работу в цирк, где выступали для развлечения публики в качестве «оборотней» или «человекообезьян»[2].

Оборотни в культуре и искусстве

Тема оборотней издавна популярна в фольклоре, литературе, кинематографе.

В литературе

Первое упоминание волка-оборотня в литературном произведении — в «Сатириконе» Петрония.

Одним из ранних литературных произведений, посвящённых оборотням, можно назвать «Хуго, вервольф» Сазерленда Мензиса, которое вышло в 1838 году. Восемь лет спустя вышел уже целый сериал «Вервольф Вагнер» (1846 год) Джорджа Рейнольдса. Однако большинство мнений говорит не в пользу художественной значимости этих произведений.[3] Одним из заметных литературных произведений об оборотнях является вышедший в 1933 году роман «Парижский оборотень».

В «Гарри Поттере» Джоан Роулинг также появляются оборотни, превращающиеся в волков в дни полнолуния. Во время обращения оборотни теряют разум и не помнят о своем человеческом воплощении. Другой вид оборотней, представленный в романах — анимаги — могут превращаться в зверей по собственному желанию. Один из главных персонажей, Римус Люпин является оборотнем.

В серии книг Ивана Кононенко «Жизнь оборотня» оборотни вообще стоят на переднем плане и являются основой сюжета. Главный герой вследствие причудливо сложившихся событий становится одним из них, и прямое к этому отношение имеет обретённая с тех пор его новая подруга. Во всех частях книги встречаются всевозможные оборотни: волки, кошки, лисицы, собаки, крысы и многие другие.

В романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» (2004) волк и лиса оборотни выступают главными персонажами. В свойственной ему постмодернистской философствующей манере автор описывает мироздание с точки зрения оборотня, неожиданное объяснение находят и происходящие в России начала XXI века общественные явления.

В романе Андрея Демченко «Год оборотня» (издательство АСТ) предлагается новая трактовка феномена превращения человека в зверя. Герой романа не превращается в волка в физическом смысле, но с помощью сильного гипнотического воздействия заставляет людей видеть в себе зверя.

Оборотни являются одними из героев книги Андрея Белянина «Моя жена — ведьма» и её продолжения «Сестрёнка из преисподней».

В сказке братьев Комаровых «Колдовская мельница» события разворачиваются вокруг лечения одного из персонажей, случайно подцепившего весьма своеобразный «петушиный оборотнизм».[4]

В вампирской саге Стефани Майер «Сумерки», оборотни появляются только во второй части «Новолуние», хотя некоторые намеки были еще в первой части.

В цикле «Дозоры» Сергея Лукьяненко оборотни — Тёмные Иные низшей касты, «пушечное мясо» в Дневном Дозоре. Светлые Иные, склонные к оборотничеству, именуются перевёртышами.

В повестях Ольги Громыко «Верные враги» и «Капкан для некроманта» главная героиня — женщина-оборотень.

В романах Лорел Гамильтон серии «Анита Блейк» оборотни являются одними из главных персонажей.

В цикле книг Юрия Никитина «Трое из леса» один из главных героев — Мрак, является оборотнем, как и многие мужчины его родного племени невров. Хотя Мрак прибегает к использованию своего дара не так уж часто, предпочитая путешествовать и сражаться с врагами в человеческом облике.

В кино

Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Эти фильмы обозначили многие стереотипы внешности и поведения кинематографических оборотней.

Фильмы, в которых фигурируют оборотни

Смотри Фильмы об оборотнях

В музыке

  • «Werewolf» — альбом группы «Esthetic Education», вышедший в 2007 году, а также заглавная песня пластинки.
  • «Зверь» — песня группы «Ария» из альбома 1995 года «Ночь короче дня».
  • Лобо».
  • «Of wolf and man» — песня группы «Metallica» из альбома 1991 года «Metallica».
  • «Оборотень» — песня группы «Сектор газа» из альбома 1993 г. «Нажми на газ».
  • «Zeit Der Woelfe» — альбом группы «Illuminate» 2008 г.
  • «Werewolf» — песня группы «CocoRosie».
  • «Werewolf» — песня группы «Cat Power».
  • «Оборотень» — песня группы «Пикник»
  • «Оборотень» — песня группы «Мельница»
  • «Орландина» — «АукцЫон».
  • Shakira — «SheWolf»
  • Rage — «Full Moon»
  • Крюгер — «Оборотни»
  • Garou
  • «Король и шут» — «Охотник» и «Медведь»
  • «Sonata Arctica» — «Fullmoon»
  • «Агата Кристи» — «Вервольф»
  • Wednesday 13 — American Werewolf in London
  • песня группы «Волколак» — «Гибель Волколаков», «Волчья прощальная»
  • НаВэ — «Оборотень»
  • «Вандал» — «Волк-оборотень».
  • «Неприкасаемые» — «Оборотень с гитарой», альбом «Третья чаша» 2005 года; эта песня написана и исполнена совместно с Сергеем Шнуровым
  • «Wolf» — Iced Earth в альбоме «Horror Show».
  • «Вервольф» — песня группы «Агата Кристи», альбом «Чудеса» 1998 года.
  • «Du riechst so gut» («Ты так хорошо пахнешь») — песня группы «Rammstein».
  • «Оборотень» — песня Ольги Арефьевой.
  • «Werewolf Heart» — песня Dead Man’s Bones.
  • Вадим Самойлов (Агата Кристи) и группа Пикник — «Оборотень».
  • «Оборотень» — песня Виктора Третьякова.
  • «Князь-оборотень» — Пелагея.
  • «Вервольф» — КняZz (Сольный проект Андрея Князева) 2011год.
  • «Взошла Луна» — «Эпидемия», альбом «Дорога Домой» (2010)
  • «Curse of the Werewolf» — группа Timeless Miracle, альбом «Into The Enchanted Chamber»
  • «Moonlight Equilibrium» — группа The Black Dahlia Murder, альбом «Ritual»
  • Margenta — «Саксонский корпус» (песня вышла на первом альбоме проекта Династия Посвящённых в 2007; Песню исполняет Анатолий Аёшин)
  • Moonspell — песни «Wolfheart», «Full Moon Madness» и «Lickanthrope»
  • Type O Negative — песня «Wolf Moon»
  • «Wehrwolflied» — группа Wolfnacht, альбом «Project Ordensburg»
  • Оборотни являются основной темой текстов немецкой power metal группы Powerwolf
  • «The Blackest Incarnation» — группа «The Black Dahlia Murder», альбом «Unhallowed»
  • «Vollmond» — группа In Extremo, альбом «Sünder Ohne Zügel»
  • "The Werewolf of Westeria" - John 5, альбом "The Devil knows my name"
  • "Waking the demon" - группа Bullet for My Valentine

В компьютерных играх

В компьютерных играх оборотни обычно являются врагами или злыми персонажами, противостоящими игроку и другим положительным героям.

Компьютерные игры, в которых фигурируют оборотни:

  • Altered Beast
  • Baldur's Gate: Tales of the Sword Coast — в игре есть Werewolf’ы и Wolfwere’ы
  • Blood Omen: Legacy of Kain — главный герой способен превращаться в облако тумана, летучую мышь и оборотня
  • BloodRayne
  • Castlevania
  • Diablo II: Lord of Destruction — персонаж, друид, мог принимать форму волка и медведя.
  • Disciples II — юнит ближнего боя Орд нежити, неуязвимый к атаке обычным оружием
  • Discworld Noir
  • Dragon Age: Origins — проклятые люди которых можно спасти; персонажи одного из квестов основного сюжета (привлечение в союзники долийских эльфов или оборотней)
  • Fable
  • Gabriel Knight 2: The Beast Within
  • Goblins 3 (Goblin’s Quest 3)
  • Gods & Heroes: Rome Rising
  • Gothic 3 — Друидский камень волка / The druid stone of the wolf
  • League of Legends — Один из игровых персонажей: Warwick
  • Legendary
  • Lineage 2 — персонажи, контролируемые компьютером: Werewolf, Lychantrop
  • Lords of Doom (1990) — в игре 4 босса: оборотень, вампир, зомби и мумия
  • MonstersGame
  • Neverwinter Nights — во второй главе (порт Лласт) игрок может разоблачить оборотня и вылечить людей, заражённых им; также в игре встречаются оборотни-коты
  • Neverwinter Nights 2
  • Perfect World — персонажи расы Зооморфов могут превращаться в лис (женщины) и белых тигров (мужчины).
  • Prime World — герои Клык (докты) и Коготь (адорнийцы)
  • Rappelz
  • Quest for Glory IV: Shadows of Darkness Цыгане умеют принимать облик волков
  • Sacred 2: Fallen Angel
  • Silver — выступают в качестве противников
  • Silverfall
  • Sonic Unleashed — ёж Соник принимает форму Werehog’a (ежа-оборотня)
  • Terraria- после убийства hard-модного босса «Стена Плоти» появляются в виде враждебных существ(обычно в полнолуние)также имеется возможность стать одним из них одев аксессуар выпадающий из них
  • The Suffering — главный герой в ходе игры способен контролируемо превращаться в монстра на некоторое время
  • The Elder Scrolls III: Bloodmoon — враждебные существа; по ходу основной сюжетной линии игрок также может стать оборотнем
  • The Elder Scrolls Chapter Two: Daggerfall — враждебные существа; игрок также может стать оборотнем-волком или оборотнем-кабаном
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — представлены как противниками игрока, так и его союзниками. Есть возможность стать оборотнем во время выполнения квестовой линейки Соратников.
  • Wolf Team — мультиплейерный шутер, где, в зависимости от режима игры, можно играть вервольфом
  • Vampire: The Masquerade - Bloodlines — встречается в одном из финальных квестов («The Enemy of My Enemy»), также игроку поручают выкрасть кровь оборотня в одном из побочных квестов ("Bloody Mess

")

В настольных играх

Наиболее ярко оборотни показаны в линейках Werewolf: The Apocalypse и Werewolf: The Forsaken соответственно по Старому и Новому Миру Тьмы.

См. также

Примечания

  1. Даль В. И. О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа
  2. Роджер Хайфилд, «Гарри Поттер» и наука: Настоящее волшебство, Екатеринбург: У-Фактория, 2006, С. 247—252, 262. ISBN 5-9709-0179-2
  3. http://horror.citycat.ru/tekst/were.html
  4. Братья Комаровы «Сказки» М.: ИПЦ МАСКА, 2009. — 208 с.

Ссылки

  • Оборотни
  • Оборотни в славянском язычестве


Ликантроп.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24